История государственного управления сферой здравоохранения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Целью работы является на основании научной литературы и статей раскрыть историю и перспективы развития здравоохранения в РФ. Для раскрытия темы данной работы были проработаны статьи журналов, некоторых источников о истории развития государства российского и нормативно-правовая база по данной проблематике.

Оглавление

Введение
1.Становление и развитие здравоохранения до 1917 года.
2. Формирование здравоохранение в период 1917 — 1991 гг.
3.Современный этап развития здравоохранения в России .
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат по ИГУ в России.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

 

ГОУ ВПО ВОЛГО-ВЯТСКОЙ  АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

ФИЛИАЛ ГОУ ВПО ВОЛГО-ВЯТСКОЙ  АКАДЕМИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В Г.ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

      • Кафедра  Государственное и муниципальное управление

 

      • РЕФЕРАТ

по дисциплине «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»

 

История государственного управления

сферой здравоохранения  в России

 

 

Специальность:

Государственное и муниципальное  управление

            • Выполнил:    студент группы 10-Г-31

            • I курса заочного обучения                                                             Сыров Дмитрий Владимирович

            • Научный руководитель: 

к.и.н., доцент

            • Данилова Антонина Петровна

 

 

          • Чебоксары 2011

     

    План работы

     

     

    Введение

    1.Становление и развитие здравоохранения до 1917 года.

    2. Формирование здравоохранение в период 1917 — 1991 гг.

    3.Современный этап  развития здравоохранения в России .

    Заключение

    Список литературы

    Введение.

    Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, Конституциями и иными законодательными актами республик в составе Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. Органом управления в сфере здравоохранения выступает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, соответствующие министерства здравоохранения субъектов РФ.

    Объектом исследования данной работы является государственное  управление сферой    здравоохранения  в России.

    В основной части работы представлены исторические факты развития здравоохранения. Основная работа была разделена на три раздела. Это было сделано в целях разделения по эпохам так скажем правления. Разный государственный устрой предполагал разное развитие, и разные методы и подходы к  решению задач.

    В первый раздел о царской России. Очень большой период нашей истории в кратких событиях  возникновения здравоохранения в целом.

    Во втором разделе рассматриваться  этап развития советского периода.

    В третьем разделе в основном проанализирована ситуация сложившаяся  после распада СССР. Раздел предусматривает  проблемы которые необходимо решить и те что были частично решены.  В связи с разногласиями в источниках о видении проблемы были приведены задачи, которые необходимо было и будет решать в данное для нас время. Описание национального проекта «Здоровье».

    Целью работы является на основании научной литературы и  статей раскрыть историю и перспективы  развития здравоохранения в РФ. 

    Для раскрытия темы данной работы были проработаны статьи журналов, некоторых источников  о истории  развития государства российского и нормативно-правовая база по данной проблематике.

     

     

    1. Царское время

    История развития отечественного здравоохранения начинается с Древней  Руси. Со времени принятия христианства на Руси стала складываться общественная система призрения, основанная на милосердии в благотворительности. Пришедшие на Русь из Византии монахи принесли с собой представление о врачевании и об общественном призрении как прерогативе церкви. На протяжении многих веков церковь и монастыри были средоточием социальной помощи «сирым и убогим», увечным и больным. 
     При монастырях же были созданы в XI веке первые больницы в Переяславле, Киеве, позднее в Новгороде, Смоленске, Львове и других городах. 
     В Московском государстве появились элементы государственного здравоохранения. Был учрежден специальный орган управления медицинским делом — Аптекарский приказ (1620 г.). Созданный первоначально с целью обеспечения лечебной помощью царского двора, уже к середине XVII в. он превратился в крупное общегосударственное учреждение. В функции Аптекарского приказа входило: руководство аптеками, аптекарскими огородами, организацией сбора лекарственных растений; создание медицинской службы в армии; организация временных госпиталей; приглашение на службу иностранных врачей и наблюдение за работой врачей, подготовка врачей; перевод медицинских книг на русский язык; освидетельствование здоровья различных лиц. В задачу Аптекарского приказа входило и проведение мероприятий по борьбе с эпидемиями. Среди этих мер были простейшие карантинные мероприятия, введение правил захоронения умерших; извещение царского двора о случаях «повальных болезней», сжигание зараженных предметов.

    В XVIII в. в России произошли  многие преобразования в медицине, часть из них была инициирована Петром I: уделялось внимание мерам по сохранению здоровья солдат и матросов, издавались указы о соблюдении гигиены в войсках и на кораблях, о предупреждении заразных болезней в армии, об улучшении помощи больным и раненым, о создании военных госпиталей и богаделен, организации госпитальных школ и др.

    В XVIII в. Россия по-прежнему являлась единственной страной, в которой  существовал единый орган управления медицинским делом. В 1721 г. создается  Медицинская канцелярия — преемница  Аптекарского приказа. Во главе Медицинской  канцелярии стоял архиятр. Должность эту занимали многие известные врачи, но особенно результативной была деятельность на этом посту врача-реформатора П.З.Кондоиди. В 1763 г. Медицинская канцелярия была преобразована в Медицинскую коллегию во главе с президентом — не врачом.

    В 1775 г. произошла реформа гражданского управления, в губерниях были созданы приказы общественного призрения. Одной из главнейших их обязанностей было открытие больниц, аптек, богаделен, сиротских домов, смирительных домов для душевнобольных.  В эти годы значительно расширяются типы учреждений. Кроме военных госпиталей создаются гражданские больницы (в 1763 г. — Павловская и в 1776 г. — Екатерининская больницы в Москве, в 1779 г. — Обуховская больница в Петербурге). Создаются учреждения для призрения психических больных (больницы или отделения). Открываются государственные и частные аптеки, курорты (первый — по указу Петра I в 1719 г. в Олонецком крае), организуются родовспомогательные заведения. Для проведения вариоляции (профилактика оспы) создаются «оспенные» дома. 
     Несмотря на крайне недостаточное число госпиталей и больниц, скудость средств, отпускаемых на их содержание, малочисленность медицинского персонала, все же этот период можно рассматривать как начало организации больничного дела, причем практически для каждого типа учреждений, особенно для аптек и госпиталей, неоднократно вырабатывались регламенты их деятельности. 
     С усилением господства — абсолютной монархии — благотворительное движение становится все более светским из-за государственной политики финансового и правового ограничения монастырей и храмов, а также поощрения частной благотворительности дворянского сословия. В период всего XVIII века милосердие и благотворительность постепенно принимали организованные формы. Управление и финансирование благотворительных учреждений осуществлялось государством, частными лицами и церковью.

    В начале XIX в. по примеру стран Западной Европы в России произошла реформа  государственного аппарата, которая  привела к созданию министерств  по различным отраслям народного хозяйства. Но министерства здравоохранения по этой реформе не предусматривалось ни в одной стране. В России в 1803 г. был создан медицинский департамент в составе Министерства полиции (в 1819 г. объединенного с Министерством внутренних дел). Началась децентрализация управления медико-санитарным делом, и прогрессивные традиции были практически утрачены. 
     Характерной особенностью этого периода явилось создание специализированных больниц — глазных, детских, для психических и венерологических больных. В 1803 г. в Петербурге и Москве были открыты Мариинские больницы для бедных, названные по имени императрицы Марии Федоровны (супруги императора Павла I), которая стала основательницей своеобразного Ведомства учреждений императрицы Марии, сосредоточившем в себе воспитательные дома, приюты для слепых, глухих, увечных, ряд больниц в другие учебно-воспитательные и лечебные учреждения. Во второй половине XIX в. это Ведомство имело статус Министерства. В этот период стала развиваться амбулаторная помощь, при больницах начали функционировать амбулатории, в 1854 г. в Петербурге была создана Максимилиа-новская лечебница для приходящих больных, находящаяся под попечительством Максимилиана Ляхтенбергского, а затем великой княгини Елены Павловны, консультантами лечебницы были известные врачи, в том числе и Н.И.Пирогов. 
     Большинство учреждений существовало на частные и благотворительные пожертвования. Наиболее крупным благотворительным обществом в России было Ведомство учреждений императрицы Марии. Параллельно и независимо от него действовало Императорское человеколюбивое общество и ряд других. Кроме того, формировалась сословная благотворительность. Каждое сословие на правах самоуправления заботилось об оказании помощи своим нетрудоспособным гражданам. В соответствии с этим открывались дворянские, купеческие, ремесленные, епархиальные благотворительные учреждения и заведения военного ведомства; продолжали существовать частные благотворительные учреждения.

    Оновную часть населения царской  России составляло бедное крестьянство. Отмена крепостного права в 1861г. серьезно улучшить жизнь крестьян не смогла. В 1864 г. в ходе либеральных реформ Александра II при органах местного самоуправления (земствах) были организованы медицинские и другие социальные службы в бедных сельских районах. Открывались мелкие медицинские пункты, обслуживаемые врачом и несколькими помощниками, и больницы. Медицинское обслуживание финансировалось за счет налогов и было бесплатным. К 1890 г. 16% российских врачей работали в земской медицине. К 1913 г. в системе земской медицины насчитывалось 4367 сельских медицинских пунктов, 4539 фельдшерских пунктов и 49 087 больничных коек. Для обслуживания 80 млн жителей этого было мало, но тем не менее земская медицина стала основой, на которой была построена советская система здравоохранения, поскольку именно она показала, что организовать бесплатное медицинское обслуживание, обеспечив при этом медицинский персонал заработной платой, возможно. С развитием промышленности росло значение городов, в которых увеличивалась доля рабочего населения. В 1912 г. была введена система социального страхования по Бисмарку, которая подразумевала материальное обеспечение рабочих во время болезни и после несчастных случаев. Застраховано было 20% рабочих.

    3 июня 1912г. Правительством был  принят закон о страховании рабочих в случае болезни и несчастных случаях. Организационную основу страховой медицины составляли больничные кассы, которые могли быть территориальными (общие) и профессиональными (при предприятиях). В состав касс входили и предприниматели, во многом определявшие политику и практическую деятельность этих учреждений. Средства больничных касс образовывались из взносов рабочих и из выплат промышленников. Максимум вычета с рабочих был равен 3% заработка; при большем числе участников кассы процент уменьшался Размер взносов владельца предприятия был определен в 2/3 суммы взносов, взимаемой с участников кассы. 
     Закон устанавливал, что лечение рабочих должно было производиться за счет владельцев предприятий, но содержание собственных больниц, даже при крупных заводах и фабриках, признавалось для предпринимателей необязательным.

    Больничные кассы обеспечивали рабочих 3 видами пособий; болезнь и  несчастный случай (от 25 до 75% заработка), роды (50—100%) и погребение в случае смерти застрахованного (100—150% месячного заработка). 
     Принятый закон, таким образом, был далек от совершенства и вызывал обоснованную критику. Система страхования распространялась только на рабочих, а их в России было немного. Кроме того, закон не распространялся на Сибирь, Дальний Восток и Туркестан. В общем, приблизительно только 15% рабочих подлежало страхованию. 
     После февральской революции 1917 г. была попытка улучшить систему страхования рабочих. Закон от 17 июня 1917 г. вводил ряд нововведений и, прежде всего, предусматривал распространение страхования на все отрасли промышленности и на широкие слои рабочих. Но ничего нового не было принято по одному из основных пунктов о средствах больничных касс, здесь все оставалось по-прежнему. 
     Таким образом, к 1917 г. в России существовали государственные медицинские учреждения, ведомственные, частные и благотворительные учреждения.

    В целом государство отдавало предпочтение мерам по охране здоровья, улучшению  санитарно-гигиенических условий  и борьбе с инфекционными заболеваниями, а не собственно медицинской помощи. Число медицинских учреждений, врачей и медицинских сестер было недостаточным для обеспечения потребностей населения. Так, в 1913 г. на 6 900 жителей Российской империи приходился один врач; на 1000 человек — 1,3 больничной койки, а медицинские учреждения были распределены по территории страны крайне неравномерно.

     

    2.Советское время

    События первой половины XX в. — Первая мировая и гражданская войны, последующие голод и массовые эпидемии — нанесли по здоровью и здравоохранению сокрушительный удар: многие медицинские учреждения были разрушены, а нагрузка на здравоохранение надолго возросла. Вскоре после октябрьской революции только от сыпного тифа (эпидемия которого охватила 20—30 млн человек) погибло 3 млн человек .

    В создании программы восстановления здравоохранения участвовал Н. Семашко, и в основу советского здравоохранения легли разработанные им принципы:

    • ответственность государства за здравоохранение;

    • общедоступность бесплатного медицинского обслуживания;

    • профилактика социально значимых заболеваний;

    • качественное медицинское обслуживание;

    • тесное взаимодействие медицинской науки и практики;

    • единство пропаганды здорового образа жизни, лечения и реабилитации. На основе этих принципов государство создало целостную систему общедоступного бесплатного медицинского обслуживания.

    Тяготы революции, гражданская  война, разруха, голод, несовершенная  организация медико-санитарной помощи, недостаток врачей обусловили перечень неотложных задач этого периода: строительство новой системы организации медико-санитарной службы в Красной Армии; борьба с эпидемиями; привлечение медицинских работников к активной работе и создание необходимых учреждений для оказания медицинской помощи населению; охрана материнства и младенчества.

    26 октября  (8 ноября) 1917 г. при Военно-революционном  комитете Петроградского Совета  рабочих и солдатских депутатов  был образован ме-дико-санитарный  отдел во главе с М.И.Барсуковым. Этому отделу поручалось начать  реорганизацию медико-санитарного  дела в стране, а также организовать медицинскую помощь восставшим. 
     Среди создаваемых в эти годы Комиссариатов не было специального Комиссариата здравоохранения, но в различных Комиссариатах организовывались медицинские коллегии. 24 января 1918 г. декретом СНК РСФСР медицинские коллегии всех Комиссариатов были объединены в Совет врачебных коллегий, который стал высшим медицинским органом в стране. Председателем Совета врачебных коллегий был назначен А.Н.Винокуров, его членами стали Е.А.Артеменко, М.И.Барсуков, В.М.Бонч-Бруевич (Ве-личкина), С.Ю.Багоцкий. И.С.Вегер, М.Г.Вечеслов. М.В.Головинский, С.И.Мицкевич, Е.П.Первухин. После переезда Советского правительства в Москву в марте 1918 г. в Совет вошли Н.А.Семашко, З.П.Соловьев, В.И.Русаков, А.П.Голубков, А.П.Кост, В.С.Вейсброд. 
     Состоявшийся 16—19 июня 1918 г. Всероссийский съезд Медико-са-нитарных отделов Советов по докладу З.П.Соловьева и В.М.Бонч-Бруевич принял решение о создании Народного Комиссариата здравоохранения, кроме того на съезде обсуждались насущные проблемы здравоохранения этого периода: «Об организации и задачах советской медицины на местах» (доклад Н.А.Семашко), «Об организации борьбы с эпидемиями в условиях Советской республики» (доклад А.Н.Сысина), «О страховой медицине» (И.В.Русаков и Г.В.Линдов).

    Информация о работе История государственного управления сферой здравоохранения в России