Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:48, контрольная работа
Геополитика рассматривает пространство с точки зрения политики (государства). Она более динамична по сравнению с политической географией. Геополитика рассматривает государство не в статике, как постоянное, неизменное образование, а в динамике - как живое существо.
РАСПАД СССР
С геостратегической точки зрения, Россия отождествляется с Евразией, совпадает с геополитическим понятием хартленд или, по Макиндеру, “Географической Осью Истории”. Она объединяет евразийский Запад и евразийский Восток, являясь самостоятельным, особым геополитическим организмом — ни Востоком, ни Западом — со своей особой культурой “Срединной Империи”.
Для России
геополитические последствия
• утрачено более 5 млн. км2 территории (СССР);
• потеряны крупные порты на Балтийском и Черном морях;
• в ресурсном отношении потеряны шельфы морей: Черного, Каспийского, Балтийского;
• российская территория оказалась “отодвинутой” на север и восток;
• потеряны прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе;
• появление на новых рубежах России ряда экономически слабых стран – бывших советских республик (уровень ВВП в 1997 г. в Армении составлял 20%, Азербайджане 23%, в Киргизии 20% уровня 1991 г.), для которых она, как в свое время СССР, вынуждена в тяжелых условиях оставаться “донором”;
• на юге Россия практически выполняет роль защитника Европы от исламского фундаментализма, что привело к ее участию, например, в военной конфронтации в Таджикистане;
• на востоке Россия имеет крайне малочисленное население (всего 8 млн. человек живет на Дальнем Востоке) при экономической слабости региона, что способствует китайской и вьетнамской эмиграции, оцениваемой специалистами цифрами от 150-200 тыс. до 500 тыс. чел. и даже 2 млн.;
• необустроенность границ с новыми независимыми государствами длиною более 11 тыс. км;
• попытки конфедерализации России (претензии в начале 90-х гг. Татарстана, Чечни, Башкортостана, Якутии, Красноярского и Приморского края, Калининградской области и других регионов на полный суверенитет).
К геополитическим последствиям распада СССР надо отнести и усиливающиеся региональные контрасты: разница в доходах населения страны составляет приблизительно 1:14. В перспективе можно ожидать еще большего разрыва в доходах. Тому есть несколько причин:
• усиление вывоза сырья (нефть, газ, руды, алмазы, драгметаллы и др.) из ресурсных районов страны (это стимулируется Западом, Китаем и Японией, другими странами АТР);
• влияние мощного лобби, прежде всего олигархов, представляющих топливно-энергетический комплекс, финансовые структуры в Москве;
• более 95% финансов России оборачивается в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.
Москва — единственное безресурсное исключение — находится в числе благополучных регионов. Объясняется это тем, что в Москве вращается около 80% капиталов страны плюс субвенции, которые она получает, выполняя столичные функции.
Большинство районов России не просто депрессивные, а бездействующие. Это Кабардино-Балкария, Дагестан, Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Адыгея, Чечня, Ингушетия. В Ингушетии, например, на одно рабочее место приходится 197 безработных. Приблизительно такое же положение сохраняется в Дагестане.
Богатые регионы стремятся выделиться, получить особый статус выхода на мировой рынок (Якутия), добиться национально-государственной самостоятельности (Татарстан, Башкортостан и др.) или отделения (Чечня). В этом региональные элиты видят средство для укрепления своей власти. Бедные регионы, естественно, стремятся получить больше дотаций за счет особых отношений с “властвующими” элитами Москвы. Но возможности Центра за годы реформ резко ослабли. Правительство, как показывает практика, не способно обеспечивать эффективное экономическое взаимодействие субъектов Федерации.
Растянутость коммуникаций России (особенно в Сибири и на Дальнем Востоке), затруднение передвижения людей (прежде всего по экономическим причинам) способствуют процессу дезинтеграции страны. Поэтому и “дальневосточный торс, и в целом Сибирский хребет России не так уж надежен и прочен как прежде, в условиях абсолютной централизации власти”. Безусловно, если завоз зерна и топлива на Дальний Восток из Центра дороже, чем из США и Японии, возникает вопрос: “Зачем Дальнему Востоку Центр?”. Поэтому, пока правительство перекладывает решение острых социально-экономических вопросов на субъекты Федерации, оно “подогревает” еще один мощный фактор дезинтеграции России.
Результатом распада СССР явилась и сложная демографическая ситуация в РФ. За годы реформ она стала катастрофической. По данным Госкомстата, население России (несмотря на довольно активную иммиграцию русских, украинцев, белорусов из стран ближнего зарубежья — Прибалтики, Казахстана, Таджикистана и других регионов) убывает: за 1993 г. оно уменьшилось на 804 тыс. человек, за 1996 — на 912 тыс., за 1997 — почти на 1,5 млн. человек.
Экономическое, демографическое, научно-техническое ослабление России ведет к уменьшению ее международной роли, катастрофическому падению авторитета страны. Ставятся под угрозу геополитические интересы России, т. е. приоритеты постсоветской России в мировой политике.
Внешние проблемы России теснейшим образом связаны с внутренними. В этой связи возникает проблема границ страны с Прибалтикой, Китаем, Японией и другими государствами. Наиболее острой является проблема северных территорий – спор между СССР, а потом Россией и Японией по вопросу о принадлежности Курильских островов: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
С проблемой границ связаны еще и такие геополитические аспекты, как выход к морям, включенность в мировые коммуникации и пространственное положение по отношению к центрам сегодняшней и будущей мировой активности. Проблема доступа к морям может рассматриваться в военном, внешнеэкономическом и ресурсном планах. Реальное военное значение Черного и Балтийского морей имеет для страны региональный характер. Если Россия отдаст Японии вышеуказанные острова, то она потеряет выход в Тихий океан, т. е. полностью лишится доступа к портам, через которые пока идет основной поток ее экспорта. Аналогичное положение сложилось с автомобильными, железнодорожными и трубопроводными коммуникациями на Западе. Почти все они стали проходить по территории соседних государств, чтобы достичь стран Центральной и Западной Европы. Другими словами, произошло геополитическое оттеснение России от мировых коммуникаций в северо-восточный угол Евразии. А это порождает комплекс сложных хозяйственных, финансовых, транспортно-экономических, социальных и других проблем.
Таким образом, в результате распада СССР геополитическая уязвимость России возросла многократно и это особенно опасно в условиях “третьего передела мира”, продвижения НАТО к границам России, военных акций НАТО в Европе и на Ближнем Востоке, нового всплеска международного терроризма.
Распад Советского Союза имел для России целый ряд важных последствий. Прежде всего, это изменение геополитического и социально-экономического положения страны.
По всему периметру сухопутных границ России образовались суверенные государства. Все они, за исключением стран Балтии, входят в СНГ и созданный в его рамках Экономический союз.
СССР существовал а биполярном мире, в условиях противостояния двух экономических и военных блоков — НАТО и Варшавского пакта. В настоящее время многие бывшие союзники СССР по Варшавскому договору стали стремиться вступить в НАТО. В его состав уже включена Польша, Венгрия и Чехия, а в перспективе планируется включить и ряд других стран. В связи с этим, России необходимо усилить свое геополитическое влияние, восстановить былой политический авторитет и экономические связи в этом регионе. Наиболее важными сейчас для нашей страны являются региональные соглашения со странами Балтийского и Черноморского бассейнов, их выполнение.
На западе государства Балтии, Белоруссии и Украина как бы отгородили Россию от зарубежных государств Европы. Они пытаются настоять на невыгодных для нашей страны условиях перевозки грузов через их территорию.
Сложная, взрывоопасная обстановка складывается также на южных рубежах России.
На востоке Россия соседствует со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Развитие политических и экономических отношений с новыми индустриальными странами (Южной Кореей, Индонезией, Тайванем, Филиппинами), Японией и Китаем очень важно для экономики России, прежде всего ее Восточного макрорегиона.
Одним из наиболее тяжелых последствий распада СССР стала потеря Россией многих выходов к Мировому океану. Потеряны почти все крупные морские порты на Западе (кроме Калининграда, Санкт-Петербурга, Новороссийска), около 1/2 торгового флота по тоннажу.
Политические и экономические перемены в стране и мире привели также к потерям демографического, экономического и научно-технического потенциала России. Население России уменьшается, ухудшаются все важные демографические показатели. Растет смер-тность, число заболеваний, уменьшается рождаемость и естественный прирост. Резкое сокращение доли молодых возрастов в возрастной структуре населения требует проведения особой демографической политики, направленной на поддержание простого воспроизводства населения. Демографическая ситуация осложняется потоком русских беженцев, хлынувшим из бывших союзных республик.
Распад СССР повлек за собой также изменение экологического состояния России.
Увеличилась
«северность» страны. Как ллл было
сказано выше, 64% площади России находится
в области распространения
В последние годы происходит экологическая деградация структуры хозяйства. Доля сырьевых секторов резко возросла, а доля обрабатывающей промышленности (особенно наукоемких, экологически более приемлемых отраслей) сократилась. Общее сокращение производства не привело к соответственному сокращению давления человека на природу. В 1990-1995 гг. ВВП уменьшился на 39%, а водозабор —только на 17%, сброс загрязненных сточных вод — на 12%. Это говорит, о росте удельной ресурсоемкости производства и увеличении его отходности.
Увеличивается количество аварий и катастроф с большими негативными экологическими последствиями.
Динамика структуры экспорта также носит антиэкологический характер.
Вблизи границ России, на территориях бывших союзных республик возникли новые очаги загрязнения, из которых в Россию поступают отравленный воздух и вода.
Благополучие всех россиян зависит, прежде всего, от наличия здоровой среды обитания. Поэтому экономическая политика государства должна состоять в охране ненарушенных земель и оздоровлении загрязненных территорий.
Огромный
пространственно-экологический
Несмотря
на ухудшение геополитического и социально-экономического
положения, Россия в силу своего экономико-географического
положения, хода исторического и культурного
развития по-прежнему занимает лидирующее
место в рамках экономического пространства
СНГ. Несмотря на то, что Россия сейчас
потеряла значительную часть своего международного
влияния в военной, политической и экономической
сферах, ее роль на мировой политической
арене по-прежнему велика. Влияние России
в решении важнейших геополитических
проблем (какими, например, являются возрастающее
могущество Китая или конфликтная ситуация
в исламских странах) no-прежнему несомненно.