Геополитика современной Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данного исследования обуславливается, прежде всего тем, что геополитика во всем мире занимает особое положение. Благодаря научным достижениям основателей геополитики немедленно применялись на практике и тем самым, были поставлены на службу государственной власти, конкретной политической практике, международным отношениям и военной стратегии. О геополитике написано много работ. Существует и множество различных определений этого явления

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЫ ГЕОПОЛИТИКИ
1.1. Концептуальные основы исследования геополитики
1.2. Французская школа геополитики
ГЛАВА II. РОЛЬ ФРАНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1. Место Франции в современной мировой политической системе
2.2. Основы направления реализации геополитических устремлений Франции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диана_готовое 23.12..doc

— 215.00 Кб (Скачать)

Изменения в политическом климате Европы приведут к «европеизации» НАТО и активизации Западноевропейского союза, атлантические структуры безопасности будут переплетаться с западноевропейскими.

Для Вашингтона есть ряд благоприятных факторов в интеграционных процессах в Западной Европе: сокращение военных расходов США на европейскую оборону, усиление Западной Европы в военном отношении позволит США высвободить средства для обеспечения своих интересов за пределами сферы НАТО. Но Соединённые Штаты не хотят утратить военно-политическое влияние в Европе и стремятся подвести все объединительные начинания под эгиду НАТО.

Современная французская военная доктрина основана на концепциях национальной независимости, ядерного сдерживания и военной достаточности. Франция - участник основания Северо - атлантического Договора (НАТО), и работала активно с союзниками, чтобы приспособить НАТО - внутренне и внешне - к обстановке после холодной войны. В декабре 1995, Франция объявила, что её участие в военном крыле НАТО будет увеличено, включая Военный Комитет. Президент Ширак заявил, что Франция может вернуться к объединенной военной структуре НАТО, в зависимости от продвижения к усиленной Европейской Безопасности и обороны в пределах Союза. В Париже в мае 1997 года прошла Встреча на высшем уровне НАТО– РОССИЯ для подписания Основного Акта о Взаимоотношениях, Сотрудничестве и Безопасности.18

С началом бомбардировок Югославии во Франции большинство населения, 58 процентов, выступило за участие в акции НАТО, а 29 процентов - против.

В целом можно сделать вывод о том, что Франция изменила свою политику в отношении альянса; это произошло «во имя Европы и с целью создания европейской системы обороны, что знаменовало собой изменение, представляющее чрезвычайное значение для НАТО в качестве единого целого.

В 1980-е годы внешняя политика Франции претерпела интенсивную эволюцию. Во французском обществе началась переоценка голлистских традиций и укрепилась тенденция к интеграции в блоковую структуру Европы. Эта линия была в основном атлантической, направленная на повышение автономии Западной Европы по отношению к обеим сверхдержавам. Наметился возврат к концепции независимой европейской обороны. Франция вновь сделала заявки на роль одного из главных гарантов европейского равновесия и вдохновителя «новой Европы».

Объединение Германии вызвало во Франции неоднозначные реакции. Хотя большинство французов и одобрили воссоединение, многие стали высказываться насчёт того, что теперь Германия станет мощным и недосягаемым конкурентом.

Фундаментом нового европейского порядка президент Ф. Миттеран предполагал сделать Европейское Сообщество, которое, по его мнению, должно было быть связано с остальными государствами континента широкой сетью многостороннего сотрудничества в рамках так называемой конфедерации. Этот путь предполагал возможную альтернативу будущему расширению ЕС.

При Миттеране очевидно произошёл отказ от прямых претензий на главенство Франции в Западной Европе и растущая тенденция к ограничению государственного суверенитета в пользу наднациональных структур, приоритет западноевропейской интеграции на остальными внешнеполитическими направлениями, согласие на участие США в европейской системе.

Как во всех других западных демократических государствах, граждане во Франции больше обеспокоены проблемами внутри страны, чем за границей. Экономический кризис, устойчивые уровни безработицы, которые являются даже выше чем где-нибудь ещё в Европе, и существование того, что Жак Ширак называл, во время его кампании по выборам президента 1995 года, «социальным переломом» стоят на повестке дня сейчас. Перед лицом этих ежедневных трудностей, крупные международные или стратегические вопросы имеют ограниченный интерес. В течение выборов в Национальное Собрание 25 мая и 1 июня 1997 года, главные политические партии посвятили небольшое время внешней политике. Не только программы партий ничего не говорили о международных проблемах, но и их лидеры - Алэн Жюппэ из консервативной коалиции и Лионель Жоспэн из Социалистической Партии.

Последние события на Балканах свидетельствуют о том, что в настоящий момент международные проблемы снова выходят на первый план. Франция и её официальный курс поддерживают США и НАТО в их действиях в Европе. Курс европейской валюты «евро» в связи с этим продолжает падать и это не может не беспокоить политиков в Европе. Безусловно, это может привести к возрастанию роли США и НАТО в Европе. Таким образом, геополитика в современном мире получает новое воплощение.

По нашему мнению сейчас, в отсутствии в ближайшей и отдалённой перспективе крупных вооружённых конфликтов, необходимо, чтобы идея Европы завоевала сердца и умы французов. Европейский Союз сможет развиваться лишь тогда, когда он будет принят гражданами ЕС, когда его идеи будут наполнены жизнью, когда он займет прочное место в душах людей. Европейский процесс должен получить больше демократической легитимности.

В настоящее время геополитические процессы в Европе и во Франции в частности тесто связаны с экономическими санкциями, вводимыми странами евросоюза и США в отношении Российской Федерации. Однако президент Франции Франсуа Олланд. Прибыв на саммит в ЕС, заявил, что «в интересах Украины, России и Европы как можно скорее найти решение для украинского кризиса. Я считаю, что если от России последуют те жесты, которых мы ожидаем, нет оснований объявлять новые санкции, а, наоборот, следует посмотреть, как и мы тоже можем приступить к деэскалации», — сказал французский президент. Он напомнил про свой недавний визит в Москву и указал на усилия, которые предпринимает вместе с германским канцлером Ангелой Меркель для поиска выхода из украинского кризиса. «Россия подверглась санкциям, это мы их объявили. Мы знаем, что они имели эффект в России, но и в Европе тоже. Как только Россия вступит в процесс, который может содействовать решению кризиса на Украине, у нас не будет причин продолжать эту ситуацию»19.

В настоящее время в связи с процессами всебщей глобализации трудно дать оценку развитию геополитики Франции в частности. Однако отметим, что руководство страны активно выражает свою политическую позицию и идет по пути укрепления своего влияния на мировое сообщество.

 

2.2. Основы направления реализации

геополитических устремлений Франции

 

На современном этапе Франция входит в состав Западной Европы как самое крупное государство. Ее экономическое развитие достигло значительных успехов. Франция экономически более развита, чем Испания, Германия, Южная Италия и скандинавские страны. Также Франция занимает выгодное геополитическое положение. На своем протяжении всей истории и на данный момент одна из семи ведущих экономически развитых стран, является постоянным членом совета безопасности ООН, обладательница ракетно – ядерного потенциала и активная участница западно – европейской интеграции. Франция граничит с пятью странами Европейского Союза и Швейцарией, а туннель под Ла – Маншем соединяет ее с Великобританией. На западе Франция омывается Атлантическим океаном (Бискайский залив и пролив Ла- Манш), а на востоке Средиземным морем.

Во внешнеэкономической деятельности в 2012 году товарооборот Франции вырос на 2,5 % по сравнению с 2011 годом и составил 950, 48 миллиардов евро. Экспорт Франции в 2012 году на 3,2 % по сравнению с 2011 годом и составил 441,66 миллиардов евро, импорт вырос на 1,3 %. В 2012 г. основными внешнеторговыми партнерами Франции были по товарообороту – Германия (159,74 млрд. евро), Бельгия (70,63 млрд.) и Италия (68,34 млрд.).

Основные партнеры по экспорту – Германия (доля 16%), Италия (7%) и Бельгия (7%). Основные партнеры по импорту -Германия (доля 17%), Китай (8%) и Бельгия (8%).

По данным Французского агентства по привлечению иностранных инвестиций по итогам 2013 года Франция заняла 5-е место в мире по объему привлеченных прямых инвестиций.

Что касается происходящих санкций со стороны Запада и Америки, то это затронуло и французский бизнес нанеся ущерб, по оценкам спикера, составил 1 миллиард евро. Французские бизнесмены, которые ранее обращались с настоятельным требованием отменить санкции против России, заметили, что их позиция не изменилась. В частности, депутат Национального собрания Франции Тьерри Мариани выразил мнение, что только «диалог сможет уменьшить напряженность в отношениях, которую не хотят ни французы, ни русские».20 По его словам, общее мнение бизнес-сообщества странны в том, что санкции несправедливы и унизительны. «Обвинения выглядят смешно и недоказательно», - заявил он признав, что «с юго-востока Украины люди действительно бегут от агрессора». 

По словам главы дипломатии Франции, Франция поддерживает стремления Литвы в развитии Восточного партнерства, и надеется на положительные результаты встречи верхов Восточного партнерства, которая состоится в конце ноября в Вильнюсе.

 Во время встречи  обсуждались самые актуальные  вопросы международной политики: положение в Сирии, Египте, переговоры  с Ираном.

Фабиус Л. подчеркнул, что Европа должна быть единой в решении вопросов международной политики — только таким образом можно надеяться на достижение действенных результатов. Фабиус Л. посетил Вильнюс для участия на юбилейном 50-том заседании COSAC — Комитетов национальных парламентов стран-членов ЕС по европейским делам и членов Европарламента, которое проходит в Сейме. Л. Фабиус является основателем данного форума.

Франция поддерживает стремление Литвы со следующего 2015 года присоединиться к еврозоне, также начать переговоры по поводу членства и развития ОЭСР, утверждал министр иностранных дел Линас Лянкавичюс после встречи со своим коллегой их Франции Лоренсом Фабиусом, передает LETA/ELTA.

Франция также поддерживает европейские устремления Молдовы. В рамках официального визита в Париж в 2013 году спикер парламента Мариан Лупу встретился с председателем Комиссии по иностранным делам Национального Собрания Франции Элизабет Гигу. На встрече Элизабет Гигу высказалась за укрепление и расширение двустороннего сотрудничества между Францией и Молдовой, при этом повышенное внимание должно уделяться межпарламентскому направлению сотрудничества.

Важной задачей французской внешней политики является сохранение интернационального влияния державы в условиях глобализации. Реализуя данные миссии, Париж базируется, прежде всего, на совместной работе с государствами-партнерами по Евросоюзу, играя при этом значимую роль в совершенствовании европейского интеграционного движения. Страна возлагает также особенные надежды на формирование партнерских взаимосвязей с США и с иными членами НАТО в двустороннем сотрудничестве и в рамках Альянса.

Значимость взаимоотношений Франции с партнерами по ЕС и НАТО непрерывно множится, проявляя влияние на французскую политику в остальных направлениях. Вместе с тем, устремляясь сберечь или, по возможности, увеличить собственную значимость в рамках традиционных западных союзов, Франция вырабатывает отношения с широким кругом политических партнеров, не входящих в ЕС и НАТО. Регионом, интерес Франции к которому значительно увеличивается, считаются державы южного и восточного Средиземноморья, отмеченные в последние годы «арабскими революциями», а также Африка. Улучшение позиций Страны Китая и остальных быстро развивающихся государств Азии, Африки и Латинской Америки (державы БРИКС) принуждает Париж увеличивать к ним интерес в поисках выгодного партнерства, что особенно актуально в критериях глобализации.

В поиске решений на вызовы современного мира Франция все более базируется на взаимодействии с собственными партнерами по ЕС. Париж остается функциональным участником европейского интеграционного движения и принципиальной движущей силой его становления, а смысл взаимосвязей Франции с государствами-членами Евросоюза, которых стало значительно больше, непрерывно растет.

Европейская политика трансформировалась для Парижа в безусловную ценность, проявляя усиливающееся воздействие на французские внешнеполитические установки в остальных направлениях. «С одной стороны, Франция увеличивает собственную общественно-политическую позицию, часто выступая от имени Евросоюза. С другой стороны, потребность считаться с интересами собственных европейских соседей, ведет к поискам компромиссов. Франко-германский тандем не прекращает играть роль «двигателя» европейской интеграции, невзирая на позиции сторон по разным вопросам внешней политики, которые часто разнятся»21. Особое значение, которое в последние годы Париж придает вырабатыванию партнерских взаимосвязей с США и НАТО, обуславливается всеобщей конфигурацией соотношения сил в мире после завершения холодной войны, а также возникнувшей модификацией Североатлантического альянса. Принципиальным темой реинтеграции в военные структуры НАТО стало желание Парижа увеличить свое воздействие в Альянсе, а также достигнуть гармонии в отношениях с США и их сторонниками в создании «европейской оборонной идентичности».

С Ливии стартовало победное возвращение Франции на Ближний Восток. Вторым вызовом для Парижа стал инцидент в Сирии. Напомним, что в течение долгого времени Сирия пребывала под протекцией Франции, что придавало конфликту оттенок политики и ставило вопрос об исторической ответственности. Французский политолог Ариан Бонзон отмечает: «Партия «Баас» сформировалась в Сирии в 1947 году, объединив в себе арабский социализм и панарабский национализм. Ее основали два франкоязычных сирийских интеллектуала: христианин Мишель Афлак и суннит Салах ад-Дин аль-Битар. Ее идеологические основы прекрасно знакомы французам: республика, национальное государство и светское общество. До прихода к власти клана Асадов, у «Баас» было немало источников поддержки во Франции»22.

Отношения партнерства Франции и стран Северной Африки и Ближнего Востока позволяет руководству страны защищать свои интересы в области экономики, политики и военного дела не только в Средиземноморье, но и в целом на Африканском континенте.

Страна уделяет растущее внимание вырабатыванию взаимоотношений с Китаем, чье воздействие настойчиво увеличивается в условиях финансово-экономического упадка, впоследствии переросшего в долговой кризис еврозоны. Выстраивая взаимоотношения с Пекином, Париж устремляется к ужесточению собственных позиций на интернациональной арене, а также руководствуется принципами финансовой целесообразности. Основная составляющая франко-китайских взаимоотношений – финансовое и торговое партнерство. Перемещение производства из Франции в Китай и остальные державы Азиатско-Тихоокеанского региона было начато в 1980 – 1990-е годы и в настоящее время развилось до постройки французских транснациональных гигантов. На франко-китайские отношения влияет и то, что Пекин, как правило, оказывает мощную государственную поддержку своим компаниям, действующим на международном рынке.

Информация о работе Геополитика современной Франции