Геополитический потенциал республики беларусь в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 03:41, реферат

Краткое описание

С целью более корректного анализа автором были выделены следующие составляющие геополитического потенциала:
a) социально-политический потенциал,
б) демографический потенциал,
в) научно-технический потенциал,
г) геоинформационный потенциал,
д) военно-политический потенциал,
е) геоэкономический потенциал,
ж) интеллектуальный потенциал.

Файлы: 1 файл

геопол.потенциал.docx

— 36.13 Кб (Скачать)

    Научно-технический  потенциал, способность создавать и эффективно внедрять собственные наукоемкие технологии, присутствие на мировом рынке технологий в качестве равноправного и заинтересованного партнера — эти факторы сегодня являются одними из основных для оценки места страны в системе международных отношений.

    Беларусь, к сожалению, не располагает мощной сырьевой базой, в том числе и  топливно-энергетической. Однако наличие  сырьевых ресурсов и изобилие рабочей  силы в современных условиях все  меньше можно расценивать как  конкурентное преимущество. Ведь доля этих факторов в создании стоимости  всех продуктов снижается. Более  того, если в середине XX в. в создании стоимости продукта значительную роль играли предпринимательские способности бизнесменов-менеджеров, создающих национальные ВВП, то сегодня предпринимательство все менее привязано к какой-либо стране или территории. Обращение к инновациям — залог успеха в XXI в. на любой территории, где создают благоприятный климат для бизнеса. Сегодня глобализация протекает, наряду с качественными сдвигами в технологических процессах и инновационным развитием, на всех уровнях экономики, во всех сферах жизнедеятельности общества. А новые технологии и инновации определяются, прежде всего, качеством человеческого капитала, развитием человеческого потенциала.

    По  оценкам ООН, Беларусь имеет неплохой научно-технический потенциал. Например, такой показатель, как доля высоко- и среднетехнологических товаров в общем экспорте, в Беларуси равен 46,5% (выше, чем в Австралии (16,2%), Новой Зеландии (15,4%), Израиле (45%), Гонконге (33,6%), Греции (17,6%), Португалии (40,7%), а также в Норвегии, Польше, Бельгии и ряде стран Восточной Европы). Однако высокотехнологического экспорта в Беларуси только 5% (по этому показателю мы отстаем от Литвы (7%), Латвии (6%), Эстонии (17%)). По расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Беларусь (1,1% от ВВП) опережает такие страны, как Новая Зеландия, Испания, Греция, Португалия, Словакия, Венгрия, Польша, Россия и ряд других стран.

    Однако  в научно-технической сфере перед  Республикой Беларусь стоят следующие  угрозы: сброс в республику технологий "второго сорта", "технологическая  инфляция", выезд из страны высококвалифицированных  специалистов.

    Несмотря  на это ситуация для нашей республики остается довольно благоприятной. Прежде всего, это связано с тем, что наибольшее внимание в мире уделяется сегодня таким зрелым, передовым в техническом отношении отраслям, как нефтехимическая, автомобильная, общее машиностроение, электромашиностроение, производство измерительной аппаратуры, бытовая электроника, которые для нашей страны являются основными. Например, то, что новые индустриальные страны сумели добиться повышения конкурентоспособности в этих отраслях, позволило им за короткие сроки изменить структуру своего экспорта в сторону увеличения в ней доли передовой технологии. Доля же трудоемких изделий в их экспорте резко снизилась. Такой опыт развития  могла бы перенять и Беларусь. В качестве наиболее важных видов технологий в нашей республике можно было бы эффективно развивать и такие, как информационная, технология по производству новых материалов, биотехнология, космическая и ядерная технологии. Основой защиты национальных интересов в этой области может стать комплексная концепция и стратегия обеспечения научно-технической безопасности республики, обеспечивающая преодоление экономического кризиса, повышение конкурентоспособности на внешних рынках и неуязвимость хозяйств в случае возникновения самых неблагоприятных сценариев развития внутреннего и международного положения страны.

    В этой связи представляется актуальным увеличение внимания к обеспечению  технологической безопасности Беларуси. В первую очередь, это контроль за использованием национальных ресурсов; защита технологий, составляющих основу безопасности страны; приведение национальных норм и стандартов к общепринятым в мире технологий; принятие мировых стандартов качества и безопасности; создание экономической среды для разработки и производства товаров, которые обеспечивают увеличивающуюся доходность.

    Геоинформационный потенциал страны тесно связан с научно-техническим.

    Возможности конкуренции и равноправного  партнерства в международном  сотрудничестве в сфере информации для Беларуси зависят от уровня ее научно-технического потенциала и имеющихся  передовых информационных технологий.

    По  основным показателям, учитываемым  при расчете Индекса технологического развития, Беларусь не уступает странам-лидерам  и потенциальным лидерам, но существенно  отстает от них в таких сферах, как коммерциализация технологических  достижений, развитие телекоммуникационной сферы и Интернета. Недостаточно высокий уровень экономического развития Беларуси определяет также скромное присутствие нашей страны в мировом информационном пространстве. Белорусские печатные и электронные СМИ до сих пор не имеют постоянных корреспондентских пунктов за рубежом, а объем радиовещания на территорию других государств крайне невелик, особенно по сравнению с соседними Россией и Польшей. По этой причине основные функции по реализации внешней информационной политики Республики Беларусь возложены на дипломатические представительства за рубежом, материальные возможности которых весьма ограничены.

    Как отметил Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, «Беларусь сегодня динамично развивается в сфере высоких технологий, о чем свидетельствует ее лидирующее положение в этой области среди стран бывшего Советского Союза. Свой путь в информационное общество мы определили, приняв комплексную национальную программу "Электронная Беларусь"»17. Наши ученые принимали участие в разработке суперкомпьютера, который вошел в список пятисот самых производительных компьютерных систем, созданных компаниями из 14 стран мира. В стране создается Национальная космическая система дистанционного зондирования Земли. Наряду с развитием наземной инфраструктуры приема космической информации в ближайшее время планируется запуск собственного космического аппарата. "Обладая высокоразвитыми технологиями, подготовленными кадрами, сетевой инфраструктурой, Беларусь готова участвовать в реализации международных программ на правах активного партнера, а не пассивного потребителя чужого продукта".

    Таким образом, геоинформационный потенциал  Республики Беларусь в современных  условиях развивается достаточно динамично. Однако технологический отрыв развитых стран предопределяет перераспределение  мирового дохода в их пользу, а усиление экономической зависимости от них  остального мира, в том числе и  Беларуси, ограничивает рефинансирование наиболее прибыльных отраслей хозяйственного комплекса.

    Военно-политический потенциал страны. В современных условиях военный и политический факторы оказываются тесно связаны с общим уровнем геополитического потенциала страны. Это объясняется тем, что чем больше страна включена в общемировые процессы, чем активнее она оперирует на международной арене, тем более сильные рычаги воздействия на другие государства она имеет и тем больше получает средств для своего экономического развития, а, следовательно, имеет больше возможностей финансировать военную компоненту своей безопасности.

    Геоэкономический  потенциал. В современных условиях в мировой хозяйственной системе возникло новое явление — пространственность экономических ресурсов, которая придает традиционным экономическим материальным средствам (полезным ископаемым, производственным ресурсам) большее значение и роль в развитии национального хозяйства. Традиционные экономические методы, с помощью которых человек мог контролировать пространство и время постоянно (например, реально следить за финансовыми потоками), все чаще оказываются неадекватными, а новые механизмы и методы еще не выработаны, так как еще только идет осознание этих факторов. Пространственный характер экономических ресурсов делает их более мобильными, легкодоступными, свободно взаимодействующими друг с другом и, в то же время, слабо поддающимися контролю человека над ними. Пространственность стала фактором объективным и обусловливает снижение роли государства в управлении национальной экономикой. Наиболее ярко этот процесс проявляется в возникновении такого явления, когда политический суверенитет государства не совпадает с экономическим (если геоэкономический потенциал государства достаточно высок, то национальные хозяйственные рамки выходят за его географические границы, но если он слаб, то экономический суверенитет может сузиться до нуля). Но и совпадение политической и экономической границ государства, в условиях отсутствия тенденции к расширению последней, также влечет за собой отставание, и не только в экономическом развитии, и требует постепенного увеличения масштабов открытия национального хозяйства внешнему миру. Последнее наиболее актуально для нашей страны.

    Интеллектуальный  потенциал, через усиление значения геоэкономического и геоинформационного факторов в современных условиях, призван обеспечить стабильный рост макроэкономических показателей и укрепить национальную безопасность страны.

    Однако  рост доступа развитых стран к  интеллектуально-ресурсным богатствам Беларуси и ее неконкурентоспособность  на геоэкономическом поле увеличивают  внешнюю зависимость страны, ограничивают возможности по поддержанию общественной стабильности и в целом создают  угрозу национальной безопасности.

    Таким образом, объективную роль политико-пространственного  фактора в обеспечении национальной безопасности Республики Беларусь отражает геополитический потенциал страны, который складывается из совокупности качественных и количественных характеристик  таких основных его компонентов, как социально-политический, геоэкономический, геоинформационный, демографический, научно-технический, интеллектуальный, военно-политический.

    ГП  позволяет оценить место и  роль страны в системе международных  отношений, а степень развития всех компонентов геополитического потенциала позволяет выявить уровень защищенности личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз. Однако в результате постоянного и объективного воздействия на него политико-пространственного  фактора степень развития элементов  ГП по отношению друг к другу является непостоянной, и они могут как взаимно дополнять, так и взаимно заменять друг друга. Таким образом, геополитический потенциал является величиной динамичной и относительной, находящейся под постоянным воздействием политико-пространственных изменений в мире.

    Анализ  компонентов геополитического потенциала Республики Беларусь позволяет сделать  вывод о том, что уровень их развития является достаточным для  проведения качественной перестройки  во всех сферах жизнедеятельности общества с целью более интенсивного участия  в процессах глобализации и ускорения  процесса перехода к постиндустриальной экономике.

    Установлено, что развитость геополитического потенциала Беларуси выражается: 1) в высоком  социально-политическом потенциале страны, который характеризуется низким уровнем политического риска, ростом социально-политической стабильности, относительно благоприятной демографической  ситуацией по сравнению со странами-соседями, стабильной конфессиональной и этнической ситуацией; достаточно высоким для  стран с переходной экономикой коэффициентом  концентрации дохода, который имеет  тенденцию к возрастанию;

    2) в высоком научно-технологическом  и интеллектуальном потенциале;

    3) в том, что снижающийся демографический  потенциал Республики Беларусь  можно компенсировать за счет  постоянного роста индекса ВВП  и качественного увеличения индекса  развития человеческого потенциала, который сегодня в Республике  Беларусь выше, чем во всех  странах СНГ; 

    4) в среднем уровне развития  информационного потенциала, который  имеет тенденцию к повышению  своего качества за счет развития  вышеперечисленных компонентов  геополитического потенциала.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь // Бюллетень Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. 2003. Январь—декабрь. Мн.: Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, 2004. С. 9.
  2. Страны мира: Информационно-аналитический справочник ЦРУ. Екатеринбург: У-Фактория, 2001. С. 163.
  3. Стратегия  Всемирного  банка для Беларуси  //  <http://lnweb18.worldbank.org/eca/belarus.nsf/6794d004fdefb34785256bfb006e03d6/7cc03192b20b0f4585256c2a0073d8cd?OpenDocument>. 24.12.2003.
  4. Национальный отчет ООН о прогрессе в области устойчивого развития Республики Беларусь. Мн.: ПРООН, 2002. С. 175.
  5. Евелькин Г. М. Социальные аспекты гражданственности в контексте национальной безопасности // Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь: актуальные вопросы: Сб. докладов и тезисов выступлений. Материалы республиканской научной конференции. Мн.: Право и экономика, 2003. С. 42—44.
  6. Большинство белорусов читают российские СМИ // РИА Новости. <http://cdf.gov.kg/2003/01/23/09491>. 23.01.2003.
  7. Парламентские выборы в Беларуси: электоральный ландшафт // НИСЭПИ. 17.04.2004.
  8. Беларусь: ретроспектива и перспектива. Пятый национальный отчет о человеческом развитии. Мн.: Представительство ООН/ПРООН в Республике Беларусь, 1999. С. 11.
  9. Стратегия Всемирного банка для Беларуси // Там же.
  10. Национальный отчет ООН о прогрессе в области устойчивого развития Республики Беларусь. С. 25.
  11. Доклад о мировом развитии 2003: Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов, рост и качество жизни / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2003. C. 170.
  12. Доронин А. И. Разведывательное и контрразведывательное обеспечение финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Глава VIII. Экономическая разведка в истории развития цивилизации // Сайт "Безопасность для всех". <http://www.sec4all.net/doronin_gl8.html>. 23.11.2003.
  13. Лукашенко А. Г. Выступление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на Всемирном саммите по информационному обществу 11 декабря 2003г. // <http://www.president.gov.by/rus/president/speech/2003/1112-5.html>. 23.12.2003.

Информация о работе Геополитический потенциал республики беларусь в современных условиях