Геополитический потенциал республики беларусь в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 03:41, реферат

Краткое описание

С целью более корректного анализа автором были выделены следующие составляющие геополитического потенциала:
a) социально-политический потенциал,
б) демографический потенциал,
в) научно-технический потенциал,
г) геоинформационный потенциал,
д) военно-политический потенциал,
е) геоэкономический потенциал,
ж) интеллектуальный потенциал.

Файлы: 1 файл

геопол.потенциал.docx

— 36.13 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

по дисциплине: Геополитика 
 

на тему: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 
 
 
 
 
 
 
 

Студент

ФМ, 3-й курс, ДКМ                                                                       И.Г. Аксамит 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011

 

    Для успешного решения задач обеспечения  национальной безопасности необходимо прежде всего осмысление места страны в окружающем противоречивом мире, осознание ее геополитических интересов, которые в условиях углубления интеграционных процессов являются детерминантами внутренних процессов, происходящих в экономике, политике, культуре и других сферах жизни общества, и все более пронизываются системой международных отношений, включаются в нее как составная часть. Четко сформулировать геополитические интересы страны помогает анализ национального геополитического потенциала (ГП), с учетом тенденций развития системы международных отношений.

    В современном мире геополитический  потенциал формируется, в первую очередь, комплексным и сбалансированным развитием совокупного потенциала страны и теми внешними факторами, которые  влияют на его дальнейшее совершенствование  и реализацию.

    С целью более корректного анализа  автором были выделены следующие  составляющие геополитического потенциала:

a) социально-политический  потенциал, 
б) демографический потенциал, 
в) научно-технический потенциал, 
г) геоинформационный потенциал, 
д) военно-политический потенциал, 
е) геоэкономический потенциал, 
ж) интеллектуальный потенциал.

    Все составляющие ГП, как в комплексе, так и по отдельности, показывают взаимную зависимость внешних и  внутренних позиций страны. Чем более  развитой оказывается каждая компонента совокупного потенциала страны, тем  более устойчивой является позиция  государства в международных  отношениях. Совокупность эффективно развитых составляющих геополитического потенциала страны формирует мощный динамический социум, который имеет  возможность использовать как свой геополитический потенциал, так  и потенциал отдельных социумов в планетарном масштабе.

    Социально-политический потенциал. По европейским меркам Беларусь можно рассматривать как среднюю по размерам территории и населения страну, сопоставимую с Австрией, Бельгией, Венгрией, Грецией, Португалией. Наша страна, расположенная на пересечении европейских транспортных коммуникаций, имеет возможность выгодно использовать это расположение как для стимулирования развития национальной экономики, так и для усиления своих позиций в региональной политике.

    В настоящее время Беларусь снова, как и в прежние столетия, становится потенциальным объектом геополитического соперничества соседних держав, поэтому  осевое геополитическое положение  Беларуси должно быть дополнено адекватной внешней политикой.

    Объективная реальность геополитического положения  Беларуси сегодня — это ее экономическая  и политическая интеграция в Содружество  Независимых Государств. Здесь приоритетными  по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический  и торговый партнер Беларуси. Она  представляет собой главный рынок  сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства и является главным поставщиком необходимых  стране энергоресурсов.

    В свою очередь, Беларусь значительно  усиливает геополитическое положение  России, обеспечивая прямой доступ к границам восточноевропейских  государств. Беларусь, как транспортный коридор, дает возможность российскому  сырью выйти на европейские рынки  сбыта (через территорию Беларуси проходит около 80% российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС) 1. Общие исторические и социокультурные корни стимулируют развитие белорусско-российской интеграции.

    Вызовы XXI века, процессы глобализации и трансформации, геоэкономические процессы меняют геополитическое  положение стран и корректируют геостратегию. Для Беларуси вхождение  в европейское цивилизационное  пространство будет означать интеграцию в мировое сообщество. Геополитическое  положение Беларуси, ее исторический опыт, культурные традиции, научно-технический, экономический и интеллектуальный потенциал создают благоприятные  предпосылки для ее развития в  качестве европейского государства, полноценного участника всех европейских процессов.

    Одним из ведущих ресурсов республики при  активной интеграции в мировое и  европейское сообщество может стать  фактор сравнительно развитой транспортной инфраструктуры и эффективного использования  образовательного, интеллектуального  капитала. Относительно высокой плотностью международной инфраструктуры отличается западная часть нашей границы, где  на небольшой протяженности (около 350 км) насчитывается несколько автомобильных  пограничных переходов2.

    На  уровень социально-политического  потенциала страны значительное влияние  оказывает социально-политическая стабильность, особое значение при  оценке которой имеет уровень  политического риска.

    Уровень политического риска в Республике Беларусь является одним из самых  низких по СНГ3. И это несмотря на то, что в эмоциональном состоянии граждан Республики Беларусь доминируют тревога, безысходность и безразличие, которые во многом связаны с ростом бедности4. Подавляющее большинство жителей страны воспринимает и оценивает отношение к себе властных структур, их компетентность и перспективность прежде всего через собственный жизненный уровень. В начале 2009 г. 15% населения страны считали себя или бедными, или находящимися за чертой бедности5. Рейтинг популярности всех ветвей власти по сравнению с предыдущими годами снизился. Так, например, в 2004 г. эффективной работу парламента считали 6,1% населения страны, в 2009 — 1,8%, правительства — соответственно 10,5% и 2,1%, Администрации Президента страны — 17,3% и 6,9%, местных органов власти — 9,7% и 4,0%. В 2009 г. уровень доверия государственным институтам колебался от 20 до 30%. Так, Президенту Республики Беларусь доверяли 37%, армии — 44%, православной церкви — 57% (последняя ассоциируется у большинства населения не с государством, а с этнокультурным пространством). Это очень низкий уровень доверия к властным структурам. Однако необходимо отметить, что 62,9% населения поддерживают преобразования, проводимые в стране6, в то время как 56,3% населения считают, что оппозиция не понимает проблем и забот народа.

    Существенное  влияние на восприятие деятельности правящих структур страны оказывает  отсутствие достоверной и полной информации. Это выражается в недостаточной  эффективности деятельности государственных  радио и газет. В настоящее  время 1-ю Национальную программу  Белорусского радио слушают 16,5% населения страны. Падает рейтинг популярности и ряда ведущих белорусских газет7.

    Большинство населения считает, что рост бедности в республике вызван главным образом  низким уровнем доходов, а не возрастанием неравенства социальных слоев. Действительно, коэффициент концентрации дохода (коэффициент  Джини) в 1998 г. по республике был 0,28, в 1999 г. — 0,27. (Для сравнения: в России он составил 0,38, в Литве — 0,31, Эстонии  — 0,36, в Украине — 0,299).

    По  оценке ООН, в целом ситуация в  Беларуси в социально-экономическом  плане стабильна. Так, коэффициент  Джини имеет тенденцию к возрастанию, разрыв в распределении дохода достаточно равномерный (2000 г. — 0,270; 2001 г. — 0,278; 2002 г. — 0,272), что свидетельствует об относительной социальной стабильности в республике. Достаточно высокий уровень образования рабочей силы (индекс образования в Беларуси составляет 0,92 и равен аналогичному индексу Греции, Аргентины, Уругвая, но выше, чем в Люксембурге, Израиле, Гонконге, на Кипре, в Сингапуре и ряде других достаточно развитых стран)10, что также способствует повышению степени социальной стабильности.

    Анализ  сдвигов во внешней и внутренней миграции Беларуси помогает ответить на вопрос, насколько стабильна конфессиональная и этническая ситуация в республике, какие связи были приобретены  и потеряны гражданами Беларуси в  государствах СНГ и за его пределами. Эти факторы также влияют на уровень  социально-политической стабильности в стране. Динамика внешней миграции населения Республики Беларусь с 1990 по 2000 г. характеризуется снижением  численности, но темпы ее различны для  иммиграции и эмиграции. Миграционные потоки показывают, что среди стран  СНГ Республика Беларусь поддерживает наиболее тесные связи с Россией, Украиной, Казахстаном, хотя связи со странами СНГ постепенно ослабевают. В перечисленных странах социально-политическая ситуация остается относительно стабильной и миграционные потоки между ними и нашей страной не оказывают значительного влияния на уровень стабильности в Беларуси. Социально-этническую ситуацию в республике можно охарактеризовать как благоприятную.

    Религиозный фактор становится все более значимым для геополитического положения  Беларуси. Особое место в формировании белорусского политического пространства принадлежит православной церкви, играющей важнейшую роль в православно-христианском мире. Из бывших республик СССР по степени разнообразия религий Беларусь занимает одно из первых мест. Почти все конфессии имеют здесь исторически сложившиеся ареалы либо представлены многочисленными этноконфессиональными меньшинствами, которые дисперсно разбросаны по территории страны. Развитие и деятельность религиозных общин все более влияет на отношения Беларуси с внешним миром. Однако необходимо отметить, что такое религиозное разнообразие практически не имеет негативного воздействия на жизнь белорусского общества.

    Таким образом, из вышеприведенных фактов видно, что, несмотря на низкий уровень  жизни, определенное отсутствие оптимизма, невысокий уровень доверия населения  к проводимым реформам, социально  политическая ситуация в стране остается относительно стабильной, что снижает  уровень политического риска.

    Демографический потенциал. Состояние социально-политического потенциала во многом оказывает влияние на демографический потенциал. Необходимо отметить, что в современном обществе главным богатством выступает человеческий потенциал, а интеллект нации становится реальным двигателем и определяющим фактором прогресса. По мере продвижения процесса глобализации человеческий потенциал становится важнейшим ресурсом, который не имеет аналогов. Поэтому любые барьеры на пути развития человеческого потенциала страны, независимо от характера и конкретных причин, вызывают отрицательные демографические, социальные, экономические, политические, геополитические и иные последствия. Можно констатировать, что вложения в развитие человека становятся не необходимыми издержками, а самыми эффективными инвестициями. В странах с недостаточным количеством природных ресурсов инвестиции в человеческий потенциал являются особенно важными с точки зрения политического и экономического развития этих государств и, как следствие, их общего развития.

    Показателем трудового потенциала страны является коэффициент демографической нагрузки (число лиц нетрудоспособного  возраста на 1000 трудоспособного). В  Беларуси за период 1990 — 1999 гг. смертность возросла на 32,7%. Не обеспечивается достаточное  воспроизводство населения —  около 1,3 ребенка на одну женщину (при  норме не менее 2,15). Таким образом, коэффициент демографической нагрузки растет с каждым годом. И на начало 2011 г. на каждую 1000 трудоспособного населения приходилось 1,6 тыс. пенсионеров11.

    Происходит  снижение человеческого потенциала в стране. По данным Доклада ООН о человеческом развитии, в 2009 г. по сравнению с предыдущим годом индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) Беларуси почти не изменился, хотя в глобальном рейтинге стран по этому показателю Беларусь еще в 2001 г. переместилась с 57-го на 53-е место. Это произошло не за счет существенного повышения ИРЧП (он возрос всего на один пункт), а из-за того, что при составлении рейтинга эксперты исключили из него ряд стран, по которым отсутствовали надежные статистические данные и которые опережали Беларусь. Это Антигуа и Барбуда, Куба, Доминиканская Республика и Сейшельские Острова. По этому индексу Беларусь находится на строчку ниже Кубы, однако среди стран СНГ занимает лидирующее положение.

    Данные  Доклада свидетельствуют о том, что Беларусь утратила единоличное  лидерство в СНГ по индексу  образования. В 2010 г. Беларусь разделила первое место с Украиной, Российской Федерацией, Арменией, Казахстаном и Туркменистаном. В то же время, индекс продолжительности жизни в Беларуси возрос на один пункт, и по этому показателю Беларусь переместилась с 4-го места (наряду с Кыргызстаном и Казахстаном) на 3-е (наравне с Узбекистаном, уступая Грузии, Армении и Азербайджану).

    По  индексу уровня образования Беларусь опережает Швейцарию, Люксембург, Кипр, Грецию; уровень грамотности взрослого  населения в Беларуси выше, чем  в Италии, Испании. В Беларуси на 10 тыс. населения приходится 262 студента, что соответствует показателю ряда европейских стран — Германии, Швеции, Финляндии. Однако количество резидентов, занятых в науке и  научном обслуживании в 2010 г., составляло примерно 43 тыс. человек, а этот показатель ниже, чем у большинства развитых стран.

    Таким образом, Республике Беларусь пока удается  удерживать лидирующие позиции среди  стран СНГ по уровню ИРЧП, но негативные тенденции в экономической сфере  могут значительно снизить этот показатель. В целом демографический  потенциал страны снижается с  каждым годом, и это самая большая  проблема для республики. Так как  без качественных людских ресурсов невозможно решить проблемы, стоящие  перед Республикой Беларусь во всех сферах общественной жизни, обеспечение  комплексной системы защиты национальной безопасности страны оказывается под  угрозой.

Информация о работе Геополитический потенциал республики беларусь в современных условиях