Дальнейшее развитие отношений между Россией и Турцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы проанализировать особенности экономического взаимодействия и выявить перспективы сотрудничества между Турецкой Республикой и РФ.
Для достижения цели в работе предлагается решить следующие задачи:
- Изучить исторические аспекты появления развития и экономических отношений между России и Турцией;
- Рассмотреть основные направления экономических отношений Турция-Россия;
- Выявить проблемы и перспективы взаимовыгодного сотрудничества Турции и РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
История взаимоотношений России и Турции. Особенности стран
1.1Ресурсно-экономический потенциал России ………………………….…….5
1.2Ресурсно-экономический потенциал Турции…………………………….….7
1.3Российско-турецкие отношения в истории…………………………...…….12
2. Текущий анализ состояния отношений между Россией и Турцией
2.1Экспортное и импортное взаимодействие Турции с Россией……………..18
2.2Российско-турецкие торговые и экономические связи в области
Строительства……………………………………………………………………20
2.3 Российско-турецкие отношения в новых геополитических условиях в отражении СМИ……………………………………………………………...…..21
2.4 Взаимоотношения России и Турции на современном этапе …………..…36
3. Дальнейшее развитие отношений между Россией и Турцией
3.1 Проблемы сотрудничества……………………………………………...…..41
3.2. Перспективы сотрудничества………….………………………………..…44
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

исследовательский проект.docx

— 88.56 Кб (Скачать)

По словам участника рынка, официальной причиной является разница в декларируемой стоимости товара, но такая же ситуация наблюдается и с товарами, прибывающими из Китая и других регионов.

В первую очередь от стопроцентного досмотра турецкого товара страдают покупатели груза, так как увеличивается срок поступления товара в свободное обращение, несутся дополнительные расходы по хранению и демерреджу контейнеров на терминалах порта, в конце концов, досмотр – тоже не бесплатная операция и оплачивается порту по прейскуранту. Далее страдают продавцы товара, так как их товар по вышеуказанным причинам становиться неконкурентоспособным и традиционные покупатели начинают закупать его в других регионах, например, в Китае.

Контрагенты также не могут извлечь никаких дополнительных прибылей из сложившейся ситуации. Если говорить о таможенных брокерах, то работа с турецким грузом требует привлечения большего количества персонала, потому что для досмотра необходимо содержать больший штат экспедиторов.

Повышенное внимание таможни к оформлению турецкого товара требует большей квалификации и опыта брокеров, а также готовности решать вопросы, связанные с судебными разбирательствами по проблемным грузам.  При этом услуги по таможенной очистке турецкого товара стоят столько же, сколько и за товары из других регионов. Что касается портов, то с одной стороны может показаться, что дополнительное хранение и досмотры влекут дополнительную прибыль, но увеличение сроков нахождения контейнеров на терминалах портов приводит к увеличению единовременно находящихся на терминале контейнеров и как следствие к снижению эффективности работы этих терминалов. Что в конечном итоге приводит к уменьшению грузопотока.

Естественно, перевозчики тем более не получают никакой прибыли от данной ситуации, так как уменьшается грузопоток контейнеров.

Официального предложения производить оформление всего турецкого экспорта в Россию через одну фирму (о чем одно время говорили и участники рынка, и СМИ) не поступало, скорее речь идет о том, чтобы все турецкие товары растаможивались в России в ограниченном числе таможен. На данный момент речь идет о Новороссийске и Санкт-Петербурге.

Если бы рассматривался вопрос об использовании одной компании для оформления турецкого груза, то, по мнению участников рынка, положительным моментом было бы, что груз не подлежал бы стопроцентному досмотру. Минус – монополизация рынка услуг по таможенной очистке и как следствие монополизация тарифов на услуги и снижение их качества.

 

 

 

3.2. Перспективы  сотрудничества

 

Российско-турецкие отношения насчитывают более чем пятисотлетнюю историю.

Уровень отношений между Турцией и Россией сегодня лучше, чем в прежние времена. Делая такой дальновидный вывод, некоторые эксперты сошлись в том, что между Москвой и Анкарой возможно стратегическое партнерство. Однако не следует забывать, что от тактического сотрудничества до стратегического партнерства необходимо пройти длинный путь. Со стратегической точки зрения преобладает мнение о том, что место сотрудничества между Россией и Турцией в долгосрочной перспективе займет соперничество.            Россия и Турция обладают различным демографическим, экономическим и военным потенциалом. Разница потенциалов влияет на двусторонние связи и региональную политику двух стран в постсоветский период.

В последнее время отношения России и Турции нормализовались в основном за счет ухудшения отношений с Западом, и это в первую очередь касается Турции - охлаждению отношений с США в результате односторонней политики администрации Буша и замедление переговорного процесса с ЕС. Другая причина укрепления связей между Турцией и Россией - рост экономического сотрудничества. В основе связей Турции и России лежит энергетика. Довольно большую часть энергетического баланса Турции составляет сырье импортируемое из России. Для России Турция - второй по величине рынок сбыта природного газа и достаточно важный потребитель нефти.

По мнению ряда экспертов, российско-турецкий альянса может быть создан, если обе страны признают, что они являются государствами Евразии, которые расположены между Востоком и Западом, не отходят от традиций в международной политике, проявляют нерешительную позицию по отношению к Западу и располагают схожим культурным наследием.

В то же время не следует забывать о потенциале противостояния двух стран. Кроме того, во внешней политике двух государств есть серьезные различия, и это особенно заметно на постсоветском пространстве, где обе страны стали более активны в последние годы. Россия и Турция руководствуются разными политическими критериями: если Россию можно охарактеризовать как 'жесткую силу', то Турция - это скорее 'мягкая сила'.

После крушения коммунизма и по настоящее время Россия рассматривает возникшие с распадом Союза государства как сферу своего влияния. Россия преследует две цели: с одной стороны, воспрепятствовать развитию связей стран региона с Западом и сохранить свое влияние, а с другой - обеспечить контроль над экспортом энергоресурсов и сырья из Средней Азии. В это же время Турция неожиданно пошла на сближение с соседними странами, что можно рассматривать как следствие новой внешней политики Анкары, которая сильно отличается от внешнеполитического курса России. Новая внешняя политика была выработана на основе понятий стратегической глубины и  'нулевых вопросов', которые развил министр иностранных дел Ахмет Давутоглу.         Вследствие такой политики Турция должна обрести статус региональной силы и партнера в бассейне Черного моря и Центральной Азии. Хотя часть целей Турции и России совпадают, Анкара, в отличие от Москвы не против укрепления связей постсоветских стран с Западом, и хочет участвовать в этом процессе в качестве страны-члена ЕС и страны, чью роль в окружающем ее регионе несомненна.

Если взвесить различия между Турцией и Западом и сильные экономические и политические узы, станет очевидно, что Анкара не может проводить оппозиционную Западу политику.

В то же время при ухудшении отношений с Западом и ЕС Анкара будет ориентироваться на сотрудничество с Москвой. В свою очередь, это может означать изоляцию Запада (прежде всего ЕС) в районах Черного моря, Кавказа и Центральной Азии.

Главным итогом ухудшения отношений Турции и Запада может стать тактическое развитие сотрудничества Москвы и Анкары на постсоветском пространстве.           Турция важна для России, так как Россия стремится оставаться главным поставщиком нефти и природного газа для Европейского Союза. Кроме того, Анатолия выходит на первый план в качестве своего рода моста, объединяющего Евросоюз с Ближним Востоком и Центральной Азией, располагающими значительными запасами нефти и газа.     С другой стороны, Турция прилагает усилия, чтобы обеспечить прокладку по своей территории максимально возможного количества газопроводов и нефтепроводов, в том числе из России.    Устремления Анкары, если они хотя бы частично будут претворены в жизнь, сводятся к тому чтобы превратить Турцию в центр распределения энергоносителей. В рамках этой политики Турция предлагала России сотрудничество, однако все предложения были отвергнуты Москвой. В результате в вопросе создания энергетической инфраструктуры Турция оказалась в состоянии войны интересов с Россией.     Именно из-за этого не представляется возможным создание между Россией и Турцией стабильного стратегического пакта. Бросаются в глаза серьезные расхождения в позициях двух стран по важным проблемам, и эти различия отражаются на их внешней политике. Анкара стремится изменить региональный баланс сил в пользу Турции. Членство в ЕС в значительной степени упрочит позицию Турции в регионе.      Всегда следует учитывать и возможность изменения в пользу Турции баланса военных сил. Многие эксперты считают, что после обретения Ираном ядерного оружия на Ближнем Востоке начнется гонка вооружений, и в результате многие страны, в том числе Турция, превратятся в ядерные державы. Кроме того, можно предсказать рост влияния в первой половине XXI века Китая на Центральную Азию, ЕС и Восточную Европу. В итоге позиции ряда стран в регионе окрепнут.        В связи с этим возникает главный вопрос: какой будет реакция России на ослабление ее влияния на постсоветском пространстве? С большой долей вероятности Россия продолжит вести себя агрессивно, что характерно для нее и в настоящее время. Рано или поздно это войдет в противоречие с интересами Турции, и, следовательно, Анкара будет вынуждена пересмотреть свои мягкие манеры в отношениях с Москвой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Турция выступает одним из старейших торговых партнеров России. За Многие годы  отношений сложились определенные традиции, хорошая договорно-правовая база. Одним из факторов, способствовавших росту объемов двусторонней торговли в 90-е годы, явилось подписанное в 1984г. между Турецкой Республикой и СССР Соглашение о поставках природного газа в Турцию, по которому, как и по другим международным договорам СССР, Российская Федерация выступила правопреемницей.

Основой российского экспорта в Турцию являются природный газ, черные металлы и другие сырьевые товары, хотя имеются еще большие нереализованные возможности расширения поставок машин, оборудования и других промышленных изделий. Турция в последние 20 лет достигла существенных успехов, приблизившись по уровню развития и структуре экономики к промышленно развитым странам. Соответственно изменились ее внешнеторговые возможности и потребности. Основными статьями экспорта в Россию стали промышленные изделия, а также строительные услуги крупных турецких фирм, сооружающих различные объекты в ряде российских городов. ьТурция выступает одним из крупнейших партнеров России в так называемой «челночной» торговле. Российские мелкие торговцы закупают в Турции различные потребительские товары на миллионы долларов. Турция закупает в России природный газ, уголь, нефтепродукты, сырую нефть, химикаты, лесоматериалы, черные и цветные металлы, бумагу, цемент, автомобили, другую машинотехническую продукцию.

Российский импорт из Турции в основном состоит из потребительских товаров, минерального сырья, стройматериалов, некоторых видов машиностроительной продукции. Активно развивается сотрудничество России с Турцией в области строительства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алисов Н.В., Хорев B.C. Экономическая и социальная география мира. - М.: Гардарики, 2008.
  2. Асламова Дарья. Турция покажет нам, как разыграть гамбит с Западом? Ч. 2 // Комсомольская правда. 2010. 19 мая.
  3. Ахмедханов Б. Между двух друзей // Однако. 2010. № 40. С. 35.
  4. Бузов В. И. Новейшая история стран Азии и Африки (1945–2004): учеб. пособие / науч. ред. А. А. Егоров. Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  5. Власова О. Турецкий огонь в европейском кувшине. –Эксперт, 2005, №8.
  6. Гладкий Ю.Н. Социально-экономическая география. – М., 2000.
  7. Данилова Е. Есть ли будущее у исламской экономики. –Азия и Африка, 2004, № 1.
  8. Ефимов А. "Золотая жила" туризма. –Азия и Африка, 2003, № 8.
  9. Задонский С. М. Состояние и перспективы военно-технического сотрудничества России и Турции // Институт Ближнего Востока.
  10. Казган Г., Ульченко Н. Ю. Российско-Турецкие отношения: история, современное состояние и перспективы. М, 2003.
  11. Калугин П.Е. Торгово-экономическое сотрудничество России и Турции / П.Е. Калугин // Страны Европы и Тихоокеанского региона в исторической судьбе Сибири : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 12-13 июня 2006 г. - Иркутск, 2006.
  12. Куртов А. А. Турция и тюркоязычные государства Центральной Азии: любовь по расчету? // Россия и Турция на пороге XXI века: на пути в Европу или в Евразию? М., 1997.
  13. Латухина К. На восток // Российская Газета. 2010. № 5178.
  14. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  15. Ломакин В. К. Мировая экономика: Для студентов экономических вузов.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2007.
  16. Малюта Н. Е. Проблемы функционирования банковской системы Турции в 1998–1999 гг. // Востоковедный сборник ИИИиБВ. М, 1999.
  17. Мамедов З. Банковская система Турции: современные позиции и роль иностранного капитала. – Деньги и кредит, 2003, "12.
  18. Мамедов З. Банковская система Турции: специфика и структура. –Мировая экономика и международные отношения, 2005, №5.
  19. Международные экономические отношения / под ред. В.С. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ, 2009.
  20. Мировая экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ.
  21. . Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  22. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  23. Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  24. Стрыгин А.В. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / А.В. Стрыгин. — М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  25. Ульченко Н. Ю. Роль поставок российского газа в Турцию в развитии двусторонних отношений. \ Российско-турецкие отношения: история, современное состояние и перспективы. М., 2003.
  26. Чакмак М.С.  Российско-турецкие отношения в новых геополитических условиях в отражении СМИ Гуманитарный вектор. 2013. № 3 (35).
  27. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В., Фалькович Е.Б. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2008.
  28. .http://www.zubolom.ru/lectures/world_economy/25.shtml
  29. http://www.propertyturkey.ru/rustur.htm 
  30. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 


Информация о работе Дальнейшее развитие отношений между Россией и Турцией