Дальнейшее развитие отношений между Россией и Турцией
Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:32, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы проанализировать особенности экономического взаимодействия и выявить перспективы сотрудничества между Турецкой Республикой и РФ. Для достижения цели в работе предлагается решить следующие задачи: - Изучить исторические аспекты появления развития и экономических отношений между России и Турцией; - Рассмотреть основные направления экономических отношений Турция-Россия; - Выявить проблемы и перспективы взаимовыгодного сотрудничества Турции и РФ.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3 История взаимоотношений России и Турции. Особенности стран 1.1Ресурсно-экономический потенциал России ………………………….…….5 1.2Ресурсно-экономический потенциал Турции…………………………….….7 1.3Российско-турецкие отношения в истории…………………………...…….12 2. Текущий анализ состояния отношений между Россией и Турцией 2.1Экспортное и импортное взаимодействие Турции с Россией……………..18 2.2Российско-турецкие торговые и экономические связи в области Строительства……………………………………………………………………20 2.3 Российско-турецкие отношения в новых геополитических условиях в отражении СМИ……………………………………………………………...…..21 2.4 Взаимоотношения России и Турции на современном этапе …………..…36 3. Дальнейшее развитие отношений между Россией и Турцией 3.1 Проблемы сотрудничества……………………………………………...…..41 3.2. Перспективы сотрудничества………….………………………………..…44 Заключение……………………………………………………………………….48 Список литературы……………
Российская нефть
в Турции. Несколько снизились стоимостные
объемы и поставляемой из России нефти
- с 776 до 706 млн. $, в 2013 г. они достигли примерно
800 млн.$ Заметно выросли объемы поставок
нефтепродуктов (со 134 до 270 млн. $), каменного
угля (со 162 до 235 млн. $), металлов и металлоизделий
(с 562 до 602 млн. $). С учетом доли энергоносителей
в российском экспорте в Турцию, его объем
на ближайшую перспективу будет во многом
определяться динамикой цен на нефть и
газ.
Поставки машин и оборудования
в Турцию, то определенные основания рассчитывать
на рост их объемов позволяют подписанные
контракты на поставку снегоуборочной
и строительной техники, автомобилей марок
"Лада-Нива" и другие на общую сумму
около 40 млн. $ [2]
Импорт из Турции в 2012 г. преобладали металлоизделия
(30%), в основном — сварные трубы небольших
диаметров, текстиль (16%), машины и транспортные
средства (15%), продовольствие (15%) и химтовары
(11%). В 2003г. на первые места вышли текстиль
и одежда (26%) и машины и транспортные средства
(23%).
В импорте из Турции преобладают
текстильные, продовольственные и химические
товары, металлопродукция, машины, оборудование
и транспортные средства. Вместе с тем,
при наметившемся развитии в России импортозамещающих
производств в отраслях пищевой и легкой
промышленности существуют возможности
поставок из Турции минерального сырья,
полуфабрикатов и отдельных видов оборудования
для создания в России высокотехнологичных,
безотходных и экологически чистых производств
и, прежде всего, в сфере малого и среднего
предпринимательства.
Дальнейшие перспективы роста
Российского экспорта в Турцию будут, в первую очередь, определяться
намечаемым постепенным увеличением поставок
природного газа (до 30 млрд. кбм в г.) и сопутствующим
развитием экономического сотрудничества,
включая участие российских организаций
в сооружении в Турции тепловых электростанций,
газовых распределительных сетей, подземных
хранилищ газа и других объектов с поставкой
из России требуемых для этого оборудования
и технологий (производство аммиака, азотных
удобрений и др. с использованием российского
природного газа).
Имеются также реальные возможности
для наращивания поставок в Турцию легковых
и специальных автомобилей, мотоциклов,
металлообрабатывающих станков, авиатехники,
газового, текстильного, бурового и судового
оборудования, а также высоких технологий.
Российско-турецкие торговые и
экономические связи в области
строительства
Экономическое и техническое
сотрудничество бывшего СССР с Турцией
началось в 30-е г., когда в 1935 и 1937 г. в Кайсери
и Назилли были построены два крупных
текстильных комбината с предоставлением
на эти цели льготных кредитов. Позднее,
в 70-80-х г., в Турции при содействии бывшего
СССР было построено еще 12 промышленных
объектов, включая крупнейший металлургический
комбинат в Искендеруне (2,2 млн. т стали
в г.), алюминиевый завод в Сейдишехире
(60 тыс. т алюминия), НПЗ в Алиага (б млн.
т. Нефти), сернокислотный завод в г. Бандырма
(120 тыс. т.) и др. В последнее десятилетие
активное участие в строительстве различных
объектов в России принимают турецкие
компании. Ими заключено контрактов на
сумму более 10,0 млрд. $, из которых около
6,0 млрд. $ уже реализовано. В настоящее
время в различных регионах России работают
около 200 турецких подрядных компаний
и фирм, которые осуществляют строительство
и модернизацию объектов промышленного,
гражданского и социально-бытового назначения.
В то же время российские компании имеют
в Турции строительные контракты лишь
на сумму около 350 млн. $, в том числе электрификация
железной дороги Черкезей - Капыкуле (14,0
млн. $), строительство трех мостов (60,0),
сооружение дамбы и ГЭС"Деринер"
(50,0), ГЭС"Торул" (50,0), модернизация
Искендерунского метзавода (3,0), строительство
газопровода Сам-сун - Анкара (150,0), сооружение
лупингов и ГКС (15,0), инжиниринговые работы
по подземному газохранилищу (4,5) и др.
Устранение дисбаланса в области
строительства является предметом постоянного
обсуждения с турецкой стороной на всех
уровня с целью обеспечения более широкого
участия российских организаций в сооружении
объектов в Турции как на двусторонней,
так и на тендерной основе.
Ведется работа по активизации
сотрудничества с Турцией:
в области энергетики (сооружение газопроводов,
газораспределительных сетей, строительство
ТЭС, гидроэлектростанций, плотин, ЛЭП
и др. объектов);
в транспортном строительстве (строительство
и модернизация железных дорог, метро,
электрификация участков железных дорог,
строительство мостов, тоннелей и переходов);
в модернизации и расширении ранее построенных
при нашем содействии объектов (Искендерунский
метзавод, алюминиевый завод в Сейдишехире).
С учетом ограниченных возможностей
российских организаций и фирм существенно
увеличить объемы поставок в Турцию машинно-технической
продукции (тесная привязка экономики
страны к западным техническим и другим
стандартам и партнерам, высокая конкуренция
со стороны машиностроительных компаний,
созданных в Турции западным капиталом,
отсутствие импортных тарифов для стран
ЕС, длительные сроки и организационные
трудности сертификации продукции и т.д.),
основным направлением улучшения структуры
экспорта является сооружение в Турции
объектов, преимущественно в области электроэнергетики,
нефтегазовой отрасли и транспортного
строительства.
2.3 Российско-турецкие
отношения в новых геополитических условиях
в отражении СМИ
Тема российско-турецких отношений
затрагивалась в самых различных трудах,
что позволяет говорить о наличии хорошей
опорной базы для дальнейшего исследования
[1; 12; 14]. Этой проблеме уделили внимание
многие российские авторы [16; 20]. Следует
отметить и работы турецких исследователей
[21; 22]. Кроме того, данная тема отражена
в договорно-правовой базе отношений России
и Турции (Договор о принципах взаимодействия,
1992; Совместная Декларация между РФ и Турцией,
2004 и др. Изменение в сотрудничестве двух
стран проявилось, прежде всего, в торгово-экономической
сфере. Резкий переход России к рыночной
экономике, а также кризис национального
производства предрекли небывалый спрос
на товары из-за рубежа. В этих условиях
именно Турция оказалась одним из основных
поставщиков широкого спектра продукции
для Российской Федерации. Как отмечает
Н. Г. Киреев, «за короткий срок Россия
стала для Турции вторым по значению экспортным
рынком» [10] В свою очередь, Россия в начале
90-х гг. продолжила всё более активно поставлять
в
Турцию природный газ, а затем
– каменный уголь и нефтепродукты. Так,
15 декабря 1997 года Россия и Турция подписали
межправительственное соглашение, в рамках
которого российский «Газпром» заключил
контракт с турецкой фирмой «Botas». Согласно
ему, предполагалось, что Россия будет
поставлять в Турцию 365 млрд кубометров
газа по газопроводу «Голубой поток» в
течение 25 лет [6]. Такое успешное сотрудничество
оказалось взаимовыгодным.
Следует особо упомянуть Соглашение
между Правительством Российской Федерации
и Правительством Турецкой Республики
о сотрудничестве в области туризма от
24 марта 1995 г., открывшее ещё одну обширную
сферу для российско-турецкого партнёрства.
Необходимо отметить сотрудничество
стран в военно-технической сфере. Так,
в мае 1998г. РФ и Турецкая Республика подписали
Меморандум о взаимопонимании между генеральными
штабами ВС России и Турции. А четырьмя
годами ранее, в апреле 1994 года, Москва
и Анкара подписали межправительственное
Соглашение о сотрудничестве по военно-техническим
вопросам и в области оборонной промышленности
– документ, ставший первым подобным соглашением,
подписанным Россией со страной — членом
НАТО. По мнению С. М. Задонского, это говорит
о том, что «Турция решилась занять более
независимую позицию по отношению к США,
своему главному военному союзнику по
НАТО» [7] В качестве примера негосударственных
организаций, активно развивающих российско-турецкое
сотрудничество, можно привести платформу
«Диалог Евразия». Согласно официальным
источникам, она была создана «15 сентября
1998 г. во время Международного форума писательских
и журналистских организаций Евразии,
проходившего в Стамбуле», и далее: «…А
уже 5 мая 2000 года на Генеральном собрании
Фонда журналистов и писателей была представлена
новая, действующая организация» [1].
Объединяя не только Россию
и Турцию, но и другие страны, платформа
«ДА» стремится распространять диалог
культур между народами всего мира и, прежде
всего, − Евразии.
Первым Председателем Совета
учредителей платформы «ДА» стал известный
и любимый многими писатель, посол Кыргызстана
– Чингиз Айтматов. С 2002 г. Председателем
платформы «ДА» был Анар (председатель
Союза писателей Азербайджана). В 2004 г.
на этот пост вступил Ильбер Ортайлы, директор
дворца-музея Топкапы в Турции. Позднее,
с 2006 по 2008 гг. эту миссию выполнял Ростислав
Рыбаков, директор Института востоковедения
РАН. Сегодня председатель ПДА – Нурлан
Оразалин. Всё это положительные примеры.
Конечно, между двумя странами
существуют и разногласия. Расхождение
интересов России и Турции проявились
в последнее время в связи с событиями
на Арабском Востоке. Прежде всего, они
были связаны с проблемами в Сирии, когда
в адрес руководства
Турции поступила критика от
российского руководства относительно
действий против режима Башара Асада.
Это повлекло за собой своеобразную гонку
по размещению ПРО.
Конечно, между Россией и Турцией
в некоторых сферах будут присутствовать
и «политика двойных стандартов», а порой
если не конфликтные, то затруднительные
ситуации, которые, впрочем, не являются
редкостью при международном сотрудничестве.
Можно согласиться со словами Г. М. Иманова
о том, что «Общие интересы России и Турции
будут выдвигать на первый план императив
интеграции»[9].
Спектр российско-турецких
отношений необычайно широк; это обусловило
и широкий разброс тем. К примеру, «Российская
Газета» напечатала на своих страницах
новость о том, что прежний президент России
Д. Медведев по итогам своего визита в
Турцию написал статью для турецкой газеты
«Zaman». В частности, издание отмечает: «Двусторонние
связи, убеждён российский президент,
носят во многом уникальный характер –
«идёт ли речь о геополитическом положении
двух евроазиатских государств, о более
чем пятисотлетней, бурно и подчас непросто
развивавшейся совместной истории или
о взаимовлиянии русской и турецкой культур»
[13].
Конечно же, «Российская Газета»
− издание, отражающее официальную позицию
высшего эшелона российского руководства,
− поэтому неудивительно обнаруживать
в ней в основном, материалы, написанные
в положительном ключе. Вместе с тем, последующие
авторы и СМИ помогут нам лучше разораться
в ситуации и покажут больший спектр красок
в российско-турецких отношениях.
К примеру, в преддверии официального
визита Д. А. Медведева в Турцию РИА «Новости»
решило взять комментарий у некоторых
экспертов. Все интервьюируемые отметили
сильную экономическую зависимость двух
стран друг от друга, которая будет способствовать
укреплению положения
Турции на мировой арене. Вячеслав
Шлыков, руководитель Центра Центральной
Азии и Кавказа Института стран Азии и
Африки МГУ им. М. В. Ломоносова, заметил,
что «Турции необходимо тесное, бесконфликтное
сотрудничество в регионе с тем, чтобы
реализовать свои грандиозные планы по
трансформации в мощную региональную
державу» [18].
Связи России и Турции нашли
своё отражение в самых различных СМИ.
Некоторые авторы говорили не только о
плюсах сотрудничества двух стран, но
также задавались вопросами, на которые
никто не в силах ответить сейчас однозначно.
«Комсомольская правда» привела слова
директора турецкого Центра международных
отношений и стратегического анализа
«Турксам» Огана Синана: «…Пока отношения
России и Турции в своей лучшей стадии,
но трудно предсказать, что будет дальше…
В регионе Южной и Центральной Азии усиливается
конкуренция Америки и России − мы видим
это уже на примере Киргизии. Если американцы
хотят продолжить политику глобального
господства, им придется уходить от проекта
«Большой Ближний Восток» и двигаться
в сторону Азии. Если они будут там, российско-американское
столкновение неизбежно. И тут возникает
вопрос: на чьей стороне будет Турция в
этой игре?» [11].
Особое внимание экономическим
отношениям России и Турции уделил журнал
«Эксперт». Издание рассказывало о планах
турецкой компании «Atakes Group» и Магнитогорского
меткомбината открыть в Турции металлургический
комплекс. Это событие поможет российскому
бизнесу выйти на европейские рынки [8].
Журналисты «Эксперта» писали и о том,
что в Кабардино-Балкарии открыта турецкая
фабрика «Boren» (производство текстиля),
что говорит о хорошей инвестиционной
политике республики. Издание представляло
неплохую аналитику, а также наглядное
представление сведений в виде множества
графиков, рисунков и схем.
Об отношениях России и Турции
«Эксперт» говорил и сквозь призму российско-американских
связей. Издание упомянуло о «беспокойстве
американских консерваторов, вызванное
наметившимся сближением России с некогда
ключевым союзником США на Ближнем Востоке
и на Кавказе» [5]. Авторы отмечают, что
Москва и Анкара совместно реализуют ряд
энергетических проектов, выстраивают
собственную подсистему безопасности
на Южном Кавказе без участия американцев.
Это говорит о том, что Штатам придется
как-то корректировать свои действия в
отношении данных стран. В итоге возможен
новый всплеск антироссийских сил.
Российскую прессу не обошла
стороной тема посредничества России
и Турции при урегулировании проблемы
Нагорного Карабаха. Как пишет «Эксперт»,
в окончательном решении конфликта не
заинтересованы ни Россия, ни Турция, поскольку
обе эти страны могут использовать конфликт
для укрепления собственных позиций на
Кавказе. Автор материала, указывая именно
это в качестве причины провала переговоров,
отмечает, что новая карабахская война
также никому не нужна. Если представить
себе такую ситуацию, что Азербайджан
вторгается на территорию Нагорного Карабаха,
а Армения наносит контрудар, это повлечёт
за собой целую цепочку событий. К примеру,
Турция, согласно договору с Азербайджаном
о стратегическом партнёрстве и взаимопомощи
вынуждена будет вступить в войну. Находясь
в составе НАТО, Турция, таким образом,
ввяжет в войну весь блок. Следует учитывать,
что на стороне Армении выступит Россия.
Это вызовет полный крах российско-турецких
отношений.
С. Маркедонов говорит об охлаждении
американо-турецких (из-за войны в Ираке)
и турецко-европейских (из-за принятия
греческой части Кипра в ЕС, а также из-за
опасения европейцев относительно вхождения
Турции в ЕС) отношений. Чётко аргументированная
позиция автора позволяет нам разделить
с ним эту точку зрения. Следует отметить:
в материалах, касающихся турецко-российских
отношений, очень часто отсутствует аналитическая
часть, аргументация, что затрудняет их
анализ.
Раз уж мы заговорили о геополитической
ситуации в мире, следует упомянуть ещё
один материал «Эксперта». В нём излагается
и комментируется идея Збигнева Бжезинского
о стратегии Запада, предусматривающей
полную интеграцию России и Турции. Данная
концепция таит в себе большие риски для
России, поскольку способна ухудшить российско-иранские
и российско-китайские отношения. Переходя
от идеи о вызове американской гегемонии
в лице треугольника России, Китая и Ирана,
Павел Быков приступает к критике самой
идеи Бжезинского об интеграции России
и Турции: «Теоретически конструкция выглядит
безукоризненно. Если бы не три «но». Во-первых,
Турция уже является членом НАТО, и потому
довольно существенно интегрирована в
Запад, Россия – нет.