Дальнейшее развитие отношений между Россией и Турцией
Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:32, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы проанализировать особенности экономического взаимодействия и выявить перспективы сотрудничества между Турецкой Республикой и РФ. Для достижения цели в работе предлагается решить следующие задачи: - Изучить исторические аспекты появления развития и экономических отношений между России и Турцией; - Рассмотреть основные направления экономических отношений Турция-Россия; - Выявить проблемы и перспективы взаимовыгодного сотрудничества Турции и РФ.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3 История взаимоотношений России и Турции. Особенности стран 1.1Ресурсно-экономический потенциал России ………………………….…….5 1.2Ресурсно-экономический потенциал Турции…………………………….….7 1.3Российско-турецкие отношения в истории…………………………...…….12 2. Текущий анализ состояния отношений между Россией и Турцией 2.1Экспортное и импортное взаимодействие Турции с Россией……………..18 2.2Российско-турецкие торговые и экономические связи в области Строительства……………………………………………………………………20 2.3 Российско-турецкие отношения в новых геополитических условиях в отражении СМИ……………………………………………………………...…..21 2.4 Взаимоотношения России и Турции на современном этапе …………..…36 3. Дальнейшее развитие отношений между Россией и Турцией 3.1 Проблемы сотрудничества……………………………………………...…..41 3.2. Перспективы сотрудничества………….………………………………..…44 Заключение……………………………………………………………………….48 Список литературы……………
Во-вторых, в Турции началось
развёртывание элементов инфраструктуры
ЕвроПРО, против создания которой столь
горячо протестует Москва. В-третьих, позиция
Турции по Сирии принципиально отличается
от российской». Таким образом, автор делает
вывод: «Всё, что сегодня говорит в пользу
интеграции Турции в западный мир, говорит
против подобной интеграции России» [4].
Что же касается ситуации относительно
развёртывания на турецкой территории
элементов системы ПРО, то она стала одной
из наиболее обсуждаемых в российской
прессе. Россия, безусловно, была недовольна
решением Турции. Настаивая на юридических
гарантиях того, что система ЕвроПРО не
будет направлена против России, Москва
услышала в ответ лишь устные заявления
о том, что система направлена против Ирана.
В этой связи Бахтияр Ахмедханов, эксперт
информационно-аналитического ресурса
«Однако», отмечает: «Как известно, потенциальная
угроза, которую представляют иранские
ракеты, чаще всего звучит в качестве оправдания
лоббируемой США программы противоракетной
обороны. Но есть ещё одна, гораздо более
глубокая и, что важно, фактически не афишируемая
причина решения Анкары присоединиться
к программе. Эта причина – растущее влияние
России на постсоветских территориях.
Турция таким образом делает
ход, направленный на ограничение
этой тенденции» [2].
В чём-то можно и согласиться
с автором материала. С одной стороны,
в последнее время политика Турции явно
показывает тенденцию к отдалению от влияния
США, а это значит, Турецкая Республика
пытается сама играть большую роль в международных
отношениях, нежели прежде. Возможно, с
этим и связано желание ограничить влияние
России, о котором говорит Ахмедханов.
Но нельзя забывать о том, что в современном
мире все страны являются взаимозависимыми.
Кстати, на дружественность отношений
России и Турции, даже несмотря на негативную
реакцию Москвы по ситуации с ЕвроПРО,
указывает один материал ИТАР-ТАСС. В нём
приведена реакция постоянного представителя
РФ при НАТО Дмитрия Рогозина. Безусловно,
он критикует саму ПРО, указывая на то,
что за щитом всегда есть и меч. В то же
время, приведены любопытные слова в адрес
Турецкой Республики: «Наши страны связаны
многовековыми отношениями. И я рассчитываю,
что мы можем вести открытый диалог по
всем этим вопросам. Нужно также помнить,
что присутствие в стране элементов ПРО
делает её потенциальной целью» [19].
Теперь несколько слов относительно
позиции Турции по поводу ситуации в Сирии.
Эта точка несовпадения российского и
турецкого видения проблемы также широко
обсуждалась в российских СМИ. Так, пресса
дала комментарий заявлению Премьер-министра
Турции Реджета Эрдогана относительно
возможной просьбы о помощи у НАТО (в случае,
если Сирия нарушит турецкие границы).
Газета «Взгляд» приводит цитату официально-го
представителя МИД России Александра
Лукашевича относительно сложившейся
ситуации: «Мы бы хотели отреагировать
на заявления премьер-министра Турции
Эрдогана, который дважды или трижды подряд
в своих заявлениях говорил о том, что
Турция резервирует возможность обратиться
к статье 5-й Вашингтонского договора о
коллективной обороне стран-членов НАТО
в связи с угрозами, исходящими с территории
Сирии» [15].
Несмотря на разногласия российской
и турецкой позиций, очевидно, что эти
два актора мировой политики продолжают
весьма продуктивно взаимодействовать.
Также хочется верить в то, что в сирийском
сценарии международная дипломатия и
обдуманные решения всё-таки будут иметь
примат над военным вмешательством. На
наш взгляд, этот конфликт интересов носит
временный характер.
Отмечая контуры несовпадения
российского и турецкого взглядов на ситуацию
в Сирии, эксперт портала Однако.ру Евгений
Супер отмечает ещё одну проблему. Речь
идёт о Республике Кипр (РК) и Турецкой
Республике Северного Кипра (ТРСК). Непростые
отношения этих республик усугубил тот
факт, что на кипрском шельфе было обнаружено
крупнейшее месторождение газа и предположительно
нефти. Республика Кипр, терпящая финансовое
бедствие, безусловно, рада находке. ТРСК
также заинтересована в получении доходов
от месторождения. Проявился конфликт,
в который будут вовлечены и другие акторы
мировой политики, в том числе Турция,
поддерживающая ТРСК, и Россия, поддерживающая
РК.
«Права на добычу РК минеральных
ресурсов в пределах своей исключительной
экономической зоны поддерживает Россия,
ЕС, США, Великобритания и Израиль. Вероятно,
решающее значение будет иметь то, кто
именно получит доступ к работам на шельфе.
С трудом верится, что один из
самых активных членов НАТО – Турция –
осмелится совершить акт агрессии против
интересов США, Великобритании и даже
ЕС. Однако конфликт с Россией, контуры
которого уже наметились в Сирии, и тем
более с Израилем представляется более
чем вероятным», – отмечает автор в газете
«Однако» от 15 февраля 2012 г.
Есть ещё одна сторона дела.
Турция в союзе с Россией может стать крупным
игроком на международной арене. Если
рассматривать положение вещей с данной
точки зрения, можно увидеть: Европа никогда
не стремилась принимать в свои ряди ни
Россию, ни Турцию. С одной стороны, Турция
как страна хоть и светская, но всё же,
мусульманская, пугает европейцев. С другой
стороны, открыто сказать об этом в Евросоюзе
не хотят. Турция в союзе с Россией, может
действовать продуктивнее, нежели чем
Турция в составе ЕС. По крайней мере, Турция
вне Европы всегда будет более дружественна
Москве, нежели чем Турция в её составе.
В краткосрочной перспективе
Турция останется хорошим партнёром Российской
Федерации. В качестве примера здесь можно
привести 2008 г., а точнее – грузино-осетинский
конфликт, когда Турция не стала занимать
прогрузинскую позицию, а также запретила
американским военным судам проход через
свои проливы. Это было сделано с желанием
оградить Россию от втягивания в новый
конфликт.
Основная сфера сотрудничества
двух стран – экономическая, а если быть
точнее – энергетическая. Поставки газа
по двум газопроводам – «Южный поток»
и «Голубой поток», о которых уже было
написано выше, –
ещё одна тема, широко обсуждаемая
в прессе. Прежде всего, потому, что ситуация
с газопроводами не была лишена различных
сложностей, которые коснулись отношений
России и Турции.
Конечно же, помимо экономики
и политики Россию и Турцию связывает
сфера культуры. Здесь следует отметить
некий «обмен» – проведение года России
в Турции и года Турции в России. И СМИ
России также откликнулись на эти мероприятия.
Пример – «Деловой Петербург» от 8 апреля
2008 г.,
«Российская Газета»от 19 марта
2007 г.. Отреагировали российские СМИ и
на введение безвизового режима между
Россией и Турцией. Вместе с тем, следует
отметить схожесть позиций различных
изданий по данному вопросу. В качестве
примера можно привести «Деловой Петербург»
от 16 апреля 2011 и «Однако» № 19, 2010 г.. Так,
последнее СМИ охарактеризовало отмену
виз следующим образом: «Решение об отмене
краткосрочных виз, как бы его ни рекламировали
в России, в первую очередь отражает турецкие
интересы. Для российских граждан визовый
режим и раньше не был обременительным
(визы проставлялись по прилёте в Турцию
и стоили всего 20 долларов). Туркам же было
крайне важно найти способ, чтобы сохранить
лидирующее положение на туристическом
рынке России, вновь оторвавшись от конкурентов
вроде Египта и Испании, которые в последние
годы наступали им на пятки».
Турецкие СМИ, как и российские,
подошли к теме отношений России и Турции
с разных позиций. Спектр обсуждаемых
тем оказался таким же, что и в российской.
Анализ турецких СМИ начнём с одного любопытного
материала газеты «Hürriyet» от 28 июля 2011
г., в котором характеризуется современный
этап мирового развития: «Большой Ближний
Восток баламутит Арабская весна, ядерная
программа Ирана тревожит и без того нервный
Израиль, конфликт между Арменией и Азербайджаном
из-за Нагорного Карабаха вновь начинает
набирать обороты, на Балканах начались
пограничные стычки между Сербией и Косово,
в Греции продолжается экономический
кризис, а Европейский Союз теряет политическое
влияние из-за внутренних проблем. В такой
ситуации Россия не может вновь не выйти
на сцену».
Автор делает вывод, что роль
России, в том числе, в отношениях с Турцией,
будет расти. Но необходимо учитывать
контекст, в котором всё это было сказано.
Речь шла о визите постоянного представителя
РФ при НАТО Дмитрия Рогозина в Анкару.
Сообщалось о его переговорах относительно
системы ПРО в Турции, а также о беспокойстве
России по поводу возможного появления
в Чёрном море кораблей, вооружённых ракетами.
Таким образом, смысл цитаты немного меняется.
Перед Турецкой Республикой стоит проблема
выбора между сотрудничеством с США или
Россией, и страна задумывается над тем,
что будет ей выгоднее. С этой позиции,
безусловно, необходимо понимать: партнёрство
Турции с США не должно нарушать баланса
сил.
Что же касается вопроса проливов,
здесь, безусловно, следует действовать
дипломатично. В рамках данной темы можно
рассмотреть и материал «Turkish Daily News» от
27 июня 2007 г. по-своему расценила заявление
президента РФ Владимира Путина о том,
что «Россия возвращается на Балканы и
в Черноморский регион». В связи с этим,
журналист, написавший материал, считает,
что «Анкара должна пересмотреть не только
свою энергетическую политику, но также
перестроить свою внешнюю политику в свете
заявления Путина».
О том, как должна быть пересмотрена
эта политика, автор умалчивает. Непонятно,
воспринимается ли Москва однозначно
в качестве соперника. Из этого всего можно
сделать вывод, что желание говорить о
соперничестве двух государств было ещё
довольно сильным в турецкой прессе. Тем
не менее, во всём этом кто-то уловил и
рациональное зерно, так в «Radikal@ от 26 июля
2007 г, читаем:
«Отношения Турции с Россией
развиваются Однако то, что мы являемся
конкурентами в вопросе транспортировки
углеводородного сырья, не мешает нам
развивать с Россией тесное сотрудничество
в таких областях, как торговля, иностранные
инвестиции и сфера туризма. Кроме того,
положительные результаты достигнуты
в вопросах сотрудничества с Россией в
области обеспечения безопасности в Черноморском
регионе».
Эти слова принадлежат Оздему
Санберку, бывшему заместителю министра
иностранных дел Турции. Очевидно, что
на дипломатической арене по-прежнему
господствуют более взвешенные подходы
к пониманию отношений между двумя странами.
Говоря о том, что материалы для прессы
пишут не только журналисты, но и политические
деятели, нам хотелось бы привести и ещё
один пример: «…Отношения Турции с Россией
следует рассматривать непредвзято, так
как не следует забывать, что связи с Россией
не смогут стать для Анкары альтернативой
Евросоюзу и США. Только таким образом
можно более здраво оценить двусторонние
связи и способствовать их развитию» («Yeni
Safak» от 27 июня 2007 г.).
Автор материала – эксперт
Центра стратегических исследований Евразии
(ASAM), Турция. Автор говорит как о сильных,
так и о слабых сторонах в отношениях двух
стран.
Таким образом, виден чёткий
подход, который позволяет говорить об
объективной позиции.
Турецкая «Today’s Zaman» в одной
из статей от 25 декабря 2008 г. отмечает:
«На Чёрном море стратегические национальные
интересы Турции, несмотря на членство
в НАТО, совпадают с российскими, хотя
и по разным причинам».Ситуация с ПРО обсуждалась
многими изданиями, в частности, турецкой
«Turkish Weekly» от 21 октября 2011 г. Данный материал
носит, в основном, информативный характер.
Цитаты экспертов, которыми изобиловала
статья, лишь констатировали текущее положение
вещей. Автор попытался уверить читателя
в том, что потенциал ПРО направлен против
таких стран, как Иран. Учитывая, что на
данный момент Иран не создал собственного
ядерного оружия, очевидно, что дело не
в Иране. Укрепить безопасность в регионе
можно не с помощью ПРО, а посредством
решения возникающих конфликтов путём
укрепления доверия между странами.
Можно привести и другой пример
– материл турецкой «Cumhuriyet». Безусловно,
нельзя не забывать, что он датирован 2007
годом, – с этого момента прошло несколько
лет. Однако, на наш взгляд, цитата, которую
мы приведём ниже из «Cumhuriyet» от 19 июля
2007 г., будет актуальна и при нынешнем положении
вещей: «Ключом к успешной и взвешенной
политике Турции с Россией и Западом является
такая внешняя стратегия, которая отвечает
её собственным национальным интересам.
Поэтому целью нашей внешней политики
в Черноморском регионе должно быть проведение
в жизнь наших собственных проектов».
Мы хотели бы отметить и ещё
один материал «Today’s Zaman», от 29 янвваря
2012 г., написанный в весьма позитивном
ключе. В нём автор подводит некий итог
прогресса в российско-турецких отношениях:
«Турецко-российские двусторонние отношения
после 1990, ставшие более тесными благодаря
туризму и двусторонней торговле, достигли
достойного восхищения уровня. Отношения
между Турцией и Россией, которые улучшились
по ряду вопросов, получили крепкую… основу».
Автор отмечает конкретные
успехи в диалоге двух стран: формирование
Совета Сотрудничества Высшего Уровня
(ССВУ), будущее строительство АЭС «Аккую»,
строительство «Южного потока». Кроме
того, автор говорит о том, что обе стороны
даже в спорны вопросах толерантно относятся
друг к другу (в качестве примера можно
говорить о различных подходах к ситуации
в Сирии).
СМИ Турции несколько иначе,
чем российские, отреагировали на ситуацию
с Нагорным Карабахом. Так, один из авторов
утверждает, что шаги, предпринимаемые
Турцией, Россией и Азербайджаном, лишь
усиливают изоляцию Армении. Указывается,
что Москва после грузино-осетинского
конфликта 2008 г. стремится выстроить тесные
отношения с Ираном и Азербайджаном, чтобы
контролировать Грузию. Автор материала
«Hürriyet Dafiy News» от 25 апреля 2011 г. указывает,
что именно эти шаги и вызывают изоляцию
армянской стороны. Соглашаться с этим
или нет – вопрос спорный, поскольку нельзя
говорить о том, что Россия забыла Армению,
с которой у неё всегда были довольно тесные
связи. Материал не даёт никакой аналитики,
хоть он и рассматривает возможные последствия
для сторон. Это делается в другой статье,
написанной Хасаном Селимом Езертемом
(Hasan Selim Özertem) – экспертом по Евразии в
Международной организации стратегических
исследований (USAK) в Анкаре. Нам хотелось
бы привести две цитаты. Первая относится
к Кавказу в целом: «Вполне очевидно, что
данный регион обладает особой важностью
как основные ворота Турции в Россию и
в район Каспийского бассейна, а также
как транзитный маршрут для энергоресурсов.
Поэтому любой рост напряжённости в регионе
будет иметь значительное воздействие
на Турцию. Он также способен в некоторой
степени генерировать негативное влияние
на политическую атмосферу и вызывать
проблемы для реализующихся и будущих
проектов», читаем в этой же газете. Вторая
– поясняет: «Мирный процесс определённо
займёт долгое время. Однако пересмотр
и усиление мер по прекращению огня являются
жизненно необходимыми в ближайшей перспективе
для гладкого продолжения мирного процесса.
Если взглянуть на ход развития событий,
можно сказать, что конфликты на микроуровне
имеют потенциал оборачиваться снежным
комом, который может нанести ущерб региональной
стабильности в гораздо больших масштабах».