Дальнейшее развитие отношений между Россией и Турцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы проанализировать особенности экономического взаимодействия и выявить перспективы сотрудничества между Турецкой Республикой и РФ.
Для достижения цели в работе предлагается решить следующие задачи:
- Изучить исторические аспекты появления развития и экономических отношений между России и Турцией;
- Рассмотреть основные направления экономических отношений Турция-Россия;
- Выявить проблемы и перспективы взаимовыгодного сотрудничества Турции и РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
История взаимоотношений России и Турции. Особенности стран
1.1Ресурсно-экономический потенциал России ………………………….…….5
1.2Ресурсно-экономический потенциал Турции…………………………….….7
1.3Российско-турецкие отношения в истории…………………………...…….12
2. Текущий анализ состояния отношений между Россией и Турцией
2.1Экспортное и импортное взаимодействие Турции с Россией……………..18
2.2Российско-турецкие торговые и экономические связи в области
Строительства……………………………………………………………………20
2.3 Российско-турецкие отношения в новых геополитических условиях в отражении СМИ……………………………………………………………...…..21
2.4 Взаимоотношения России и Турции на современном этапе …………..…36
3. Дальнейшее развитие отношений между Россией и Турцией
3.1 Проблемы сотрудничества……………………………………………...…..41
3.2. Перспективы сотрудничества………….………………………………..…44
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

исследовательский проект.docx

— 88.56 Кб (Скачать)

Очевидно, что автор пытается показать только турецкую проблему, связанную с возможной упущенной выгодой. Вместе с тем, не даётся никакого анализа относительно самого конфликта. Сквозь призму проблемы Нагорного Карабаха рассматривались отношения России и Турции в другом издании – «Turkish Press» от 25 августа 2010 г. Автор материала, Аманда Пол, говорит о том, что в Закавказье «заправляет» Россия, в связи с чем могут быть определённые последствия.

Отмечается: «Отношения Анкары и Москвы – это сложная игра, особенно учитывая, что Турция давно состоит в НАТО, и Анкара осознаёт, что поддержка равновесия в этой игре – дело очень сложное. Собственно, было бы неразумно полагать, что Турция могла бы хотя бы начать конкурировать с Россией». Далее читаем: «В реальности шансы на то, что турецкая армия начнёт воевать против Армении (и, возможно, России), крайне малы; не в последней степени потому, что Турция хотела бы выглядеть в глазах мирового сообщества как надёжный и осмотрительный участник игры, — но также и потому, что внешнеполитический курс Турции уже переместился от акцента на «жёсткую силу» в сторону «мягкой».

Таким образом, Россия и Турция рассматриваются не как союзники или партнёры. Не идёт речь и о конкуренции – скорее всего, это нечто вроде «игры» − по крайней мере, так воспринимает происходящее автор материала. Любопытно название материала «Россия и безопасность на Кавказе». Автору интересно рассматривать безопасность в регионе сквозь российскую призму. Тем не менее, нельзя забывать, что Закавказье – регион, за влияние в котором борются различные государства. В истории нередки случаи, когда одни акторы сталкивали лбами других игроков.

Ещё одно турецкое издание «Tasam» в номере от 30 июля 2008 г. рассматривает проблемы турецкой безопасности. Автор говорит о прогрессе в области экономики и энергетики, но отмечает и то, что Россия и Турция порой бывают конкурентами. Отмечается: сотрудничество не исключает соперничества, поскольку угроз государству может быть множество, и исходить они могут из самых различных, порой неожиданных сторон.

 

 

 

 

    1. Взаимоотношения России и Турции на современном этапе

 

В последнее время Россия и Турция, традиционно соперничающие друг с другом за Кавказ и Среднюю Азию, ищут пути сотрудничества в этих регионах. В цепочке визитов, осуществляемых в обозначенных рамках, появилось еще одно звено: 29 июня в Москве состоялась встреча президента Турции Ахмеда Недждеда Сезера и министра иностранных дел Абдуллы Гюля с Владимиром Путиным. В тот же день А.Н.Сезер продолжил свои московские встречи и обсудил двусторонние отношения со спикером Госдумы РФ Борисом Грызловым. Еще до визита высокопоставленных должностных лиц, в интервью турецкой газете «Заман» о нынешнем состоянии взаимоотношений двух стран, заведующая отделом Турции российского Института востоковедения Наталья Ульченко, в частности, отметила: «Москва, особенно в последние годы, освободилась от связанных со Средней Азией тревог в отношении Турции».

Российский специалист отметила, что в очень многих вопросах точки зрения Москвы и Анкары совпадают, а политическое сотрудничество между двумя странами находится на «удовлетворительном уровне». Согласно Ульченко, пуск черноморского газопровода «Голубой поток» и получение первой нефти из нефтепровода Баку-Джейхан знаменуют начало новой – энергетической – эпохи в регионе, и эти две страны, благодаря развитым взаимоотношениям, инициируя общие проекты, основанные на науке и высоких технологиях, могут создать новый центр притяжения. В связи с газопроводом «Голубой поток» напомним, что Россия настаивает на его продолжении до Греции, Италии и Израиля, чему противятся Соединенные Штаты.

США не хотят, чтобы Анкара играла хотя бы даже скромную роль в утверждении энергетической монополии России. Однако Турция не сможет так легко выйти из игры. Ей также выгодно стать транзитным центром по возможности большего числа энергетических путей, и у нее самой есть множество предложений. Одним из них является проект нефтепровода, который предполагается провести из черноморского города Самсун в средиземноморский город Джейхан. В интервью, данном послом Турции в Москве Куртулушем Ташкентэ до визита Сезера, дипломат также отметил, что российско-турецкие отношения сегодня находятся «на самом высоком уровне». Он также отметил, что между Турцией и Россией нет разногласий в каком-либо вопросе, имеющем международное или региональное звучание, и акцентировал, в частности, одинаковые подходы Москвы и Анкары в вопросах Ирана, Ирака и Палестины.

Число взаимных визитов высокопоставленных должностных лиц двух стран является количественным показателем, указывающим на качественную сторону межгосударственных отношений. Еще в 1999г. президент России Б.Ельцин не принял премьер-министра Турции Бюлента Эджевита, находящегося в Москве с официальным визитом, однако, при рассмотрении «передвижений» между Москвой и Анкарой в последующие годы, можно убедиться, что за прошедшие 6 лет российско-турецкие отношения претерпели качественные изменения. 11 сентября внесло большие изменения и в мировой, и в региональный баланс сил, что, несомненно, не могло не отразиться на российско-турецких отношениях. После такого переломного события первая российско-турецкая встреча произошла в сентябре 2002г. в Нью-Йорке. Президент России Владимир Путин и президент Турции Ахмед Недждед Сезер участвовали в «Саммите Тысячелетия». Во время встречи Сезер пригласил своего коллегу в Турцию. В декабре 2004г. в российско-турецких отношениях произошло переломное событие: в Анкару с официальным визитом прибыл президент Российской Федерации. Этот визит стал первым за всю историю российско-турецких отношений, если не считать визит председателя ВС СССР Николая Подгорного, посетившего Анкару в 1972г.

Визиту В.Путина последовал визит Р.Т.Эрдогана в Москву. После этого Эрдоган и Путин еще раз встретились в Сочи, Путин еще раз посетил Турцию в конце 2005г., когда в черноморском городе Самсун был официально открыт газопровод «Голубой поток». Для обсуждения наиболее актуальных вопросов между Путиным и Эрдоганом была установлена даже прямая телефонная связь. По приглашению секретаря Совета Безопасности Российской Федерации в мае 2006г. с трехдневным рабочим визитом в Москву прибыл его турецкий коллега – генеральный секретарь Совета Национальной Безопасности Турции Йигит Альпоган. После этого, в мае 2006г., Анкару посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Многие специалисты по российско-турецким отношениям отмечают, что сегодня Анкара тесно связана с Москвой и оказывает ей большую стратегическую поддержку, в ответ на которую, по мнению турецких аналитиков, Кремлю пора делать соответствующие шаги. Так, в вопросе черноморских проливов Турция заняла политическую позицию, созвучную российской, и сейчас не позволяет Соединенным Штатам войти в Черное море.

В этом плане, русские, должно быть, очень довольны турками. Кроме этого, турецкие аналитики отмечают, что в вопросах Ирана и Ирака Анкара однозначно не согласна с подходами Вашингтона и близка к позиции Москвы. Еще Турция содействовала России в вопросах, связанных с организацией «Исламская конференция». Но самое большое значение имеет поддержка Турцией российской газовой политики. Сопротивляясь США, Турция предоставляет России свою территорию для проведения трубопроводов в Южную Европу и Израиль.

Существенное значение имеют также российско–турецкие торгово-экономические отношения. Согласно российской статистике, товарооборот между двумя странами в 2005г. составил $12,6млрд, а по турецким данным – $15,3 млрд. Объем турецких капиталовложений в России составляет $2млрд. О высоком уровне российско-турецких отношений свидетельствует и то, что Россия, кроме посольства в Анкаре, имеет консульства в Стамбуле и Анталии, а Турция собирается открыть консульство в северной столице России. За все это Анкара ожидает, что Россия сделает дружеские жесты по следующим пунктам: Кипр – Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН, может сыграть большую роль в плане протурецкого решения этого вопроса, однако до сих пор занимает прогреческую позицию.

Россия не только не признает самопровозглашенную турецкую республику Северный Кипр, но и не снимает эмбарго и не имеет с ней никаких экономических связей. Анкара ожидает, что Москва будет более активно содействовать ей в вопросе Кипра. Геноцид армян – Вопросы по принятию в России решений о Геноциде турецкие аналитики связывают с фактом проживания в этой стране более двух миллионов армян и их сильным лобби. Однако с недавних пор они замечают протурецкие подходы в российской политике по этому вопросу.

В частности, всего месяц назад министр ИД Сергей Лавров заявил, что «как бы для армян ни был важен вопрос Геноцида, он не может быть определяющим в российско-турецких отношениях: это вопрос историков, и не нужно превращать его в инструмент политических деятелей». Это заявление созвучно подходам официальной Анкары, и Турция требует от России более четких подходов в этом вопросе. Рабочая партия Курдистана – Россия еще не ввела эту партию в свой список террористических организаций, как того требует Анкара.

 Турки уверены, что  Москва, понесшая много потерь  от терроризма, в конце концов  сделает это, однако очевидно, что  Россия будет удерживать курдскую  козырную карту до тех пор, пока Анкара будет удерживать  чеченскую. Временное членство в  СБ ООН – К 2009-2010гг. Турция стремится  стать временным членом СБ  ООН, а Россия, будучи постоянным  членом Совета Безопасности ООН, может сыграть большую роль  в этом вопросе. Во время своего  визита Лавров обещал помочь. Самсун-Джейхан – Основной список  чаяний Анкары заключает энергетика. Сегодня активно обсуждается  вопрос строительства нового  газопровода «Голубой поток-2», а  Анкара предлагает Москве подключиться  к проекту строящегося нефтепровода из черноморского города Самсун в средиземноморский порт Джейхан: этот нефтепровод разгрузит движение в проливах и станет трассой транспортировки российской нефти на Запад. В свою очередь, российская сторона отдает предпочтение проектам прокладки нефтепровода по Балканам. Визит Сезера был призван переубедить русских. В свою очередь, кроме увеличения объемов газового и товарооборота, Россия заинтересована строительством атомной электростанции в Турции, а также перспективой совместного с Турцией производства ракет С-300. О большой заинтересованности России ядерными программами Турции также заявил российский министр энергетики Виктор Христенко на заседании межправительственной комиссии российско-турецкого сотрудничества, прошедшем в Стамбуле. Кроме атомной энергетики, российская сторона намерена принять участие в строительстве гидро- и теплоэлектростанций. Во время июньской встречи Путин предложил Сезеру сотрудничать в ядерной сфере.

Он подчеркнул, что нужно не только стремиться поддерживать тенденции роста товарооборота, но и «сконцентрировать внимание на перманентности и расширении программ капиталовложений». В своей речи Путин наметил первоочередные сферы российско-турецкого сотрудничества, представив в их ряду и атомную энергетику. Таким образом, российско-турецкое сотрудничество вступило в некий период, который можно назвать партнерским. Как уже неоднократно отмечали лидеры наших стран, за этот период объем экономических связей возрос более чем в 30 раз. Россия стала первым экономическим партнером Турции. Каждый визит политических лидеров стран углубляет уровень взаимоотношений.

 

 

 

 

3. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ 

3.1 Проблемы сотрудничества

 

Доля Турции среди членов стран ЕВРАЗЭС во внешней торговли РФ составляет около 20%. По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в январе-апреле 2013 г. внешнеторговый оборот России с Турцией снизился 45,8%. При этом российский экспорт упал на 45,5%, турецкий – на 47,2%

Конечно, причина падения оборота понятна – глобальный экономический кризис и снижение цен на основные товары, экспортируемые из России, которое, как поясняют сами таможенники, стало основным фактором сокращения экспорта.

Снижение российского импорта в ФТС связывают с падением физических объемов импортных поставок, при этом средние цены ввозимых товаров практически не изменились.

Однако Турция не склонна во всем винить «кризис», причина падения оборота между нашими странами, по мнению турецких чиновников, лежит в другой плоскости.

Торговые представители Турции заявляют, что Россия уже в течение года проводит поштучный досмотр всего турецкого импорта – фур и контейнеров (единственное исключение – скоропортящиеся продукты).

Процедура растаможивания может растягиваться на три-четыре и даже на восемь месяцев, и зарабатывают на этом только контрагенты, а турецкие бизнесмены несут убытки.

В свою очередь российские таможенники отмечают, что длительность оформления происходит из-за разницы в цене на товар, которую декларируют турецкие экспортеры и российские импортеры. Для выхода из создавшейся ситуации Россия предлагает перейти на работу в режиме «одного окна». Но от такого предложения Турция категорически отказывается, усматривая в этом монополизацию рынка, и во всем видит только политическую подоплеку.

Разногласия и споры в вопросах двусторонней торговли России и Турции случались и ранее. Не далее как осенью прошлого года Турция была намерена применить к России экономические санкции из-за беспричинных задержек грузовиков с импортными товарами на российских таможнях. Объяснить причину сегодняшнего недопонимания SeaNews попросил участников рынка.

Как рассказал один из собеседников SeaNews, работающий на данном рынке, турецкий товар, прибывающий на территорию РФ, действительно подлежит стопроцентному досмотру при таможенной очистке с середины 2008г.  «Данная мера приводит к увеличению срока выпуска ГТД, но информация о трех-четырех, а тем более восьми месяцах является явным преувеличением, - говорит он. - Бывают случаи, когда таможенная очистка затягивается на срок более месяца, но это касается не только товаров турецкого происхождения. Обычно же очистка турецких товаров, прибывающих в контейнерах, занимает от 7 до 14 дней».

Информация о работе Дальнейшее развитие отношений между Россией и Турцией