Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа
Одним из путей позволяющих решить данную проблему является правильное физическое воспитание младшего школьника, которое заключается не только в том, что учитель должен организовывать и проводить в учебное время уроки физической культуры, но и формировать у ребенка культуру поведения, основанную на ценностях здорового образа жизни, прививать любовь к спорту, привлекать к занятиям в различных спортивных кружках и секциях, давать необходимые знания в данной области. Но и тут возникает ряд сложностей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы физического воспитания младших школьников.
Историко-логический анализ исследований по проблеме физического воспитания младших школьников.… ....................................................................6
Особенности физического воспитания и развития младших школьников………………………………………………………………………..12
Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания младших школьников………………………………………………………………16
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по физическому воспитанию младших школьников.
2.1 Изучение уровня физического развития младших школьников………………22
2.2 Педагогический проект по физическому воспитанию младших школьников..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………34
На наш взгляд подвижная игра является эффективным средством физического воспитания младших школьников. Обоснуем данные положения.
Во-первых, подвижная игра позволяет решать основные задачи физического воспитания в комплексе. Она решает сразу три основные задачи: оздоровительную, образовательную, воспитательную.
Реализация группы оздоровительных задач заключается в том, что в процессе организации подвижных игр оказывается положительное влияние на восстановление здоровья, эмоциональный подъем ребенка.
Решение образовательных задач связанно с тем, что она оказывает большое воздействие на формирование личности. Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.
Воспитательная задача способствует развитию физических качеств, таких как быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.
Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, отдельных движений и способность увеличивать их темп без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Разнообразные варианты «скоростных» игр наиболее эффективны.
Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Ловкость на занятиях развивается у детей путем образования новых форм координации движений. Для развития ловкости как умения преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой их применения широко используют подвижные игры, бег и другие упражнения на местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.
Игры с многократными повторениями напряженных движений с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Для координации движений и их точности в уроки включаются усложняющие задания, требующие соблюдения заданных пространственных и временных параметров движения, а также упражнения на «расслабление» и на «равновесие». Упражнения на «равновесие» и тренировку вестибулярного аппарата требуют особого внимания.
Соревновательный характер
коллективных подвижных игр также
может активизировать действия игроков,
вызывать проявление решительности, мужества
и упорства для достижения цели.
В коллективной подвижной игре каждый
участник наглядно убеждается в преимуществах
общих, дружных усилий, направленных
на преодоление препятствий и
достижение общей цели. Кроме того,
занятия играми вырабатывают координированные,
экономные и согласованные
Оздоровительные, воспитательные
и образовательные задачи надо решать
в комплексе, только в таком случае
каждая подвижная игра будет эффективным
средством разностороннего
Во-вторых, повышает мотивацию к занятиям физической культурой. Мотивы занятий физической культурой условно делят на общие и конкретные, что впрочем, не исключает их сосуществования. К первым можно отнести желание школьника заниматься физической культурой вообще, чем же заниматься конкретно - ему безразлично. Ко вторым можно отнести желание заниматься любимым видом спорта, определенными упражнениями. В начальных классах почти все ученики отдают предпочтение играм: мальчики - спортивным, девочки - подвижным. Примером мотивации физического развития может служить такой способ как ознакомление детей со спортсменами. Хорошо, если есть возможность понаблюдать за тренировкой спортсменов, поговорить с ними. Можно рассказать детям о ком-то из известных спортсменов, чемпионов, защищавших честь Родины в мировых соревнованиях. Привлекательный пример выполнит свою воспитывающую функцию. Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, целесообразно предложить ребенку, чтобы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют. Важно чтобы дети осознали, какое удовлетворение получает человек, воспитывая самого себя [15; с.100].
Также хотелось подробнее остановится на особенностях организации подвижных игр с младшими школьниками.
При планировании игр учитывают и программный материал по другим видам физических упражнений. Рекомендуется использовать для совершенствования умений и навыков в беге, прыжках, метаниях и других движениях такие игры, как «Волк во рву», «Кто дальше бросит», эстафеты с бегом.
В уроках 1-2х классов обычно планируют одну-две игры, в 3-4х классах - по одной.
При проведении игр необходимо:
Содержание игры нужно объяснять кратко, точно и сразу дать возможность сыграть один тур, чтобы убедиться, что дети все поняли.
Любая игра должна быть средством укрепления дисциплины. Этому способствует точное выполнение правил, спокойствие, разумные действия, правильные взаимоотношения игроков.
От учителя зависит не только подготовка игры, но и весь ход ее, и результат. Он должен активно руководить, наблюдать за детьми, а если нужно, то и сам играть вместе с ними.
Игры заканчиваться так же организованно, как и начинались. Подводят итоги, отмечают успехи и недостатки учитель и сами участники игры.
Подвижные игры на уроках физической культуры являются важным условием комплексного совершенствования двигательных навыков, физического развития, укрепления здоровья [3; с.65].
Подбирая игры для урока,
учителю надо учитывать задачи его
проведения, физиологическую нагрузку,
а также анатомо-
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по физическому воспитанию младших школьников
2.1 Изучение уровня физического развития младших школьников
В соответствии с требованиями школьной программы для определения физического состояния учащихся и контроля за индивидуальным ростом двигательных качеств И.А. Бутина рекомендует проводить основное и промежуточное тестирование. Тестами для оценки развития физических качеств являются главным образом наиболее простые по исполнению и не требующие специального разучивания упражнения. Вывод об уровне физического развития ученика делается на основании анализа всего комплекса тестов. Промежуточное тестирование учащихся необходимо учителю для контроля за правильностью выбора средств, методов обучения и дозировкой нагрузки.
На результат тестирования могут влиять внешние и внутренние факторы, которые учитель должен учитывать; попутный или встречный ветер, теплая или холодная погода, внутреннее состояния и многие другие.
Для учащихся 1-4 классов И.А. Бутина предлагает выполнение 8 тестов: бег 30м, бег 1000м, челночный бег 3х10 м, подтягивание, отжимание в упоре, прыжок в длину с места, поднимание туловища из исходного положения, лежа на спине, руки на поясе, наклоны вперед из исходного положения, сидя на полу.
Рассмотрим следующие требования к выполнению тестов.
1. Бег 30м. Проводится на спортивной площадке. Старт высокий. Пробегание проводится дважды с 8-10 минутным перерывом. Учитывается лучший результат.
2. Бег 100м. Или 6-ти минутный бег. Проводится на спортивной площадке. Результат учитывается с точностью до 1 с.
3. Челночный бег 3х10м. Проводится в зале или на спортивной площадке. Ученик перемещается, как челнок, туда и обратно. Перебежав с высокого старта 10м, он пересекает обеими ногами ограничительную линию, поворачивается на 180° и продолжает бег в противоположном направлении за ограничительную линию, поворачивается на 180° и бежит последний 10 метровый отрезок. Секундомер останавливается при пересечении учеником створа финиша.
4. Подтягивание. Мальчики проводят подтягивание на высокой перекладине из виса. Подтягивание выполняется силой, без рывков, махов, изгибов. Хват руками «сверху». Девочки выполняют подтягивание на низкой перекладине (высота 1м) из виса стоя. Хват руками «сверху», туловище прямое. Подтягивание выполняется без прогибов туловища до касания подбородком перекладины.
5. Отжимание в упоре. В 1-2 классах отжимание проводится от стула, в 3-4- от гимнастической скамейки. Ученик ставит ладонями вниз на край гимнастической скамейки, туловище прямое, сгибание проводится до легкого касания грудью опоры, разгибание – до полного выпрямления рук. Необходимо следить за правильным положением туловища и ног.
6. Прыжок в длину с места. Проводится в спортивном зале, желательно на резиновой дорожке, размеченной через каждый сантиметр. Ученик становится на линию отталкивания, не переступая ее носками. Ноги расставлены на ширину плеч, делается замах руками. Прыжок выполняется три раза. Учитывается лучший результат, который определяется по месту касания резиновой дорожки пятками. При потере равновесия (шаг назад, касание руками пола, падение и т.д.) результат не зачитывается.
7. Поднимание туловища. Из исходного положения, лежа на спине. Ученик принимает исходное положение, ноги не закреплены, руки на поясе. Поднимание туловища проводится до прямого угла, опускание – до касания пола плечами. Выполнение теста проводится без отдыха, до усталости.
8. Наклоны вперед. Из исходного положения, сидя
на полу. Для выполнения этого теста необходимо
подготовить ящик, перевернутый вверх
дном, длиной 45 см, шириной 35см, высотой
32 см. На нем укрепляется широкая доска
или фанера длиной 55-60 см, на которой маркируется
шкала от 0 до 40 см со знаком плюс и от 0
до 15-20 см – со знаком минус. На край ящика,
в которой испытуемый упирается ступнями
устанавливается нулевая линия, и кладется
линейка (или брусок), которую ученик перемещает
вперед прямыми руками. Тест повторяется
дважды. Засчитывается лучший результат.
Наклон выполняется плавно, ноги в коленях
не сгибаются. Перед проведением теста
необходимо провести соответствующую
разминку.
Для определения уровня физической подготовки
учеников 7-10 лет учитель может использовать
таблицу доктора педагогических наук
В.И.Ляха.
Таблица 1.
Уровень физической подготовки учащихся 7-10 лет
№ п/п |
Физические способности |
Контрольные упражнения |
Возраст |
Уровень | |||||
Мальчики |
Девочки | ||||||||
(тест) |
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий | |||
1 |
скоростные |
Бег 30м,с |
7
8 9 10 |
7,5 и выше 7,1 6,8 6,6 |
7,3-6,2
7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,6 |
5,6 и ниже 5,4 5,1 5,1 |
7,6 и выше 7,3 7,0 6,6 |
7,5-6,4
7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6 |
5,8 и ниже 5,6 5,3 5,2 |
2 |
координаци- онные |
челночный бег 3х10м,с |
7
8
9 10 |
11,2 и выше 10,4
10,2 9,9 |
10,8- 10,3 10,0-9,5
9,9-9,3 9,5-9,0 |
9,9 и ниже 9,1
8,8 8,6 |
11,7 и выше 11,2
10,8 10,4 10,1 |
11,3- 10,6 10,7- 10,1 10,3-9,7 10,0-9,5 |
10,2 и ниже 9,7
9,3 9,1 |
3 |
скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места, см |
7
8 9 10 |
100 и ниже
110 120 130 |
115-135
125-145 130-150 140-160 |
135 и выше 165 175 185 |
85 и ниже 90 110 120 |
110-130
125-140 135-150 140-155 |
150 и выше 155 160 170 |
4 |
выносливость |
6-минутный бег, м |
7
8 9
10 |
700 и менее 750 800
850 |
730-900
800-950 850- 1000 900- 1050 |
1100 и выше 1150 1200
1250 |
500 и менее 550 600
650 |
600-800
650-850 700-900
750-950 |
900 и выше 950 1000
1050 |
5 |
гибкость |
наклон вперед из положения сидя, см |
7
8 9 10 |
1 и ниже 1 1 2 |
3-5
3-5 3-5 4-6 |
9 и выше 7,5 7,5 8,5 |
ниже 2 3 3 |
6-9
5-8 6-9 7-10 |
12,5 и выше 11,5 13,0 14,0 |
6 |
силовые |
М.- подтягивание из виса, раз
Д.- подтягивание из виса лежа, раз |
7
8 9 10 7
8 9 10 |
1
1 1 1 |
2-3
2-3 3-4 3-4 |
4 и выше 4 5 5 |
2 и ниже 2 3 4 |
4-8
6-10 7-11 8-13 |
12 и выше 14 16 18 |