Влияние подвижных игр для развития физического качества для детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Одним из путей позволяющих решить данную проблему является правильное физическое воспитание младшего школьника, которое заключается не только в том, что учитель должен организовывать и проводить в учебное время уроки физической культуры, но и формировать у ребенка культуру поведения, основанную на ценностях здорового образа жизни, прививать любовь к спорту, привлекать к занятиям в различных спортивных кружках и секциях, давать необходимые знания в данной области. Но и тут возникает ряд сложностей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы физического воспитания младших школьников.
Историко-логический анализ исследований по проблеме физического воспитания младших школьников.… ....................................................................6
Особенности физического воспитания и развития младших школьников………………………………………………………………………..12
Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания младших школьников………………………………………………………………16
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по физическому воспитанию младших школьников.
2.1 Изучение уровня физического развития младших школьников………………22
2.2 Педагогический проект по физическому воспитанию младших школьников..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

Влияние подвижных игр для развития физич.кач-тв. для детей младш.школьн.возраста.docx

— 75.00 Кб (Скачать)

В рамках своей системы  филантропы выделяли 3 главные группы упражнений: игры, упражнения для развития ловкости движения рук, собственно физические упражнения.

Физическое воспитание развивалось  по пути рационального сближения  и поиска интегративных форм движений, заимствованных из гимнастических систем и спортивно - игрового направления. К середине XX в. в мире наблюдается интеграция двух основных направлений в физическом воспитании – гимнастического и спортивно – игрового, что свидетельствует о значительном уточнении классификации физических упражнений по их принадлежности к тем или иным видам спорта. Средства физического воспитания и спорта обретают четкие черты их принадлежности к гимнастике, спорту, играм, и туризму. Активному распространению спорта в мире способствовало то обстоятельство, что во второй половине века он выходит на уровень международных отношений, становится средством демонстрации мощи, престижности государств, в чем были заинтересованы государственные политические деятели. В 1920 годы возникает новое направление в физической культуре – профессионально - прикладная подготовка. [8; с.70]

Во второй половине XIX – начале XX в. появляются фундаментальные работы по научному обоснованию педагогических и естественно-научных основ физического воспитания. Создается одна из лучших для того времени система физического образования – система, разработанная П.Ф.Лесгафтом. Им были сформулированы и научно обоснованны основные компоненты системы физического воспитания: цель, задачи, основы, принципы, направления, подготовка специалистов для работы по физическому воспитанию, начинаю складываться организованные формы физического воспитания, материально – техническая и финансовое обеспечение физического воспитания. П.Ф.Лесгафтом создается и начинает функционировать специальное учебное заведение, по сути высшее педагогическое, по подготовке преподавателей по физическому воспитанию. С научной –педагогической Лесгафта связывают становление в нашей стране одной из основных закономерностей физического воспитания – его научной обоснованности.

В конце XIX – начале  XXв. В России начинают создаваться опытные частные школы для детей – новый тип учебные заведений, где нашли свое отражение прогрессивные идеи в области физического воспитания детей. [19; с.145]

Физическое воспитание и  спорт в России развивается в  основном благодаря общественным физкультурно-спортивным организациям. В начале XXв. Создаются предпосылки для дальнейшего развития отечественной системы физического воспитания: теоретические, естественно-научные, методические и организационные. Однако вся дореволюционная история развития спорта в России была эпохой одиночек, и спорт как общественное явление в ее жизни занимал более чем скромное место. Физическое воспитание и спорт практически были лишены государственной поддержки, существовали и совершенствовались они лишь благодаря энтузиазму и меценатству прогрессивных слоев русской интеллигенции, сделавшие много полезного для его развития. [19; с.146]

Физическим воспитанием  на сегодняшний день является вид  воспитания, специфическим содержанием  которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение  специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности  в физкультурных занятий.

При изучении научной литературы мы выясняли, что физическое воспитание прошло огромный путь своего развития, начиная с доисторических времен, и продолжает развиваться по сегодняшний день. Проблема физического воспитания является важной и ее изучением занимается многие ученые, такие как  И.А.Бутина, М.Н.Жуков, Ж.К. Холодов и т.д. В своих работах они говорят о том, что такое физическое воспитание, как правильно его организовать, какие цели и задачи являются приоритетными в этом вопросе, и на что особенно важно обращать внимание при его организации.

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности физического воспитания и развития младших школьников

 В возрастном развитии  человека очень важная роль  принадлежит  физическому воспитанию. Это касается не только содействия  нормальному физическому развитию  растущего организма и его совершенствованию, укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности.

Целью физического воспитания является оптимизация физического  развития человека, всестороннего совершенствования  свойственных каждому физических качеств  и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих  общественно активную личность (Л.П. Матвеев, 1989).

Задачи по оптимизации физического воспитания детей младшего школьного возраста:

  • оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку;
  • укрепление и сохранение здоровья, а так же закаливание организма;
  • совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;
  • формирование спортивных двигательных умений и навыков;
  • формирование различных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В зависимости  от особенностей возрастного развития, подготовленности и возможностей учащихся на определенных ступенях обучения и воспитания перечисленные задачи могут быть конкретизированы применительно к возрастной группе 7-9 лет.

Физическое воспитание в  этот период, содействуя естественному  развитию организма детей, должно обеспечить гармоническое формирование его, повышение  сопротивляемости неблагоприятным  воздействиям и расширение его функциональных возможностей таким образом, чтобы  гарантировать всестороннее развитие физических способностей.

Индивидуализированная конкретизация  задач в физическом воспитании - дело сложное, так как занятия  физическими упражнениями осуществляются в формах групповой организации. Однако, несмотря на это, необходимо учитывать  возрастные и половые особенности, а также физическое развитие и  уровень подготовленности занимающихся.

В младшем школьном возрасте благодаря активному развитию двигательного  анализатора дети легко усваивают  и совершенствуют разнообразные  формы движений [3; с.3]. Однако владеют всеми видами естественных движений, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны [10; с.31]. Для них обучение новым движениям с развитием координационных способностей становятся привлекательными и доступными. В тоже время дети трудно выполняют отдельные параметры, плохо переносят однообразные упражнения и фиксацию отдельных частей тела в различных положениях, быстро утомляются. Их привлекают те упражнения, которые они могут быстро освоить[3; с. 6].

При проведении подвижных  игр среди учащихся младших классов  надо учитывать анатомо-физиологические  особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма  различным влияниям окружающей среды  и быструю утомляемость.

Скелет младшего школьника  еще продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает  большую гибкость костей, особенно позвоночника [10; с.15], наблюдается относительно большая высота межпозвоночных дисков, поэтому он податлив к искривлению [4; с.5]. Мускулатура относительно слаба ( в частности, мышцы спины и брюшного пресса) [10; с.18].  Мышцы детей эластичны, они не способны к значительным напряжениям и податливы к растяжению. Рост мышечных волокон в это период происходит неравномерно. Быстрее развиваются крупные мышцы нижних конечностей, туловища, плечевого пояса. Мелкие мышцы развиваются позднее [4; с.5-6]. Задача на этих этапах- обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, содействовать образованию прочного «мышечного корсета», укрепить дыхательную мускулатуру, развивать мышцы. Следует особо уделить внимание укреплению и развитию крупных мышечных групп, от которых в первую очередь зависит правильная осанка [3; с. 20].

Сердечно-сосудистая система  ребенка 7-9 лет отличается большой  жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия  для работы сердечной мышцы [10; с.22]. С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений (ЧСС): в 7-8 лет она составляет в среднем 80-92 уд./мин, в 9-10 лет-76-96 уд./мин. Возрастные резервные возможности сердца и кровеносных сосудов в этом возрасте проявляются в том числе в том, что ЧСС после нагрузки (50-70% от максимальной) восстанавливается за 1-3 мин. [4; с.6]

В период с 6 до 10 лет изменяется деятельность дыхательной системы: существенно возрастает емкость  легких ( с 1100 до 2200 мл), снижается частота дыхания (до 18-24 дыханий в минуту) [4; с.6].

 Значительное развитие в 6-10 лет получают такие основные свойства нервных процессов, как сила, подвижность и уравновешенность. Однако они характеризуются еще малой устойчивостью, что обуславливает быструю утомляемость нервной системы ребенка. [4; с.7]

Дети проявляют большую двигательную активность , особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия требующие затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной. 

Функция внимания у младших  школьников еще не достаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются  с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и немногочисленность правил игры обуславливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 6-9 лет.

Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся  незамедлительно и одновременно включаться в работу стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах, но, вскоре забывают о своих обидах.

Младшие школьники ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что  видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают, критически относится к поступкам и действиям товарищей. Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет школьникам успешно, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.

Дети 1-3 классов очень  активны, но, конечно же, не могут рассчитать своих возможностей, очень ранимы.

Стремление к выдумке, творчеству реализуется в занятиях, которые зачастую имеют сюжетно-образный характер. Образные сюжеты становятся сложнее, так как кругозор младших школьников значительно расширяется, они овладевают навыками чтения, письма. Для детей этого возраста очень привлекательными могут быть элементы таинственности, неожиданности.

Таким образом, учет возрастных особенностей, является важной частью при организации занятий направленных на развитие физического воспитания.

1.3Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания младших школьников

Средства воспитания –  разработанная педагогическая категория. Еще в XIX столетия К.Д Ушинский называл средствами воспитания учение, труд, игру и саму жизнь ребенка в семье и школе, его отношения с окружающими, совместные дела и общение. В XX в. Дж. Дьюи, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и другие педагоги в своих подходах к воспитанию, в своей педагогической практике наряду с учением ввели в актив, сделали повседневной реальностью такие средства воспитания, как труд, общественная коллективная деятельность детей, игра, искусство. А.С. Макаренко писал, что школа, режим и распорядок дня, все устройство жизни школы являются средством воспитания [14; с.268].

По мнению Новикова А.Д  средствами физического воспитания для детей 7-9 лет являются: основная гимнастика, элементарные подвижные игры, катание на лыжах, коньках, велосипеде, прогулки, экскурсии с играми и упражнениями на местности.

Рассмотрим возможности  подвижной игры как средства физического  воспитания младших школьников.

Подвижная игра – сознательная эмоциональная деятельность младшего школьника, в которой он учится регулировать степень внимания и мышечных усилий, анализировать, сопоставлять, обобщать то, что происходит, и делать выводы в зависимости от складывающихся игровых ситуаций [7; с.58]. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям [12; с. 356].

Классификация подвижных  игр представлена в схеме 1.

 

 




 

 


 

 

Схема 1. Классификация подвижных игр

Игры с элементами строя не предусматривают разделения коллектива на команды.

Сюжетные игры создают у учеников наглядную картину игровой ситуации, ярче выделяют образы, положительно воздействуют на воображение и эмоции детей, активизируют творческую инициативу.

Игры, направленные на развитие двигательных качеств ловкости, выносливости, силы и гибкости.

Игры с элементами общеразвивающих упражнений служат для разностороннего применения навыков обращения с предметами, развивают память, быстроту реакций в различных условиях двигательной деятельности.

Информация о работе Влияние подвижных игр для развития физического качества для детей младшего школьного возраста