Учебно – тренировочная игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:22, лекция

Краткое описание

Ключевые слова и понятия по теме: Баскетбол — это игра с нестандартными движениями и динамической силовой работой переменной мощности. Верный выбор совокупности технико-тактических действий в конкретных ситуациях противоборства, четкая их организация и правильное распределение коллективных усилий в ходе игрового поединка — верный путь к успеху.

Оглавление

1.Разделить учащихся на команды.
2.По жребию определить первых играющих команд.
3.Дать объяснения правил в процессе игры .
4.Осуществить судейство с привлечением учащихся.
5.Студенты умеют заполнять протоколы игры.

Файлы: 1 файл

Камилла.doc

— 478.00 Кб (Скачать)

Тема: Учебно – тренировочная игра.

Идентифицируемые учебные цели:

    1.Разделить учащихся на команды.

    2.По жребию определить первых играющих команд.

    3.Дать объяснения правил в процессе игры .

    4.Осуществить судейство с привлечением  учащихся.

    5.Студенты умеют заполнять протоколы игры.

Наглядные материалы: Правила соревнований по баскетболу , образцы протоколов проведения игры.

Выполнение  работы:

  1. Ознакомление с техникой и методикой учебной игры и судейства.
  2. Обучение с техникой учебной игры по составам.
  3. Обучение с правилами вбрасывания и жеребий.
  4. Обучение правилам игры.
  5. Обучение правилам судейства.
  6. Обучение заполнению протакола.   

 

Основные  контрольные вопросы и задания  по практической теме:

      1. Раскройте специфические особенности  игровой соревновательной деятельности баскетболистов.

     2. Дайте определение интегральной  подготовки на уроках по баскетболу. Какие задачи она призвана  решать?

     3. Что представляет  собой интегральная подготовка  по структуре и содержанию?

     4. Назовите и охарактеризуйте основные средства обучения игровой деятельности.

     5.Дайте  характеристику методам обучения  игровой деятельности.

      

      Ключевые слова и понятия  по теме: Баскетбол — это игра с нестандартными движениями и динамической силовой работой переменной мощности. Верный выбор совокупности технико-тактических действий в конкретных ситуациях противоборства, четкая их организация и правильное распределение коллективных усилий в ходе игрового поединка — верный путь к успеху. Реализация технико-тактического мастерства — это искусство движений в условиях спортивного противоборства с целью достижения запланированного результата. Характер тренировочных воздействий на занимающихся варьируют изменением правил и продолжительностью игровых и соревновательных заданий, содержательным наполнением подвижных и подготовительных игр. Совершенствования навыков игровой деятельности добиваются также благодаря четким установкам педагога. Метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности подразумевает конструирование в игровой форме сходных с предстоящей игровой деятельностью ситуаций, включая особенности противодействия «условных» соперников. Повышение эффективности педагогического процесса путем применения специально организованной соревновательной деятельности составляет основу соревновательного метода. Подвижные игры в процессе обучения игровой деятельности позволяют закрепить и совершенствовать сформированные двухкомпонентные взаимосвязи в вариативных условиях противоборства. Жесты, приведенные, в правилах и являются, единственными официальными жестами.

       Проблемы:

-  Основные ошибки при выполнении командных тактических действий в защите.

-  Основные ошибки при выполнении групповых тактических действий в защите.

- Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактических действий против нападающего, владеющего мячом.

- Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактических действий против нападающего без мяча.

- Основные ошибки при воспроизведении разновидностей нападения в особых ситуациях.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ  ОБУЧЕНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  БАСКЕТБОЛЕ

      Особенности игровой деятельности. Баскетбол — это игра с нестандартными движениями и динамической силовой работой переменной мощности.

        Игровая деятельность в баскетболе представляет собой целостное воспроизведение игровых приемов, технико-тактических действий, физических и психических компонентов подготовленности участников в условиях постоянно изменяющихся игровых ситуаций.

         Для баскетбола характерны высокий динамизм в развитии ситуаций, постоянное чередование оборонительных и наступательных фаз игры, непрерывное переключение игроков от одних двигательных действий к другим, многообразие способов их выполнения, вариативность скорости и направлений перемещений, определяющее значение зрительного анализатора в оценке изменяющихся условий и выборе адекватных ответных действий, комплексное задействование практически всех групп мышц и функциональных систем организма, преобладание скоростно-силово-го режима мышечной работы, синхронность в деятельности верхних и нижних конечностей и др.

         Достижение результата в игре носит ступенчатый и множественный характер, что требует от играющих многократного выполнения игровых действий в различных сочетаниях и с различной очередностью. Одномоментное результативное действие не является гарантией преимущества над соперником в конечном итоге, а представляет собой только единичный структурный элемент системы игровой деятельности отдельного игрока.

          Эффективность любого игрового приема не только зависит от степени совершенства владения его техникой, но во многом предопределяется достигнутым уровнем развития специальных физических качеств. Результативность рациональных действий баскетболиста требует проявления на должном уровне скоростно-силовых качеств и координационных способностей в сочетании с быстротой движений и мышления. Важны также специальные виды выносливости. Все перечисленные физические качества находят свое взаимосвязанное воплощение при осуществлении игроком того или иного приема техники игры. Причем каждому элементу техники или группе приемов присуще комплексное проявление базовых качеств при господствующей роли одного или нескольких из них.

          С одной стороны, чем выше уровень развития значимых для баскетбола физических способностей у занимающихся, тем больше возможностей для расширения и совершенствования их технического арсенала. С другой стороны, чем выше и качественнее техническая оснащенность баскетболиста, тем больше возможностей у него максимально проявить свой физический потенциал.

          В свою очередь, эта двухкомпонентная связка (технико-физическая подготовленность), составляющая сердцевину игровой деятельности баскетболиста, ведет к успеху в условиях соревновательного противоборства только через тактическую оснащенность игроков. Спортивная деятельность в баскетболе характеризуется практически постоянным пребыванием игрока в условиях крайне жесткого ограничения времени, когда требуется не только одновременное проявление нескольких сторон быстроты, но и самое разнообразное и внезапное их чередование. Анализ текущего состояния (ситуации) и выбор исполнительного акта следуют непосредственно один за другим или даже совмещены во времейи.

          Реализация же адекватного двигательного действия (игрового приема) ведет не к окончательному разрешению конфликтной ситуации, а только к ее изменению или возникновению новой. К тому же проблемные ситуации отличаются альтернативностью выбора решений. Разнообразная и совершенная тактика в баскетболе непременное условие для реализации технико-физического потенциала отдельных игроков и команды в целом.

Баскетбол относится  к коллективным видам игровой  деятельности, следовательно, требует  тесного сотрудничества партнеров  по команде.

         Победный результат возможен только благодаря рационально выстроенному в пространстве и времени взаимодействию игроков.

         Верный выбор совокупности технико-тактических действий в конкретных ситуациях противоборства, четкая их организация и правильное распределение коллективных усилий в ходе игрового поединка — верный путь к успеху.

         Характерная черта игровой деятельности баскетболистов напряженность ее протекания. Реализация технико-тактического мастерства — это искусство движений в условиях спортивного противоборства с целью достижения запланированного результата.

Фактор противоборства придает соперничеству яркую  эмоциональную окраску. Качество игровых  действий каждого игрока и команды  в целом определяется не только уровнем  их мастерства, но и характером и  степенью агрессивности противодействия соперников. Большинство игровых микропоединков в ходе баскетбольных матчей происходит в условиях активного противостояния.

            Кроме этого, подавляющее количество всех технических приемов баскетболисты выполняют на максимальной скорости, в безопорном положении или в трудных для координации движений условиях, т. е. в экстремальных ситуациях.

Интеграция  результатов обучения в целостную  игровую деятельность

            Учитывая специфику игровой деятельности в баскетболе, автономное развитие базовых физических качеств, изучение техники и тактики игры должны быть изначально ориентированы на эффективную комплексную и наиболее полную реализацию различных сторон подготовленности обучающихся в условиях игрового противоборства.

           Ни высокий уровень владения техникой отдельных игровых приемов, ни богатый арсенал тактических знаний и умений, ни достаточно развитый физический потенциал занимающихся сами по себе не гарантируют эффективность игровой деятельности. Успехи, достигнутые в освоении структурных компонентов игры в баскетбол, еще не обеспечивают их взаимосвязанного воспроизведения непосредственно в игровом противоборстве. Необходимо специально учить этому. Причем обучение игровой деятельности не должно ограничиваться произвольным использованием двусторонних учебных игр. Взаимосвязь различных аспектов обучения требует направленной координации педагогических воздействий.

          Это возможно только благодаря специально организованному процессу интеграции результатов обучения технике, тактике игры и развития специальных физических качеств.

          Решение этой проблемы осуществляется в процессе интегральной подготовки занимающихся, представляющей собой систему взаимосвязанных, возрастающих по степени сложности и направленности педагогических воздействий, объединенных целевой установкой на синтез всех компонентов подготовленности в целостную игровую деятельность. Основные направления интегральной подготовки:

- сочетанное  развитие базовых физических  качеств;

- комплексное  совершенствование освоенных игровых приемов;

- синтез технического  и тактического потенциала;

- сопряженное  развитие физических качеств  и совершенствование технико-тактических  действий;

- эффективное  воспроизведение компонентов двигательного  и интеллектуального потенциала в их взаимосвязи в целостной игровой деятельности.

           Обозначенные направления интегральной подготовки тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время каждое из них представляет собой определенную ступень (уровень) в структуре педагогических воздействий в процессе обучения игровой деятельности. На первичном, базовом, уровне интегральной подготовки решается задача формирования двухкомпонентных связей между результатами развития физических качеств и обучения технике и тактике игры. Ее достижения осуществляются посредством упражнений, включающих:

- чередование  развития специальных для баскетбола  физических качеств (двух и  более);

- последовательное  выполнение игровых приемов в  различных сочетаниях, близких к  структуре отдельных фаз игровой деятельности;

- чередование  заданий, направленных на акцентированное  развитие специальных физических  качеств и совершенствование  элементов техники игры или  тактических действий;

- многократное  повторение игрового приема с  повышенной интенсивностью при  дифференцированном развитии специальных физических качеств, значимых для данного элемента техники;

- развитие физических  качеств в рамках структуры  игрового приема или в условиях  выполнения тактических действий;

- совершенствование  игровых приемов в ситуативных условиях, близких к игровым;

- выполнение  игровых приемов в рамках тактических  действий и взаимодействий;

- совершенствование  тактических действий с предельной  интенсивностью.

           На втором уровне формируются взаимосвязи более высокого порядка. При помощи специально созданных комплексных заданий игрового и соревновательного характера, подвижных и подготовительных игр занимающиеся ставятся в условия, требующие выполнения конкретных технико-физических или технико-тактических компонентов подготовленности в изменяющихся ситуациях.

            Закрепление ранее образованных взаимосвязей и их дальнейшее совершенствование здесь достигаются с помощью:

- направленно задаваемого  режима мышечной деятельности;

- варьирования объема  и интенсивности выполняемых в игровой и соревновательной формах заданий;

- выполнения игровых действий  при максимальной мобилизации  функциональных возможностей организма.

         Характер тренировочных воздействий на занимающихся варьируют изменением правил и продолжительностью игровых и соревновательных заданий, содержательным наполнением подвижных и подготовительных игр.

          При чередовании направленности заданий процесс усвоения формирующихся взаимосвязей происходит под знаком преимущественного развития одного из компонентов подготовленности с одновременным совершенствованием других компонентов.

            Наконец, на высшем уровне интегральной подготовки применяют двусторонние учебные и контрольные игры с дальнейшим участием в соревнованиях. Само содержание игры в баскетбол оказывает на организм занимающихся комплексное всестороннее воздействие. Однако приобретение умения интегрировать результаты предшествующих этапов обучения в целостной игровой деятельности с высокой степенью эффективности возможно только при условии направленных педагогических воздействий. Оно достигается гибким применением методических приемов усложнения или упрощения правил игрового противоборства, а также использованием в полной мере возможностей, предоставляемых спецификой самой игры.

Информация о работе Учебно – тренировочная игра