Техническая подготовка киокусинкай

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 09:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена развитием спорта киокусинкай. Стиль киокусинкай очень молодой, но не смотря на это рост популярности и все возрастающая конкуренция на международных и российских соревнованиях по киокусинкай вызывают необходимость дальнейшего изучения более совершенной техники ведения боя.
Наше исследование, при правильном применении его результатов, может быть основой для максимально эффективного планирования технической подготовки спортсменов высокого класса в киокусинкай.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Теория технической подготовки 4

2. Виды технической подготовки 7

2.1.Формирование двигательных умений и навыков 8

2.2 Характеристика и правила техничного выполнения физических упражнений. 12

2.3. Методические приемы технической подготовки 18

3. Физическая подготовка в тренировочном процессе (на примере различных видах спорта). 20

3.3 Техническая подготовка в циклических видах спорта (на примере лыжного спорта). 20

3.2 Техническая подготовка в сложно-координационных видах спорта (на примере спортивной гимнастики). 21

3.3 Физическая подготовка в игровых видах спорта (на примере баскетбола). 24

Файлы: 1 файл

Rossysky_Gosudarstvenny_Universitet_Fizichesk Petrenko A.docx

— 48.65 Кб (Скачать)

Наряду со стабильностью и вариативностью необходима также их надежность навыков. Она определяется психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью координации и других способностей спортсмена. Надежность действий спортсмена в соревнованиях есть комплексный результат совершенствования его навыков и способностей, гарантирующий высокую эффективность действий вопреки возникающим внешним и внутренним сбивающим факторам (помехоустойчивость) (смотрите схему).

 

 

1.3. Характеристика и правила техничного выполнения физических упражнений.

 

При анализе техники физических упражнений в познавательных и практических целях принимают во внимание признаки, характеризующие рациональные движения и их соединения (технические характеристики движений), имеющие значение для  физического обучения и воспитания.

Кинематические  характеристики — это пространственные, временные и пространственно-временные характеристики. В биомеханике установлены для них определенные физические величины и формулы размерности.

Пространственные характеристики физических упражнений характеризуются  рациональным взаиморасположением  звеньев двигательного аппарата, обеспечивающим целесообразное исходное положение перед началом действия и позу в процессе его выполнения, а также соблюдением оптимальной  траектории движений.

Правильное исходное положение  служит одной из важных предпосылок  эффективного выполнения последующих  движений, в частности их внешней  результативности.

Особые требования предъявляются  к спортивным стартовым положениям (например, низкий старт спринтера, стойка фехтовальщика, стойка боксера). Стартовым положением называют состояние  «оперативного покоя», в котором, хотя и нет внешних движений, концентрированно воплощается целеустремленная готовность к действию. От исходного положения  зависит и направленность воздействия  упражнения (изменение на несколько  градусов угла взаимного расположения рук и туловища при жиме штанги, лежа на наклонной доске, существенно  меняет воз действие упражнения на мышечные группы, а значит — на развитие силовых свойств двигательного  аппарата).

           Важна рациональная поза в процессе выполнения упражнения. Она помогает поддерживать статическое и динамическое равновесие тела, целесообразно координировать движения, эффективно проявлять силовые и другие физические качества. Горизонтальное положение тела пловца, низкая посадка конькобежца или велосипедиста уменьшают сопротивление внешней среды и этим способствуют быстрому передвижению. Планирующая поза в прыжках на лыжах с трамплина позволяет лучше использовать поддерживающие силы сопротивления воздушной среды и за счет этого увеличить дальность прыжка.

Изменяя положение тела и его  звеньев в процессе выполнения упражнения, можно изменять направление и  величину динамических опорных реакций (например, при беге и прыжках), инерционных, вращательных и других сил (например, в гимнастических упражнениях). Можно  придать необходимое ускорение, направление и амплитуду движения тела, целесообразно варьировать  их пара метры. Положение тела и его  изменения по ходу выполнения упражнения должны соответствовать биомеханическим  и другим закономерностям. К ряду положений тела предъявляются, в  частности, специальные эстетические требования (например, в гимнастике, акробатике, прыжках в воду и на лыжах с трамплина, фигурном катании  на коньках, художественной гимнастике).

В траектории движений различают направление, форму и амплитуду. Технику физических упражнений характеризует не сама по себе траектория перемещения тела, а оптимальное сочетание траекторий движений его различных звеньев, рациональное регулирование этих движений по направлению, амплитуде и форме  траектории.

Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц. Максимальная анатомически возможная амплитуда движений при выполнении физических упражнений используется не всегда. Это объясняется тем, что для достижения ее требуется добавочная затрата мышечных усилий, направленных на предельное растягивание мышц-антагонистов, а также тем, что в крайних точках амплитуды трудно плавно изменить направление движения. Определенные ограничения амплитуды связаны с опасностью появления травм мышечно-связочного аппарата. Результативность двигательных актов зависит от максимальной амплитуды движений в подготовительных или основных фазах (например, замах при метании копья). Для увеличения подвижности в суставах, совершенствования эластических свойств мышц и связок применяют специальные упражнения «на гибкость», отличающиеся постепенным увеличением амплитуды движений.

Один из путей решения этой проблемы — нахождение оптимального соотношения  амплитуды движений различных звеньев  двигательного аппарата.

Немотивированные «перепады» скорости — признак технически неправильно  выполненного упражнения. В упражнениях  циклического характера, направленных на преодоление пространства, особую роль играет умение точно соблюдать  заранее рассчитан ный график передвижения, поддерживая определенную скорость па каждом отрезке дистанции  и способствуя целесообразному  распределению сил во времени, помогает отдалять утомление. В скоростных и  скоростно-силовых упражнениях первостепенное значение имеет мобилизация на предельные ускорения в решающие моменты  действия. Скорость и ускорения должны быть всегда контролируемыми.

Во всех приведенных примерах критерии оптимальности, по которым обучаемый  оценивает и регулирует движение, — это ощущения его динамики. Описание образа оптимальной динамики изучаемого действия, т.е. того, что  должен почувствовать обучаемый  при правильном исполнении, — существенное условие формирования образа предмета усвоения в сознании обучаемого. К  сожалению, в методической литературе почти полностью отсутствуют  описания ощущений динамики правильно  выполняемых действий. Учитель вынужден самостоятельно искать эти ощущения и формулировать их словесное  описание, должен полагаться при этом на знание техники и собственный  опыт (как двигательный, так и  иного рода, т. е. наблюдения, беседы, размышления и т. п.). Описание ощущений динамики двигательного действия должно быть выполнено в терминах, доступных  пониманию обучаемого, и включать указание на объект концентрации внимания и образ ощущения, которое должно возникнуть в случае правильного  выполнения.

Однако описание ощущений динамики двигательного действия, обеспечивающее в известной мере формирование образа цели, в сознании обучаемого, не раскрывает пути ее достижения. Обучаемый должен представлять себе способ достижения цели, основные условия, выполнив которые, он сможет решить двигательную задачу.

Ритм — это комплексная характеристика техники физических упражнений, отражающая закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастания и уменьшения) в динамике действия.

В результате систематических упражнений устанавливаются оптимальная степень  нарастания и спада усилий, а также  рациональное соотношение длительности фаз напряжения и расслабления, что  позволяет оптимизировать режим  мышечной деятельности, целесообразно  использовать внутренние и внешние  силы движения.

Лыжники высокого класса, в отличие  от начинающих, период отталкивания ногами осуществляют значительно короче. Это  связано с более мощными усилиями, когда период скольжения составляет большую долю от общей продолжительности  цикла движений, а мощность движений сочетается с их экономичностью, рациональным расслаблением и эффективным  использованием сил скольжения.

Для ритмично выполняемых физических упражнений характерна четкая согласованная  последовательность «включения» различных  мышечных групп по ходу действия. Скоростные и скоростно-силовые действия (преимущественно  одноактные — толкание ядра, метание  диска, молота, удары в боксе, циклические  и смешанные упражнения стартового разгона, прыжки в высоту) часто строятся по принципу непрерывного наращивания  мощности движений к решающей фазе действия.

У каждого человека в связи с  присущими ему особенностями  могут быть свои разновидности ритма, однако они не должны выходить за известные  границы, определяемые объективно необходимой  ритмической структурой движений. Зная эту структуру, каждый может осознанно  формировать и регулировать ритмы  физических упражнений.

По сравнению с биологическими ритмами организма двигательные ритмы представляют более высокую  ступень организации функциональной активности, свойственную лишь человеку, когда целенаправленно включаются психические факторы («чувство ритма»).

Действие может быть охарактеризовано внешними признаками, по кинематике. В  этом случае обучаемый обратит внимание именно на них, будет строить свои движения по критерию соответствия позам, траекториям и другим пространственным характеристикам. Можно охарактеризовать действие иначе, по его динамике, описывая скрытые от глаза наблюдателя  ощущения усилий, возникающие при  правильном исполнении. В этом случае обучаемый по иному распределит  свое внимание, сосредоточив его на поиске и фиксации рациональных усилий. Что же более правильно? Однозначного ответа нет. Двигательное действие существует как способ решения двигательной задачи, смысл которой и определяет основу действия, равно как и расстановку  акцентов внимания обучаемого.

Двигательные задачи можно распределить на три группы, требующие от исполнителя:

1) максимального проявления физических  качеств при подчиненном значении  пространственных характеристик,  кинематической структуры. Таковы  ситуации во всех упражнениях,  результаты которых инструментально  фиксируются, а приближение к  максимуму является выражением  качества. Здесь динамика выступает  как основа действия, а пространственная  организация — как дета ли;

2) максимальной выразительности,  красоты, соответствия обусловленным  двигательным стандартам при  явно подчиненном значении уровня  проявления физических качеств.  Таковы ситуации в спортивной  и художест венной гимнастике, акробатике, прыжках в воду, синхронном  плавании и фигурном катании  на коньках. Здесь за основу  принимается пространственная организация  действия, а его динамика выступает  как детали;

3) максимальной точности, иногда  при ограниченном времени решения  двигательной задачи и подчиненном  значении, как уровня проявления  физических качеств, так и пространственной  организации движений. Таковы многие  ситуации в спортивных играх  и единоборствах. Двигательные  задачи этого типа отличаются  нестандартностью смысла и условий,  в связи с чем, содержание  основы и деталей действия  может диалектически меняться, причудливо  переплетаясь в зависимости от  ситуации и установки действия.

В зависимости от типа двигательной задачи внимание обучаемого фиксируется  либо на динамике, либо на пространственной структуре действия, либо попеременно  на одной из характеристик, но всегда на основе двигательного действия, которая должна быть освоена максимально  приближенно к требованиям техники. Результатом такого освоения первоначально  будет то, что иногда называют «грубым  умением». После того как обучаемый  усвоил основу (правила и последовательность построения двигательного действия), следует уточнять детали, которые  определяются в каждом отдельном  случае индивидуальными особенностями  обучаемого. В большинстве случаев  осознанное усвоение основы сопровождается подсознательным формированием  деталей, так что специальное  вмешательство преподавателя в  формирование деталей не требуется.

Акцентирование внимания обучаемого на ощущениях динамики становится необходимым  при изучении двигательных действий первой группы. Здесь кинематическая структура действия вторична по отношению  к динами ческой. Очевидно, что в  первую очередь следует заботиться об организации усилий, динамики действия. Традиционные схемы обучения двигательным действиям основаны на показе, на зрительном восприятии действия, дополняемом разъяснением, прочувствованием и т. п. В этом случае основой обучения является подражание, копирование внешней формы движения, что в итоге приводит к подчинению динамической структуры требованиям  кинематики, т.е. к искажению рациональной структуры движения. Основным методом  преподавания здесь выступает императивное указание, жест кое регламентирование  действий обучаемого. При таком подходе  обучаемый способен формально овладеть мате риалом, т. е. выполнить действие, весьма похожее на образец, однако эта  внешняя похожесть практически  исключает оптимизацию действия по динамическим характеристикам.

Как показано во многих исследованиях, при решении двигательных задач, требующих максимального проявления физических качеств человека, оптимизация  кинематической структуры всегда индивидуальна: угол постановки ноги в спринтерском беге оптимизируется в зависимости  от силы ног бегуна; оптимальный  угол вылета снаряда в метаниях зависит  от величины усилий метателя, прикладываемых к сна ряду в разгоне, и т.п.

1.4. Методические приемы технической подготовки

 

Организуя процесс освоения движений, решающее методическое значение следует  придавать двум факторам:

- Синтез афферентаций. В свете  представлений об афферентном  синтезе становится понятным  формирующее значение раздражений  окружающей среды при усвоении  двигательных действий, например  условий мотивации, тренировочных  условий, характера требований.

Информация о работе Техническая подготовка киокусинкай