Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2013 в 09:39, курсовая работа
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена развитием спорта киокусинкай. Стиль киокусинкай очень молодой, но не смотря на это рост популярности и все возрастающая конкуренция на международных и российских соревнованиях по киокусинкай вызывают необходимость дальнейшего изучения более совершенной техники ведения боя.
Наше исследование, при правильном применении его результатов, может быть основой для максимально эффективного планирования технической подготовки спортсменов высокого класса в киокусинкай.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Теория технической подготовки 4
2. Виды технической подготовки 7
2.1.Формирование двигательных умений и навыков 8
2.2 Характеристика и правила техничного выполнения физических упражнений. 12
2.3. Методические приемы технической подготовки 18
3. Физическая подготовка в тренировочном процессе (на примере различных видах спорта). 20
3.3 Техническая подготовка в циклических видах спорта (на примере лыжного спорта). 20
3.2 Техническая подготовка в сложно-координационных видах спорта (на примере спортивной гимнастики). 21
3.3 Физическая подготовка в игровых видах спорта (на примере баскетбола). 24
Наряду со стабильностью и вариативностью необходима также их надежность навыков. Она определяется психической устойчивостью, специальной выносливостью, высокой степенью координации и других способностей спортсмена. Надежность действий спортсмена в соревнованиях есть комплексный результат совершенствования его навыков и способностей, гарантирующий высокую эффективность действий вопреки возникающим внешним и внутренним сбивающим факторам (помехоустойчивость) (смотрите схему).
При анализе техники физических упражнений в познавательных и практических целях принимают во внимание признаки, характеризующие рациональные движения и их соединения (технические характеристики движений), имеющие значение для физического обучения и воспитания.
Кинематические характеристики — это пространственные, временные и пространственно-временные характеристики. В биомеханике установлены для них определенные физические величины и формулы размерности.
Пространственные
Правильное исходное положение служит одной из важных предпосылок эффективного выполнения последующих движений, в частности их внешней результативности.
Особые требования предъявляются к спортивным стартовым положениям (например, низкий старт спринтера, стойка фехтовальщика, стойка боксера). Стартовым положением называют состояние «оперативного покоя», в котором, хотя и нет внешних движений, концентрированно воплощается целеустремленная готовность к действию. От исходного положения зависит и направленность воздействия упражнения (изменение на несколько градусов угла взаимного расположения рук и туловища при жиме штанги, лежа на наклонной доске, существенно меняет воз действие упражнения на мышечные группы, а значит — на развитие силовых свойств двигательного аппарата).
Важна рациональная поза в процессе выполнения упражнения. Она помогает поддерживать статическое и динамическое равновесие тела, целесообразно координировать движения, эффективно проявлять силовые и другие физические качества. Горизонтальное положение тела пловца, низкая посадка конькобежца или велосипедиста уменьшают сопротивление внешней среды и этим способствуют быстрому передвижению. Планирующая поза в прыжках на лыжах с трамплина позволяет лучше использовать поддерживающие силы сопротивления воздушной среды и за счет этого увеличить дальность прыжка.
Изменяя положение тела и его
звеньев в процессе выполнения упражнения,
можно изменять направление и
величину динамических опорных реакций
(например, при беге и прыжках), инерционных,
вращательных и других сил (например,
в гимнастических упражнениях). Можно
придать необходимое ускорение,
направление и амплитуду
В траектории движений различают направление,
форму и амплитуду. Технику физических
упражнений характеризует не сама по
себе траектория перемещения тела,
а оптимальное сочетание
Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц. Максимальная анатомически возможная амплитуда движений при выполнении физических упражнений используется не всегда. Это объясняется тем, что для достижения ее требуется добавочная затрата мышечных усилий, направленных на предельное растягивание мышц-антагонистов, а также тем, что в крайних точках амплитуды трудно плавно изменить направление движения. Определенные ограничения амплитуды связаны с опасностью появления травм мышечно-связочного аппарата. Результативность двигательных актов зависит от максимальной амплитуды движений в подготовительных или основных фазах (например, замах при метании копья). Для увеличения подвижности в суставах, совершенствования эластических свойств мышц и связок применяют специальные упражнения «на гибкость», отличающиеся постепенным увеличением амплитуды движений.
Один из путей решения этой проблемы — нахождение оптимального соотношения амплитуды движений различных звеньев двигательного аппарата.
Немотивированные «перепады» скорости
— признак технически неправильно
выполненного упражнения. В упражнениях
циклического характера, направленных
на преодоление пространства, особую
роль играет умение точно соблюдать
заранее рассчитан ный график
передвижения, поддерживая определенную
скорость па каждом отрезке дистанции
и способствуя целесообразному
распределению сил во времени, помогает
отдалять утомление. В скоростных и
скоростно-силовых упражнениях
Во всех приведенных примерах критерии оптимальности, по которым обучаемый оценивает и регулирует движение, — это ощущения его динамики. Описание образа оптимальной динамики изучаемого действия, т.е. того, что должен почувствовать обучаемый при правильном исполнении, — существенное условие формирования образа предмета усвоения в сознании обучаемого. К сожалению, в методической литературе почти полностью отсутствуют описания ощущений динамики правильно выполняемых действий. Учитель вынужден самостоятельно искать эти ощущения и формулировать их словесное описание, должен полагаться при этом на знание техники и собственный опыт (как двигательный, так и иного рода, т. е. наблюдения, беседы, размышления и т. п.). Описание ощущений динамики двигательного действия должно быть выполнено в терминах, доступных пониманию обучаемого, и включать указание на объект концентрации внимания и образ ощущения, которое должно возникнуть в случае правильного выполнения.
Однако описание ощущений динамики двигательного действия, обеспечивающее в известной мере формирование образа цели, в сознании обучаемого, не раскрывает пути ее достижения. Обучаемый должен представлять себе способ достижения цели, основные условия, выполнив которые, он сможет решить двигательную задачу.
Ритм — это комплексная характеристика техники физических упражнений, отражающая закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастания и уменьшения) в динамике действия.
В результате систематических упражнений
устанавливаются оптимальная
Лыжники высокого класса, в отличие
от начинающих, период отталкивания ногами
осуществляют значительно короче. Это
связано с более мощными
Для ритмично выполняемых физических упражнений характерна четкая согласованная последовательность «включения» различных мышечных групп по ходу действия. Скоростные и скоростно-силовые действия (преимущественно одноактные — толкание ядра, метание диска, молота, удары в боксе, циклические и смешанные упражнения стартового разгона, прыжки в высоту) часто строятся по принципу непрерывного наращивания мощности движений к решающей фазе действия.
У каждого человека в связи с присущими ему особенностями могут быть свои разновидности ритма, однако они не должны выходить за известные границы, определяемые объективно необходимой ритмической структурой движений. Зная эту структуру, каждый может осознанно формировать и регулировать ритмы физических упражнений.
По сравнению с биологическими
ритмами организма двигательные
ритмы представляют более высокую
ступень организации
Действие может быть охарактеризовано внешними признаками, по кинематике. В этом случае обучаемый обратит внимание именно на них, будет строить свои движения по критерию соответствия позам, траекториям и другим пространственным характеристикам. Можно охарактеризовать действие иначе, по его динамике, описывая скрытые от глаза наблюдателя ощущения усилий, возникающие при правильном исполнении. В этом случае обучаемый по иному распределит свое внимание, сосредоточив его на поиске и фиксации рациональных усилий. Что же более правильно? Однозначного ответа нет. Двигательное действие существует как способ решения двигательной задачи, смысл которой и определяет основу действия, равно как и расстановку акцентов внимания обучаемого.
Двигательные задачи можно распределить на три группы, требующие от исполнителя:
1) максимального проявления
2) максимальной выразительности,
красоты, соответствия
3) максимальной точности, иногда
при ограниченном времени
В зависимости от типа двигательной
задачи внимание обучаемого фиксируется
либо на динамике, либо на пространственной
структуре действия, либо попеременно
на одной из характеристик, но всегда
на основе двигательного действия,
которая должна быть освоена максимально
приближенно к требованиям
Акцентирование внимания обучаемого
на ощущениях динамики становится необходимым
при изучении двигательных действий
первой группы. Здесь кинематическая
структура действия вторична по отношению
к динами ческой. Очевидно, что в
первую очередь следует заботиться
об организации усилий, динамики действия.
Традиционные схемы обучения двигательным
действиям основаны на показе, на зрительном
восприятии действия, дополняемом разъяснением,
прочувствованием и т. п. В этом случае
основой обучения является подражание,
копирование внешней формы
Как показано во многих исследованиях,
при решении двигательных задач,
требующих максимального
Организуя процесс освоения движений, решающее методическое значение следует придавать двум факторам:
- Синтез афферентаций. В свете
представлений об афферентном
синтезе становится понятным
формирующее значение