Средства восстановления в пауэрлифтинге

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Чем более интенсивным нагрузкам подвергается ваш организм, тем больше времени ему необходимо для отдыха и восстановления после тренировки.

Во время интенсивных упражнений в мышцах возникает некоторое количество микротравм; обычно они ассоциируются с остаточными болезненными ощущениями после тренировки. Но болезненность является лишь побочным эффектом, а не главной причиной, из-за которой мышцам необходимо время для отдыха и восстановления сил.

Оглавление

Обозначения и сокращения…………………………………………… 3
Введение………………………………………………………………… 4
1 Пауэрлифтинг: основные понятия.………………………………… 5
1.1 История возникновения пауэрлифтинга…................................. 5
1.2 Классификация упражнений………………………………….... 9
1.3 Экипировка в пауэрлифтинге…………………………………... 11
2 Восстановительные средства в пауэрлифтинге…………………… 14
2.1 Педагогические средства ………………………………………. 14
2.2 Психологические средства……………………………………... 17
2.3 Гигиенические средства………………………………………… 21
2.4 Медико-биологические средства………………………………. 24
Заключение……………………………………….……………………... 28
Список использованных литературных источников…………………. 31

Файлы: 1 файл

курсовая_ средства восстановления в пауэрлифтинге_8 семестр.doc

— 184.00 Кб (Скачать)

      По  поводу сопряженно-последовательной системы  организации тренировочной нагрузки необходимо сказать следующее.

      Во-первых, данная система не отвергает комплексность как общий принцип физической подготовки в спорте, а лишь развивает его применительно к условиям и требованиям тренировки спортсменов высокой квалификации. В данном случае комплексность следует понимать и рассматривать не в одномоментном или параллельном, а в последовательном, развернутом во времени выражении Принципиальный механизм тренировочного эффекта такого приема заключается в последовательной кумуляции следов от сменяющейся тренировочной нагрузки различной преимущественной направленности.

      Во-вторых, сопряженно-последовательная система  предусматривает в качестве конечного  результата равномерное и гармоничное  совершенствование основных показателей  специальной подготовленности спортсмена. Это важно подчеркнуть, поскольку на высшем уровне мастерства не может быть такого положения, когда одни спортсмены добиваются результата за счет более совершенной техники, другие — за счет силы или выносливости и т. п. Специальные исследования свидетельствуют, что современных спортсменов экстракласса отличает высокий и относительно равномерный уровень развития всех тех показателей, которые преимущественно определяют спортивный успех. [13]

      Для правильного планирования тренировки в годичном цикле важное значение имеют представления о закономерностях долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе. Под долговременной адаптацией следует понимать относительно устойчивую приспособительную морфофункциональную перестройку организма, результатом и внешним выражением которой выступает повышение уровня его специфической работоспособности.

      Результаты  современных исследований свидетельствуют  в каждый момент организм человека обладает определенным адаптационным  резервом, т е способностью перейти  под влиянием тренирующих воздействий на новый, более высокий уровень специальной работоспособности Емкость такого текущего адаптационного резерва (ТАР) организма ограничена. Это значит, что существует оптимальный срок, в течение которого организму можно предъявлять развивающую тренировочную нагрузку, а также предел в объеме тренирующих воздействий, объективно необходимых для полноценной реализации ТАР организма. Если задать организму нагрузку меньшую по срокам и объему, ТАР не будет реализован. Если превысить их оптимальные пределы, это приведет к перетренировке, а затем и к патологическим явлениям.

      С ростом мастерства емкость ТАР организма  уменьшается, и для его реализации требуется все более сильные  тренирующие воздействия. Поэтому  необходимо так подходить к определению  содержания, объема и организации тренировочной нагрузки, чтобы обеспечить полноценную реализацию ТАР организма и поднять его функциональные возможности на новый, объективно доступный для него уровень. [15]

      Таким образом, полноценность реализации ТАР организма — важнейший  критерии эффективности тренировочного процесса. 

   2.2 Психологические  средства

      Специальные психологические воздействия, обучение приёмам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в снятии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. [23]

      Специфические условия деятельности в физическом воспитании характеризуются: развитием  физических и моральных сил; физическими  и психическими напряжениями; предсоревновательным и соревновательным настроем; спортивными  достижениями (рекорды, победы на чемпионатах России...) С этими условиями необходимо соблюдать режим воспитания спортсменов от юношей до ветеранов. [27]

      Методы соблюдения этих специфических условий и непосредственного внедрения их в спортивную жизнь.

      1. Метод сравнения. Используется  для изучения психологических  различий в психических процессах, состояниях и личностных особенностях спортсмена в зависимости от возраста, пола, квалификации, условий тренировки и соревнований.

      2. Комплексный метод. Метод включает  в себя многостороннее изучение  спортсмена с помощью многих  методик. Например, подготовка спортсмена с помощью гипноза, самогипноза или возможности самостоятельной разработки тренировочного плана и спортивного питания для других. Метод составления тренировочной программы применим как для начинающих, так и для более подготовленных атлетов.

      3. Метод наблюдения. Основан на  изучении психических, двигательных, поведенческих и других проявлений. Целесообразно просматривать материал  в кругу своей спортивной команды  для того, чтобы на месте делать  негативные и позитивные замечания  по ходу просмотра.

      4. Метод самонаблюдения. Спортсмен  сам устанавливает признаки, по  которым он определяет точность  и правильность выполнения движения (например, в жиме лежа - правильный  подбор постановки рук и точное  касание на груди, что позволяет  найти максимальный импульс применения обратной силы жима).

      5. Метод "обсуждение" или "беседа". Здесь надо очень четко знать  и чувствовать, насколько ваш  подопечный психологически готов  для беседы и какой ключ  необходимо подобрать к нему. Тактически, разговор должен быть непродолжительным и иметь свойственно-характерное направление для возможности полностью раскрыть ту или иную причину дискомфортного состояния. Необходимо применять педагогические методы для поднятия духа и психической готовности при тренировках и подготовке к соревнованиям.

      6. Метод "анализа". Это заключительный  метод, где обязательно следует  провести заключительный анализ  общего психологического настроя  вашего спортивного коллектива, выявить ярких «положительных» лидеров, которые способствуют развитию и становлению морально-психологического климата. Необходимо дать возможность спортсменам для самопроявления и самооценки, а также создать рабочую обстановку в зале. Взаимодействие партнеров по команде носит характер сотрудничества, предусматривающего различные формы деятельности: физическую взаимопомощь, помощь при подготовке спортсмена для выхода на помост (подготовить и замотать бинты, майку и тд.), заменить выбывшего из строя товарища по команде. Эффективность взаимодействия партнеров зависит от психологического климата в команде, сплоченности, сложившихся межличностных отношений, наличия авторитетных лидеров, хорошо отработанных навыков и опыта совместных действий. Важное значение для эффективности спортивной деятельности имеет взаимодействие тренера и спортсмена. Тренер выступает в качестве субъекта, а спортсмен в качестве объекта управления. При этом, функция управления заключается в направленном влиянии на тактико-технические действия спортсмена, в воздействии на его психическое состоянии и поведение в целом.

      Эффект  управляющих воздействий тренера  в совокупности с сознательными  усилиями спортсмена находит свое выражение  в программе соревновательных действий и изменениях в них, в динамике психических состояний спортсмена, во взаимной удовлетворенности и  взаимопонимании между тренером и спортсменом, в результативности действии, главным критерием которой служит спортивное достижение.

      А.И. Леонтьев пишет: "Психология человека имеет дело с деятельностью конкретных индивидуумов, протекающей или в  условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними, или с глазу на глаз с окружающим предметным миром".

      Нетрудно  определить, что состязания по пауэрлифтингу  протекают именно "с глазу на глаз" спортсмена и штанги. Здесь, наряду с морально- психологической подготовкой должен сработать навык атлета. Формирование двигательных навыков в спорте не менее важно, чем развитие силы, взрывной силы, выносливости и т.д. Победителем обычно становится тот, кто знает как прилагать силу и скорость, а не тот, у кого эти качества просто развиты. Приобретение навыка означает более высокую эффективность движений, экономичность усилий, а значит и улучшение результата. Некоторые навыки требуют от спортсмена лишь точности движений всего тела или отдельных его частей. [23]

      При освоении какого-либо навыка, мы мысленно производим оценку действий. Чтобы избежать перегрузки информацией, указания тренера должны сочетаться с внутренними самоприказами спортсмена. После завершения подхода, спортсмену необходимо некоторое время для оценки того, что именно произошло, то есть, он должен производить само движение и результаты приложенных усилий до того, как тренер выскажет свое мнение. Своевременность указаний тренера спортсмену важно, как и объем передаваемой информации.

      На  последующих стадиях формирования навыка, спортсмен должен получать меньше формальных инструкций, больше концентрировать свое внимание на элементах  движения. При этом необходимо, с  помощью метода "проб и ошибок" экспериментировать, выбирая различные способы выполнения упражнений, выбирая тот, который наилучшим образом соответствует его двигательным возможностям. Тренер обязан заострять внимание спортсмена на отдельных частях движений, используя такие фразы, как «мощнее движение вверх» (в приседании) или «в каждой точке – ускорение» (в жиме лежа), или «сильнее срыв ногами» (в тяге). [16]

      Также необходимо включать дополнительные, формирующие навыки, упражнения. Эффективность  тренировки зависит от того, насколько  она разнообразна. Для того, чтобы  достигать большего результата в каждом движении, необходима отработка каждого из его элементов.

      Немаловажную  роль в ходе подготовки играет идеомоторная тренировка. Были проведены исследования, которые показали, что: идеомоторная тренировка способствует более быстрому освоению движения, чем его простое восприятие; идеомоторная тренировка наиболее эффективна на ранних стадиях освоения навыка. В ходе такой тренировки, спортсменам предлагается мысленно представить, что они выполняют какое-то движение (желательно проговаривать вслух элементы выполняемых движений); мысленное прохождение на так называемых опорных пунктах - трудных моментах, дает позитивные результаты в дальнейшей физической работе. [26]

      По моему мнению, еще более эффективны словесные управляющие воздействия, включаемые в процесс практического выполнения действия.  

   2.3 Гигиенические средства

      Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю. [25] 

   Занятия пауэрлифтингом – один из методов  закаливания.

      Закаливание организма система мер, повышающих устойчивость организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий, выработке условно-рефлекторных реакций терморегуляции с целью её совершенствования.

      Для того чтобы совершенствовать организм нужны длительные и систематические  тренировки. Закаливание в пауэрлифтинге представляет особую разновидность физической культуры, важнейшее звено в системе физического воспитания. Таким образом, закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка к своевременной мобилизации. Для закаливания используют естественные факторы природы-воздух, воду, солнце. Эти факторы не только необходимо для жизни, но также они способствуют видоизменять материальную организацию жизненных отправлений организма, а при определённых условиях могут вызвать нарушение различных функций, стать источником заболеваний.

      Закалённый  человек отличается тем, что даже длительное действие холода не нарушает его температурного гомеостаза (постоянства температуры тела). У такого организма при охлаждении уменьшаются процессы отдачи тепла во внешнюю среду, и наоборот, возникают механизмы, способствующие его выработке, повышается обмен веществ, что обеспечивает нормальное протекание физиологических и биохимических процессов в организме. У незакалённого организма даже непродолжительное охлаждение нарушает процессы теплорегуляции, что ведёт к превышению процессов теплоотдачи над процессами теплопродукции, а это сопровождается прогрессивным понижением температуры тела. В таком случае активизируется жизнедеятельность так называемых условно патогенных микроорганизмов и, как следствие, возникает заболевание. [24]

      Совершенствование терморегулирующих механизмов - физиологическая  сущность закаливания. При этом достигается  высокая слаженность процессов  теплопродукции и теплоотдачи, обеспечивающих адекватное приспособление целого организма  к факторам среды обитания.

Информация о работе Средства восстановления в пауэрлифтинге