Скоростная выносливость и методика ее развития у футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: Определить роль и значимость скоростной выносливости у футболистов.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности понятия выносливость, развитие скоростной выносливости в различных зонах мощности.
2. Выявить по данным литературы средства и методы развития скоростной выносливости у футболистов..

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки для развития скоростной выносливости………………………………………………………………..….…5
1.1 Понятие о выносливости. Виды выносливости. Утомление. ……..……5
1.2 Методические особенности воспитания физических качеств………...11
1.3 Развитие скоростной выносливости в различных зонах мощности…..12
ГЛАВА 2. Направленное развитие скоростной выносливости у футболистов……………………………………………………………….……..24
2.1 Средства развития скоростной выносливости у футболистов………………………………………………………………..…….24
2.2 Методы развития скоростной выносливости у футболистов…………25
ГЛАВА 3. Комплексы упражнений для развития скоростной выносливости у футболистов………………………………………...…………28
Заключение ………………………………………………………….……33
Литература …………………………………………………………..……34

Файлы: 1 файл

ГЛАВА І Теоретические предпосылки для развития скоростной выносливости.docx

— 60.17 Кб (Скачать)

В процессе занятий используется главным  образом повторный метод, который  предусматривает выполнение упражнений с интенсивностью 90—95% от максимальной и продолжительностью 10—20 с. Число  повторений упражнения в каждой серии — 3—4. Количество серий для не имеющих спортивные разряды — 2—3, для хорошо тренированных людей — 4—6.

Скоростная выносливость в работе субмаксимальной мощности у людей разного возраста и подготовленности проявляется преимущественно в упражнениях максимальной продолжительности не менее 50 с и не более

  1. 5 мин. Например, для детей 10 лет бег продолжительностью от 9 до 90 с, который соответствует дистанции 50—400 м, для детей 13—14 лет бег в диапазоне от 15 с до 4 мин 30 с на дистанциях 90—1600 м; для взрослых высококвалифицированных спортсменов продолжительность бега находится в пределах от 20 с до 2 мин 16 с. За это время они преодолевают от 200 до 1000 м.

Основным средством развития скоростной выносливости при работе в зоне субмаксимальной  мощности является преодоление тренировочных  отрезков различной длины со скоростью, превышающей соревновательную. Для многих дистанций, относящихся к зоне субмаксимальной мощности, величина прироста выносливости зависит от диапазона используемых скоростей передвижения, имеющего критическую границу отклонения от соревновательной скорости в пределах примерно ±10—15%. При планировании нагрузки следует принимать во внимание не только скорость выполнения упражнений, но и удельный вес работы различной интенсивности в общем объеме нагрузки или в общем балансе времени. Во всех случаях работа до выраженного утомления является основной формой повышения уровня выносливости.

Развитие скоростной выносливости при выполнении циклический упражнений в разных диапазонах субмаксимальной мощности имеет определенные различия. При работе субмаксимальной мощности предельной продолжительности 40—45 с упражнения выполняются с очень большой интенсивностью при далеко не удовлетворяемом запросе кислорода, несмотря на предельное его потребление. Энергообеспечение мышечной деятельности в этом случае осуществляется преимущественно за счет анаэробной гликолитической мощности (количество распадающегося до молочной кислоты гликогена в секунду).

Скоростная выносливость к такой  работе развивается путем повторного прохождения укороченных отрезков дистанции с высокой скоростью, например, 3—5 раз по 200 м — для бегуна на 400 м. Затем постепенно длина отрезков увеличивается. Они могут быть близки к соревновательной дистанции, равны или даже немного превышать. Например, повторное (2—4 раза) прохождение дистанции 350—450 м с возможно большой скоростью — для бегуна на 400 м.

При развитии скоростной выносливости на дистанциях, проходимых за 45 с — 4,5 мин, энергообеспечение зависит во многом от анаэробной гликолитической емкости (общее количество анаэробно распадающегося гликогена) и включает аэробное окисление гликогена. Основной метод выполнения упражнений — повторный, длительность одного повторения от 1 до 5 мин. Скорость передвижения 80—85% от максимальной. Количество повторений упражнения в одной серии 4—6 раз. Интервалы отдыха между повторениями — 4—8 мин, а между сериями — 10—15 мин. Для более глубокого воздействия в одном занятии выполняют 2—4 серии.

Скоростная выносливость в работе большой мощности проявляется в упражнениях, длительность выполнения которых может достигать примерно 2—10 мин и более. Границы временного диапазона внутри данной зоны у лиц разного возраста неодинаковы. Эти различия особенно выражены у детей младшего и среднего школьного возраста, что связано с интенсивностью морфологических и функциональных изменений дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-мышечной, эндокринной и других систем организма, происходящих в результате роста и развития ребенка. У взрослых квалифицированных спортсменов в эту зону относительной мощности попадают, к примеру, в легкоатлетическом беге дистанции 1500—5000 м; в плавании - 400-1500 м; в беге на коньках - 3000, 5000 и 10 000 м.

Основным средством развития выносливости является передвижение на тренировочных  дистанциях со скоростью, близкой к  критической, равной ей или немного превышающей ее. По своему воздействию такая работа должна вызывать максимальное потребление кислорода в организме и позволять более длительное время удерживать его на высоком уровне. Процесс обеспечения энергией работающих мышц — смешанный, аэробно- анаэробный с преобладанием аэробного компонента.

Для развития выносливости в данной зоне мощности используются преимущественно переменный, повторный и интервальный методы. Интенсивность передвижения в переменном методе может применяться от умеренной до соревновательной. Переменная тренировка проводится или по типу «фартлека», когда различные по длине отрезки дистанции преодолеваются с разной скоростью, или при строгом чередовании одинаковых отрезков дистанции, пробегаемых поочередно с высокой и низкой скоростью. Например, в беге на коньках непрерывно пробежать 10 кругов по стадиону с переменной скоростью, 1 круг быстро + 1 круг медленно и т.д. При применении повторного метода длительность одного повторения колеблется от 5 до 10 мин. Длина преодолеваемых отрезков может быть равна, несколько больше или меньше, чем соревновательная дистанция. Отрезки большие, чем дистанция, или равные ей проходят на скорости примерно на 10% меньше, чем среднесоревновательная, а отрезки меньшие (на 1/3—1/4 дистанции) — с соревновательной или на 8—12% выше соревновательной. Количество повторений упражнения в серии от 4 до 12 раз. Занятия состоят из одной или нескольких серий.

Например, общий объем работы на отрезках у юных гребцов превышает соревновательную дистанцию 1000 м примерно в 1,5 раза, у юниоров — в 2-2,5 раза, а у взрослых - в 2,5-3,5 раза. Интервалы 'отдыха между повторениями упражнения зависят от длительности и интенсивности работы и колеблются от 3 до 10 мин. Они должны обеспечивать относительно полное восстановление работоспособности организма. Отдых между сериями 10—15 мин. По мере роста подготовленности для развития выносливости применяется интервальный метод, характеризующийся большим количеством повторений упражнения на длинных отрезках со скоростью ниже соревновательной и относительно короткими паузами отдыха.

Скоростная выносливость к работе умеренной мощности характерна для упражнений, в которых максимальная продолжительность соревновательной деятельности составляет от 9 до 10 мин и до 1—1,5 ч и более. К примеру, у взрослых квалифицированных спортсменов это будет:

  • бег на 10 км;
  • часовой и марафонский бег;
  • плавание на 1500 м;
  • бег на коньках на 10 000 м;
  • бег на лыжах на 10, 15, 30, 50 км и др.

У детей различного возраста эти  дистанции могут относиться к  другим зонам мощности. В частности, у бегунов 9—11 лет дистанция на 5 км относится к зоне большой  мощности. Чтобы преодолеть ту или  иную дистанцию в этой зоне мощности с лучшим результатом, необходимо поднять уровень соревновательной скорости и обеспечить ее сохранение достаточно длительное время.

В основе скоростной выносливости на длинных и сверхдлинных дистанциях, прежде всего, лежит емкость аэробного механизма энергопродукции, т.е. запасы гликогена мышц и печени, жирных кислот. Информативные показатели его — уровень порога анаэробного обмена (ПАНО) по отношению к максимальному потреблению кислорода (МПК) и скорость передвижения на уровне ПАНО.

ПАНО соответствует такой интенсивности  работы, при которой кислорода уже явно не хватает для полного энергообеспечения, резко увеличиваются процессы бескислородного (анаэробного) образования энергии за счет расщепления веществ, богатых энергией (креатинфосфата и гликогена мышц), и накопления молочной кислоты.

Повышение уровня порога анаэробного  обмена позволяет бегуну, гребцу, лыжнику и др. пройти большую часть дистанции в аэробных условиях и использовать анаэробные резервы во время прерывный рост способности поддерживать высокую скорость за счет энергетического потенциала на стайерских дистанциях может быть реализован путем:

  • повышения МПК, т.е. количества кислорода, которое организм способен усвоить в единицу времени;
  • повышения уровня ПАНО по отношению к МПК (его величина у подготовленных людей может возрастать до 80% от МПК);
  • экономизации энергозатрат и совершенствования периферических (мышечных) механизмов трансформации энергии (тканевого обмена).

Основными средствами развития скоростной выносливости на длинных и сверхдлинных дистанциях являются: бег, гребля, плавание, езда на велосипеде и другие циклические упражнения, выполняемые с субкритической скоростью. Совершенствование выносливости осуществляется с помощью методов непрерывного и прерывного упражнения. При использовании равномерного метода упражнения выполняются с относительно постоянной скоростью, составляющей 75—80% от критической в течение 20 мин и более. Подобный режим работы создает оптимальные условия для совершенствования функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Для повышения выносливости посредством переменного метода важно соблюдать оптимальный уровень скорости передвижения и не завышать его, чтобы излишне не активизировать анаэробные процессы. Она должна изменяться в диапазоне 60—80% от критической.

При тренировках повторным методом  преодолеваются более короткие отрезки, нежели дистанция в соревнованиях, со скоростью, превышающей соревновательную на 6—10%, с интервалами отдыха 15—25 мин. Например, для бегуна на 5 км — 1000 м х 5. Интервалы отдыха по мере подготовленности уменьшаются.

Что касается интервального метода, при его применении целесообразно тренировочные занятия проводить на коротких отрезках, с короткими паузами отдыха, с большим числом повторений (например, у пловцов это будет плавание 50 м х [15—30], пауза отдыха — 30—45 с). Для развития способности длительное время удерживать скорость передвижения на уровне соревновательной полезно включать в занятия контрольные прохождения укороченной дистанции по сравнению с соревновательной.

Это делается обычно в порядке контрольных прикидок. Затем длительность передвижения со скоростью, требующейся в соревнованиях, постепенно увеличивается, пока избранная дистанция не будет пройдена почти полностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  2.  Направленное развитие скоростной выносливости у футболистов.

 

      2.1 Средства развития  скоростной выносливости у футболистов

Большинство видов специальной  выносливости в значительной мере обусловлено  уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые  упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие  выполнять работу с предельной и  околопредельной интенсивностью.

Эффективным средством развития скоростной выносливости у футболистов являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы  организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.

Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие  упражнения:

1. Упражнения, преимущественно способствующие  повышению алактатных анаэробных  способностей. Продолжительность работы 10—15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме  повторного выполнения, сериями.

2. Упражнения, позволяющие параллельно  совершенствовать алактатные и  лактатные анаэробные способности.  Продолжительность работы 15—30 с,  интенсивность 90—100% от максимально  доступной.

3. Упражнения, способствующие повышению  лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30—60 с,  интенсивность 85—90% от максимально  доступной.

4. Упражнения, позволяющие параллельно  совершенствовать алактатные анаэробные  и аэробные возможности. Продолжительность  работы 1—5 мин, интенсивность  85—90% от максимально доступной.

При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется  следующими компонентами (В.М. Зациорский, 1966):

1) интенсивность упражнения;

 

2) продолжительность упражнения;

 

3) число повторений;

 

4) продолжительность интервалов отдыха;

 

5) характер отдыха.

 

 

 

2.2 Методы воспитания скоростной  выносливости у футболистов.

Интервальный метод. В тренировке, направленной на воспитание скоростной выносливости, нагрузка в сериях дается более интенсивная, чем в тренировке на общую выносливость. Это может  быть достигнуто двумя путями: либо постепенным сокращением пауз отдыха при относительно постоянной или  несколько увеличивающейся скорости на отрезках, либо некоторым увеличением  скорости на отрезках при увеличении пауз отдыха. В процессе воспитания скоростной выносливости при меняют несколько различных вариантов  интервального метода, различающихся  по характеру и степени физиологического воздействия на организм:

1. Тренировка на коротких отрезках, с короткими паузами отдыха (повышение  преимущественно аэробной производительности).

Информация о работе Скоростная выносливость и методика ее развития у футболистов