Скоростная выносливость и методика ее развития у футболистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: Определить роль и значимость скоростной выносливости у футболистов.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности понятия выносливость, развитие скоростной выносливости в различных зонах мощности.
2. Выявить по данным литературы средства и методы развития скоростной выносливости у футболистов..

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки для развития скоростной выносливости………………………………………………………………..….…5
1.1 Понятие о выносливости. Виды выносливости. Утомление. ……..……5
1.2 Методические особенности воспитания физических качеств………...11
1.3 Развитие скоростной выносливости в различных зонах мощности…..12
ГЛАВА 2. Направленное развитие скоростной выносливости у футболистов……………………………………………………………….……..24
2.1 Средства развития скоростной выносливости у футболистов………………………………………………………………..…….24
2.2 Методы развития скоростной выносливости у футболистов…………25
ГЛАВА 3. Комплексы упражнений для развития скоростной выносливости у футболистов………………………………………...…………28
Заключение ………………………………………………………….……33
Литература …………………………………………………………..……34

Файлы: 1 файл

ГЛАВА І Теоретические предпосылки для развития скоростной выносливости.docx

— 60.17 Кб (Скачать)

Известно, что тот или иной вид  деятельности может предъявлять повышенные требования к преимущественному проявлению силовых, скоростных и координационных способностей, а следовательно, и к соответствующему виду выносливости. И, наконец, в зависимости от интенсивности деятельности проявление этих видов выносливости связано с различным энергообеспечением мышечной работы.

Наиболее полно охарактеризовать проявление выносливости можно на основе учета характера и особенностей деятельности, требований, предъявляемых данной деятельностью к различным физическим способностям и уровню ее интенсивности. Необходимо отличать общую скоростную выносливость к работе максимальной интенсивности от общей скоростной выносливости к работе субмаксимальной или большой интенсивности и т.д. Каждая форма проявления выносливости, в свою очередь, может включать целый ряд видов и разновидностей. В основе данных форм проявления выносливости лежат различные факторы. Поэтому методика их развития будет неодинаковой.

 

1.2 Методические особенности воспитания физических качеств.

Закономерности развития физических качеств:

  •    Гетерохронность (неравномерность) развития физических качеств.
  •    Этапность развития. Данная закономерность устанавливает, что по мере выполнения одной и той же нагрузки, эффект развития способностей снижается. Отсюда следует, что необходимо изменять содержание нагрузки и условия ее выполнения. Данная закономерность определяет этапность освоения организмом нагрузок, что влияет развитие физических качеств
  •    Фазность развития – устанавливает зависимость эффективности педагогического воздействия от работоспособности организма.
  •    Перенос развития физических способностей. Явление, когда изменение результата в одном упражнении влечет за собой изменения в другом.

Рассмотренные закономерности реализуются через принципы развития физических качеств.

  •    Принцип соответствия педагогического воздействия (необходимость учета сенситивных периодов развития физических качеств)
  •    Принцип развивающего эффекта педагогических воздействий (реализация принципа непрерывности и системности чередования нагрузок и отдыха).
  •    Принцип вариативности решения двигательных задач реализуется через следующие положения:
  • Содержание двигательных задач должно постоянно видоизменяться и должно обеспечивать проявление сочетания

различных двигательных способностей.

  • Условие решения двигательной задачи должно обеспечивать и стимулировать достижение максимального результата.
  • Принцип сопряженного воздействия развития физических качеств. Накопление и реализация. Данный принцип определяет, что процесс развития физических качеств осуществляется в двух направлениях:

    Накопление физического  потенциала и его реализация.

Требования к подготовительным упражнениям, направленным на накопление физического потенциала:

  • Упражнения должны преимущественно воздействовать на органы и системы, несущие основную нагрузку
  • При накоплении потенциала использовать упражнения максимально схожие по биомеханической структуре с основными или соревновательными.
  • Величина нагрузки в подготовительных упражнениях должна соответствовать по времени тому, которое отводится на выполнение основных упражнений.

 

 

1.3 Развитие скоростной выносливости в различных зонах мощности

Развитие скоростной выносливости. О скоростной выносливости принято говорить применительно к упражнениям циклического характера (бег, ходьба, плавание, гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.п.). Любое из них может совершаться с различной скоростью. Более выносливым окажется тот, кто сможет поддерживать заданную скорость передвижения дольше, чем другой. Естественно, что в зависимости от скорости передвижения будет разной и длительность выполнения упражнений: чем она выше, тем меньше окажется продолжительность работы, и наоборот. К примеру, бег с максимальной скоростью не может быть продолжительным. Он длится десятки секунд, и за это время преодолевается небольшое

Было выявлено, что деление кривой рекордов на отрезки характерно не только для рекордов в беге, но и  для других циклических упражнений — в плавании, в беге на коньках, в езде на велосипеде.

Во всех случаях критерием мощности (интенсивности) работы является не дистанция, а время, необходимое для ее выполнения. Поэтому относительно одинаковыми по мощности могут быть, например, бег на 500 м и плавание на 100 м, так как оба упражнения требуют приблизительно одинакового времени — около минуты. Если бегун пробегает 200 м за 19,72 с, то для него эта работа будет максимальной мощности, но если ту же дистанцию бегун преодолевает лишь за 40 с, то для него эта работа окажется по мощности субмаксимальной. Максимальную же мощность для такого бегуна будет представлять бег с большей скоростью, которую, однако, он сможет поддержать значительно меньше времени — 10—15 с, преодолев всего 50 м.

Классификация зон мощности, предложенная B.C. Фарфелем, в связи с ростом мировых рекордов в беге неоднократно уточнялась и усовершенствовалась. Оказалось, что «кривая рекордов», во-первых, распадается не на 4, а на большее число зон. К примеру, Н.И. Волков предложил зону субмаксимальной мощности подразделить на две подзоны: длительностью от 15 до 40 с и 40 с — 2 мин. Зону умеренной мощности также иногда подразделяют на две части — подзону углеводного дыхания и подзону жирового дыхания. Во-вторых, у людей различного возраста, пола и подготовленности временные границы работы в каждой зоне имеют определенные отличия.

В таблице 1 приведены временные  характеристики различных зон относительной мощности в циклических упражнениях у людей различного возраста. Знание временных интервалов зон относительной мощности в разном возрасте имеет важное практическое значение. Эти данные служат ориентиром для нормирования скоростных нагрузок на занятиях.

 

Таблица 1. Показатели времени  работы в зонах относительной  мощности в циклических упражнениях  у людей различного возраста. (Обобщенные данные)

 

Возрастные группы

Зоны мощности

Максимальная

Субмаксимальная (диапазон)

Большая

Умеренная

1-й

2-й

Взрослые

до 20 с

до 40 с

40-120 с

2—10 мин

10—60 мин и более

15—16 лет

до 15 с

до 42 с

42-160 с

2 мин 40 с — 11 мин  10 с

> 11 мин 10 с

13—14 лет

до 15 с

до 45 с

45-200 с

4 мин 40 с — 16 мин  50 с

> 16 мин 50 с

9-11 лет

до 9 с

до 50 с

50-90 с

1,5—25 мин

> 25 мин


 

Установлено, что физиологические  механизмы утомления в циклических упражнениях, относящихся к разным зонам мощности (скажем, бег на 100 и 10 ООО м), существенно различаются. В то же время, если упражнения принадлежат к одной и той же зоне (например, бег на 100 и 200 м), то механизмы утомления, а, следовательно, и выносливости будут во многом сходны. Естественно, на уровень ее развития в каждом случае влияют и другие факторы. Различия в деятельности органов и систем организма определяют в значительной мере и разную методику развития скоростной выносливости.

Выносливость проявляется только в том случае, когда имеются  явления утомления. Доказано, что чем лучше развита скоростная выносливость, тем позже во время передвижения на дистанции начинают проявляться явления утомления и как следствие этого снижение скорости. Отодвигается момент, когда начинают проявляться элементы декомпенсированного утомления.

Следовательно, и скоростная выносливость в той или иной зоне мощности развивается только тогда, когда человек в процессе занятий доходит до необходимых степеней утомления — организм в этом случае как бы отвечает на подобные явления повышением уровня развития выносливости.

Главный путь совершенствования скоростной выносливости в каждой зоне мощности заключается в использовании  на занятиях несколько более интенсивной  работы по сравнению с той, которая  характерна для нее в различных  возрастных группах. Такая работа представляет собой передвижение со скоростью, превышающей соревновательную на дистанциях попадающих в соответствующую зону. Разумеется, дистанция будет короче соревновательной, поэтому воздействие на организм недостаточно, достижения необходимого характера ответных реакций, их величины направленности при развитии выносливости, тренировочные отрез одном занятии преодолеваются несколько раз. В зависимости от характера энергетического обеспечения мышечной деятельности выделяют три скоростей передвижения, которые имеют большое значение для нормирования нагрузок при развитии выносливости в каждой из зон.

  • Субкритическая скорость, при которой расход энергии невелик величина кислородного запроса меньше аэробных возможностей (т.е. текущее потребление кислорода полностью покрывает потребности), — оказывает преимущественное воздействие на развитие аэробных функций.
  • Критическая скорость, при которой кислородный запрос равен аэробным возможностям и упражнения выполняются в условиях максимальных величин кислорода, — развивает аэробно-анаэробные функции.
  • Надкритическая скорость, при которой кислородный запрос превышает аэробные возможности человека и выполнение упражнения исходит в условиях кислородного долга, — содействует совершенствованию анаэробных возможностей.

Абсолютные показатели субкритической, критической и надкритической скоростей  во многом зависят от вида циклических  упражнений, возраста, пола и подготовленности занимающихся. К примеру, критическая  скорость у сильнейших спортсменов — мужчин в плавании составляет 1,6 м/с, в легкоатлетическом беге — 5,92 м/с, в беге на коньках 11,2 м/с, в езде на велосипеде — 13,5 м/с.

Упражнения для развития скоростной выносливости в зоне максимальной и  субмаксимальной мощности выполняются  с надкритической скоростью, для  развития выносливости к скоростной работе в зоне большой мощности, с надкритической и критической  скоростью, для развития выносливости в зоне умеренной мощности — главным  образом с субкритической и критической  скоростью.

Скоростная выносливость в работе максимальной мощности характерна для  упражнений с предельной продолжительностью от 9 до 20 примеру, легкоатлетический  бег на дистанции — 30—60 м — у младших школьников, 100 м — у старших школьников, 100—200 м — у квалифицированных бегунов.

Основным средством развития скоростной выносливости в зоне максимальной мощности является преодоление отрезков, равных или больше, чем соревновательные дистанции, с максимальной или близкой  к ней скоростью. В данном случае имеется в виду не рекордная скорость человека, а максимальная по отношению  к его возможностям в день занятий.

В процессе развития скоростной выносливости в этой зоне мощности следует учитывать динамику изменения скорости в связи с нарастанием утомления. Если человек ощущает возникающее утомление уже в первые секунды работы и скорость быстро уменьшается (например, в беге на 20 м результат высокий, а на 50 м — относительно низкий), то налицо недостаточность выносливости в стартовом разгоне. Если же утомление наступает позже, а скорость начинает падать с середины дистанции или к концу ее, то надо говорить о недостаточности скоростной дистанционной выносливости.

Методика развития выносливости в  этих случаях будет неодинаковой.

Для того чтобы полноценно проявить свои возможности в начале работы и не снижать при этом скорость передвижения, используется повторное выполнение упражнений с интенсивностью 95—100% от максимальной и продолжительностью 3—8 с с интервалами отдыха между повторениями 2 -3 мин. Количество повторений в одной серии — 3—5 раз. Для более глубокого воздействия нагрузки на организм выполняется 2—4 серии упражнений. Время отдыха между сериями — 4—6 мин. Такая работа характерна для учебно-тренировочных занятий на очень коротких дистанциях.

Наряду с повторным методом  в занятиях применяется также  интервальный спринт. В нем упражнения выполняются в форме 10 с ускорений со скоростью 95—100% от максимальной и 10—15 с с паузами отдыха, заполненными малоинтенсивной работой. Серий — 3—5, в каждой серии —

  1. 5 повторений упражнения. Отдых между сериями — 8—10 мин. Чтобы пройти дистанцию в высоком темпе, не снижая скорость до финиша (или снизив в небольшой мере), необходимо совершенствовать способность поддерживать относительно высокую скорость в течение более длительного времени. Это достигается преодолением отрезков, равных или даже больших по длине, чем основная соревновательная дистанция. Правда, нельзя излишне превышать соревновательную дистанцию, поскольку это связано с уменьшением интенсивности работы до уровня, не отвечающего требованиям основной дистанции.

Информация о работе Скоростная выносливость и методика ее развития у футболистов