Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:33, реферат
ЦЕЛЬ исследования заключается в теоретическом обосновании, методологической разработке и практической оценке данной темы исследования.
Цель исследования достигается при помощи постановки следующих задач:
- определить понятие силы в физическом воспитании школьников;
- рассмотреть виды и охарактеризовать силовые способности;
- средства развития силовых способностей;
- изучить методы развития силовых способностей;
- дать характеристику специальных упражнений для развития силы.
Введение…………………………………………………………….….………….4
Раздел 1 Сила как физическое качество. Виды силовых способностей ………5
1.1 Определение понятия сила ……………………………………………5
1.2 Виды и характеристика силовых способностей ……………………..7
1.3 Методы воспитания силы…………………………………………….10
Раздел 2. Методика развития силовых способностей…….…...………………14
2.1 Средства развития силовых способностей………………………….14
2.2 Методы развития силовых способностей…………………………...15
2.3 Школьная программа по развитию силы у детей: практически упражнения………………………………………23
Выводы……………………………………………………………………...……28
Список использованных источников…………………………………………...30
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение…………………………………………………………
Раздел 1 Сила как физическое качество. Виды силовых способностей ………5
1.1 Определение понятия сила ……………………………………………5
1.2 Виды и характеристика силовых способностей ……………………..7
1.3 Методы воспитания силы…………………………………………….10
Раздел 2. Методика развития силовых способностей…….…...………………14
2.1 Средства развития силовых способностей………………………….14
2.2 Методы развития силовых способностей…………………………...15
2.3 Школьная
программа по развитию силы у детей: практически упражнения……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ. О том, что школьная программа физического воспитания во многом устарела, что здоровых детей, поступающих в I класс, не более 30%, а к окончанию XI класса их остается только 15-20%. Основными задачами учебного предмета «Физическая культура» в школе должны быть: бережное отношение ученика к своему телу, формирование физических качеств, подготовка молодого поколения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в течение всей жизни «при одновременном выдвижении на первый план спортивно-двигательной подготовленности...».
Общая задача в процессе многолетнего воспитания силы как физического качества у детей школьного возраста заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т. д.).
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — методика развития силы в физическом воспитании детей школьного возраста.
ЦЕЛЬ исследования заключается в теоретическом обосновании, методологической разработке и практической оценке данной темы исследования.
Цель исследования достигается при помощи постановки следующих задач:
- определить понятие силы в физическом воспитании школьников;
- рассмотреть
виды и охарактеризовать
- средства развития силовых способностей;
- изучить методы развития силовых способностей;
- дать характеристику специальных упражнений для развития силы;
РАЗДЕЛ 1. СИЛА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО. ВИДЫ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
1.1 Определение понятия сила
Силу человека можно определить
как его способность
От абсолютных значений силы человека следует отличать относительную силу, то есть величину силы, приходящейся на 1 кг собственного веса. Она определяется для сравнения силы атлетов одинакового уровня подготовки, но разного веса [1].
При выполнении силовых упражнений мышцы могут работать в трех режимах:
1) преодолевающем - при уменьшении длины мышцы;
2) уступающем - при удлинении мышцы;
3) изометрическом (статическом) - без изменения длины мышцы.
Так, например, при поднимании прямых ног в висе до прямого угла встречаются все три режима мышечной деятельности: преодолевающая работа мышц - поднимание ног; статическая работа - удержание ног под углом 90°; уступающая - при опускании ног в исходное положение [1].
В физическом воспитании учащихся осуществляется общая и специальная силовая подготовка.
Общая силовая подготовка направлена на гармоническое развитие всех основных мышечных групп, имеющих значение для физического развития и подготовленности человека к трудовой деятельности.
Целью специальной силовой
подготовки является развитие силовых
качеств применительно к
Для измерения силы человека
применяют динамометры
Однако эти два показателя не дают необходимой информации о силе отдельных мышечных групп.
Чтобы определить силу отдельных
мышечных групп у школьников, следует
воспользоваться
Например, при определении силы мышц-сгибателей туловища учащийся садится на пол спиной к гимнастической стенке на расстоянии 1 метра от нее. Ноги и поясница фиксируются. На грудь надевается ременная петля, к которой присоединяют динамометр. Всю систему прикрепляют к гимнастической стенке так, чтобы она не провисала и в то же время не испытывала напряжений. Учащийся выполняет наклон вперед. На динамометре фиксируется величина силы мышц-сгибателей туловища. Если нужно определить силу мышц-разгибателей, то измерение проводят аналогичным образом, по занимающийся садится лицом к стенке и выполняет наклон назад. Предложенным методом можно определить также силу сгибателей и разгибателей бедра, голени, стопы, предплечья и плеча [2].
Для намерения динамической
и взрывной силы, а также силовой
выносливости в практике
- метание набивных мячей или других отягощений (камни, гири, ядра) различного веса на дальность - для определения скоростно-силовых качеств;
- отжимание в упоре лежа, подтягивание, жим штанги, гири или мешочка с песком в различных исходных положениях (стоя, лежа);
- подскоки на месте на заданную высоту на число раз - для определения силовой выносливости;
- поднимание предельного веса - для определения максимальной силы .
Уровень мышечной силы в
значительной степени определяется
возрастом человека. Постепенно увеличивающаяся
способность к мышечному
Развития способности к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, так как многие их них требуют уже относительно развитой мышечной силы - бег, прыжки с места и с разбега, метание, лазанье. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми, добиваться эффекта в двигательной деятельности [3].
1.2 Виды и характеристика силовых способностей
На основании сказанного можно выделить следующие виды силовых способностей:
1. Собственно силовые
(в статических режимах и
2. Скоростно-силовые («
В дальнейшем вместо термина «собственно силовые способности» мы для краткости будем говорить просто о силе или силовых способностях человека, понимая, что речь идет о проявлении силы в статических и близких к ним условиях. Изложению методики воспитания силы в этом смысле посвящены последующие разделы. Указанные виды силовых способностей являются основными, однако они не исчерпывают всего многообразия проявления человеком силы [3].
Важную разновидность составляет «взрывная сила» - способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Так, из динамограммы отталкивания при прыжке вверх с места у мастеров спорта и начинающих видно, что мастера проявляют большие величины силы в меньший промежуток времени.
Взрывная сила - это способность человека как можно более эффективно для конкретных условий производственной, спортивной и другой двигательной деятельности преодолевать умеренное внешнее сопротивление [4].
Силовые способности выражаются мышечными напряжениями, которые проявляются в динамическом и статическом режимах работы. Первый режим характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям, а второй - постоянством длины мышцы при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В практике физического воспитания данные режимы работы мышц обозначаются терминами «динамическая сила» и «статическая сила».
В зависимости от содержания двигательного действия активность мышцы проявляется в нескольких режимах: преодолевающем, уступающем и удерживающем. Преодолевающий и уступающий режимы относятся к динамической форме мышечного сокращения, а удерживающий - к статической форме [4].
Преодолевающий режим
характеризуется сокращением
Уступающий режим
к сокращению, мышца удлиняется. Движение в суставах происходит с замедлением, мышца выполняет отрицательную внешнюю работу.
Растягивание мышцы обусловливает развитие в ней напряжения (плиометрическое напряжение). Чем больше ее растяжение, тем большее напряжение она развивает (например, замах, предшествующий сокращению мышц при метании). Если работа в момент растяжения равна нулю, то при сокращении мощность ее резко возрастает [5].
Удерживающий режим характеризуется полным соответствием величины отягощений мышечному напряжению (изометрический режим). Мышца способна проявить максимальное напряжение, не изменяя своей длины. В результате выполняемая работа окажется равной нулю.
Сила как физическое качество обусловлена проявлением некоторых относительно самостоятельных ведущих способностей.
Скоростно-силовые способности проявляются при миометрическом и плиометрическом режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела и его звеньев в пространстве. Максимальным выражением данных способностей является так называемая взрывная сила, под которой понимается развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, выполнение прыжка) [5]
Биологическое созревание организма школьников обусловливает интенсивное развитие скоростно-силовых способностей у мальчиков в периоды от 10 до 11 лет и с 14 до 16 лет, а у девочек - с 9 до 10 лет и с 13 до 14 лет. Вместе с тем темпы развития отдельных крупных мышечных групп неравномерны и не всегда совпадают. Так, например, наиболее интенсивно, особенно с 10 лет у мальчиков и с 9 лет у девочек, повышаются показатели разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и, наконец, сгибателей и разгибателей предплечья и голени. Сопоставление скоростно-силовых способностей с морфологическими особенностями опорно-двигательного аппарата позволяет судить о том, что относительные показатели силы действия подростков достигают величин взрослого человека [6].
Собственно
силовые способности
В возрастном развитии собственно силовых способностей выделяют следующие сенситивные периоды: у мальчиков - возраст от 9 до 12 лет и от 14 до 17 лет, у девочек - возраст от 10 до 12 лет и от 16 до 17 лет .[6].