Сила как физическое качество

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:33, реферат

Краткое описание

ЦЕЛЬ исследования заключается в теоретическом обосновании, методологической разработке и практической оценке данной темы исследования.
Цель исследования достигается при помощи постановки следующих задач:
- определить понятие силы в физическом воспитании школьников;
- рассмотреть виды и охарактеризовать силовые способности;
- средства развития силовых способностей;
- изучить методы развития силовых способностей;
- дать характеристику специальных упражнений для развития силы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….….………….4
Раздел 1 Сила как физическое качество. Виды силовых способностей ………5
1.1 Определение понятия сила ……………………………………………5
1.2 Виды и характеристика силовых способностей ……………………..7
1.3 Методы воспитания силы…………………………………………….10
Раздел 2. Методика развития силовых способностей…….…...………………14
2.1 Средства развития силовых способностей………………………….14
2.2 Методы развития силовых способностей…………………………...15
2.3 Школьная программа по развитию силы у детей: практически упражнения………………………………………23
Выводы……………………………………………………………………...……28
Список использованных источников…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

Сила как физическое качество.doc

— 133.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение…………………………………………………………….….………….4

Раздел 1 Сила как физическое качество. Виды силовых способностей ………5

1.1 Определение  понятия сила ……………………………………………5

1.2 Виды и  характеристика силовых способностей ……………………..7

1.3 Методы воспитания силы…………………………………………….10

Раздел 2. Методика развития силовых способностей…….…...………………14

2.1 Средства  развития силовых способностей………………………….14

2.2 Методы развития  силовых способностей…………………………...15

2.3 Школьная  программа по развитию силы у детей: практически упражнения………………………………………………………………………23

Выводы……………………………………………………………………...……28

Список использованных источников…………………………………………...30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

АКТУАЛЬНОСТЬ. О том, что школьная программа физического воспитания во многом устарела, что здоровых детей, поступающих в I класс, не более 30%, а к окончанию XI класса их остается только 15-20%. Основными задачами учебного предмета «Физическая культура» в школе должны быть: бережное отношение ученика к своему телу, формирование физических качеств, подготовка молодого поколения к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в течение всей жизни «при одновременном выдвижении на первый план спортивно-двигательной подготовленности...».

Общая задача в  процессе многолетнего воспитания силы как физического качества у детей школьного возраста заключается в том, чтобы всесторонне развить ее и обеспечить возможность высоких проявлений в разнообразных видах двигательной деятельности (спортивной, трудовой и т. д.).

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — методика развития силы в физическом воспитании детей школьного возраста.

ЦЕЛЬ исследования заключается в теоретическом обосновании, методологической разработке и практической оценке данной темы исследования.

Цель исследования достигается при помощи постановки следующих задач:

- определить понятие силы в физическом воспитании школьников;

- рассмотреть  виды и охарактеризовать силовые  способности; 

- средства развития  силовых способностей;

- изучить методы развития  силовых способностей;

- дать характеристику  специальных упражнений для развития силы;

 

 

РАЗДЕЛ 1. СИЛА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО. ВИДЫ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 

 

1.1 Определение понятия  сила 

 

Силу человека можно определить как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. В программе по физической культуре для школ, начиная с 1-х классов, предусматривается силовая подготовка детей. В процессе трудовой и спортивной деятельности, в быту наибольшее значение имеют силовая выносливость и взрывная сила. С этими видами силовых проявлений человек встречается буквально на каждом шагу. Что же касается максимальной, наивысшей силы, то она проявляется при преодолении значительных сопротивлений (например, в тяжелой атлетике, спортивной гимнастике, борьбе и др.). Максимальная сила в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений используется при выполнении метаний, гребле и др.

От абсолютных значений силы человека следует отличать относительную  силу, то есть величину силы, приходящейся на 1 кг собственного веса. Она определяется для сравнения силы атлетов одинакового уровня подготовки, но разного веса [1].

При выполнении силовых упражнений мышцы могут работать в трех режимах:

1) преодолевающем - при уменьшении длины мышцы;

2) уступающем - при удлинении мышцы;

3) изометрическом (статическом) - без изменения длины мышцы.

Так, например, при поднимании прямых ног в висе до прямого угла встречаются все три режима мышечной деятельности: преодолевающая работа мышц - поднимание ног; статическая работа - удержание ног под углом 90°; уступающая - при опускании ног в исходное положение [1].

В физическом воспитании учащихся осуществляется общая и специальная  силовая подготовка.

Общая силовая подготовка направлена на гармоническое развитие всех основных мышечных групп, имеющих  значение для физического развития и подготовленности человека к трудовой деятельности.

Целью специальной силовой  подготовки является развитие силовых  качеств применительно к избранному виду деятельности, сочетание проявления силы соответствующих групп мышц с техникой соревновательного движения.

Для измерения силы человека применяют динамометры различных  конструкций. Наибольшее применение нашло  определение кистевой и становой динамометрии. Эти показатели входят в комплекс параметров, по которым  судят о физическом развитии школьников 

Однако эти два показателя не дают необходимой информации о  силе отдельных мышечных групп.

Чтобы определить силу отдельных  мышечных групп у школьников, следует  воспользоваться приспособлением, составленным из элементов станового  динамометра, дополнив их длинными петлями с подкладками [2].

Например, при определении  силы мышц-сгибателей туловища учащийся садится на пол спиной к гимнастической стенке на расстоянии 1 метра от нее. Ноги и поясница фиксируются. На грудь  надевается ременная петля, к которой присоединяют динамометр. Всю систему прикрепляют к гимнастической стенке так, чтобы она не провисала и в то же время не испытывала напряжений. Учащийся выполняет наклон вперед. На динамометре фиксируется величина силы мышц-сгибателей туловища. Если нужно определить силу мышц-разгибателей, то измерение проводят аналогичным образом, по занимающийся садится лицом к стенке и выполняет наклон назад. Предложенным методом можно определить также силу сгибателей и разгибателей бедра, голени, стопы, предплечья и плеча [2].

 Для намерения динамической  и взрывной силы, а также силовой  выносливости в практике используются  разнообразные контрольные упpaжнении:

- метание набивных мячей или других отягощений (камни, гири, ядра) различного веса на дальность - для определения скоростно-силовых качеств;

- отжимание в упоре лежа, подтягивание, жим штанги, гири или мешочка с песком в различных исходных положениях (стоя, лежа);

- подскоки на месте на заданную высоту на число раз - для определения силовой выносливости;

- поднимание предельного веса - для определения максимальной силы .

Уровень мышечной силы в  значительной степени определяется возрастом человека. Постепенно увеличивающаяся  способность к мышечному напряжению зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, регулирующих частоту, степень и объем мышечных сокращений. Мышцы составляют одну треть веса тела ребенка, и поэтому их деятельность вызывает соответствующие изменения во всем организме. Врачи считают развитие скелетной мускулатуры обязательным условием правильного функционирования сердечнососудистой системы, механизмов терморегуляции, дыхания, вегетативных функций [3].

Развития способности  к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, так как многие их них требуют уже относительно развитой мышечной силы - бег, прыжки с места и с разбега, метание, лазанье. Чем лучше развиты мышцы и выше способность к управлению мышечными усилиями, тем легче выполнять движения, овладевать новыми, добиваться эффекта в двигательной деятельности [3].

 

 

1.2 Виды и характеристика силовых способностей

 

На основании сказанного можно выделить следующие виды силовых  способностей:

1. Собственно силовые  (в статических режимах и медленных  движениях).

2. Скоростно-силовые («динамическая»  сила в быстрых движениях). Вторые  подразделяются на ряд разновидностей  в зависимости от особенностей  режима работы мышц при проявлении  силы («амортизационная сила» и  др.).

В дальнейшем вместо термина  «собственно силовые способности» мы для краткости будем говорить просто о силе или силовых способностях человека, понимая, что речь идет о проявлении силы в статических и близких к ним условиях. Изложению методики воспитания силы в этом смысле посвящены последующие разделы. Указанные виды силовых способностей являются основными, однако они не исчерпывают всего многообразия проявления человеком силы [3].

Важную разновидность  составляет «взрывная сила» - способность проявлять большие величины силы в наименьшее время. Так, из динамограммы отталкивания при прыжке вверх с места у мастеров спорта и начинающих   видно, что мастера проявляют большие величины силы в меньший промежуток времени.

Взрывная сила - это способность человека как можно более эффективно для конкретных условий производственной, спортивной и другой двигательной деятельности преодолевать умеренное внешнее сопротивление [4].

Силовые способности выражаются мышечными напряжениями, которые  проявляются в динамическом и  статическом режимах работы. Первый режим характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям, а второй - постоянством длины мышцы при напряжении и является прерогативой собственно силовых способностей. В практике физического воспитания данные режимы работы мышц обозначаются терминами «динамическая сила» и «статическая сила».

В зависимости от содержания двигательного действия активность мышцы проявляется в нескольких режимах: преодолевающем, уступающем и  удерживающем. Преодолевающий и уступающий режимы относятся к динамической форме мышечного сокращения, а удерживающий - к статической форме [4].

Преодолевающий режим  характеризуется сокращением мышц, выполняющих работу по перемещению  тела и его звеньев, а также  по перемещению внешних объектов. В условиях, когда величина отягощения на мышцу меньше ее напряжения (миометрический режим напряжения), движение происходит с ускорением (например, выполнение метания гранаты), а когда величина отягощения соответствует напряжению мышцы (изокинетический режим), движение имеет относительно постоянную скорость (например, выполнение жима штанги с предельным весом). В обоих режимах мышца выполняет положительную работу.

Уступающий режим характеризуется  напряжением мышц при противодействии  внешнему сопротивлению, когда внешнее  отягощение на мышцу больше, чем ее напряжение. Несмотря на развитие напряжения

к сокращению, мышца удлиняется. Движение в суставах происходит с  замедлением, мышца выполняет отрицательную  внешнюю работу.

Растягивание  мышцы обусловливает развитие в  ней напряжения (плиометрическое напряжение). Чем больше ее растяжение, тем большее напряжение она развивает (например, замах, предшествующий сокращению мышц при метании). Если работа в момент растяжения равна нулю, то при сокращении мощность ее резко возрастает [5].

Удерживающий  режим характеризуется полным соответствием  величины отягощений мышечному напряжению (изометрический режим). Мышца способна проявить максимальное напряжение, не изменяя своей длины. В результате выполняемая работа окажется равной нулю.

Сила как физическое качество обусловлена проявлением некоторых относительно самостоятельных ведущих способностей.

Скоростно-силовые  способности проявляются при  миометрическом и плиометрическом  режимах мышечного сокращения и  обеспечивают быстрое перемещение  тела и его звеньев в пространстве. Максимальным выражением данных способностей является так называемая взрывная сила, под которой понимается развитие максимальных напряжений в минимально короткое время (например, выполнение прыжка) [5]

Биологическое созревание организма школьников обусловливает интенсивное развитие скоростно-силовых способностей у мальчиков в периоды от 10 до 11 лет и с 14 до 16 лет, а у девочек - с 9 до 10 лет и с 13 до 14 лет. Вместе с тем темпы развития отдельных крупных мышечных групп неравномерны и не всегда совпадают. Так, например, наиболее интенсивно, особенно с 10 лет у мальчиков и с 9 лет у девочек, повышаются показатели разгибателей туловища, затем разгибателей бедра и стопы, далее сгибателей плеча, туловища и, наконец, сгибателей и разгибателей  предплечья и голени. Сопоставление скоростно-силовых способностей с морфологическими особенностями опорно-двигательного аппарата позволяет судить о том, что относительные показатели силы действия подростков достигают величин взрослого человека [6].

Собственно  силовые способности проявляются  преимущественно в условиях изометрического  напряжения мышц, обеспечивая удержание  тела и его звеньев в пространстве, сохранение заданных поз при воздействии  на человека внешних сил.

В возрастном развитии собственно силовых способностей выделяют следующие сенситивные периоды: у мальчиков - возраст от 9 до 12 лет и от 14 до 17 лет, у девочек - возраст от 10 до 12 лет и от 16 до 17 лет .[6].

Информация о работе Сила как физическое качество