Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Основные понятия физической культуры.
2. Функции и нормы физической культуры.
...
19. Основные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки.
20. Задачи, средства профессионально-прикладной подготовки работников умственного труда.

Файлы: 1 файл

физ-ра.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

Фактором, влияющим на подвижность  суставов, является также общее функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Положительные эмоции и мотивация  улучшают гибкость, а противоположные  личностно-психические факторы ухудшают.

Результаты немногих генетических исследований говорят о высоком или среднем влиянии генотипа на подвижность тазобедренных и плечевых суставов и гибкость позвоночного столба.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15—17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9—10 лет, а для активной — 10—14 лет.

Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет. У детей  и подростков 9—14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

В физическом воспитании главной  является задача обеспечения такой  степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности — координационные, скоростные, силовые, выносливость. двигательный способность гибкость выносливость

В плане лечебной физической культуры в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний  выделяется задача по восстановлению нормальной амплитуды движений суставов.

Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, выдвигается  задача совершенствования специальной  гибкости, т.е. подвижности в тех  суставах, которым предъявляются  повышенные требования в избранном виде спорта.

В качестве средств  развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с  максимальной амплитудой. Их иначе  называют упражнениями на растягивание. [6]

Основными ограничениями  размаха движений являются мышцы-антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими (подобно резиновому жгуту) — задача упражнений на растягивание. Среди упражнений на растягивание различают активные, пассивные и статические.

Активные движения с полной амплитудой (махи руками и  ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.).

Пассивные упражнения на гибкость включают: движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой и т.п.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела). [7]

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют  сохранения неподвижного положения  с предельной амплитудой в течение  определенного времени (6—9 с). После  этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.

Упражнения  для развития подвижности в суставах рекомендуется проводить путем  активного выполнения движений с  постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой.

Основные правила  применения упражнений в растягивании не допускаются болевые ощущения, движения выполняются е медленном  темпе, постепенно увеличиваются их амплитуда и степень применения силы помощника.

Основным методом  развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности, занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклониться ниже; кто, не сгибая коленей, сумеет поднять обеими руками с пола плоский предмет и т.д.). [17]

Для развития и  совершенствования гибкости методически  важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.

Если требуется  достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3—4 месяца, то рекомендуются  следующие соотношения в использовании  упражнений: примерно 40% — активные. 40% — пассивные и 20% — статические. Чем меньше возраст, тем больше в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше — статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8—10 раз и постепенно доводится до величин, приведенных в таблице 5.

Упражнения  на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом. [8]

Упражнения  на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу' и расслабление. Упражнения на гибкость на одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление.

По вопросу  о количестве занятий в неделю, направленных на развитие гибкости, существуют разные мнения. Так, одни авторы считают, что достаточно 2—3 раз в неделю; другие убеждают в необходимости ежедневных занятий; третьи уверены, что наилучший результат дают два занятия в день. Однако все специалисты едины в том, что на начальном этапе работы над развитием гибкости достаточно трех занятий в неделю. Кроме того, трехразовые занятия в неделю позволяют поддерживать уже достигнутый уровень подвижности в суставах.

Перерывы в  тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне ее развития. Так, например, двухмесячный перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10—12%.

При тренировке гибкости следует использовать широкий  арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставов, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие.

  1. Координация и основы её воспитания.

Двигательно-координационные  способности - способности быстро, точно, целесообразно, экономно, находчиво  решать двигательные задачи. Особенности развития и средства воспитания координационных способностей. Тесты для определения уровня развития координации.

При воспитании координационных способностей решают две группы задач: а) по разностороннему  и б) специально направленному их развитию.

Первая группа указанных задач преимущественно  решается в дошкольном возрасте и  базовом физическом воспитании учащихся. Достигнутый здесь общий уровень  развития координационных способностей создает широкие предпосылки  для последующего совершенствования в двигательной деятельности.

Особенно большая  роль в этом отводится физическому  воспитанию в общеобразовательной  школе. Школьной программой предусматриваются  обеспечение широкого фонда новых  двигательных умений и навыков и  на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх.

Задачи по обеспечению  дальнейшего и специального развития координационных способностей решаются в процессе спортивной тренировки и профессионально-прикладной физической подготовки. В первом случае требования к ним определяются спецификой избранного вида спорта, во втором — избранной профессией.

В видах спорта, где предметом состязаний является сама техника движений (спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), первостепенное значение имеют  способности образовывать новые, все  более усложняющиеся формы движений, а также дифференцировать амплитуду и время выполнения движений различными частями тела. мышечные напряжения различными группами мышц.

Способность же быстро и целесообразно преобразовывать  движения и формы действий по ходу состязаний в наибольшей мере требуется в спортивных играх и единоборствах, а также в таких видах спорта, как скоростной спуск на лыжах, горный и водный слалом, где в обстановку действий преднамеренно вводят препятствия, которые вынуждают мгновенно видоизменять движения или переключаться с одних точно координированных действий на другие.

В указанных  видах спорта стремятся довести  координационные способности, отвечающие специфике спортивной специализации, до максимально возможной степени  совершенства.

Воспитание  координационных способностей имеет строго специализированный характер и в профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП)

Многие существующие и вновь возникающие в связи  с научно-техническим прогрессом виды практической профессиональной деятельности не требуют значительных затрат мышечных усилий, но предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов.

Включение человека в сложную систему «человек—машина» ставит необходимое условие быстрого восприятия обстановки, переработки за короткий промежуток времени полученной информации и очень точных действий по пространственным, временным и силовым параметрам при общем дефиците времени. Исходя из этого, определены следующие задачи ППФП по развитию координационных способностей:

1) улучшение  способности согласовывать движения  различными частями тела (преимущественно  асимметричные и сходные с  рабочими движениями в профессиональной  деятельности);

2) развитие координации движений неведущей конечности;

3) развитие способностей  соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Решение задач  физического воспитания по направленному  развитию координационных способностей прежде всего на занятиях с детьми (начиная с дошкольного возраста), со школьниками и с другими занимающимися приводит к тому, что они:

—      значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями;

—постоянно  пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками (спортивными, трудовыми и др.);

—приобретают  умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности;

—испытывают в  психологическом отношении чувства  радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и  разнообразных движений.

двигательный  координационный способность

  1. Понятие «здоровье» и «здоровый образ жизни». Составляющие ЗОЖ.

 

 здоровье – это «состояние полного физического, духовного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов». Человек в процессе своей повседневной жизнедеятельности должен следовать целому ряду правил (норм поведения) для обеспечения личного физического, духовного и социального благополучия и сохранения здоровья. К этим правилам относят следующие:

• умение сохранять психологическую уравновешенность в различных жизненных ситуациях;

• умение обеспечивать высокий уровень своей физической формы;

• умение адекватно реагировать на различные опасные и чрезвычайные ситуации;

• умение правильно строить взаимоотношения в обществе. Все эти умения составляют основные нормы здорового образа жизни. Что же такое здоровый образ жизни? Под ним понимается индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие. Здоровый образ жизни создает наилучшие условия для протекания физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний и увеличивает продолжительность жизни человека. Ведя иной образ жизни, человек своим поведением наносит ущерб собственному здоровью: нормальное течение физиологических процессов часто нарушается, жизненные силы организма в большинстве своем расходуются на компенсацию того вреда, который причиняется здоровью. При этом увеличивается вероятность различных заболеваний, происходит ускоренное изнашивание организма, сокращается продолжительность жизни.

Для того чтобы  сформировать систему здорового  образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье. Это соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Следует учитывать также и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"