Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:47, шпаргалка
1. Основные понятия физической культуры.
2. Функции и нормы физической культуры.
...
19. Основные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки.
20. Задачи, средства профессионально-прикладной подготовки работников умственного труда.
Вопросы для зачета по физической культуре
для студентов заочного отделения
Физическая
культура - специфическая часть общей
культуры, одна из сфер социальной деятельности,
направленной на укрепление здоровья
и повышение его уровня, всестороннее
развитие физических способностей народа
и использование их в повседневной жизни
людей.
Спорт - специфическая форма культуры,
одна из сторон культурной деятельности
общества: действенное средство и метод
укрепления здоровья и повышения его уровня,
развитие волевых качеств, нравственного
и эстетического воспитания, повышения
уровня общей культуры, расширение интернациональных
связей, культурного сотрудничества, упрочнение
мира и дружбы между народами. Спорт исторически
сложился в форме соревновательной деятельности,
системы состязаний и спортивной специальной
подготовки к ним как способ сопоставления
и совершенствования человека. Своими
результатами спорт служит целям дальнейшего
развития общества, более успешному осуществлению
экономических и культурных задач. Всеобщий
признак спорта - соревновательное начало.
Они способствуют наиболее полному проявлению
и развитию физических сил, воспитанию
нравственных качеств. Внутреннюю сущность
спорта как массового социального явления,
специфическую форму его социального
движения составляет система спортивных
соревнований. Она представляет собой
социально- обусловленную упорядоченность
в планировании, организации и проведении
спортивных соревнований на основе определенных
принципов и прогрессивных традиций.
Физическое воспитание - педагогический процесс, специфика
которого заключается в обучении движениям
и воспитании физических качеств человека.
В прикладном отношении физическое воспитание
представляет собой процесс физической
подготовки человека к социально - обусловленной
деятельности (трудовой, военной и т.д.)
в единстве с другими видами воспитания.
И при достаточных социальных условиях
физическое воспитание может приобретать
значение одного из основных факторов
всестороннего развития личности.
Общая физическая
подготовка представляет собой неспециализированный
процесс физического воспитания, содержание
которого ориентировано на то, чтобы создать
широкие общие предпосылки успеха в самых
различных видах деятельности (либо в
некоторых из них).
Специальная физическая
подготовка - это разновидность физического
воспитания, специализированного применительно
к особенностям какой-либо деятельности
(профессиональной, спортивной и т.д.),
избранной в качестве объекта углубленной
специализации.
Физическое развитие - процесс изменения и становления
естественных морфологических и функциональных
свойств организма человека в течение
его индивидуальной и общественной жизни.
Физическое развитие каждого человека
зависит от условий жизни и воспитания;
первостепенная роль здесь принадлежит
труду и правильному физическому воспитанию
с момента рождения человека.
Признаками, характеризующими физическое
развитие, являются: вес (масса тела), рост,
окружность грудной клетки, жизненная
емкость легких и др., а также, степень
развития физических качеств, способностей
и функциональных возможностей человека.
Физическое совершенство - исторически обусловленный
уровень здоровья и всестороннего развития
физических способностей людей, соответствующий
требованиям человеческой деятельности
в определенных условиях производства,
военного дела и в других сферах общественной
жизни, обеспечивающей на долгие годы
высокую работоспособность человека.
Конкретные признаки и показатели физического
совершенства определяются реальными
запросами и условиями жизни общества
на каждом историческом этапе и поэтому
меняются по мере развития общества. Главная
функция физической культуры состоит
в удовлетворении потребностей общества
в физической подготовке людей к участию
в производстве. С начальных этапов развития
человеческого общества физические упражнения
использовались как одно из активнейших
средств подготовки человека к трудовой
и военной деятельности и имели значение
в его приспособлении к постоянно усложнявшимся
формам труда. В процессе физического
воспитания обеспечивается соответствующий
уровень здоровья членов общества, запас
жизненно важных двигательных навыков
и необходимых физических качеств: силы,
выносливости, быстроты и др., - что позволяет
быстрее и лучше осваивать новые профессии,
овладевать современной техникой, более
интенсивно трудиться, повышать производительность
труда.
Функции физ-ры – свойство воздействия на человека и человеческие отношения, удовлетворение и развитие определённой потребности личности и общества: - специфические (определённые особенности, отсутствующие у других явл. к-ры) – выражают социальное бытие физ.куль-ры как общественного явления- общие (свойственны культуре общества в области физ.куль-ры как части общечеловеческой культуры)
4 группы функций специфического характера:
1) общее развитие и укрепление человека
2) подготовка к трудовой деятельности и защите РФ
3) удовлетворение потребности в активном отдыхе и рациональное использование рабочего времени
4) раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на определённых уровнях (реализуется и в физическом воспитании – все функции)
По степени воздействия:
1) образоват.
2) прикладн.
3) спортивн.
4) рекреативные
5) оздов.-реабилит.
Проф.-прикл. направленность физ-ры
Значительные нервно-эмоциональные нагрузки, напряженность усилий, ↑ требования координации и т.д.
Все способности нуждаются в развитии и совершенствовании.
Полноценное использование знаний и умений возможно лишь у здорового человека.
1) трудоспособность
2) адаптационные возможности организма
3) психические и психофизические качества и способности
4) стрессоустойчивость
5) двигательные умения и навыки
6) функциональные возможности
7) здоровье объективных функций орг-зам
Психофизиологические функции – ключевые профессионально значимые функции человека.
Прямая связь занятий физ-рой и спортом и становлением важных профессиональных качеств личности.
Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции.
Группа органов, выполняющих совместно общие функции – система органов (связаны между собой).
Взаимосвязанные, одновременно протекающие в них процессы обеспечивают жизнедеятельность организма в целом. Многие функциональные системы обеспечивают двигательные возможности человека:
1) кровеносная
2) система органов дыхания
3) опорно-двигательная
4) пищеварительная
5) органы выделения
6) железы внутренней секреции
7) сенсорные системы
8) нервная система
9) вестибулярный аппарат*
10) проприоцепция (костно-мышечная)*
В спортивной морфологии условно разделяют организм человека на 3 части:
1) органы, исполняющие движение (опорно-двигательный аппарат)
2) органы, регулирующие двигательную активность (нервная система, органы чувств, эндокринный аппарат)
3) органы, обеспечивающие двигательную активность (сердечно-сосудистая система, пищеварительная, дыхательная, выделительная)
Умственная
и физическая работоспособность
в меньшей степени ухудшается
под воздействием неблагоприятных
факторов внешней среды, если соответствующим
образом применять физические
упражнения. Оптимальная физическая тренированность
является одним из необходимых условий
сохранения работоспособности человека.
Утомление - это состояние, которое возникает
вследствие работы при недостаточности
восстановительных процессов и проявляется
в снижении работоспособности, нарушении
координации регуляторных механизмов
и в ощущении усталости. Утомление играет
важную биологическую роль, служит предупредительным
сигналом возможного перенапряжения рабочего
органа или организма в целом.
Суммирование сдвигов в нервно-мышечной,
ЦНС и других системах, возникающих при
многократном утомлении, вызывает хроническое
утомление. Систематическое продолжение
работы в состоянии утомления, неправильная
организация труда, длительное выполнение
работы, связанной с чрезмерным нервно-психическим
или физическим напряжением - все это может
привести к переутомлению.
Умственное переутомление, являясь наиболее
вредным для организма, граничит с заболеванием,
имеет более длительный период восстановления.
Оно является следствием того, что мозг
человека, обладая большими компенсаторными
возможностями, способен длительное время
работать с перегрузкой, не давая знать
о своем утомлении, которое мы ощущаем
только тогда, когда практически уже наступила
фаза переутомления.
Средствами восстановления организма
после утомления и переутомления являются:
оптимальная физическая активность, переключение
на другие виды работы, правильное сочетание
работы с активным отдыхом, рациональное
питание, установление строгого гигиенического
образа жизни. Ускоряют процесс восстановления
также достаточный по времени и полноценный
сон, водные процедуры, парная баня, массаж
и самомассаж, фармакологические средства
и физиотерапевтические процедуры, психорегулирующая
тренировка и другие реабилитационно-
Гиподинамия — совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезни. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д. В конечном счете, снижается функциональная активность органов и систем, нарушается деятельность регуляторных механизмов, обеспечивающих их взаимосвязь, ухудшается устойчивость к различным неблагоприятным факторам; уменьшается интенсивность и объем афферентной информации, связанной с мышечными сокращениями, нарушается координация движений, снижается тонус мышц, падает выносливость и силовые показатели.
В теории и практике физического воспитания существуют различные группы и виды принципов: общие принципы системы физического воспитания, методические принципы, принципы, выражающие специфику отдельных видов физического воспитания (например, спортивной тренировки). Они связаны между собой и составляют единую систему принципов. В моем реферате будут рассматриваться только общие принципы физического воспитания. К ним относятся:
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности;
Принцип связи физического воспитания с практикой жизни;
3.Принцип
оздоровительной
ПРИНЦИП ВСЕСТОРОННЕГО И ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Любой человек должен стремиться к тому, чтобы стать полезным своей стране и обществу. Но это может быть осуществлено только людьми со всесторонне развитыми духовными и физическими силами. Но такими они могут стать исключительно под влиянием определенных общественных условий жизни, среди которых особая роль принадлежит физическому воспитанию.
Всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, который, как в общественном отношении, так и в своих биологических особенностях, всегда везде единая социальная личность.
Все это обуславливает многосторонний характер воздействий на человека в процессе физического воспитания и предопределяет органическую связь между различными видами воспитания, которые должны учитываться и целеустремленно использоваться во всех случаях физического воспитания.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях:
1).
Обеспечение единства всех
2).
Обеспечение широкой общей
Духовный мир человека складывается под влиянием внешней и, в первую очередь, социальной среды, а также благодаря активным действиям человека, направленным на изменение окружающей среды и самого себя
В процессе физического
воспитания – в силу физического
и духовного развития человека –
существуют огромные возможности для
реализации задач умственного
строго соблюдать единство различных сторон воспитания
обеспечивать широкую общую физическую подготовленность
Требования общей физической подготовленности опираются на одну из главных закономерностей развития человека – неразрывную взаимосвязь систем и органов. Всесторонняя физическая подготовка составляет непреложную основу любого вида деятельности, служит неиссякаемым источником моральных и физических сил человека.
ПРИНЦИП СВЯЗИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ С ПРАКТИКОЙ ЖИЗНИ
Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность свое специфическое выражение.
Некоторые ученые
видят основную функцию физической
культуры и спорта в том, чтобы
с их помощью ликвидировать