Шпаргалка по "Физической культуре"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:47, шпаргалка

Краткое описание

1. Основные понятия физической культуры.
2. Функции и нормы физической культуры.
...
19. Основные факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки.
20. Задачи, средства профессионально-прикладной подготовки работников умственного труда.

Файлы: 1 файл

физ-ра.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

обучаемых;

3) усовершенствовать  ритм действия, добиться свободного и слитного выполнения

движений;

4) создать предпосылки  вариативного выполнения действия.

Обучение на этом этапе  строится в соответствии с закономерностями совершенствования двигательного умения, частичного перехода его в навык. Уточнение техники происходит в процессе многократного воспроизведения действия или его частей с направленным внесением изменений в движения. По мере отработки техники число автоматизированных компонентов движений увеличивается, что и определяет переход двигательного умения в навык.

4. Этап закрепления  и дальнейшего совершенствования

Цель обучения на этом этапе—обеспечить совершенное владение двигательным действием в условиях его практического применения, для чего необходимо решить следующие частные задачи:

1) закрепить навык  владения техникой действия;

2) расширить диапазон  вариативности техники действия  для целесообразного

выполнения его в  различных условиях, в том числе  при максимальных проявлениях

физических качеств;

3) завершить индивидуализацию техники действия в соответствии с достигнутой

степенью развития индивидуальных способностей;

4) обеспечить в случае  необходимости перестройку техники  действия и ее

дальнейшее совершенствование  на основе развития физических качеств. Уточненная на предыдущем этапе обучения и в значительной части автоматизированная система движений еще не обладает устойчивостью к различным неблагоприятным факторам. На третьем этапе предстоит упрочить сформировавшийся динамический стереотип, лежащий в основе навыка, и вместе с тем увеличить его подвижность, определяющую возможность приспособления действия к различным изменениям внешних условий. При этом в зависимости от характера двигательных действий на этой стадии можно выделить относительно самостоятельную фазу закрепления навыка или закреплять навык, одновременно увеличивая его варианты, либо частично перестраивая технику в связи с развитием физических качеств.

  1. Скоростные способности и основы их воспитания.

 

 Скоростные способности  весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты.Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы (В. И. Лях, 1997).

Упражнения, направленно  воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

а) быстроту реакции;

б) скорость выполнения отдельных  движений;

в) улучшение частоты  движений;

г) улучшение стартовой  скорости;

д) скоростную выносливость;

е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все 
основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).  
Упражнения сопряженного воздействия:

а) на скоростные и все  другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);

б) на скоростные способности  и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

В спортивной практике для  развития быстроты отдельных движений применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы, но без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости движении. Кроме этого используются такие упражнения, которые выполняют с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития частоты  движений применяются: циклические  упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений; бег  под уклон, за мотоциклом, с тяговым  устройством; быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения; упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных возможностей в их комплексном выражении  применяются три группы упражнений: упражнения, которые используются для развития быстроты реакции; упражнения, которые используются для развития скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнения, характеризующиеся взрывным характером.

  1. Силовые способности и основы их воспитания.

Сила - это способность  человека преодолевать внешнее сопротивление  или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).       

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».        

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. Среди них выделяют:       

1. Собственно мышечные факторы,  к ним относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.         

2. Центрально-нервные факторы,  суть их состоит: в интенсивности  (частоте) эффекторных импульсов,  посылаемых к мышцам, в координации  их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной  нервной системы на их функции.        

3. Личностно-психические факторы, от них зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.       

4. Биомеханические  (расположение тела и его частей  в пространстве, прочность звеньев  опорно-двигательного аппарата, величина  перемещаемых масс и др.)       

5. Биохимические  (гормональные)       

6. Физиологические  факторы (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.).       

Различают собственно силовые способности  и их соединение с другими физическими  способностями (скоростно-силовые, силовая  ловкость, силовая выносливость).       

Собственно  силовые способности проявляются:        

1) при относительно медленных сокращениях  мышц, в упражнениях, выполняемых с около предельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса);       

2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.       

Собственно  силовые способности характеризуются: большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.

  1. Выносливость и основы её воспитания.

Выносливость  как двигательное качество, есть способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности.

Выносливость - это способность выполнять работу без изменения её параметров (например, не снижая интенсивности, точности движений и т.д.) (А.П. Скородумова, 1984).

Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности .

Ещё более раскрытое  определение выносливости даёт Озолин Н.Г.. Он считает, что в целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические  упражнения продолжительностью не менее 15-20 мин, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании общей выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться.

Следовательно, необходимо найти меру повышения  нагрузок и меру длительности закрепления  достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы 10-15 мин; 11-12 лет - 15-20 мин; 14-15 лет - 20-30 мин.

С практически  здоровыми людьми работа осуществляется на скорости 1 км за 5-7 мин. Для людей, имеющих хорошую физическую подготовку, скорость колеблется в пределах 1 км за 3,5-4 мин. Продолжительность работы от 30 до 60-90 мин .

  1. Гибкость и основы её воспитания.

Гибкость — это способность выполнять движения с большой амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела. [3]

По форме  проявления различают гибкость активную и пассивную.

При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют  за счет собственной активности соответствующих  мышц. Под пассивной гибкостью  понимают способность выполнять  те же движения под воздействием внешних  растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п[4].

По способу  проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах.

Выделяют также  общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движении, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Проявление  гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор, обусловливающий подвижность суставов, — анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение).

Гибкость обусловлена  центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц - антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности  произвольно расслаблять растягиваемые  мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации. [5]

На гибкость существенно  влияют внешние условия: 1) время  суток (утром гибкость меньше, чем  днем и вечером); 2) температура воздуха (при 20...30°С гибкость выше, чем при 5... 10 °С); 3) проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 мин гибкость выше, чем до разминки); 4) разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 мин нахождения в теплом ванне при температуре воды +40 °С или после 10 мин пребывания в сауне).

Информация о работе Шпаргалка по "Физической культуре"