Роль физической культуры и спорта на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:06, курсовая работа

Краткое описание

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ..docx

— 65.70 Кб (Скачать)

Практическую  же сторону обсуждаемого вопроса  нельзя переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных  условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе взрослых. При таком решении вопроса  возникают новые возможности  для построения междисциплинарных  исследований, например в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового  воспитания.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой  еще более сложный вопрос. Определенным оправданием, конечно, может служить  то обстоятельство, что проблема эта  еще более нова, чем проблема социализации на трудовой стадии. Постановка этой проблемы вызвана объективными требованиями общества к социальной психологии, которые порождены самим ходом  общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для  ряда наук в современных обществах. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, и определенная социальная политика государств - с  другой (имеется в виду система  пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения  пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается  его удельный вес. В достаточной  степени сохраняется трудовой потенциал  у лиц, которые составляют социальную группу пенсионеров. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.

В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные позиции в дискуссии  полярно противоположны: одна из них  полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к  тому периоду жизни человека, когда  все его социальные функции свертываются. С этой точки зрения указанный  период вообще нельзя описывать в  терминах "усвоения социального  опыта" или даже в терминах его  воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея десоциализации, которая наступает вслед за завершением  процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию  психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции  говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся  социальной активности у лиц пожилого возраста, в частности пожилой  возраст рассматривается как  возраст, вносящий существенный вклад в "воспроизводство" социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция  Э. Эриксона о наличии восьми возрастов  человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний  из возрастов - зрелость (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности (Бернс, 1976, с. 53; 71 - 77).

Хотя вопрос не получил однозначного решения, в  практике существуют различные формы  использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в  пользу того, что проблема по крайней  мере имеет право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в  педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом смыкается  с дискуссией о том, целесообразно  или нет включение послетрудовой  стадии в периодизацию процесса социализации.

3.1 Классификация стадий  социализации

Классификацию стадий социализации спортсмена путем  включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять  этот принцип, то можно выделить следующие  стадии социализации:

1. Включение  субъекта в спортивную деятельность.

2. Занятия детско-юношеским  спортом.

3. Переход из  любительского в профессио нальный  спорт.

4. Завершение  спортивной карьеры и переход  к другой карьере.

Для первой стадии социализации характерен период начала спортивной деятельности. В это время  формируются интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются  основы ценностного отношения к  спортивной деятельности . Этот период очень важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба  сил, первые победы и неудачи создают  условия для формирования спортивного  характера. Немногие дети могут успешно  пройти этап спортивной подготовки. Более  одной трети прекращают занятия  спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в  другие города и страны, получение  первых гонораров, спортивные победы позволяют  спортсмену активно интегрироваться  в общественную жизнь, усваивать  образцы и нормы поведения, формировать  социальные установки. Этот этап, как  правило, связывается со второй стадией  социализации спортсмена.

Возрастает количество соревнований, переезды, сборы, новые  спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые  складываются между спортсменом  и тренером.

Третью стадию социализации символизирует расцвет  спортивной карьеры. Спортсмен подчиняет  образ жизни интересам спортивного  клуба, команды, коллектива, который  обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры.

Для четвертой  стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и  переход к другой профессиональной карьере. Как правило, у спортсменов  это один из сложных жизненных  периодов. Решение закончить спортивную карьеру часто связывается с травмой, снижением спортивных результатов, отбором в сборные команды и т.д. Негативные ситуации провоцируют спортсмена на психологический кризис. Важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкое окружение.

Общество должно гарантировать спортсмену возможности  эффективной социальной интеграции. Для решения этой проблемы необходимо создать правовую основу, законодательно утвердить статус профессионального  спортсмена.

3.2 Социальная ответственность  спортсмена

Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач, начиная с  укрепления здоровья населения, отвлечения молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворения спроса на зрелищные  услуги, экономических стимулов, защиты чести страны, формирования патриотизма  и т.д. Многообразие социальных функций  стало основанием для классификации  и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:

- массовый спорт  (народный, ординарный, "спорт для  всех");

- спорт высших  достижений (олимпийский спорт, большой  спорт);

- профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает  свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или  иной разновидности спорта.

Так, массовый спорт  позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить  свободное время, разнообразить  досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов. Необходимо найти оптимальный вариант  для совмещения обучения в образовательной  школе и спортивной подготовки. Тренеры  должны и заботиться о спортивной форме юных спортсменов, и воспитывать  у них чувство социальной ответственности  за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен  формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение  музеев и театров, помощь родителям  и младшим - необходимые условия  для формирования личности спортсмена.

Высокая социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды  страны. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах  страны приносят спортсмену заслуженные  славу, известность, почет. Он становится героем, кумиром молодежи. Образ  жизни спортсмена становится моделью  социального поведения. В этой связи  необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно  понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или  алкоголь, то тем самым "тиражирует" девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поколение, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих  кумиров. Поэтому в детско-юношеском  спорте так часто присутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.

Другая сторона  социальной ответственности спортсмена связана с противоречиями, которые  обуславливаются личными и общественными  интересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны. Некоторые спортсмены в погоне за гонорарами отказываются выступать даже на Олимпийских играх (как это было в Атланте с Евгением Кафельниковым).

Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с  интересами спортивного клуба. Переход  из одной команды в другую, отъезд в заграничный спортивный клуб также  требуют от спортсмена социальной ответственности  за сделанный им выбор. Сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному  клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстра-класса, с другой - заграничный  клуб предоставляет спортсмену новые  возможности для спортивной карьеры.

Вот почему социальная ответственность в спорте должна не только формироваться с помощью  эффективного воспитательного процесса, но и регламентироваться нормативно-правовыми  документами. Например, необходимо законодатель но признать, что выступления за сборные команды поощряются денежными  выплатами. Спортсменам, которые приносят славу российскому спорту, даются гарантии получения высшего образования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования. Таким образом, можно  найти выход из этой сложной ситуации: предоставляя спортсменам социальные гарантии, подкрепляя спортивную деятельность законодательно-правовой базой, можно  повышать их социальную ответственность  перед обществом. 
 

                                      

                                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Целью данной работы было изучить влияние физкультуры и спорта на развитие всесторонне развитой личности. Здесь, я доказываю, что физкультура и спорт не только являются средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствования, рациональной формой проведения досуга, средством повышения социальной активности людей, но и существенно влияют на другие стороны человеческой жизни, в первую очередь на трудовую деятельность, нравственные и интеллектуальные качества.

  Я рассмотрел, как физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, на формирование воли, нравственно – этическое воспитание. Я изучила влияние спорта на вырабатывание уверенности в себе и своих силах.

  Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес  к спорту проявляет всё большее  число людей. А значит – доля влияния  физкультуры и спорта на становление  личности человека постоянно возрастает.

  Рождённый нашим бурным временем, современный  спорт сам как бы олицетворяет это время, вбирает в себя его  сложный противоречивый характер, является его символом, образом, специфическим  носителем его неоднозначных  проявлений и проблем. 
 
 
 

Список  использованной литературы.

1. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности. – М.: ФиС,1993. – 176 с.

2. Гончаров С.Т. Российская система физического воспитания. – Спб.: Кристалл, 1997. – 132 с.

3. Крутецкий  В.А. Основы педагогической психологии. – М.: ФиС, 1992. – 183 с.

4. Пономарев  П.А. Основы психологии и педагогики:учебное  пособие для вузов. – Шахты  : Изд – во ЮРГУЭС,2008. – 300 с.

5. Холодов Ж.К Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: Академия, 2004. – 247 с. 
 
 
 

Информация о работе Роль физической культуры и спорта на развитие личности