Роль физической культуры и спорта на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:06, курсовая работа

Краткое описание

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ..docx

— 65.70 Кб (Скачать)

  Если  человек оценивает себя в целом  не очень высоко, ему сложно развить  и проявить такие черты характера, как самолюбие, гордость, самомнение, требовательность, критичность, активность, творчество, ответственность в отношении  к труду. У человека с низкой самооценкой  скорее проявляется скромность, застенчивость, терпимость, пассивность. Наоборот, человек, высоко себя оценивающий, может быть склонен к проявлению честолюбия, тщеславия, эгоцентризма, малой самокритичности, но большой критичности к другим, заносчивости, склонности к лидерству в общении и в деятельности, активности, к отсутствию боязни ответственности и других подобных черт характера.

 Спорт для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное. Поэтому общая самооценка спортсмена очень часто базируется на оценке им преимущественно своих спортивных возможностей, результатов, способностей и перспектив. Добившись определённых успехов в спорте, человек начинает с уважением относиться к самому себе. Высоко оценив себя как спортсмена, он переносит эту оценку на себя как на личность, как на члена общества.

  Спорт способствует тому, что формы и  оттенки поведения и общения  человека становятся шире, богаче. Совершенствуемое в ходе занятий спортом умение быть с людьми, взаимодействовать  и общаться с ними переносится  на другие сферы жизни и деятельности.

  Наверно, правильное поведение и способы  общения, воля, способность к саморегуляции, адекватный уровень притязаний и  верная самооценка могут возникнуть с большей вероятностью тогда, когда  спорт и спортивная деятельность не рассматриваются как самое  главное, как самоцель. И пусть  победа на первенстве страны, мира, на Олимпийских играх, установление рекорда  требуют колоссальной затраты энергии, волевых напряжений, стойкости, мужества, отваги, вполне сопоставимых с теми деяниями человеческими, которые принято  называть подвигами, пусть так. И  всё – таки рекорд – не для  рекорда, победа – не только, чтобы  убедиться, что сильнее соперника. Спорт, спортивная работа, победы –  средство, не цель. 

3.  Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности

Спорт как важный социальный феномен пронизывает  все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение  этого тезиса можно привести слова  известного спортсмена Александра Волкова: "...спорт сегодня - это главный  социальный фактор, способный противостоять  нашествию дешевой культуры и  дурным привычкам. Это лучшая "погремушка", которая сможет отвлечь людей  от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный "клей", который способен склеить всю нацию воедино, что  не удается ни религии, ни тем паче политикам. Когда играет "Динамо" (Киев), на стадионе и у телевизора в едином порыве объединяются все - и верующие, и неверующие, и центристы, и радикалы ("Известия", 04.02.1993). Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как  национальное увлечение, способное  сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к  победе.

В США, например, еще в 60-е годы, после выхода в  свет книги Р. Бойла "Спорт - зеркало  американской жизни", спорт, став национальным увлечением, был объявлен моделью  самого американского общества. Американский философ М. Новак подчеркивал: "Пренебречь спортом означало бы упустить одно из важных национальных достояний!" ("Америка", январь 1981, с. 49). Однако в начале XXI века в мире найдется не так уж много государств, руководители которых действительно понимают роль и значение спорта в современном  обществе. В качестве примера позитивного  отношения к спорту можно привести американское государство.

Начиная с 70 - 80-х  годов прошлого столетия спорт в  США является "второй религией", в которую верят большинство  американцев. Население бережно  относится к своему здоровью, понимая, что это - личный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяризации спорта сыграли СМИ. Именно этот фактор помог преодолеть так называемый "психологический барьер" в отношении населения к физической активности.

Анализ развития спорта в США и других странах  мира показывает, что активная позиция  населения по отношению к спорту формируется как следствие хорошей  пропаганды СМИ. Именно от СМИ, и в  первую очередь от TV, зависит популяризация  видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются  как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.

Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что  спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются  такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Люди, прошедшие "школу спорта", убеждены, что  спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также  умение ими воспользоваться. Спорт  учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов  утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется  принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что  достижение успеха зависит прежде всего  от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых  навыков.

Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько  ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. Например, можно  проанализировать тесную взаимосвязь  между такими ценностями американского  общества, как равенство, свобода, демократия, индивидуализм, национализм и патриотизм, соблюдение внешних приличий в своем  поведении, гуманизм, соревнование, дружба, сотрудничество, уважение существующего  порядка, самоуважение, и ценностным содержанием спорта.

Американские  ученые-социологи сделали заключение, что спорт аккумулирует в себе основные ценности американского общества. Благодаря занятиям спортом или  даже в процессе созерцания спортивных состязаний общественные ценности присваиваются  индивидом, интериоризируются как  личностные. Данное положение нашло  подтверждение в трудах американских ученых. Историк Джон Беттс пишет: "Спорт и капиталистический  дух имеют много общего: дух  инициативы, противоборства и соревнования" (J. Betts, 1974). Другой известный американский профессор Р. Форс справедливо считает, что спорт является миниатюрой самой  жизни и, таким образом, служит как  бы лабораторией, в которой может  создаваться положительная система  ценностей (1982).

Однако, говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать  о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению  таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой  ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому все чаще возникает вопрос: "Гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен  для благородных целей развития личности и общества?". По своей  природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку  он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.

Процессы коммерциализации и профессио нализации приняли  чрезмерный и необратимый характер. В конце XX века профессиональный спорт  стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие  исследования для массового и  детского спорта. Уже созданы концепции  спартианского движения, спортизированного  физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить  и развивать гуманистические  ценности спорта.

Социализация  спортсмена. Физическая культура и  спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать  особую систему ценностей и установок.

Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен  попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой  оказывается юный спортсмен. Для  каждого человека особенно важна  первичная социализация, когда закладываются  основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходя щую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны - ровесники, а с другой - родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер в данном случае усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей, а также регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.

Ценностный потенциал  спорта позволяет решать целый ряд  воспитательных задач. Нами уже отмечалось, что спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко  возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Термин "вторичная  социализация" охватывает те социальные роли, которые стоят во втором эшелоне  влияния, оказывают менее важное воздействие на человека. В сфере  физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее  глубокое, чем у первичных агентов.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни. Вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными  организациями и учреждениями, называемыми  институтом вторичной социализации - Госкомспортом, федерациями, СМИ и  т.д.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных  отношений (например, спортсмен - тренер), вторичная социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация  по виду спорта). Каждый агент первичной  социализации выполняет множество  функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Спортсмен, как  и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации. В  социологии, как правило, они связываются  с отношением к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно  выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь, эту  стадию принято разделять на два  более или менее самостоятельных  периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка  до его поступления в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего  детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком  понимании этого термина.

К этому этапу  относится, безусловно, все время  обучения в школе. Это касается периода  обучения в вузе или техникуме, то существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения  стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. Вместе с тем обучение в учебных заведениях подобного рода довольно значительно  отличается от обучения в средней  школе, в частности в отношении  все более последовательного  проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому данные периоды  в жизни человека трудно рассмотреть  по той же самой схеме, что и  время обучения в школе. Так или  иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема весьма важна как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество - одна из главных социальных групп общества, проблемы социализации этой группы крайне актуальны.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений - это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается  вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают  идею продолжения социализации в  период трудовой деятельнос ти. Более  того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизво дит его, придает  особое значение этой стадии. Признание  трудовой стадии социализации логически  следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности. Нелегко согласиться с  тем, что труд как условие развертывания  сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта; еще труднее принять тезис  о том, что на стадии трудовой деятельности прекращается воспроизводство социального  опыта. Конечно, юность - важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении  факторов этого процесса.

Информация о работе Роль физической культуры и спорта на развитие личности