Роль физической культуры и спорта на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:06, курсовая работа

Краткое описание

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ..docx

— 65.70 Кб (Скачать)

  Совершенствование воли человека в значительной степени  второй специфической особенности  спортивной деятельности - обязательностью  нагрузок и напряжений. Воля человека отчетливо проявляется и развивается  в сознательных действиях, направленных на достижение определённых целей и  связанных с преодолением препятствий. Спортивные тренировки и соревнования обязательно сопряжены с возникновением разнообразных преград. Проблемы теории и практики волевой подготовки спортсменов привлекают пристальное внимание педагогов – тренеров, специалистов. Над разработкой этих проблем работают многие учёные, среди которых профессор А. Ц. Пуни. В его работе говорится следующее.

  Препятствия – это различные предметы и  явления, условия и влияния, с  которыми человек сталкивается и  которые становятся помехами для  достижения им сознательно поставленной цели. Препятствия можно разделить  на внешние и внутренние. Внешними препятствиями могут быть: техника  спортивных упражнений, тактика, ведения  спортивной борьбы, условия, в которых  проходят соревнования или тренировка (освещенность, температура, влажность, покрытие стадиона или площадки, своеобразие  снарядов, инвентаря и т.п.), действия противника, зрителей, судей и др. Внутренними препятствиями могут  быть изменения различных систем организма спортсмена, его функционального  и психического состояния. Возникновение  внутренних препятствий связано, как  правило, со столкновением с препятствиями  внешними. Например, бегун, чтобы не проиграть в состязании, вынужден бежать в высоком темпе, предложенном его противником. Действия противника (высокий темп, в данном случае) –  препятствие внешнее. Необходимость  выдерживать этот темп (преодолевать внешнее препятствие) вызывает изменения  в ряде систем организма спортсмена, т. е. утомление. Это утомление осознаётся спортсменом, может вызвать у  него сомнение в своих силах, неуверенность  в возможности победить, страх  поражения, тревогу. Это – внутренние препятствия. Их тоже надо преодолеть, чтобы достичь успеха.

  Однако  препятствия, с которыми сталкиваются спортсмены, очень разнообразны. Даже в одном и том же виде спорта. Но их разнообразие в различных видах  спорта многократно увеличивается. Установлено, что для преодоления разных препятствий требуются различные проявления воли. Например, чтобы выполнить упражнение, связанное с риском, а значит, с преодолением чувства страха (прыжок на лыжах с трамплина или парашютом), необходимо проявить смелость. А чтобы длительно выполнять однообразную работу, связанную с нарастанием утомления, а значит, с чувством усталости и нежеланием действовать(бег на длинные дистанции, лыжные гонки), необходимо проявить настойчивость.

  Конкретные  проявления воли, обусловленные особенностями  препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. Психологи  спорта определили волевые качества, которые необходимы спортсменам  для преодоления возникающих  в процессе их деятельности препятствий. Это целеустремлённость, настойчивость  и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

  Целеустремлённость  – проявление воли, характеризующееся  ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

  Настойчивость и упорство – проявление воли, характеризующееся  длительным сохранением энергии  и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том  числе неожиданно возникающих препятствий.

  Решительность и смелость – проявление воли, характеризующееся  своевременностью и обдуманностью  их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность  за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

  Инициативность  и самостоятельность – проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой  мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению  к внушающим влиянием других людей  и их действий.

  Выдержка  и самообладание – проявление воли, характеризующееся сохранением  ясности ума, возможностью управлять  мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения  или подавленности, интенсивных  напряжений, утомления, возникновения  неожиданных препятствий, неудач и  влияния других неблагоприятных  факторов.

  Но  в ряду волевых качеств одно занимает особое положение: без достаточного развития этого качества невозможно использование всех остальных. Это  качество – целеустремлённость.

  Человека  целеустремлённого отличает умение направлять свою деятельность, исходя из главного, наиболее важного мотива. В этом есть определённая сложность, из-за которой и требуется проявить волевое качество. Ведь мотивы отличаются не только по степени важности, по мере личной и общественной значимости, но и по времени, т.е. по срокам возможности  удовлетворения потребности, осознание  которой стало мотивом. По этому  временному признаку мотивы можно разделить  на близкие и дальние. Часто бывает, что менее значимый, но близкий  мотив пересиливает важный, но отдалённый. Происходит нечто похожее на пространственные иллюзии. Если в нескольких километрах от вас находится телебашня, а  в руках у вас карандаш, вы можете расположить карандаш перед глазами  так, что он будет перекрывать  башню и даже казаться крупнее  её.

  Так происходит и с мотивами. Скажем, спортсмен поставил перед собой  цель выполнить норматив мастера  спорта. Мотивы представляются ему  жизненно важными. Он определил и  пути достижения этой цели, в частности  пятью еженедельными тренировками. Сегодня день тренировки, а друг приглашает посмотреть фильм в кинотеатре. Спортсмен может пойти на тренировку или в кино. Если он пойдёт в кино то мотив, который побуждает его  к этому – ближайший.

  Человек, у которого недостаточно развита  целеустремлённость, часто выбирает близкие мотивы. Ход рассуждений  при этом обычно такой: « Ничего страшного, сегодня пропущу, завтра наверстаю, а фильм – любопытно». Следовательно, одним из наиболее частых внутренних препятствий выступает борьба мотивов. Целеустремлённый человек -сторонник  дальней мотивации. Он умеет выбирать главный мотив и долгое время  добиваться цели, не поддаваясь воздействиям более близких мотивов. И вместе с тем не всегда просто сделать  по-настоящему желанной. Особенно трудно бывает тренерами, работающими с  подростками, юношами и девушками.

  Итак, чёткое осознание и принятие перспективных  и промежуточных целей – необходимое  условие формирования и совершенствования  целеустремлённости. Это волевое  качество, объединяя и как бы цементируя всю структуру остальных волевых  компонентов, создаёт условия функционирования личности. Но как же всё – таки развиваются волевые качества? Ответ  всё тот же – путём преодоления  препятствий. Приобретая опыт их преодоления, спортсмен развивает многие другие качества. В силу этого своей волевой  подготовкой спортсмен должен заниматься специально, создавая и преодолевая  в ходе многопланового своего тренировочного процесса всё усложняющиеся препятствия.

  Степень трудности – понятие относительное. Одно и то же препятствие, бодучи сегодня  достаточной по степени трудности, потребует для преодоления от спортсмена значительных волевых усилий и тем самым буде способствовать развитию его волевых качеств, а  через полгода, когда уровень  подготовленности спортсмена возрастёт, это препятствие станет для него лёгким и преодоление его уже  не окажет развивающего воздействия  на волю спортсмена. Значит, надо, чтобы  препятствия усложнялись в соответствии с ростом подготовленности спортсмена. Степень трудности должна соответствовать  задачам развития волевых качеств.

  В спорте легче, чем в других видах  деятельности, определять и дозировать степень трудности, да и сами препятствия  встречаются спортсменам чаще, чем  людям, не занимающимся спортом. Поэтому  спорт наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера человека.

2.2 Воспитание уверенности  в себе и в  своих силах

  В спорте, точнее, чем в любом другом виде деятельности, можно сказать, кто есть кто. Этому способствует, во–первых, достаточно дифференцированная система спортивной классификации: 2 и 1 юношеские разряды; 3, 2, 1 – взрослые, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, мастера спорта международного класса и, наконец, заслуженные мастера спорта. Однако спорту важно не только и не столько то, что определило уровень мастерства, ценнее другое – что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования.

  В любой заданный отрезок времени  спортсмен знает, на что он способен. Более того, если он сопоставит, что  получалось полгода назад и что  теперь, то материал для оценки становится более действенным – определяется эффективность проведённых тренировок, выполненной работы, затраченных усилий.

  Значит, в любой момент спортсмен знает, до какой ступени спортивной лестницы он добрался, сколько времени и  энергии он затратил на весь подъём и сколько – на переход от предыдущей ступеньки к новой. Он может планировать, когда и как достигнет следующей, может заглянуть дальше и прикинуть  путь к более высокой ступени, о которой мечтает.

  Спортивная  деятельность позволяет, таким образом, ставить конкретные перспективные  и промежуточные цели, контролировать движение, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей и степенью приближения перспективной. Эта  особенность спорта оказывает определённое влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые обычно не учитываются  людьми, по специфике профессии не думающих о том, как спорт влияет на формирование человека. Имеется  в виду развитие у личности уверенности  в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели.

  В чём же опасность слишком быстрого роста спортивных результатов? Во –  первых в том, что спортсмену излишне  легко даются начальные ступеньки. Новичок не осознаёт, что без большого труда, порой предельного физического, волевого и эмоционального напряжения нет по – настоящему значительных результатов в спорте. Когда легко, он не думает об этом, не закаляет свою волю. А ведь основное средство формирования волевых качеств – преодоление  трудных и всё усложняющихся  препятствий на пути к поставленной цели. Умение генерировать необходимое  волевое усилие формируется с  самого начала спортивной биографии. По дороге к спортивным вершинам столкновение с препятствиями неизбежно. Спортсмен  должен чувствовать и знать, что  спорт – не лёгкая забава, а трудное дело. Во – вторых, скоротечные успехи, особенно если в их основе нет настоящего труда, могут привести к утрате самокритичности. Желанные цели будут казаться легко досягаемыми, на самом же деле это далеко не так. Есть не мало людей, которые за год проходили путь от новичка до перворазрядника. Многие потом на этом уровне застревали. Немногие шли дальше и быстро становились мастерами. К сожалению, чемпионы и рекордсмены из таких, как правило, не получались.

  Таким образом, спорт может формировать  у человека столь необходимую  ему в жизни уверенность в  себе, в своих силах, преобладающий  положительный и стенический  эмоциональный фон, оптимизм. Как  черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего  процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена и особенно с определением перспективных и промежуточных  целей, с оценкой деятельности спортсмена на каждом участке его пути к вершине  спортивного успеха. А оценка эта  даётся многими людьми.

2.3 Как спорт помогает  оценить себя

  Каждый  человек – частица коллектива. Совершенно естественно, что как  таковой он оценивается обществом, коллективом в первую очередь  по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции  выполняет. Однако это оценка, особенно применительно к людям молодым, хотя не к ним одним, основывается не только на том, что и как сейчас делает человек, что он уже даёт обществу, но и на том, что сможет дать в  будущем, каковы его потенциальные  возможности и перспективы. На то, что и как делает человек и  на то, что и как он собирается делать, очень влияет осознание им той конечной цели, которой он хочет  достичь. Эта цель в психологии называется уровнем притязаний человека. Значит, уровень притязаний – то, к чему человек стремится, чего хочет, на что, по его собственному мнению, имеет  право. Уровень притязаний становится тем необходимым условием, которое побуждает человека к деятельности и определяет постановку конкретных целей в ней.

  Таким образом, становиться ясно, что спорт  влияет на формирование важной черты  личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад  в общее дело. Видно также, что  влияние это на уровень притязаний человека может быть разнонаправленным  в связи с тем, как протекает  жизнь этого человека в спорте. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности.

  Самооценка  оказывает влияние на многие и  многие сферы жизни. В связи с  ней формируется, и проявляются  в поведении и деятельности главные  отношения человека, определяющие его  ценность как члена общества: отношение  к самому себе, к другим людям, к  обществу, к труду. Конечно, система  ведущих, главных отношений человека определяется не только самооценкой, но и другими социальными условиями  и факторами. Тем не менее, нет  оснований пренебрегать ролью самооценки. Чтобы убедиться в этом, достаточно представить себе влияние противоположных  – полярных – самооценок на черты  характера человека, определяющиеся основными его отношениями.

Информация о работе Роль физической культуры и спорта на развитие личности