Роль физической культуры и спорта на развитие личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:06, курсовая работа

Краткое описание

При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ..docx

— 65.70 Кб (Скачать)

  Имея  на тот или иной случай прямой ответ, спортсмен начинает действовать. Он работает над развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости, над совершенствованием координации движений – техникой выполнения упражнений. Но не только этим, Он формирует умение действовать  в полную силу, когда не хочется, когда устал, когда робеет. Он учится управлять настроением, справляться  с чрезмерным волнением, властен, вызывать в себе состояние приподнятости, вдохновения – овладевает умением  самоуправления, саморегуляции эмоций. Он делает всё это осознательно, чтобы достичь лучшего результата в соревнованиях. Глубже «регулируя»  самого себя, человек, безусловно, становится совершеннее. А это, кстати, нужно  не только спорту.

  Многие  наивно полагают, что в спорте самосовершенствование  касается лишь физического развития. Мол, « сила есть - ума не надо». Обманчивое суждение. Подобный аргумент не раз  ставил в тупик тех, кто действительно  «силушкой» не обижен. Сегодня даже самые ярые сторонники этой крылатой фразы остерегаются применить расхожую формулу. Приложима ли она, скажем, к  теннису? Одной силой, быстротой, выносливостью, умением подавать мяч и бить его  с отскока, с лёта, с полулёта победы в теннисе не достигнешь. Надо думать, и решать, уметь разгадать намерения  соперника, его тактику, необходимо маскировать задумки, навязывать свою игру. Так и в футболе, хоккее, волейболе, баскетболе… да мало ли где и когда!

  Совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. Трудно сказать, в каком  виде спорта больше.

  Рядом психологических исследований установлено, что в ходе совершенствования  личности в разных видах спорта формируются  и совершенствуются сами психологические  процессы, на основе которых человек  управляет собственными движениями. Речь идёт о приобретаемом в ходе занятий умении быть точным и без  секундомера отмеривать заданные отрезки  времени с отклонениями не более 1%, без зрительного контроля выполнять  движения точно заданной амплитуды  с заранее определённым усилием, с точным воспроизведением заданного  темпа или ритма. Основу этой саморегуляции  составляют натренированность мышечно-двигательных ощущений, чёткость работы центральной  нервной системы. Вспомним коньки фигуристов. Ширина лезвия обычно 3-4 миллиметра. При  исполнении упражнений обязательной программы  фигурист должен скользить либо на одно, либо на другом ребре конька. Если он нарушит «рёберность», судьи накажут  его за ошибку снижением оценки. Но сам фигурист, « катая школу», не может взглянуть на рисунок  со стороны. Единственный источник, который  подаёт ему информацию о положении  конька - проприорецепторы стопы. Но суставная  и мышечная чувствительность нужна  не только фигуристу. Она важна при  управлении современной техникой с  её стремительными скоростями.

  А представьте себе, как важно уметь  человеку предвидеть возможные неожиданности, чтобы быть к ним готовыми, точно  и быстро реагировать. Такое умение называют антиципацией.

  В спортивной деятельности значение антиципации  проявляется особенно ярко. Говорят, что различные уровни антиципации  позволяют спортсмену заранее готовить мышцы к предстоящей работе путём  оптимизации их тонуса; создают условия  для возобновления, восстановления, закрепления заученного действия –  двигательного навыка; сокращать  время реакции, уменьшать величину пространственной и временной ошибок, своевременно и точно выполнять движения; слаженно и скоординировано выполнять сложные двигательные действия; разгадывать замыслы противника; согласовывать свои действия с действиями всей команды. Антиципация крайне необходима, она успешно совершенствуется у человека, занимающегося спортом. Антиципация, в частности, предполагает умение быстро и точно, в короткие промежутки времени увидеть и оценить сразу несколько сигналов, мгновенно принять правильное решение. Эти замечательные качества развивают спортивные игры – баскетбол, волейбол и другие.

  Способность удерживать статическое и динамическое равновесие, связанное с устойчивостью  вестибулярного аппарата, необходима морякам, лётчикам. Такую способность  развивают гимнастика, аэробика, борьба. Следовательно, спорт может и  должен избирательно использоваться для  улучшения профессиональной подготовки людей.

  Возможность использования средств самосовершенствования  в воспитании людей, подготовке их к  труду заключается в самой  специфике спорта как вида деятельности. Развитие у человека жизненно важных физических и двигательных качеств, совершенствование психических  процессов, начиная от относительно простых, на уровне психомоторики, и  кончая наиболее сложными, интеллектуальными, на уровне мышления и воображения, - это забота о человеке, о его  здоровье и работоспособности.  

2.  Роль и задачи физического воспитания в формировании личности

Физическое  воспитание активно содействует  формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности, как социалистический патриотизм и  интернационализм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность.

Расширяя  диапазон творческих возможностей человека, физическая культура играет важную роль в трудовом воспитании, в подготовке к труду. Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями. Высокая трудоспособность может  быть обеспечена сочетанием напряжения с расслаблением. Этому можно  научить еще в школе благодаря  правильно организованному процессу физического воспитания.

Выполнение  физических упражнений, четкость и  гармоничность коллективных действий, красота и выразительность движений, свободное владение телом, хорошая  осанка удовлетворяют и развивают  эстетические, потребности детей. Недостаток движений ведет к излишней полноте. Ребенок становится малообщительным, замкнутым. Режим дня, рациональное питание, физические упражнения предупреждают  многие болезни детей.

Одна  из важных задач физического воспитания - содействовать формированию у учащихся подтянутости, опрятности и навыков  культуры поведения. Таким образом, физическое воспитание вносит существенный вклад в формирование всесторонне  развитой личности.

Игнорирование физической культуры ради учебных занятий, так же как и увлечение только спортом, приводит к дисгармонии  в развитии человека. Поэтому физическое воспитание рассматривается в социалистическом обществе как непременная часть  коммунистического воспитания, важная сфера культуры личности.

В школе  проводятся регулярные всесторонние медицинские  осмотры учащихся. Школьный врач дает рекомендации и направления, если это  требуется, для лечения ребенка  специалистами или на лечебные процедуры  в районной поликлинике, определяет, к занятиям в какой медицинской  группе допустить ученика - в основной, подготовительной или специальной (для детей с ослабленным здоровьем). Физическое воспитание рассматривается при этом как одно из средств предупреждения заболеваний, охраны и укрепления здоровья.

Одной из важнейших сторон физического  воспитания в начальных классах  является обучение движениям. В младшем  школьном возрасте дети отличаются высокой  пластичностью и большой возбудимостью  нервной системы, легким образованием двигательных условных рефлексов. Успешному  овладению движениями способствует интенсивное развитие двигательного  анализатора. Обучение движениям будет  полноценным, если удастся построить  его с учетом определенных педагогических и методических требований.

В процессе физического воспитания необходимо стремиться на конкретных примерах показать образовательное, воспитательное и  гигиеническое значение отдельных  упражнений. Удовлетворение двигательной потребности детей, интерес и  занимательность - существенные факторы  повышения сознательности и активности детей на уроках физической культуры. Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста требуют создания у них ясного представления об изучаемых движениях, поэтому нужно шире использовать средства наглядности. Чем меньше возраст  детей, тем больше они склонны  к подражанию и повторению. Например, имитация ходьбы охотников по глубокому  снегу, накачивание автомобильных  камер с помощью ручного насоса с шипящим выдохом, сидя на полу, гребля одним веслом или двумя.

Младшие школьники быстро устают при выполнении однообразных упражнений. Но они так  же быстро восстанавливают готовность к движениям. Первоклассники-шестилетки испытывают значительные трудности  в приспособлении к новому для  них школьному режиму. В связи  с этим у них не происходит значительных изменений в развитии двигательных качеств. Однако в дальнейшем физкультурные занятия при строгом соблюдении принципа доступности и индивидуализации существенно повышают двигательные возможности детей.

Согласно  дидактическим принципам прочности  и систематичности необходимо так  спланировать программный материал, чтобы наиболее трудноусваиваемые  двигательные действия повторялись  подряд на нескольких занятиях. Переходить к обучению новым движениям можно  после того, как двигательное действие в основном усвоено большинством занимающихся. Планируя учебный материал, нужно учитывать отставание некоторых  учащихся в развитии двигательных способностей. Есть дети, которым свойственно общее  отставание в развитии двигательных функций, некоторые имеют лишний вес. Такие учащиеся неохотно принимают  участие в подвижных играх, проявляют  неуверенность, робость, застенчивость  при выполнении упражнений.

Для обучения младших школьников движениям широко используется метод упражнений. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы  изучаемые движения помогали формированию у школьников правильной осанки или  исправлению ее нестойких деформаций. Особое значение при этом имеют подготовительные упражнения, а также другие двигательные действия - ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и др. У школьников надо пробуждать интерес и стремление постоянно следить за осанкой. Учитель  достигнет хороших результатов, если постоянно будет напоминать о важности правильной осанки для  здоровья и красоты.

Особое  значение при обучении младших школьников движениям имеют средства наглядности. Чтобы ограничить непроизвольный характер внимания, сохранить его устойчивость, вызвать соответствующие двигательные ощущения, полезно, кроме показа упражнений, демонстрировать картинки.

С первых уроков необходимо приучать детей серьезно относиться к изучаемому движению, побуждать их к правильному выполнению упражнения. Чтобы сформировать двигательные умения и навыки, легко поддающиеся  перестройке, и предупредить возникновение  неэкономных движений, целесообразно  использовать игры, содержащие сходные  по структуре и характеру элементы с изучаемым движением. Наряду с  этим следует учитывать, что частый показ изучаемого движения в замедленном  темпе и в различных плоскостях помогает ярко запечатлеть его форму  и характер.

На этапе  закрепления и совершенствования  двигательных навыков с I класса можно  оценивать лучшее выполнение отдельных  упражнений, применять подвижные  игры, содержащие ранее изученные  движения и вызывающие значительные эмоции.

Воспитание  двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, выносливость) у  детей осуществляется в процессе обучения и совершенствования разнообразных  двигательных действий при соответствующих  возрасту и физической подготовленности детей дозировках нагрузки и отдыха. Воспитание двигательных качеств обеспечивается подбором необходимых упражнений и  рациональной методикой занятий.

На развитие физических качеств оказывают существенное влияние повседневные занятия физическими  упражнениями (зарядка, гимнастика до занятий, физкультминутки, уроки физкультуры, игры на переменах).

Среди двигательных качеств у младших  школьников более интенсивно развивается  ловкость. Объясняется это их широкими возможностями для совершенствования  механизма мышечной регуляции. Основными  средствами воспитания ловкости являются подвижные игры с мячами и другими  предметами, упражнения в равновесии, прыжки через скакалку. В процессе воспитания ловкости необходимо учитывать ограниченную способность детей к расслаблению мышц.

Медленнее развиваются у младших школьников способности к проявлению быстроты. Развитию быстроты служат игры с внезапными звуковыми и зрительными сигналами ("Вызов номеров", "Все к  своим флажкам", салки), упражнения с быстрым вбеганием под вертящуюся длинную скакалку и выбеганием, с  быстрым выполнением команд, с  бегом на скорость.

В связи  с ограниченными силовыми возможностями  младших школьников и быстрой  их утомляемостью надо по возможности  исключать из занятий упражнения со значительными и продолжительными мышечными напряжениями и статическими мышечными усилиями.

2.1  Формирование воли

  Благодатная возможность развития и совершенствования  воли человека через спорт ни у  кого сомнений не вызывает. Слишком  часто и много мы сталкиваемся с настоящими проявлениями воли на аренах и финишных прямых. Спорт  не только развивает мускулы, но и  закаляет дух. Мать победителя Сиднейской Олимпиады с гордостью говорит  о неузнаваемости сына после того, как он стал заниматься спортом: «  Не стало проблем с учёбой, расширился интерес ко всему хорошему. На его  примере я убеждалась: полезен  человеку спорт. Научившись рационально  тратить время, мой сын стал требовательнее к себе, собраннее, сдержаннее, а  каким примером он стал для других ребят!…»

Информация о работе Роль физической культуры и спорта на развитие личности