Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:06, курсовая работа
При написании работы мною была поставлена цель – показать нравственно - эстетические и социальные аспекты физкультуры и спорта, их роль в формировании гармонически развитой личности. Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда.
Имея
на тот или иной случай прямой ответ,
спортсмен начинает действовать. Он
работает над развитием силы, быстроты,
выносливости, гибкости, над совершенствованием
координации движений – техникой
выполнения упражнений. Но не только этим,
Он формирует умение действовать
в полную силу, когда не хочется,
когда устал, когда робеет. Он учится
управлять настроением, справляться
с чрезмерным волнением, властен, вызывать
в себе состояние приподнятости,
вдохновения – овладевает умением
самоуправления, саморегуляции эмоций.
Он делает всё это осознательно,
чтобы достичь лучшего
Многие наивно полагают, что в спорте самосовершенствование касается лишь физического развития. Мол, « сила есть - ума не надо». Обманчивое суждение. Подобный аргумент не раз ставил в тупик тех, кто действительно «силушкой» не обижен. Сегодня даже самые ярые сторонники этой крылатой фразы остерегаются применить расхожую формулу. Приложима ли она, скажем, к теннису? Одной силой, быстротой, выносливостью, умением подавать мяч и бить его с отскока, с лёта, с полулёта победы в теннисе не достигнешь. Надо думать, и решать, уметь разгадать намерения соперника, его тактику, необходимо маскировать задумки, навязывать свою игру. Так и в футболе, хоккее, волейболе, баскетболе… да мало ли где и когда!
Совершенствуясь в спорте, человек совершенствуется всесторонне. Трудно сказать, в каком виде спорта больше.
Рядом
психологических исследований установлено,
что в ходе совершенствования
личности в разных видах спорта формируются
и совершенствуются сами психологические
процессы, на основе которых человек
управляет собственными движениями.
Речь идёт о приобретаемом в ходе
занятий умении быть точным и без
секундомера отмеривать заданные отрезки
времени с отклонениями не более
1%, без зрительного контроля выполнять
движения точно заданной амплитуды
с заранее определённым усилием,
с точным воспроизведением заданного
темпа или ритма. Основу этой саморегуляции
составляют натренированность мышечно-
А представьте себе, как важно уметь человеку предвидеть возможные неожиданности, чтобы быть к ним готовыми, точно и быстро реагировать. Такое умение называют антиципацией.
В спортивной деятельности значение антиципации проявляется особенно ярко. Говорят, что различные уровни антиципации позволяют спортсмену заранее готовить мышцы к предстоящей работе путём оптимизации их тонуса; создают условия для возобновления, восстановления, закрепления заученного действия – двигательного навыка; сокращать время реакции, уменьшать величину пространственной и временной ошибок, своевременно и точно выполнять движения; слаженно и скоординировано выполнять сложные двигательные действия; разгадывать замыслы противника; согласовывать свои действия с действиями всей команды. Антиципация крайне необходима, она успешно совершенствуется у человека, занимающегося спортом. Антиципация, в частности, предполагает умение быстро и точно, в короткие промежутки времени увидеть и оценить сразу несколько сигналов, мгновенно принять правильное решение. Эти замечательные качества развивают спортивные игры – баскетбол, волейбол и другие.
Способность удерживать статическое и динамическое равновесие, связанное с устойчивостью вестибулярного аппарата, необходима морякам, лётчикам. Такую способность развивают гимнастика, аэробика, борьба. Следовательно, спорт может и должен избирательно использоваться для улучшения профессиональной подготовки людей.
Возможность
использования средств
2. Роль и задачи физического воспитания в формировании личности
Физическое
воспитание активно содействует
формированию таких социально ценных
морально-волевых качеств
Расширяя
диапазон творческих возможностей человека,
физическая культура играет важную роль
в трудовом воспитании, в подготовке
к труду. Накопление детьми двигательных
навыков, совершенствование физических
качеств и укрепление здоровья помогают
им успешнее овладевать трудовыми действиями.
Высокая трудоспособность может
быть обеспечена сочетанием напряжения
с расслаблением. Этому можно
научить еще в школе благодаря
правильно организованному
Выполнение
физических упражнений, четкость и
гармоничность коллективных действий,
красота и выразительность
Одна из важных задач физического воспитания - содействовать формированию у учащихся подтянутости, опрятности и навыков культуры поведения. Таким образом, физическое воспитание вносит существенный вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Игнорирование
физической культуры ради учебных занятий,
так же как и увлечение только
спортом, приводит к дисгармонии
в развитии человека. Поэтому физическое
воспитание рассматривается в
В школе проводятся регулярные всесторонние медицинские осмотры учащихся. Школьный врач дает рекомендации и направления, если это требуется, для лечения ребенка специалистами или на лечебные процедуры в районной поликлинике, определяет, к занятиям в какой медицинской группе допустить ученика - в основной, подготовительной или специальной (для детей с ослабленным здоровьем). Физическое воспитание рассматривается при этом как одно из средств предупреждения заболеваний, охраны и укрепления здоровья.
Одной
из важнейших сторон физического
воспитания в начальных классах
является обучение движениям. В младшем
школьном возрасте дети отличаются высокой
пластичностью и большой
В процессе
физического воспитания необходимо
стремиться на конкретных примерах показать
образовательное, воспитательное и
гигиеническое значение отдельных
упражнений. Удовлетворение двигательной
потребности детей, интерес и
занимательность - существенные факторы
повышения сознательности и активности
детей на уроках физической культуры.
Особенности возрастного
Младшие школьники быстро устают при выполнении однообразных упражнений. Но они так же быстро восстанавливают готовность к движениям. Первоклассники-шестилетки испытывают значительные трудности в приспособлении к новому для них школьному режиму. В связи с этим у них не происходит значительных изменений в развитии двигательных качеств. Однако в дальнейшем физкультурные занятия при строгом соблюдении принципа доступности и индивидуализации существенно повышают двигательные возможности детей.
Согласно
дидактическим принципам
Для обучения младших школьников движениям широко используется метод упражнений. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы изучаемые движения помогали формированию у школьников правильной осанки или исправлению ее нестойких деформаций. Особое значение при этом имеют подготовительные упражнения, а также другие двигательные действия - ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье и др. У школьников надо пробуждать интерес и стремление постоянно следить за осанкой. Учитель достигнет хороших результатов, если постоянно будет напоминать о важности правильной осанки для здоровья и красоты.
Особое
значение при обучении младших школьников
движениям имеют средства наглядности.
Чтобы ограничить непроизвольный характер
внимания, сохранить его устойчивость,
вызвать соответствующие
С первых уроков необходимо приучать детей серьезно относиться к изучаемому движению, побуждать их к правильному выполнению упражнения. Чтобы сформировать двигательные умения и навыки, легко поддающиеся перестройке, и предупредить возникновение неэкономных движений, целесообразно использовать игры, содержащие сходные по структуре и характеру элементы с изучаемым движением. Наряду с этим следует учитывать, что частый показ изучаемого движения в замедленном темпе и в различных плоскостях помогает ярко запечатлеть его форму и характер.
На этапе
закрепления и
Воспитание
двигательных качеств (быстрота, сила,
ловкость, гибкость, выносливость) у
детей осуществляется в процессе
обучения и совершенствования
На развитие физических качеств оказывают существенное влияние повседневные занятия физическими упражнениями (зарядка, гимнастика до занятий, физкультминутки, уроки физкультуры, игры на переменах).
Среди
двигательных качеств у младших
школьников более интенсивно развивается
ловкость. Объясняется это их широкими
возможностями для
Медленнее
развиваются у младших
В связи
с ограниченными силовыми возможностями
младших школьников и быстрой
их утомляемостью надо по возможности
исключать из занятий упражнения
со значительными и
2.1 Формирование воли
Благодатная возможность развития и совершенствования воли человека через спорт ни у кого сомнений не вызывает. Слишком часто и много мы сталкиваемся с настоящими проявлениями воли на аренах и финишных прямых. Спорт не только развивает мускулы, но и закаляет дух. Мать победителя Сиднейской Олимпиады с гордостью говорит о неузнаваемости сына после того, как он стал заниматься спортом: « Не стало проблем с учёбой, расширился интерес ко всему хорошему. На его примере я убеждалась: полезен человеку спорт. Научившись рационально тратить время, мой сын стал требовательнее к себе, собраннее, сдержаннее, а каким примером он стал для других ребят!…»
Информация о работе Роль физической культуры и спорта на развитие личности