Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:49, реферат

Краткое описание

Общеизвестно, что биологическая жизнь на Земле существует более 3 млрд лет, что в основе существования биологических (растительных и животных) организмов был и остается их приспособительный образ жизни к окружающей действительности. В течение последних 3 млн лет на Земле начался процесс формирования человеческого сообщества. Человеческая цивилизация — качественно новая эпоха развития жизни на Земле. И суть всех этих качественных перемен состоит в том, что с первых шагов своей жизни человечество вело созидательно-преобразующий образ жизни (ОЖ).

Оглавление

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. ……………………………..1
1. Общие предварительные сведения о здоровом образе жизни. ……………2
1.1. Исторический экскурс. …………………………………………………..….2
1.2. Определение и основные черты здорового образа жизни. ………………3
1.3. Биологические и социальные аспекты здорового образа жизни. ………3
1.4. Решающая роль здорового образа жизни в обеспечении здоровья человека. ………………….3
2. Структурные группы здорового образа жизни. …………………………….4
2.1. Созидательно-преобразующая группа. …………………………………….4
2.2. Восстановительно-оздоровительная группа. ………………………………4
2.3. Развивающе-поддерживающая группа. ……………………………………4
3. Здоровый образ жизни в суточном режиме дня студента. ………………….5
3.1. Учебное время. ……………………………………………………………….5
3.2. Внеучебное (занятое) время. ………………………………………………..5
3.3. Свободное время. ……………………………………………………………6
4. Возрастание роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. ………..6
Заключение. ………………………………………………………………………6
Литература. ………………………………………………………………………7

Файлы: 1 файл

Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента.docx

— 22.22 Кб (Скачать)

 

 

 

Основная направленность ЗОЖ в занятое (несвободное) время  нацелена на восстановление и оздоровление студента после учебы. Сон, питание, личная гигиена, ведение (или участие  в нем) домашнего и личного  подсобного хозяйства, воспитание детей (младших братьев и сестер), уход за лицами преклонного возраста, время  и энергия затрачиваемые на дорогу в вуз и обратно, разного рода временные работы в целях пополнения бюджета и т.д. – вот основные составляющие внеучебного (занятого) времени.

 

Во внеучебное время жизнедеятельность студента чрезвычайно многообразна. В это время совершенно отчетливо видно проявление и восстановительно-оздоровительной, и созидательно-преобразующей и развивающе-поддерживающей структурных групп ЗОЖ.

 

Занятое время студентов  не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы  все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в  разумно-сжатые сроки, чтобы студент  выкраивал для себя несколько  часов свободного времени.

 

 

 

3.3. Свободное время

 

Свободное время – это  пора активной творческой деятельности, самообразования, культурного потребления, активной физкультурно-спортивной подзарядки своего организма, товарищеских встреч и общения, активного отдыха и  т.д.

 

Свободное время – время  самосозидания, самосотворения, самосовершенствования. Именно по тому, как человек пользуется свободным временем, можно судить о его ЗОЖ.

 

В последнее время резко  меняется характер труда. Доля физического  труда уменьшается, а умственного  – возрастает. Работники умственного  труда (это касается и студентов) во время своей трудовой деятельности, как правило, не получают необходимой  двигательной, физической нагрузки. Но без должной физической нагрузки человек в обязательном порядке  столкнется с проблемами гипокинезии, гиподинамии, адинамии и т.д. Все  это означает, что объективные (в  основном производственные) обстоятельства будут и далее принуждать современного человека (и студентов в том  числе) больше, чаще и основательнее  обращаться к физической культуре и  спорту, овладевать нормами и правилами  ЗОЖ (7; 8).

 

 

4. Возрастание роли физической  культуры и спорта в формировании  здорового образа жизни студента.

 

Ранее мы уже отмечали, что  Госсовет РФ в 2002 году акцентировал внимание на необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни среди  всех социальных групп российского  общества, в том числе и среди  студентов.

 

Нам представляется, что решение  этой проблемы в вузах РФ должно осуществляться по следующим трем направлениям:

 

- по линии более обоснованного,  более уточненного, более целенаправленного  ведения всего учебного процесса  по физической культуре среди  студенчества. мы полностью разделяем утверждение Госсовета РФ о необходимости повышения роли физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ россиян (в том числе и студенчества). Следовательно, каждое учебное занятие по физической культуру и спорту должно быть в конечном счете направлено на формирование и закрепление студентом норм и правил ЗОЖ;

 

- по линии самого широкого  развертывания массового студенческого  самодеятельного физкультурно-спортивного  движения;

 

- по линии более широкого  участия студентов в Универсиадах, спартакиадах, Олимпиадах и т.д.  Мы абсолютно убеждены в том,  что спорт высших достижений  и ЗОЖ не только просто совместимы, но и неотделимы друг от  друга.

 

 

Заключение

 

 

 

Физическая культура и  спорт всегда рассматривались и  ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда  наша страна переживает серьезный социально-демографический  кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян  становятся сверхактуальными.

 

Нам необходимо весь тот огромный потенциал физической культуры и  спорта «в полной мере использовать на благо процветания России. Это  наименее затратные и наиболее эффективные  средства форсированного морального и  физического оздоровления нации» (3, с.4).

 

 

Литература

 

 

 

1. Примерная программа  дисциплины «Физическая культура».  Утверждена Министерством высшего образования Российской Федерации 26 июня 2000 года.

 

2. Физическая культура  студента: Учебник / Под ред. В.И.Ильинича. М., 1999.

 

3. Материалы к заседанию  Государственного совета Российской  Федерации по вопросу «О повышении  роли физической культуры и  спорта в формировании здорового  образа жизни россиян». – М., 2002.

 

4. Лесгафт П.Ф. Руководство  по физическому образованию детей  школьного возраста. СПб,, 1912.

 

5. Пономарев Н.И. Возникновение  и первоначальное развитие физического  воспитания. – М., 1970.

 

6. Лисицын Ю.П. Слово  о здоровье. – М., 1993.

 

7. Краснов И.С. Формирование  здорового образа жизни – важное  направление подготовки специалистов  высшей квалификации / Вопросы физического  воспитания студентов. XXVII, 2003, Изд-во  СПбГУ.

 

8. Краснов И.С. Пути формирования  здорового образа жизни студентов  / Вопросы физического воспитания  студентов. XXVIII, 2003, Изд-во СПбГУ.


Информация о работе Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента