Режим двигательной активности и работоспособности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:12, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является психофизиологическими трудностями студентов, работоспособность в разные периоды обучения, критерии утомления и переутомления, их профилактика средствами физической культуры.

Оглавление

Введение
1. Особенности организации и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов
2. Динамика работоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности. Факторы её определяющие.
3. Критерий нервно – эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры.
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Физ-ра.docx

— 31.44 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Особенности  организации и основные психофизиологические  характеристики учебного труда  студентов 

2. Динамика  работоспособности в процессе  учебной и трудовой деятельности. Факторы её определяющие.

3. Критерий  нервно – эмоционального утомления  и переутомления студентов, их  профилактика средствами физической  культуры.

Заключение

Библиографический список  
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одним из эффективных средств повышения  работоспособности в учебном  процессе и общественной активности студентов является приобщение их к  физкультуре и спорту с учетом особенностей профессиональной деятельности - профессиональной прикладной физической подготовки (ППФП). В основе физической подготовки к предстоящей трудовой деятельности - всестороннее физическое развитие. Это база для совершенствования всех жизненно важных функций организма, необходимых двигательных качеств, умений, навыков.

Целью данного реферата является психофизиологическими трудностями студентов, работоспособность в разные периоды обучения, критерии  утомления и переутомления, их профилактика средствами физической культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Особенности организации  и основные психофизиологические  характеристики учебного  труда студентов.

 

Обучение  в  ВУЗе  требует   от   студентов   значительных интеллектуальных и нервно-профессиональных напряжений,  доходящих  в  период экзаменационных сессий до пределов возможного.

Важнейшим  фактором  обеспечения  высокого  качества  профессиональной

подготовки  выпускников   вузов   является   активная   учебно-трудовая    и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность  представляет собой сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий,  к  которым относятся:

1) противоречия  между большим объемом учебной  и  научной  информации,  и, дефицитом времени на ее освоение;

2)  между   объективно   текущим   постепенным,   многолетним   процессом становления социальной зрелости будущего специалиста  и  желанием  как можно быстрее самоутвердиться и проявить себя;

3) Между  стремлением к самостоятельности в отборе знаний с учетом личных интересов и жесткими рамками учебного плана и учебных программ

Эти  противоречия  создают  высокое  нервно-эмоциональное  напряжение, которое  отрицательно  отражается  на  здоровье   и   физическом   состоянии

студентов.

Студенческий   возраст   характеризуется   интенсивной   работой   над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это  время поиска молодыми   людьми   ответов    на    разнообразные    нравственно-этические, эстетические,  научные,  общекультурные,  политические  и  другие   вопросы.

Студенческий  возраст является также  заключительным  этапом  поступательного возрастного  развития  психофизиологических  и   двигательных   возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают  большими  возможностями  для напряженного учебного труда.

Трудности  обучения  в  вузе  связаны  не  только   с   необходимостью

творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных  для будущей профессии умений и  навыков,  их  практическим  применением.  Эти  трудности явные. Но существуют еще и  скрытые трудности,  которые сказываются  порой весьма существенно на учебе  психоэмоциональном состоянии студентов. К ним относятся целый ряд обстоятельств студенческой жизни,  кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в  совокупности  дающие отрицательный эффект,  который  можно  назвать  неспособностью  студентов  к обучению в вузе. В числе причин такого явления следующие:

1)  Резко   отличающиеся  от  школьных  методы  и  организация   обучения,

требующие  значительного  повышения  самостоятельности   в   овладении учебным материалом;

2) Отсутствие  хорошо налаженных межличностных  отношений,  что  характерно для всякого формирующегося коллектива;

3) Ломка  старого, сложившегося за  годы  учебы  жизненного  стереотипа  и

формирование  нового «вузовского».

4) Сопутствующее  поступлению в вуз новые заботы, которые чаще возникают у студентов, проживающих в общежитии.

Особенно  в  затруднительном  положении  оказываются  студенты  младших

курсов. С одной стороны они должны сразу включаться  в  напряженную работу, требующую применения всех сил и  способностей.  С  другой  –  само по  себе преодоление новизны условий учебной работы требует значительной затраты  сил организма. Включение  студентов  в  новую  систему  жизнедеятельности  может сопровождаться нервным напряжением  излишней  раздражительностью,  вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д.

На психофизическом  состоянии студентов отражаются также субъективные и

объективные  факторы.  К  объективным  факторам  относятся   возраст,   пол, состояние здоровья, величина учебной нагрузки, характер и  продолжительность

отдыха  и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень знаний,  способность  адаптироваться  к  новым  условиям  обучения  в  вузе, психофизические  возможности,  нервно-психическую  устойчивость, личностные качества (характер,  темперамент,   коммуникабельность), работоспособность, утомляемость и тому подобное.

Серьезным  испытанием  организма  является  информационная  перегрузка

студентов,  возникающая  при  изучении  многочисленных  учебных дисциплин, научный уровень и информационный объем, которых все время возрастает.

Критическим  и  сложным  фактором  перенапряжения  студентов  является

экзаменационный период 0 один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве  случаев  в  условиях  дефицита  времени  и  характеризующийся повышенной  ответственности   с   элементом   напряженности.   Отрицательное воздействие  на  организм  усиливается  при  суммарно   влиянии   нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают  хронический характер. 
 
 
 
 
 
 
 

2. Динамика работоспособности  в процессе учебной  и трудовой деятельности. Факторы её определяющие.

 

Работоспособность определяется как способность человека  к  выполнению

конкретной  умственной деятельности в рамках  заданных  временных  лимитов  и параметров эффективности. Основу  работоспособности  составляют  специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические  особенности, например, память, внимание, мышление и  т.д.;  физиологические  –  состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной,  эндокринной  и  других  систем; физические – уровень развития выносливости, силы, быстроты движений .

совокупность  специальных качеств,  необходимых  в  конкретной деятельности. Работоспособность  зависит  от  возможностей  человека, адекватных   уровню мотивации и поставленной цели.

Работоспособность  в  учебной  деятельности  в  определенной   степени зависит от свойств личности,  типологической  особенности  нервной системы, темперамента. Наряду с этим,  на  нее  влияют  новизна  выполняемой  работы, интерес к ней, установка на  выполнение  определенного  конкретного  задания, информация и оценка результатов  по ходу  выполнения  работы,  усидчивость, аккуратность и т.п.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность  студентов претерпевает  изменения,  которые  отчетливо  наблюдаются  в  течение   дня, недели, полугодия (семестра), учебного года. 

Учебный день

Учебный день студенты,  как  правило,  не  начинают  сразу  с  высокой

продуктивности  учебного  труда.   После   звонка   они   не   могут   сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а  иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот   период   врабатывания    характеризуется    постепенным    повышением

работоспособности с определенными колебаниями.

Период    оптимальной     (устойчивой)     работоспособности     имеет продолжительность 1,5 – 3 часа, в  процессе  чего  функциональное состояние студентов характеризуется  изменениями  функций  организма, адекватных  той учебной деятельности, которая выполняется.

Третий  период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления,  которые  компенсируются  волевым усилием  и положительной мотивацией.

В четвертом  периоде  наступает  неустойчивая  компенсация,  нарастает утомление,  наблюдаются  колебания  волевого  усилия,  а   также   колебания продуктивности учебной деятельности.

В пятом  периоде начинается прогрессивное  снижение  работоспособности, которая  перед  окончанием  работы  может   смениться   кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит  резкое

уменьшение  ее продуктивности.  В результате  снижения  работоспособности  и угасания рабочей доминанты.

Учебный   день   студента   кроме    аудиторных    занятий    включает самоподготовку. Наличие второго  подъема  работоспособности  объясняется не только суточным ритмом, а  главным  образом  психологической установкой  на выполнение учебных заданий.

Вариантность  изменения отдельных сторон работоспособности  обусловлены

и  тем,  что  учебная  деятельность  студентов  характеризуется   постоянным

переключением различных видов  умственной  деятельности  (лекции,  семинары, лабораторные занятия и другие) 

Учебная неделя

Динамика  умственной  работоспособности  в  учебном  недельном   цикле характеризуется  наличием  периода  врабатывания  в   начале   (понедельник, вторник),  устойчивой  работоспособности  в  середине  (среда,  четверг)   и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва».

Типичная  кривая  работоспособности  может  изменяться  при   наличии фактора   нервно-эмоционального   напряжения,   сопровождающего   работу в различные дни недели. Такими факторами  могут  быть  выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета. 
 

Учебный семестр и учебный  год

В начале учебного года  в  течение  3-3,5  недель  наблюдается  период врабатывания,     сопровождаемый     постепенным      повышением      уровня работоспособности.  Затем  на  протяжении  2-2,5  месяцев  наступает  период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты  готовятся и сдают зачеты,  работоспособность  начинает  снижаться.  В  период экзаменов снижение кривой  работоспособности  усиливается.  В  период зимних  каникул работоспособность  восстанавливается  к  исходному уровню,  а  если   отдых сопровождается активным использованием сред физической  культуры  и  спорта наблюдается повышенной работоспособности.

Начало  второго полугодия также  сопровождается  периодом  врабатывания продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием  до 1,5-2 недель. Дальнейшие  изменение работоспособности со  второй  половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым  уровнем.  Причем,  этот уровень может быть выше,  чем  в  первом  полугодии.  В  апреле  наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные  возникающим  утомлением.

Информация о работе Режим двигательной активности и работоспособности студентов