Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:12, реферат
Целью данного реферата является психофизиологическими трудностями студентов, работоспособность в разные периоды обучения, критерии утомления и переутомления, их профилактика средствами физической культуры.
Введение
1. Особенности организации и основные психофизиологические характеристики учебного труда студентов
2. Динамика работоспособности в процессе учебной и трудовой деятельности. Факторы её определяющие.
3. Критерий нервно – эмоционального утомления и переутомления студентов, их профилактика средствами физической культуры.
Заключение
Библиографический список
В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.
Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму
студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.
Сразу
после экзаменационной сессии
наблюдается снижение общего
функционального состояния, толерантности
организма к физическим нагрузкам
и возрастание требований
к профессионально важным
интеллектуальным характеристикам
личности. Происходит снижение
компонентов клинического статуса
и функциональной устойчивости к физическим
нагрузкам и повышение профессионально
важных интеллектуальных качеств.
Утомляемость
– это особенность организма в целом
или отдельных его частей быть подверженными
утомлению.
Утомление может появляться как при умственной,
так и при физической работе. Умственное
утомление характеризуется снижением
продуктивности интеллектуального труда,
ослаблением внимания, скорости мышления
и др. Физическое утомление проявляется
нарушением функций мышц: снижением силы,
скорости сокращений, точности, согласованности
и ритмичности движений.
Переутомление - это симптомы невроза, который характеризуется наличием соматических и вегетативных нарушений.
В основе
заболевания лежит
Виды утомления студентов:
Проявляется
снижением эффективности
Выражается нарушением функции мышц: снижением скорости, силы, точности, согласованности и ритмичности движений и т. д. Уменьшается работоспособность.
При постоянном
утомлении (переутомлении) возникают
выраженные дистрофические и деструктивные
изменения части мышечных волокон.
Одной из причин их появления является
гипоксия или нарушение микроциркуляции
тканей ОДА.
Хроническое утомление, потеря эластичности
мышц (имеет место гипертонус, мышечный
дисбаланс и т. п.), мышечные боли, эпизодические
спазмы мышц являются предполагающим
фактором возникновения травм опорно-двигательного
аппарата.
Среди
разнообразных форм физической активности
утренняя гимнастика наименее сложна,
но достаточно эффективна для ускоренного
включения в учебно-трудовой день,
благодаря мобилизации вегетативных
функций организма, повышению работоспособности
центральной нервной системы, созданию
определенного эмоционального фона. У
студентов, регулярно выполняющих утреннюю
гимнастику, период врабатывания на первой
учебной паре был в 2,7 раза меньше, чем
у не выполняющих ее. Это же в полной мере
относится и к психоэмоциональному состоянию
— настроение повышалось на 50%, самочувствие
на 44%, активность на 36,7%.
Действенной и доступной формой занятий
в вузе является физкультурная пауза.
Она решает задачу обеспечить активный
отдых студентов и повысить ,их работоспособность.
С учетом особенностей динамики работоспособности
студентов в учебном дне физкультурная
пауза продолжительностью 10 мин вводится
после 4 ч занятий и продолжительностью
5 мин после каждых двух часов самоподготовки,
т.е. в периоды, когда появляются первые
признаки утомления. Проводятся физкультпаузы
в хорошо проветриваемом помещении. Упражнения
подбираются так, чтобы активизировать
работу систем организма, не принимавших
участия в учебно-трудовой деятельности.
Заключение
Уровень физической подготовленности и здоровья учащейся молодежи в настоящее время по ряду критериев не отвечает современным требованиям. Сегодня студенты слишком часто болеют (до 60% подростков страдают острыми респираторными заболеваниям!), имеют избыточную массу (до 20%), нарушения опорно-двигательного аппарата (до 40%), лишь 20-30% осваивают в целом нормы комплекса. Факты подтверждают неотложность принятия мер, улучшающих физический статус молодежи.
Профилактика
средствами физической культуры очень
необходима для студентов. Т.к. именно
физическая культура способствует улучшению
умственной и трудовой активности студентов.
Библиографический список
Анищенко В.С. «Физическая культура: Методико-практические занятия студентов», Москва, «РУНД», 1999.
Антропова М.В. «Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности», Москва, «Просвещение», 2004.
Бальсевич Н.М., Запорожанов В.А. «Физическая активность человека», Киев, «Здоровье», 1987.
Ильинич В.И. «Физическая культура студента», Москва, «Гардарики», 1999.
Платонов В.Н. «Теория спорта», Киев, «Виша школа», 1987.
Харабуга С.Г. «Суточный ритм и работоспособность», Москва, «Знание», 2006.
Информация о работе Режим двигательной активности и работоспособности студентов