Развитие двигательных качеств средствами адаптивной гимнастики при бронхиальной астме

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 00:19, реферат

Краткое описание

Деятельность человека на производстве, в быту, спорте требует определённого уровня развития физических (или двигательных) качеств. Уровень возможностей человека отражает качества, представляющие собой сочетание врождённых возможностей с приобретёнными в процессе жизни и тренировки опытом в использовании этих возможностей. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Общая характеристика двигательных качеств………...…….…………4
Сила…………………………………………………………………4
Быстрота………………………………………………………….…6
Выносливость………………………………………………………7
Гибкость……………………………………………………………..8
Ловкость……………………………………………………………10
Бронхиальная астма………………………………………………………12
Адаптивная гимнастика…………………………………………………..15
Гимнастика при бронхиальной астме…………………………………...16
Заключение…………………………………………………………………...21
Список использованных источников………………………………………22

Файлы: 1 файл

реферат физ-ра.docx

— 52.02 Кб (Скачать)

     Зависит проявление гибкости от многих факторов и, прежде всего, от строения суставов, эластичности связок, сухожилий мышц, силы мышц, формы суставов, размеров костей, а также от нервной регуляции тонуса мышц. С ростом мышц и связок гибкость увеличивается.

     Проявление  гибкости в той или иной степени  зависит и от общего функционального состояния организма, от внешних условий времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления. Обычно до 8-9 часов утра гибкость несколько снижена. Однако, тренировка в утренние часы весьма эффективна. В холодную погоду и при охлаждении тела гибкость снижается, при повышении температуры среды и тела - увеличивается. Утомление также ограничивает амплитуду активных движений и растяжимость мышечно-связочного аппарата.

     Следует отметить, что гибкость зависит и от возраста. Обычно подвижность крупных звеньев тела постепенно увеличивается до 13-14 лет – в этом возрасте мышечно-связочный аппарат более эластичен и растяжим. В возрасте от 13-14 лет наблюдается стабилизация развития гибкости, и, как правило, к 16-17 годам стабилизация заканчивается, происходит остановка развития, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Вместе с тем, если после 13-14 лет не выполнять упражнения растягивания, то гибкость начнёт снижаться уже в юношеском возрасте. И наоборот, практика показывает, что даже в возрасте 40-50 лет регулярные занятия с применением разнообразных средств и методов помогают повысить гибкость. Уровень её может быть даже выше, чем в юные годы.

     Гибкость  зависит и от пола. Так подвижность  в суставах у девушек выше, чем  у юношей примерно на 20-30%. Процесс  развития гибкости индивидуализирован. Развивать и поддерживать гибкость необходимо постоянно. 

1.5. Ловкость

     Ловкость  – это быстрая и точная реакция на различные неожиданные ситуации, точное управление своими движениями. Ловкость, в известной мере, качество врождённое, однако в процессе тренировки её в значительной степени можно совершенствовать. Критериями ловкости являются:

    • координационная сложность двигательного задания;
    • точность выполнения задания;
    • время, необходимое для овладевания должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

     Различают общую и специальную ловкость. Между разными видами ловкости нет  достаточно выраженной связи. Вместе с  тем ловкость имеет самые многообразные  связи с другими физическими  качествами, тесно связана с двигательными  навыками, содействуя их развитию, они  в свою очередь, улучшают ловкость. 

     Ловкость - весьма специфическое качество. Можно  обладать хорошей ловкостью в  играх и недостаточной в спортивной гимнастике. Поэтому её целесообразно рассматривать в связи с особенностями конкретного вида спорта. Ловкость приобретает особенную важность в тех видах спорта, которые отличаются сложной техникой и непрерывно изменяющимися условиями.

     Для развития этого качества используются гимнастические и акробатические упражнения, различные подвижные и спортивные игры. Упражнения должны включать элементы новизны, должны 6ыть связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку.

     Обычно  для развития ловкости применяют  повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать относительно полное восстановление. В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приёмы:

    • выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
    • зеркальное выполнение упражнений (боксирование в непривычной стойке);
    • создание непривычных условий выполнения упражнений с применением специальных снарядов и устройств (снаряды различного веса);
    • усложнение условий выполнения обычных упражнений;
    • изменение скорости и темпа движений;
    • изменение пространственных границ выполнения упражнения (уменьшение размеров поля и др.).
 
 
 
 
 
 

2. Бронхиальная астма

     Бронхиальная  астма в конце уходящего века стала одной из наиболее распространенных патологий человека. Клинические проявления болезни были известны врачам давно, описание характерных приступов были сделаны более 3 тысяч лет назад, когда знаменитый медик ван Гельмонт впервые связал это заболевание с дымом и раздражающими веществами, однако впервые внимание врачебных обществ болезнь привлекла в годы первой мировой войны.

     Бронхиальная  астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, характеризующееся периодически наступающими приступами удушья, имеющими различную силу и продолжительность (от нескольких часов до нескольких дней). Несмотря на тяжесть заболевания (его «неизлечимость») при проведении адекватного лечения больные астмой длительное время сохраняют трудоспособность, что подчеркивает необходимость длительной (фактически пожизненной) терапии.

     Традиционно бронхиальная астма рассматривается  как аллергическое заболевание, возникающее в результате повышенной чувствительности к некоторым веществам  белкового и растительного происхождения, иногда при потреблении в пищу некоторых сортов рыбы, раков, яиц, земляники, лекарственных веществ и др. При  бронхиальной астме нарушается нервная  регуляция функции бронхов, в  результате чего раздражаются окончания  нерва. Это приводит к спазму бронхов и к сужению их просвета, что затрудняет выдох и приводит к удушью. Обычно больные вначале имеют повышенную чувствительность лишь к одному аллергену, в последующем количество их значительно увеличивается. Нередко бронхиальная астма возникает после инфекционных заболеваний. Иногда приступы бронхиальной астмы возникают под влиянием сильных психических потрясений, черепно-мозговых ранений.

     Приступ может продолжаться от получаса до 2–3 часов, иногда приобретает затяжной характер (дни и даже недели). Приступ обычно начинается ночью или рано утором. У ряда больных перед приступом удушья отмечаются вялость, зуд в носу, чихание или заложенность носа, чувство стеснения в груди. Приступ начинается с мучительного кашля без выделения мокроты, затруднен выдох. Приступы удушья могут быть лёгкими, средней тяжести и тяжёлыми в зависимости от их длительности, возможностей лекарственного купирования, формы бронхиальной астмы, длительности её течения и сопутствующих заболеваний бронхолёгочного аппарата. Разрешение приступа начинается с кашля с отхождением стекловидной мокроты. После приступа самочувствие больного улучшается довольно быстро. Обычно приступы астмы вначале бывают редкими, затем становятся частыми.

     Сегодня астма представляет серьезную экономическую, социальную и медицинскую проблему. Эпидемиологические исследования последних 25 лет показали, что астма достигла уровня 5-10% среди взрослого населения, а среди детей практически 10-14%. Она сопоставима с такими заболеваниями как диабет, язвенная болезнь и обуславливает 1.4% всех госпитализаций, 1.5% всех инвалидов, 0.2% общей смертности населения. В общем, это заболевание сокращает среднюю продолжительность жизни у мужчин на 6.6 лет, а у женщин – на 13.5 лет.

     Мировое медицинское сообщество предпринимает  интенсивные попытки выработки  единых подходов к диагностике и  лечению этой патологии. Созданы  рекомендации Европейского Респираторного Общества, Американской Академии аллергологии и клинической иммунологии. Последним, наиболее полным и современным, является рекомендательный документ Всемирной Организации Здравоохранения под названием "Global Initiative for Asthma" (Глобальная инициатива по астме), опубликованный в 1993 г. В настоящее время издана русская версия этого документа.

     Многие  больные астмой часто задают вопрос: «Можно ли заниматься физкультурой или  любительскими видами спорта?» Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Не следует, конечно, идти в бассейн на тренировки, если началось обострение заболевания. Нельзя заниматься интенсивными физическими  упражнениями, если в результате несистематического (а порой и неправильного!) лечения  у вас выявлены осложнения заболевания: легочное сердце с признаками недостаточности  кровообращения, выраженная эмфизема, пневмосклероз, дыхательная недостаточность.

     Но  в то же время стоит с помощью физических упражнений (конечно, правильно подобранных специалистом), даже с развившимися уже осложнениями, попытаться мобилизовать и реализовать те резервы, которые еще есть в организме, развивать двигательные качества. В этом больным бронхиальной астмой и может помочь адаптивная гимнастика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Адаптивная гимнастика

     Адаптивная  физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования телесно-двигательных характеристик и духовных сил.

     Одним из видов АФК является адаптивная (или лечебная) гимнастика, которая чаще всего рассматривается как система занятий по реабилитации и восстановлению здоровья человека. В зависимости от вида упражнений, адаптивная гимнастика может быть нацелена на различные диагнозы: заболевания опорно-двигательной системы, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, органов дыхания, при сахарном диабете, поражениях ЦНС и при многих других заболеваниях. 

       Надо отметить, что значительным преимуществом именно адаптивной гимнастики, в отличие от других видов АФК является то, что для неё не требуются специальное оборудование и помещение. Это может быть любое помещение, которое соответствует санитарным нормам: спортзал, фойе, холл, аудитория, бытовая комната, в весенне-летний период: парк, сквер, двор. Помимо этого люди, освоившие комплекс адаптивной гимнастики, могут самостоятельно регулярно заниматься дома или на рабочем месте. 
 
 
 
 
 
 
 

4. Гимнастика при бронхиальной астме

     Ошибкой является общепринятое мнение, что  больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются  одним из факторов, провоцирующих  приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы). Однако, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.

     Гимнастические  упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми  признаками приступа удушья и научиться  дозировать физические упражнения для  поддержания мышечной активности без  нанесения вреда своему здоровью. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ.

     Для того чтобы во время приступа суметь успокоить бронхи, нужно научиться  делать умеренный выдох. После этого  задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий  затем вдох тоже должен быть поверхностным. В то же время нужно следить за удлинением дыхания. Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.

     В настоящее время разработан целый  комплекс для больных бронхиальной астмой, помогающий облегчить дыхание  и увеличить срок ремиссии. Для  этого используют специальные виды упражнений:

  • дыхательные упражнения с удлиненным выдохом;
  • дыхательные упражнения с произношением гласных и согласных букв, способствующих уменьшению спазма бронхов;
  • упражнения на расслабления мышц пояса внешних конечностей;
  • диафрагменное дыхание;
  • упражнения для укрепления мышц брюшного пресса (наружных и внутренних косых мышц живота, прямой мышцы живота), способствующие улучшению выдоха;
  • массаж грудной клетки и мышц предплечья.

     В занятиях лечебной гимнастикой для  больных бронхиальной астмой следует  включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно  надо включать паузу для отдыха для  расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.

Информация о работе Развитие двигательных качеств средствами адаптивной гимнастики при бронхиальной астме