Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 05:38, реферат
Рассмотрение проблемы охраны здоровья в современном мире.
Проблема охраны здоровья на современном этапе развития человечества – сфера деятельности не только и не столько медицинских учреждений, но в большей степени учреждений социальных, связанных с экономической, научно-технической, экологической, культурной и другими сторонами жизни общества в целом, а также с личным образом жизни отдельных людей. Следовательно, здоровье и долголетие человека зависят как от объективных, так и субъективных факторов.
Объективные факторы, обеспечивающие здоровье и долголетие человека, включают в себя систему материального обеспечения населения, здравоохранения, социального страхования и т.п. Объективными эти факторы называются потому, что в полной мере не зависят от воли отдельных людей, а представляют собой те или иные социально-экономические условия, в которых живет человек.
Благодаря улучшению социально-экономических условий жизни, наступившему за годы последнего столетия, средняя продолжительность жизни возросла почти вдвое. То есть, человек как бы помолодел. Однако среди статистики встречаются и те, которые не дожили до 40-50 лет, погибнув от «молодых болезней века» – инфаркт миокарда, гипертонии, атеросклероза, коронарной болезни и других сердечно-сосудистых заболеваний. Последнее обстоятельство объясняется тем, что определенная часть современников не использует в полной мере те возможности, которые созданы современным обществом для сохранения здоровья.
Следовательно особо важны субъективные факторы. Эти факторы, как известно, напрямую зависят от воли, желания, знаний и умений самого человека разумно сочетать в своей жизни труд, отдых, регулярно проводить закаливание и гигиенические мероприятия, оптимально и полноценно питаться, не приобретать вредных привычек, а иметь только положительные (утренняя гимнастика, производственная гимнастика, физические упражнения после работы, прогулки перед сном и в выходной день, закаливание)
Таким образом, главный секрет здоровья и долголетия современников – это правильный, или здоровый образ жизни.
Сегодня, как никогда раньше, образ жизни все больше и больше становится мерилом здоровья и долголетия. Одна из важнейших задач заключается в том, что научить трудящихся умению разумно использовать и сочетать объективные и субъективные факторы, обеспечивающие здоровье и долголетие в современной жизни. При этом очень важно донести до широких слоев населения сведения о том, что за последние сто лет условия жизни на Земле серьезно изменились. Так, например, по данным академика А.И.Берга, 100 лет назад 96% работы всего человечества выполнялось за счет мышечных усилий и лишь 4% этой работы осуществлялось машинами. В настоящее же время все изменилось наоборот – 97% всей физической работы выполняется машинами и только 3% усилий приходится на мышечную деятельность человека. Характерно, что указанная тенденция понижения физической активности у землян сохраняется, негативные последствия ее даже не поддаются точному учету. Между тем, еще в античные времена древнегреческий философ Аристотель говорил: «Ничто так не разрушает человека, как продолжительное мышечное бездействие».
Резкое сокращение движений, снижение мышечной работы – одна из серьезных причин появления и угрожающе быстрого распространения сердечно-сосудистых, нервных заболеваний, а также болезней связанных с нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, желез внутренней секреции и других органов и систем. Все это приводит к быстрому одряхлению организма, преждевременной старости и смерти (в последние годы даже среди молодых людей, не доживших до 30 лет).
Гипокинезия - это очень серьезная опасность для людей. Но отнюдь не неизбежная. Профессор М.М. Саркизов писал: « Я убежден, что многие болезни, особенно различного рода нарушения обмена веществ, развиваются из-за того, что люди в век техники и транспорта почти перестали ходить. А ведь в народе говорят: «Пешком ходить - долго жить».
Казалось бы, как просто: ходи себе, бегай, занимайся физкультурой, спортом, туризмом, умеренно питайся… и достигнешь желаемой цели. Тем не менее, к сожалению, много еще людей такой образ жизни представляют себе лишь теоретически и, ссылаясь на тысячи причин, отлынивают от него. Не лучше ли раз и навсегда заставить вести здоровый образ жизни и, как бы это ни было трудно на первых порах, преодолеть собственную пассивность и лень. «Иначе, - утверждает академик Н. Амосов, через два десятка лет половина людей будет болеть, а вторая будет ухаживать за больными».
Да, современные условия жизни дают нам слишком мало возможностей для проявления естественных двигательных актов, поэтому человек и использует физические упражнения как замечательное средство удовлетворения «мышечного голода», предупреждения гипокинезии и гиподинамии и всех ее отрицательных последствий.
Физическая культура в режиме учебы и отдыха студента должна рассматриваться как двигательный режим студента, как одна из форм проведения физических упражнений в течение учебного (рабочего) дня, а также самостоятельных тренировочных и оздоровительных занятий во внеучебное время. Проводятся все перечисленные мероприятия с целью «приобщения» будущего студента к здоровому стилю жизни. Здоровый образ жизни современников всегда сопряжен с занятиями физкультурой и спортом, ибо только они в наш век научно-технической революции (с ее механизацией и автоматизацией) в состоянии восполнить дефицит мышечной деятельности
Двигательный режим – одно из основных слагаемых здоровья. В него входят не только учебно-тренировочные занятия. Двигательный режим – это как раз то, о чем точно сказал Семашко «Физкультура – 24 часа в сутки!» Физкультура – это умение владеть своими мышцами, суставами и многими другими функциями организма. Например, научившись правильно дышать, человек может управлять частотой сердечных сокращений и регулировать артериальное давление.
На учебно-тренировочных занятиях студентов обучают, как правильно использовать средства физической культуры. Доказано, что два раза в неделю оптимальных занятий достаточно для поддержания физического состояния, имеющегося на данный момент. Для накопления резервов и совершенствования физических и функциональных возможностей следует заниматься как минимум 3 раза в неделю в оптимальном режиме, а еще лучше – 4 или 5 раз в неделю.
Обязательным в двигательном режиме является выполнение утренней гигиенической гимнастики. К этому следует привыкнуть как к чистке зубов. Это и есть чистка, только всего организма, почему она и называется гигиенической. Но не надо ее превращать в утреннюю тренировку. Не для каждого организма это полезно. В утреннюю гимнастику необходимо включать дыхательные упражнения, суставную гимнастику, упражнения на растяжку. Эти упражнения, образно говоря, заменяют зубную щетку с пастой. Но чтобы «прополоскать» организм, следует выполнить циклические упражнения, типа бега или любые танцевальные движения, чтобы пульс был не ниже 130, но не выше 160 ударов в минуту. Закончить гимнастику следует обязательно расслабляющими и дыхательными упражнениями.
Сидячая поза у студентов является причиной поверхностного дыхания, застойных явлений в области малого таза и нижних конечностях. При этом сердечно-сосудистая система работает с меньшей интенсивностью, мышцы нижних конечностей находятся в расслабленном состоянии, мышцы грудной клетки сокращены, а мышцы спины растянуты. Все это приводит к уменьшению кровообращения, снижения обмена веществ, ослаблению скелетных мышц, нарушения осанки.
Поэтому студентам в течение рабочего дня необходимо проводить производственную гимнастику, куда должны входить упражнения для улучшения кровоснабжения нижних конечностей, органов малого таза и брюшной полости, а также дыхательные упражнения.
Для повышения функционального состояния организма 4 часов в неделю, которые занимают обязательные учебно-тренировочные занятия, недостаточно. Студенту необходимо научиться самостоятельно выполнять упражнения во внеучебное время. Самостоятельные занятия направлены на закрепление полученных во время плановых занятий с преподавателем знаний и умений, на устранение недостатков в физическом развитии и на ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний. Программа самостоятельных занятий для студентов должна быть составлена преподавателем и врачом с учетом состояния здоровья, вегетативной реактивности, уровня физической подготовленности, индивидуальных особенностей студентов, условий профессиональной направленности вуза и будущей профессии студента.
Оздоровление средствами физической культуры требует постоянного контроля за физическим и функциональным состоянием, данные о котором фиксируют в специальном дневнике. Периодически проводят тестирование, определяющее функциональные возможности организма, физическую работоспособность и уровень развития физических качеств . Улучшение результатов свидетельствует о правильном подходе к постановке оздоровительного процесса, а ухудшение результатов – это сигнал о необходимости коррекции методики занятий. Необходимо ежедневно применять средства физической культуры, контролируя эффективность использования этих средств.
Здоровый образ жизни включает в себя основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социал
Академик Ю.Лисицын понятие «образ жизни» рассматривает в таких аспектах:
• характер активности людей - интеллектуальная, физическая;
• сфера активности - трудовая, внетрудовая;
• виды (формы) активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), физическая, медицинская, деятельность в быту и другие виды.
Образ жизни - устойчивая система отношений человека с природной и социальной средой, представление о нравственных и материальных ценностях, намерений, поступков, стереотипов поведения, реализация стратегий, направленных на удовлетворение разноообразных потребностей, на основе адаптации к правилам, законам и традициям общества. Под образом жизни понимается деятельность личности, которая протекает в конкретных условиях жизни, реагирует на них и зависит от них.
Условия жизни - это материальные и нематериальные факторы (социально-политические и духовно-нравственные, культурные и природные и т.д.), определяющие и обусловливающие образ жизни.
Образ жизни, как уже отмечалось ранее, непосредственно влияет на здоровье человека, но, в то же время, условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья. Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом жизни, уровнем жизни, качеством и стилем жизни.
Таким образом, данные понятия объединены следующими категориями:
• экономическая - представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково ваше материальное благополучие;
• социологическая - каково качество вашей жизни;
• социально-психологическая - какой стиль вашей жизни;
• социально-экономическая - каков ее уклад.
Понятно, что под уровнем жизни мы понимаем уровень благосостояния, а под укладом жизни - порядок общественной жизни, быт, его культуру. Термин стиль жизни (греч. «стиль» - стержень для письма) характеризует тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчивые, воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности. Например, «аристократический» стиль, «спартанский» стиль жизни и т.д. Стиль жизни характеризует индивидуальность.
Следовательно, можно сделать вывод, что понятие «образ жизни» многогранно, оно охватывает все существующие сферы деятельности людей.
Что же такое здоровый образ жизни?
Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение всей жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Итак, под здоровым образом жизни понимают типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Следует отметить, что активность, проявленная, прежде всего, индивидуумом по сохранению своего здоровья, отразится на состоянии здоровья семьи (микросреды), производственного коллектива (макро среды) и на показателях общественного здоровья. Наиболее благоприятной почвой для оздоровления нации является социально-экономическая среда, где построение стиля и образа жизни зависит не только от личности, но и является государственной социальной политикой.
По мнению отечественного ученого, академика РАМН Ю. Лисицына, именно образ жизни формирует здоровье, занимая от 50 до 55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения. В эту же модель входят экологические факторы (20-25%), наследственность (20%), недостатки здравоохранения (10%).
Отметим, что существуют и другие различные модели, где показано отрицательное влияние тех или иных факторов на здоровье человека. Так, в частности, экологи, изучающие влияние различных факторов среды (природных и социальных) на здоровье человека, отводят им до 40-50% и более. То есть, по их мнению, именно экологический фактор есть главный виновник ухудшения состояния здоровья человека. Например, в связи с нарушением экосистемы, особенно в крупных промышленных городах России, отмечается рост заболеваемости бронхитами, астмой, эмфиземой легких и даже раком легких. Данные не требуют опровержения, но необходимы новые весомые доказательства, подтверждающие нарушение генной структуры человека, проживающего в различных неблагоприятных районах.