ОХРАНА
ЗДОРОВЬЯ ЖЕНЩИН И
ИХ ПОТОМСТВА -
ОСНОВНАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ
ПРОБЛЕМА В МИРЕ
В.Б.Цыбульский,
И.С.Цыбульская
(НПО
“Медсоцэкономинформ МЗ РФ).
7 апреля
1998 г. отмечается Всемирный день
здоровья, который проходит под
девизом Всемирной организации здравоохранения
“Безопасное материнство”. В связи с
этим Генеральный директор ВОЗ д-р Накадзима
в своем обращении от 7 января 1998 г. отметил,
что укрепление здоровья матери и ребенка
- одно из основополагающих положений
Устава ВОЗ, принятого государствами в
1946 г. На протяжении последних 50 лет ВОЗ
направляла свои усилия на оказание поддержки
странам в их усилиях по снижению смертности
и инвалидности среди женщин и детей, что
дало свои положительные результаты во
многих странах мира. В то же время стало
очевидным, что уменьшение показателей
материнской смертности происходит недостаточно
быстро и отстает по своим темпам от достижений
на пути снижения смертности младенцев
и детей.
Беременность
- естественное, но особое состояние
женщины, которое является значительной
нагрузкой для организма. Беременность
и роды представляет собой определенный
риск для здоровья как матери, так и вынашиваемого
ребенка и могут способствовать заболеванию,
инвалидизации и даже смерти женщины.
Поэтому не случайно ВОЗ выбрала для Всемирного
дня здоровья в этом юбилейном году лозунг:
“Беременность - особое событие в жизни:
сделаем его безопасным”.
Ежегодно
в мире регистрируется до 200 млн. беременных
женщин. 40 % из них имеет какие-либо
осложнения и 15 % - нуждаются в акушерской
помощи по поводу осложнений, потенциально
опасных для жизни матери и ребенка. У
18 млн. женщин осложнения беременности
и родов переходят в хронические заболевания
или приводят к инвалидизации. Ежедневно
в мире 1600 женщин (или 585 тыс. в год) умирают
от осложнений беременности и родов. При
этом материнская смертность в развивающихся
странах в 18 раз, а младенческая в 7 раз
выше, чем в экономически развитых странах.
35 % женщин
в развивающихся странах не
получают антенатальной помощи,
50 % детей рождаются без помощи квалифицированного
персонала и 70 % - не получают послеродового
ухода. В развитых странах обеспечена
доступность квалифицированной службы
охраны здоровья матери и ребенка, однако
и здесь существуют ограничения для отдельных
категорий граждан - из-за высокой стоимости
услуг, удаленности учреждений родовспоможения,
недостаточной возможность принятия обоснованных
решений и т.п.
Низкий
уровень здоровья матерей и их
плохое питание ведет к снижению
качества их потомства. До 20 млн. детей
(20 % всех родившихся) имеют малую массу
тела. Маловесные дети в большей степени
подвержены инфекциям, поражениям нервной
системы, инвалидизации, они чаще умирают.
Особую
проблему составляют раннее вступление
в сексуальную жизнь поколения
современной молодежи и все увеличивающееся
число беременностей и рождения детей
до 20-летнего возраста. Риск осложнений
и смерти во время беременности и в родах
среди девочек 15-19 лет в 2 раза выше, чем
у женщин в 20-летнем возрасте, а среди девочек
до 15 лет - в 5 раз чаще. В последние годы
приблизительно 11 % всех родов в мире приходится
на долю подростков. Основной причиной
смерти у девочек 15-19 лет. являются ранняя
беременность и осложнения, связанные
с родами
Не меньшую
проблему для здоровья женщин представляет
отсутствие должного использования методов
и средств контрацепции и предупреждения
непланируемой беременности. В мире до
60% населения репродуктивного возраста
используют современные методы контрацепции.
Однако каждый год в мире из 200 млн. беременностей
75 млн. являются нежелательными, из них
45 млн. - за счет неприменения контрацептивов
и 30 млн. - за счет неправильной технологии
их использования или недостаточной их
эффективности (по данным исследований,
проведенных в США, при применении презервативов
беременность наступила в 12 % случаев;
при использовании гормональных пилюль
- в 3 %; внутриматочных спиралей - в 1 % и
контрацептивов, вводимых путем инъекции
- в 0,3 %).
350 млн.
пар в мире не имеют достаточной
информации о контрацептивах
и доступа к соответствующим
методам. До 120 млн. замужних женщин,
которые хотели бы ограничить деторождение
или увеличить время между беременностями,
не используют методы контрацепции. Еще
12-15 млн. незамужних женщин хотели бы избежать
беременности, но не имеют доступа к их
использованию. Такое положение в современном
обществе обусловливает сохранение высокого
уровня абортов среди женщин детородного
возраста.
При этом
до 20 млн. в год - это небезопасные
аборты, проводимые вне медицинского
учреждения. От 10 до 50% всех женщин, подвергшихся
небезопасному аборту, требуют медицинской
помощи. Госпитализация и лечение женщин
с острыми осложнениями абортов, произведенных
вне медицинского учреждения (незавершенный
аборт, сепсис, кровотечение, внутрибрюшинные
повреждения, пенетрация или разрыв матки),
или их последствиями (воспалительные
процессы в малом тазе, непроходимость
труб и вторичное бесплодие, эктопическая
беременность, спонтанные аборты и преждевременные
роды при последующих беременностях) требуют
огромного внимания персонала и нерационального
расходования ресурсов (лекарств, крови,
кровезаменителей и пр.), которые во много
раз превосходят запланированные бюджетные
средства на лечение других пациентов.
Многие женщины боятся лечиться при осложнениях
аборта, произведенного вне больничного
учреждения, что ведет к неучитываемым
смертям вне больничного учреждения. Именно
эта категория абортов дает до 200 смертей
женщин в день. ВОЗ считает, что 1 из 8 материнских
смертей связана с осложнениями после
аборта.
Значимость
для общества сохранения здоровья женщин,
их детородной функции и качества их потомства
определило приоритетность этой проблемы
для деятельности Всемирной Организации
Здравоохранения на многие годы. Охрана
материнства и детства явилась одной из
четырех основных задач, выдвинутых Специальным
комитетом ВОЗ по научным исследованиям
в здравоохранении, и двух из 38 задач осуществления
стратегии здоровья для всех к 2000 г. в Европейском
регионе ВОЗ. Проблемам здоровья женщин
и детей посвящались многие международные
конференции и всемирные и региональные
совещания, проводимые под эгидой ВОЗ
, многие резолюции и решения Всемирной
Ассамблеи здравоохранения и Исполнительного
комитета ВОЗ.
Для решения
этих проблем ВОЗ была сформулирована,
а затем развивалась концепция
“безопасного материнства” (резолюции
WHA 31.55; 32.42; 38.22; 39.18; 40.27; 44.33), которая внедряется
в жизнь во всех странах мира, в том числе
и в России. Обеспечение безопасного материнства
и репродуктивного здоровья для всех является
глобальной стратегией ВОЗ. Эта стратегия
включает:
- Обеспечение
высокой приоритетности проблемы охраны
здоровья матери и ребенка в мире и в каждом
государстве, в правительственных и неправительственных
структурах, в сознании каждого члена
общества;
- Законодательное
обеспечение прав женщин и детей в соответствии
с принятыми международными конвенциями
о правах женщин и детей;
- Устранение
полового неравенства, бедности и дискриминации
женщин во всех ее проявлениях, сексуального
и прочего насилия в отношении женщин;
- Нежелательность
законодательного запрещения легальных
абортов, т.к. это ведет к учащению случаев
подпольных абортов и увеличению послеабортных
осложнений и материнских смертей. Национальные
законодательства должны обеспечить достаточноый
доступ женщин к службам, осуществляющим
аборты;
- Рекомендации
по оптимизации всех видов компенсаций
в процессе реализации функции воспроизводства;
- Перераспределение
инвестиций в здравоохранение с первоочередным
финансовым обеспечением служб и программ
по охране здоровья матери и ребенка;
- Рациональное
распределение средств между разными
службами: нельзя большинство денег вкладывать
в работу больниц за счет сворачивания
(ограничения) работы профилактических
служб, в том числе служб планирования
семьи;
- Экономическая
и социальная поддержка лицам и учреждениям,
оказывающим медицинскую помощь при родовспоможении;
- Обеспечение
женщин большими полномочиями и правами,
включая качественное обслуживание и
информацию по предупреждению беременности
и родов;
- Удовлетворение
запросов женщин по репродуктивному поведению,
взаимодействию полов,. профилактике нежелательной
беременности, а также заболеваний, передающихся
половым путем, и ВИЧ-инфекции;
- Снижение
числа непланируемой беременности и абортов
вне медицинского учреждения, повышение
информированности населения разных возрастных
групп о соответствующих методах и способах
предохранения от нежелательной беременности
и обучение правильному пользованию этими
методами;
- Обеспечение
женщин в послеабортном периоде советами
по планированию семьи с целью предупреждения
повторных небезопасных абортов;
- Разработка
и внедрение средств “немедленной контрацепции”
для предупреждения или прекращения беременности
(на уровне овуляции, оплодотворения или
имплантации оплодотворенной яйцеклетки)
в течение нескольких часов или дней после
нежелательного сексуального контакта,
сексуального насилия;
- Обеспечение
более позднего начала половой жизни и
применение эффективных методов регулирования
фертильности путем изменения установок
индивидуума и общества в отношении раннего
деторождения и предоставления в качестве
альтернативы раннему материнству возможности
повышения своего образования и получения
работы;
- Обеспечение
организации и оптимального функционирования
разноуровневой системы родовспоможения
с предоставлением матери, плоду и ребенку
должной безопасности, эффективной и качественной
медицинской помощи на всех уровнях ее
оказания и гарантии своевременного направления
при необходимости в учреждение более
высокого уровня;
- Предоставление
для всех свободного доступа к службам
родовспоможения. Большинство материнских
смертей и 30-40 % детских смертей (1,5-2,5 млн.
ежегодно) можно предотвратить путем доступности
квалифицированного родовспоможения
для всех - предупреждения и лечения осложнений
беременности, улучшения ведения родов
и послеродового периода, а также послеродового
планирования семьи и адекватной неонатальной
помощи. 75 % перинатальных смертей (7,5 млн.
в год в развивающихся странах) можно избежать
за счет улучшенного материнского здоровья,
адекватного питания во время беременности
и соответствующего ведения родов;
- Работа в
направлении уменьшения существующей
разницы в уровне обслуживания женщин
и детей в развитых - и развивающихся странах,
среди богатых - и бедных, жителей города
и села, с высоким образованием и малообразованных
и т.п.;
- Максимальное
приближение служб охраны материнства
и детства к месту жительства беременных
и их семей;
- Гарантирование
высокого качества медицинского обслуживания
на всех этапах родовспоможения: до родов
- сбор анамнеза, обследование и проведение
скрининговых тестов, советы по питанию,
коррекции нарушений и планированию родов,
раннее выявление и лечение заболеваний,
осложнений матери и патологии плода;
в родах - обеспечение помощи и гигиенической
безопасности, диагностика и лечение осложнений,
включая жизнесохраняющие меры для матери
и ребенка; в послеродовом периоде - интегрированное
обслужиание и решение проблем матери
и ребенка, планирование семьи, советы
по грудному вскармливанию и безопасному
сексу , вакцинопрофилактика;
- Разработка
и внедрение протоколов (стандартов) родовспомогательной
службы, ее ресурсного обеспечения, диагностики
и лечения акушерских осложнений и неотложных
состояний, четкой системы показаний к
направлению в учреждения вышестоящего
уровня;
- Разработка
документации для регистрации состояния
женщины и ее потомства в соответствии
с современными критериями оценки родовспоможения,
в т.ч. в случаях приема родов на дому;
- Широкое
использование партограмм как инструмента
для оценки течения родов и необходимости
вмешательства;
- Ранняя идентификация
и проведение соответствующей помощи
при беременности и родах женщинам с многоплодием
и подросткам;
- Информирование
женщин и их семей о риске и развитии акушерских
осложнений и привлечение пациентов к
принятию совместных решений;
- Обеспечение
конфиденциальности при обслуживании
женщин во всех службах планирования семьи
и родовспоможения;
- Определение
критериев и методологических подходов
к оценке показателей качества служб охраны
здоровья матери и ребенка - как со стороны
медицинских работников, так и пациентов;
- Контроль
за использованием лекарственных средств,
пособий и операций на предмет предотвращения
их чрезмерного использования: неоправданной
частоты кесаревых сечений (выше рекомендуемых
ВОЗ 5-15 %) и эпизиотомий и т.п., что удорожает
обслуживание и может увеличить число
осложнений;
- Создание
системы изучения и оценки каждого случая
материнской смертности;
- Улучшение
подготовки и повышение квалификации
медицинского персонала служб планирования
семьи и учреждений родовспоможения;
В России
проблемы охраны здоровья матери также
являются приоритетными. Наша страна активно
участвует в работе Европейского бюро
ВОЗ по выработке и внедрению индикаторов
службы родовспоможения. В последние годы
Минздравом России подготовлена Федеральная
программа государственных гарантий медицинской
помощи женщинам детям. Государственная
Дума РФ приняла три Федеральных закона
по охране материнства, несколько законов
по охране семьи, материнства и детства
находятся в стадии разработки. В течение
ряда лет под эгидой Минздрава России
в стране реализуются Федеральные программы
“Безопасное материнство” и “Планирование
семьи”. В рамках этих программ в России
на федеральном и региональном уровнях:
- Создано
более 200 Центров планирования семьи и
репродукции;
- Разрабатываются
стандарты медицинской помощи и медицинских
технологий в акушерстве, гинекологии
и педиатрии. Идет подготовка приказа
МЗ РФ по внедрению этих стандартов;
- Внедрены
протоколы первичной реанимации новорожденных;
- Пересмотрены
правила организации работы и соблюдения
санитарно-противоэпидемического режима
в акушерских стационарах (приказ МЗ РФ
№ 345 от 26.11.97);
- НПО “Медсоцэкономинформ”
МЗ РФ и Научныйм Центром АГиП РАМН разработана
и проходит апробацию на ряде территорий
России новая документация по родовспоможению
и неонатологии, основанная на передовых
перинатальных профилактических и лечебно-диагностических
технологиях (приказ МЗ РФ № 323 от 6.11.97);
- Разработан
и реализуется в программе “Безопасное
материнство” на 1998-2000 г. раздел по обеспечению
грудного вскармливания;
- Разрабатываются
новые формы оздоровления беременных
женщин в условиях санаторно-курортных
учреждений по регионам (в республике
Татарстан и Арзамасском районе Нижегородской
области), а также реабилитации подростков
с нарушениями здоровья в реабилитационных
центрах общей лечебной сети и в детских
летних оздоровительных лагерях (в Павловском
районе Нижегородской области);
- В регионах
создан и функционирует 61 перинатальный
центр с типовой структурой и организацией
работы, соответствующими современным
требованиям к этому типу учреждений,
произведена целевая федеральная закупка
аппаратуры для выхаживания новорожденных
в этих центрах;
- Совместно
с Федеральным Фондом ОМС реализуются
программы поддержки службы Охраны здоровья
матери и ребенка в регионах России, в
основном также направленных на оснащение
перинатальных служб. Ведется работа по
включению федеральных учреждений ОМД
в системы ФФОМС;
- Приказом
МЗ РФ № 232 от 5.07.97 на базе НПО “Медсоцэкономинформ”
создан Центр мониторинга вредных привычек
среди детей и подростков РФ и соответствующие
региональные рабочие группы в территориях
для отслеживания ситуации по наркотизации,
алкоголизации и курению;
- НПО “Медсоцэкономинформ”
создан ряд компьютерных систем в поддержку
функционирования службы охраны материнства
и детства:
-информационно-аналитическая
система “Мониторинг перинатальной
смертности”, позволяющая проводить
анализ основных причин перинатальной
смертности по городу и селу
и факторов, их определяющих (внедрена
в работу Минздрава России);
-информационно-аналитическая
система “Мониторинг материнской смертности
(внедрена в работу Минздрава России);
-информационно-аналитическая
система формирования программ
снижения младенческой смертности
в регионах РФ, позволяющая обеспечить
принятие дифференцированных управленческих
решений с учетом территориальных различий
(МЗ РФ принято решение о ее внедрении);
регистрации, хранения и обработки информации
о случаях непланируемой беременности
и используемой контрацепции в целом по
России и отдельным ее регионам (работает
в МЗ РФ);
-ежегодно
обновляемая поисково-справочная
система “Законодательство по
охране здоровья матери и ребенка”;
-диалоговая
система индивидуального подбора
метода контрацепции (ДИСКОН), позволяющая
усовершенствовать работу по
предотвращению непланируемой беременности;
-компьютерная
система по мониторированию состояния
здоровья и качества медицинской
помощи женщинам и детям (планируется
разработка).
Комплекс
мероприятий, осуществляемых в настоящее
время, позволит оптимизировать состояние
здоровья женщин и их потомства и улучшить
медико-демографические показатели. |