Проблемы охраны вод мирового океана

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть проблему загрязнения Мирового океана, источники его загрязнения, проблему охраны вод Мирового океана. Отталкиваясь от цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:
 Охарактеризовать ресурсы Мирового океана;
 Показать влияние человека на природу Мирового океана;
 Раскрыть проблемы охраны Мирового океана;

Оглавление

Введение 3
Раздел 1. Ресурсы мирового океана 6
1.1. Биологические ресурсы мирового океана 6
1.2. Минеральные ресурсы 10
1.3. Энергетическое использование вод океана 13
1.4. Влияние человека на природу мирового океана 13
Раздел 2. Проблемы охраны Мирового океана 19
2.1. Самоочищение Мирового океана 19
2.2. Охрана морей и океанов 19
2.3. Охрана биологических ресурсов 21
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Проблемы охраны вод мирового океана.doc

— 888.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Проблемы  охраны вод мирового океана 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       

 
Содержание

Введение

       Мировой океан является важнейшим компонентом  биосферы, обеспечивающим в глобальном масштабе качество планетарной природной  среды. Этим определяется необходимость  охраны морской среды от загрязнения  как наиболее актуальной проблемы современности. Многочисленные источники загрязнения и выброс в море большого количества вредных и токсичных веществ привели к деградации отдельных экосистем Мирового океана, нарушению экологического равновесия и снижению продуктивности морской среды. Органическая целостность экосистемы всего Мирового океана и тесная взаимосвязь ее отдельных элементов обусловливают международный подход к проблеме защиты морской среды и требуют международно-правового регулирования. Такой подход предусмотрен в преамбуле Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. положением о тесной взаимосвязи проблем морского пространства и необходимости рассматривать их как единое целое.

       Возможность глобальной экологической катастрофы определяет необходимость разработки международно-правовых мер, направленных на предотвращение загрязнения морской среды. Об эффективности международно-правового регулирования охраны морской среды от загрязнения свидетельствует тот факт, что принятие международно-правовых актов в этой области привело к снижению объемов попадающих в Мировой океан нефтепродуктов с 1981 г. на 60%, причем за тот же период объем танкерных перевозок вырос вдвое.

       Исследование  теоретических аспектов международно-правового  регулирования охраны морской среды  от загрязнения также является важной предпосылкой создания эффективного международно-правового механизма охраны среды Мирового океана, поскольку лишь фундаментальные разработки обеспечивают наиболее продуктивное правотворчество и результативное правоприменение в этой области.

     Цель  курсовой  работы – рассмотреть проблему загрязнения Мирового океана, источники его загрязнения,  проблему охраны вод Мирового океана. Отталкиваясь от цели курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

    • Охарактеризовать ресурсы Мирового океана;
    • Показать влияние человека на природу Мирового океана;
    • Раскрыть проблемы охраны Мирового океана;
 
 
 

 

     Раздел 1. Ресурсы мирового океана

       Мировой океан является основной частью гидросферы, он составляет 94,1% всей ее площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова и отличающаяся общностью солевого состава.

       Мировой океан - это еще одна кладовая различных  богатств, которыми располагает человечество.

       Ресурсы мирового океана  можно подразделить на:

  • водные
  • минеральные
  • энергетические
  • биологические

       При всем разнообразии ресурсов такие из них, как водные, энергетические практически  неисчерпаемы. А при рациональном использовании биологических и  минеральных ресурсов многие из них  возобновимы.

    1. Биологические ресурсы мирового океана

       Обзор отдельных отраслей хозяйства начнем с рыбной промышленности. Ее географическое размещение в значительной мере зависит от распределения промысловых рыб и других организмов, что, в свою очередь, обусловлено основными чертами физической географии океана и изменчивостью условий в нем.

          В планетарном масштабе выделяются: высокопродуктивные пояса - субполярные  и частично умеренные; относительно  продуктивный - экваториальный; малопродуктивные - субтропические и тропические;  неблагоприятные для ведения  промысла, с малоизвестной величиной продуктивности - полярные пояса.

       В шельфовых морях скоплений рыб  значительно больше, чем в глубоководном  открытом океане. Над шельфом много  пищи, на самом шельфе находятся  удобные места для нереста, естественные убежища.  

       Советский исследователь профессор Т.С. Расс разделил всех рыб океана на промыслово-географические комплексы: арктический, насчитывающий около 20 промысловых видов (в том числе многие проходные); северобореальные (атлантический и тихоокеанский), включающий 40 - 50 видов и большое количество особей (сельдь, треска, горбуша, кета и др.); южнобореальный, охватывающий более 50 видов и значительное количество особей (сардина, скумбрия, ставрида, анчоус); в южном полушарии этому комплексу соответствует северонотальный; тропический, содержащий 100 - 120 видов, но меньшее число рыб каждого вида (тунцы, меч-рыба, рифовые рыбы).[8, c.25]

          Над шельфом, на 5% площади океана, добывается около 90% рыбы. По географическим  поясам добыча (в %) распределяется  следующим образом (по Г. В. Mapтинсену):

       Северные  внетропические пояса    54

       Южные внетропические пояса      29

       Тропические пояса                         17

          Сейчас промыслы охватывают приблизительно 20 - 25% площади океана. Как видно,  географическое распределение добычи  в значительной мере определяется океанографическими условиями.

          В результате такого распределения  по природным поясам в уловах  преобладают холодолюбивые рыбы (тресковые; сельдевые, лососевые,  морские окуни и т. д.). Из-за  трудностей плавания во льдах  практически не используются рыбы приполярных вод. В пределах низких широт наибольшее количество рыбы добывается в районах постоянных и меньше - сезонных подъемов вод. В открытом океане промысел в общем невелик.[7, c.48]

       Рисунок 1.1.1.

       Районы  мирового рыболовства

       

       1 - интенсивного лова;  2 - экстенсивного лова

       В географическом плане различаются  районы интенсивного и экстенсивного  рыболовства. В первых добыча достигает  нескольких тонн с 1 км2 в год, во вторых - лишь несколько килограммов с 1 км2. Районы экстенсивного лова - это, в частности, открытые воды низких широт, где ведется так называемый «тунцовый» промысел. Сюда же относятся районы китобойного промысла в северной части Тихого океана, в Антарктике и др.; прибрежные районы местного промысла рыбы и нерыбных объектов, т. е. моллюсков, ракообразных, иглокожих, преимущественно у берегов Западной и Восточной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Океании.

       С другой стороны, выделяются сравнительно небольшие по площади районы интенсивного лова рыб и некоторых других животных в шельфовых водах высокой биологической продуктивности, частично над верхней частью склона. Это - районы Северо-Западной и Северо-Восточной Атлантики, северной части Тихого океана и прилегающих морей, апвеллинга у берегов Калифорнии, Северо-Западной и Юго-Западной Африки, Перу, банка Кампече и устье Миссисипи и др. Здесь с 1 км2 добывают более тонны рыбы в год. Далее следуют районы средней интенсивности промысла пелагических рыб (сельдь, сайра, мелкие тунцы): Норвежское и Гренландское моря, некоторые части Северной Атлантики, воды Японских и Курильских островов, у берегов Калифорнии.[12, c.115]

         В результате многолетних изменений  условий отдельные районы из  высокопродуктивных могут на  ряд лет превратиться в относительно  малопродуктивные (например, в Северной  Атлантике). Аналогичные явления наблюдаются у берегов Перу. Наоборот, малопродуктивные районы на какое-то время становятся довольно высокопродуктивными. Однако, несмотря на большое значение этих колебаний, особенно многолетних, они не могут повлиять на общегеографическое распределение условий в океане. Для изменения общей картины необходимы геологические периоды времени.

       В то время как размещение рыбной промышленности определяется в основном физической географией океанов, география морского транспорта в значительной мере обусловлена географией суши, притом не только и не столько прилегающих к морю районов, сколько всей земной суши.

       Основные  особенности экономической географии  суши, имеющие существенное значение для географии морского транспорта, следующие:

          1) расположение высокоразвитых индустриальных и индустриально-аграрных стран преимущественно в умеренном и частично в субтропическом поясе северного полушария (США, Канада, страны Западной Европы, Россия, Япония);

          2) крайне неравномерное размещение  месторождений нефти и некоторых других минеральных ресурсов и их добычи, сосредоточение значительных нефтяных запасов в странах Арабского Востока;

          3) географические различия в распространении  сельскохозяйственных культур, обусловленные  различиями в климате (тропические культуры: кофе, сахарный тростник, чай, какао - в низких широтах, пшеница - в более высоких);

       4) сравнительно слабое развитие  промышленности, особенно обрабатывающей, в развивающихся странах Южной  Азии, Африки, Латинской Америки.

          Это определяет основные грузопотоки: перевозку нефти из стран, прилегающих к Персидскому заливу, в Западную Европу, Японию, США; обмен промышленными изделиями между развитыми странами Европы, Северной Америки, Японией; перевозки сельскохозяйственной продукции и сырья из развивающихся стран в высокоразвитые; перевозки промышленных изделий в развивающиеся страны, особенно в нефтедобывающие страны Ближнего Востока.[11, c.105]

          Физическая география океана  определяет лишь некоторые особенности  географии морского транспорта, такие, как полное отсутствие навигации в полярных поясах, несмотря на преимущества прямого, кратчайшего пути между северными берегами Евразии и Северной Америки; сезонность плавания по Северному морскому пути. В районе Ньюфаундленда некоторую опасность для судов представляют айсберги. Через штормовые умеренные широты северного полушария, особенно в Атлантике, проходят важнейшие морские пути. Здесь судоходство очень интенсивно, так как на этих широтах находятся экономически высокоразвитые страны.

          В связи с изменениями в экономической и политической обстановке в мире меняется география океанских перевозок. Увеличились перевозки между развитыми и развивающимися странами. По данным С.В. Михайлова и С.Д. Осокина, около 70% всех мировых перевозок осуществляется в Атлантическом океане, 20% - в Тихом и 10% - в Индийском. Половина всех перевозок приходится на океанский путь между Европой и Северной Америкой.

          Один из элементов экономической  географии океана - география портов. Она обусловлена, с одной стороны, географией океана, с другой - географией суши. Определяющей все же является география суши, т. е. экономический потенциал и специализация хинтерланда (прилегающего к порту района суши), естественные пути сообщения и т. д. Для уточнения положения порта имеют значение замерзаемость, наличие удобных бухт, глубины и т. д.

          В районах некоторых важнейших  портов сложились специфические  транспортные экономико-географические  комплексы. Ядром каждого комплекса  служит порт, лежащий на границе  суши и моря, с его причальными сооружениями, волноломами, акваторией, якорными стоянками и т. д.

    1. Минеральные ресурсы

       Мировой океан, занимающий около 71 % поверхности нашей планеты, также представляет собой огромную кладовую минеральных богатств. Полезные ископаемые в его пределах заключены в двух различных средах – собственно в океанической водной массе, как основной части гидросферы, и в подстилающей ее земной коре, как части литосферы. По агрегатному состоянию и соответственно условиям эксплуатации их подразделяют на:

       1) жидкие, газообразные и растворенные, разведка и добыча которых возможны при помощи буровых скважин (нефть, природный газ, соль, сера и др.);

       2) твердые поверхностные, эксплуатация  которых возможна при помощи  драг, гидравлических и иных подобных  способов (металлоносные россыпи и илы, конкреции и др.);

       3) твердые погребенные, эксплуатация  которых возможна шахтно-рудничными  способами (уголь, железная и  некоторые другие руды).

       Широко  применяется также подразделение  минеральных ресурсов Мирового океана на два больших класса: гидрохимических и геологических ресурсов. К гидрохимическим ресурсам относят собственно морскую воду, которую можно рассматривать и как раствор, содержащий множество химических соединений и микроэлементов. К геологическим относят те минеральные ресурсы, которые находятся в поверхностном слое и недрах земной коры.

Информация о работе Проблемы охраны вод мирового океана