Особенности методики развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить и исследовать методы развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
Цель исследования отражается в постановке следующих задач:
1. Рассмотреть задачи развития и совершенствования физических качеств у дошкольников

Оглавление

Введение
………………………………………………………………….
3
Глава 1. Физическое воспитание детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………………...
4


1.1.Значение развития, совершенствования и характеристика физических качеств у дошкольников…………………………..………………
4


1.2. Возрастные особенности развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста …….
9
Глава 2. Особенности развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста….………………………………………..………
12


2.1. Особенности методики и основные направления в развитии физических качеств дошкольников………
12


2.2. Физические упражнения, как средство развития физических качеств дошкольников…………………...
16
Заключение …………………………………….……………………........
21
Список литературы ………………………………………….…...………
23
Приложения…………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Ограничение двигательной активности ребенка противоречит биологическим потребностям растущего организма, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, снижается сопротивляемость инфекционным заболеваниям) и двигательных функциях, приводит к задержке умственного и сенсорного развитии [14 c. 35].

Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий, яркими эмоциональными переживаниями. Все это оказывает влияние на совершенствование способностей ребенка, его всестороннее развитие.

Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

Физические упражнения в физической культуре дошкольников представлены следующими видами: 1) гимнастикой; 2) играми подвижными и спортивными; 3) спортивными упражнениями; 4) простейшим туризмом.

 

 

Таблица 1.

Классификация физических упражнений для средней группы детей в ДОУ

В системе физического воспитания оздоровительные силы природы используются либо как условия для организации занятий физической культурой и подвижных игр (например, регулярное проведение на открытом воздухе), либо как относительно самостоятельные средства закаливания (воздушные и солнечные ванны, обтирание, купание и др.).

Результаты закаливания проявляются и в общем воздействии на ребенка: укреплении его здоровья, развитии активности, воли и т.п. Особенно необходимо закаливание для слабых детей. По совету врача выбирают подходящий вид закаливания и последовательно проводят его, тщательно соблюдая еще большую постепенность [12 c. 57].

Другую группу составляют рациональные условия проведения физических упражнений и подвижных игр (состояние залов и участников, инвентаря, пособий и игрушек для занятий, физкультурной формы – одежды и обуви), соблюдение гигиенических правил, а также врачебный контроль за физическим воспитанием.

Фактически конкретный эффект любого упражнения зависит не только от свойств, присущих самому упражнению, но и от ряда условий его выполнения. Поэтому надо рассматривать сущность каждого упражнения в единстве с методикой его проведения и другими существенными условиями.

Деятельность на занятиях физическими упражнениями должна быть направлена на развитие самостоятельности, инициативности.

Чем старше дети, тем важнее необходимость развивать интерес не только к процессу занятий физическими упражнениями, но и к результатам деятельности.[8 c. 56]

Наряду с развитием двигательных способностей, одновременно развиваются волевые качества: смелость – в действиях, требующих преодоления страха; решительность – в ситуациях, где требуется действовать немедленно вслед за принятым решением; самообладание – умение владеть собой и многие другие необходимые качества характера [7 c. 87].

Содержание основных физических упражнений, для детей среднего дошкольного возраста состоит в развитии и совершенствовании двигательных умений и навыков детей. Закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить бегать легко, ритмично, энергично, отталкиваясь носком. Учить ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди). Закреплять умения энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках, ориентироваться в пространстве. Учить прыгать через короткую скакалку. Учить построениям и перестроениям, соблюдению дистанции во время передвижения. Учить размыканием и смыканием на вытянутые руки. Учить правильно, принимать исходные положения при выполнении общеразвивающих упражнений. Учить самостоятельно, скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее. Учить скользить самостоятельно по ледяной дорожке. Учить детей ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору. Учить кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу. Учить передвигаться по дну бассейна различными способами, выдоху в воду. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, соблюдать и контролировать правила в подвижных играх. Развивать физические качества: быстроту, выносливость, ловкость силу, гибкость. В приложениях представлены конспекты физкультурных занятий и утренней гимнастики, для детей среднего дошкольного возраста [14 c. 85].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, рассмотрев задачи развития и совершенствования физических качеств выявив методы развития основных физических качеств у детей среднего дошкольного возраста, мы сделали вывод.

В физическом воспитании обучение движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя, физкультурного руководителя и самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков. Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

Содержание обучения составляют физические упражнения, в том числе подвижные игры, подобранные в соответствии с возрастом.

В процессе воспитания двигательных действий, учитывая психофизиологические особенности развития ребенка, опираясь на его возможности, взрослый последовательно ставит перед ним новые двигательные программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств.

Положительный эффект методики развития двигательных качеств дошкольников возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности применения физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических и социально-бытовых факторов.

Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркнул, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть – «культура чувств, внимания, воли, красоты, культуры всего характера» [2 c. 423].

Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Сред. Возраст. – М.: Владос, 2000. – 302 с.

2.      Холодов Ж.К.  Кузнецов В.С. Теория и методика физического   воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. – 2–е изд. испр. и доп. – М.:Издательский центр «Академия» 2002 – 480 с. 

3.      Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М., 2001.

4.      Шебеко В.Н., Карманова Л.В. Физическая культура в средней группе детского сада. – Минск: Полымя, 1990. – 133 с.

5.      Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М.: Высшая школа, 1985г

6.      Фомин Н.А. Возрастные особенности физического воспитания. - М.: Академия, 1983. – 75 с.

7.      Безносиков И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Мн. : « Четыре четверти» , 1998. – 66с.

8.      Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник – М.: Просвещение, 1985.- 271с.

9.      Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

10. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – M: ФиС,1988. – 208с.

11. Васильев Е.П. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1963. – 85с.

12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1988. – 331с.

13. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. - К.: Олимпийская литература, 2002. - 295с.

 

14. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 7. - С. 2 - 5.

15. Кузнецова З.И. Возрастные особенности развития физических качеств, М., 1976 .

16. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. - М., 1991. – 65 с.

17. Шлемин А.М. Юный гимнаст -М: Физкультура и спорт, 1973 – 375 с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Конспект физического занятия в средней группе.

Задачи:1. Учить детей перелазить с одного пролета гимнастической стенки на другой.

2. Закреплять умения перебрасывать мяч друг другу двумя руками снизу.

3. Совершенствовать умения ловит мяч кистями рук не прижимая к груди.

4. Развиваем двигательные качества, ловкость, быстроту.

 

Водная ч. 3 мин.

Построения в шеренгу по росту

Построения в колону.

Х. Обычная

Х. На носках.

Х С высоким подниманием колен

 

Х. Обычный

 

Б. Обычный

 

Б. Со сменой направления.

Х. обычная

 

Перестроения в два звени

Основная ч.

1.       «к плечам»

и.п – узкая стойка, руки в стороны

1.- руки к плечам

2– и.п     5 раз

 

 

 

2.       «ниже»

и.п - узкая стойка, руки на поясе.

1.- наклон к п.ноге

2.- И.п

3- наклон к л.ноге

4 – И.п

6 раз.

 

 

3.«Повернулись - улыбнулись »

И.П. – сидя на полу

Руки

На поясе, ноги врозь

1.- Повернуться в п. Сторону

2.- и.п.

3.- Повернуться в л. Сторону

4. – И.П 6раз

4. «Присели»

И.П. - - узкая стойка, руки на поясе.

1-       присели, руки вперед

2-       И.п 5раз

5. «Ножницы»

и.п – сидя на полу, ноги вместе, прямые, р. в упоре сзади

1– поднять прямые ноги верх

2.- 3 – ноги скрес накрест

4 – И.П 5 раз

6. «Прыжки»

И.П.- о.с р. на поясе

Прыжки на двух ногах, с переходом на ходьбу

3 подхода

перестроения в колону

 

ОД. перелазанье  с одного пролета  гим. Стенки на другой

3 раза

Перебрасывания

Мяча др.др. двумя руками снизу. 5 раз.

 

 

 

П.И. «хитрая лиса» 3 раза

 

 

 

Заключительная ч.

Ходьба в спокойном темпе

Ребята строимся в шеренгу по росту, первый Андрей, за ним Саша, далее Оля. Запоминаем кто где стоит. На право повернулись.

В обход по залу шагом марш.

Приготовились к ходьбе на носках, руки на поясе. На носках шагом марш. Спина прямая, тянемся выше.

Приготовились к ходьбе с высоким подниманием колен, к ходьбе с высоким подниманием колен марш, руки на поясе, носок смотрит вниз, голову держим прямо.

Приготовились к ходьбе обычной. ходьба обычная шагом марш.

Приготовились к бегу в средним темпе. Бежим легко, дышим ровно, руки работают.

Приготовились к бегу  со сменой направления, по свистку меняем направления, бежим в другую сторону.

Приготовились к ходьбе обычной. ходьба обычная шагом марш..

 

Приготовились к перестроения в 2 звена.

Первое упр. Называется «к плечам»

И.п стоя ноги узкой стойкой, руки в стороны

1.- руки к плечам

2– и.п.

И.П принять упражнения начали

1-2, вдох –выдох, к плечам и.п, 1-2, и последний раз, упр. закончили.

Следующие упр. Называется «ниже».

и.п - узкая стойка, руки на поясе.

1.- наклон к п.ноге

2.- И.п

3- наклон к л.ноге.

4 – И.П

И.П принять упражнения начали

1-2-3- 4, наклон – выпрямились – 3- 4, к правой прямо- 3-4, к левой –прямо 3 –4, выдох – вдох – 3 –4, 1-2-3-4, и последний раз, упр. Закончили.

Следующие упр называется .«Повернулись - улыбнулись »

И.П. – сидя на полу

И.П принять упражнения начали 1-2-3-4, выдох – вдох – 3 –4, 1-2-3-4, в правую ст. – и.п, в левую ст. – и.п,1-2-3-4 и последний раз, упр. Закончили.

 

 

 

 

 

 

 

Следующие упр называется «присели»

И.П. - - узкая стойка, руки на поясе.

1        - присели, руки вперед, 2 – И.п, И.П принять упражнения начали, присели – встали, выдох – вдох, 1 – 2,выдох – вдох, и 1 – 2 , упр. Закончили

 

Следующие упр называется «Ножницы» и.п – сидя на полу, ноги вместе, прямые, р. в упоре сзади

1– поднять прямые ноги верх

2.- 3 – ноги скрес накрест

4 – И.П, И.П принять упражнения начинай, 1- 2-3-4,

ноги прямые – 3 –4, Выдох – вдох – 3 –4, 1-2-3-4, и последний раз,

упр. Закончили

Последние упраж. наз. « Прыжки» И.П.- о.с р. на поясе

Прыжки на двух ногах, на месте., И.П принять упражнения начинай, 1 –2 выше, легче, мягко, на месте шагом марш,

упр. Закончили

Смыкаемся, в обход по залу за направляющим шагом марш, построения в шеренгу

Сейчас мы с вами будем перелазанье  с одного пролета  гим. Стенки на другой, смотрим как правильно это делается, подходим к гим. Стенки, залазим до 2 рейки, правую руку переносим, через одного пролета гим. Стенки на другой, затем переносим правую ногу, затем левую руку, и только потом левую ногу. и спускаемся с гим. Стенки не пропуская не одной рейки, не кто не спрыгивает, а теперь    по очереди подходим др. за др. и пытаемся выполнить правильно.

Строимся в шеренгу, на первый второй рассчитайтесь, первые номера шаг вперед и становимся вдоль каната, на вытянутые руки,  а вторые номера напротив первых

Первые номера берут по одному мячу, и становиться на место. Кидаем др.другу мяч двумя руками с низу, как через сугроб. Вот так. И ловим мяч двумя руками, кисти развернуты, мячик не прижимаем к груди. Выполнения начали.

Ходьба в спокойном темпе, восстанавливаем дыхания.

Информация о работе Особенности методики развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста