Особенности методики развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить и исследовать методы развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
Цель исследования отражается в постановке следующих задач:
1. Рассмотреть задачи развития и совершенствования физических качеств у дошкольников

Оглавление

Введение
………………………………………………………………….
3
Глава 1. Физическое воспитание детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………………...
4


1.1.Значение развития, совершенствования и характеристика физических качеств у дошкольников…………………………..………………
4


1.2. Возрастные особенности развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста …….
9
Глава 2. Особенности развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста….………………………………………..………
12


2.1. Особенности методики и основные направления в развитии физических качеств дошкольников………
12


2.2. Физические упражнения, как средство развития физических качеств дошкольников…………………...
16
Заключение …………………………………….……………………........
21
Список литературы ………………………………………….…...………
23
Приложения…………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. [4 c. 52]

Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур) [5 c. 87].

Таким образом, в среднем дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, гибкости, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

 

1.2.           Возрастные особенности развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста

 

Воспитание детей пятого года жизни направлено на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Педагогическая позиция в отношении к ребенку основана на уважении его права быть таким, какой он есть, признании его человеческих проблем, решить которые возможно в процессе межличностного взаимодействия.

Педагогический процесс строится так, чтобы свести к минимуму возможности приобретения детьми отрицательных привычек, негативных чувств, нежелательного опыта поведения. Основной стиль общения педагога с детьми – личностно ориентированный (учет интересов и потребностей детей, предоставление ребенку права выбора деятельности, партнеров по совместной деятельности, безоценочное принятие каждого ребенка, создание условий эмоционального комфорта и психологической защищенности)         [6 c. 21].

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью, двигательная активность детей 5-го года жизни значительно возрастает, в ней ярко выражены индивидуальные различия. У детей заметно увеличивается интерес не только к процессу выполнения движений, но и к результатам их выполнения. По существу, в этом возрасте ребенок готов приступить к разучиванию отдельных сторон техники основных общеразвивающих упражнений. Это один из периодов так называемого кризиса в морфофункциональном развитии ребенка, наиболее благоприятный для качественного скачка в двигательном развитии [6.c. 43].

              Для этого необходимо чтобы ребенок лучше выделял и понимал учебную задачу, целесообразно показ и объяснение отделять от момента выполнения движений. Рекомендуется поручать детям ведущие роли в играх, показ упражнений. Копировать движения сверстника не только интереснее, но и значительно проще.[7 c. 63]

              Воспитатель должен формировать умение правильно выполнять основные движения, развивать элементы произвольности во время выполнения двигательных заданий, способствовать естественному процессу развития координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия; воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, инициативу, творчество) [7 c. 69].

В результате развития  физических качеств дети пятого года  жизни должны уметь.

– ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;

– сохранять равновесие на ограниченной площади опоры;

– ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м,

– принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой,

– отбивать мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд;

– лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой;

– лазать разными способами: опираясь на стопы и ладони, колени и ладони, на животе, подтягиваясь руками;

– принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места не менее 70 см

– строиться в колонну, в круг, шеренгу, выполнять повороты на месте и переступанием;

– правильно принимать исходные положения, соблюдать направление движения тела и его частей;

– придумывать варианты подвижных игр. [8 c. 250]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Во второй главе рассмотрим разные методы и основные направления методики  развития физических качеств. Дадим характеристику физическим упражнениям и рассмотрим виды физических упражнений.

 

2.1. Особенности методики и основные направления в развитии физических качеств дошкольников

 

Главная задача методики развития физических качеств у детей дошкольного возраста – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха [10 c. 32].

Обогащение двигательного опыта ребенка осуществляется последовательно – от одного возрастного этапа к другому. При этом особое значение имеет своевременное усвоение тех видов двигательных действий, формирование которых обусловливается возрастным и индивидуальным развитием. Задержка двигательного развития, так же как и его искусственное ускорение, неблагоприятны для общего развития ребенка дошкольного возраста [9 c. 43].

Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Достигнутый уровень развития физических качеств, психологическая готовность к большей концентрации волевых усилий обусловливает новый виток физического развития, дальнейший рост физических возможностей детей, усвоение более сложных двигательных действий, овладение их техникой. Так постепенно достигается уровень физического совершенства, необходимый для определенного возрастного этапа.[11 c. 53]

Вместе с тем в процессе занятий физической культурой необходимо постоянно заботиться о единстве всех сторон воспитания, о приобретении детьми определенного круга знаний, их эмоциональном развитии, формировании коллективизма [11 c. 58].

Таким образом, в методике развития физических качеств детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития физических качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Она основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, учета индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований [12 c. 321].

Спецификой методики развития физических качеств является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки (длительность и интенсивность упражнений), а также вариативность сочетания нагрузки с отдыхом. По воздействию на организм нагрузка может быть постоянной (равномерный бег) и переменной (бег с ускорением и замедлением). Она может иметь непрерывный или прерывистый (интервальный) характер, например, ходьба на лыжах на определенное расстояние, повторное прохождение отрезков дистанции через заданные интервалы времени. Отдыхая между упражнениями, ребенок может находиться в состоянии относительного покоя (стоять, сидеть) или заниматься другим видом деятельности (спокойно ходить после прыжков с разбега), т.е. отдыхать активно. Другая отличительная черта методики развития физических качеств связана с возможностью освоения двигательных действий в целостном виде или по частям в зависимости от их характера и сложности. [8 c. 31]

В процессе развития физических качеств детей дошкольного возраста как основные используют следующие методы: метод упражнений с четко заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха; игровой метод; соревновательный метод. Игровой метод характеризуется организацией двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом, относительно большой их свободой и самостоятельностью (в связи с чем ограничивается заданость способов действий и нагрузки), педагогическим руководством взаимоотношениями детей, высокой эмоциональностью детской деятельности. Соревновательный метод используется в играх с правилами и состязаниях для сопоставления сил участников, борющихся за возможно более высокие качественные и количественные показатели [9 c.44].

При развитии физических качеств дошкольников широко применяются словесный метод (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда, распоряжение, оценка и др.) и наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.). [10 c. 32]

В практике развития физических качеств, перечисленные методы и соответствующие приемы используют в тесной взаимосвязи. Они подбираются воспитателем с учетом стоящих задач, этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей, способов и характера упражнений, подвижных и спортивных игр. В целом для занятий с дошкольниками характерно комплексное применение методов и приемов обучения движениям и воспитания физических качеств.[10 c. 67]

В работе с детьми  среднего дошкольного возраста, ведущими являются методы и приемы прямого обучения, а также методы и приемы, направленные на формирование двигательных качеств (строго дозированные упражнения, повторение их через определенные интервалы времени, увеличение интенсивности движений).[13 c. 42]

Средства, методы и приемы обучения, упражнения, воспитания, а также способы организации детей на занятиях (индивидуальный, групповой, фронтальный) опираются на ведущую для каждого возрастного периода развития детей деятельность (ориентировочно-познавательную, предметную, игровую и др) [13 c. 67].

Особенности методики развития двигательных качеств детей среднего дошкольного возраста обусловлены степенью самостоятельности ребенка, его сознательным отношением к занятиям, к повторению усвоенного.[15 c. 9]

Основные направления методики развития физических качеств: детей пятого года жизни

 охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

 достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;

 воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

 создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

 формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавания, езды на велосипеде; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

 формирование широкого круга игровых действий;

 развитие физических качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

 содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

 формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

 воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней [15 c. 121].

Таким образом, все перечисленные направления должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо также, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

 

2.2. Физические упражнения, как средство развития физических качеств дошкольников

 

Физические упражнения – это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются в процессе воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках [14 c. 19].

Физические упражнения – основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей [14 c. 21].

Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы); для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса); на отдельные части тела (для руки плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног); для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости); на развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).[17 c. 19]

Информация о работе Особенности методики развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста