Особенности методики развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить и исследовать методы развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
Цель исследования отражается в постановке следующих задач:
1. Рассмотреть задачи развития и совершенствования физических качеств у дошкольников

Оглавление

Введение
………………………………………………………………….
3
Глава 1. Физическое воспитание детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………………...
4


1.1.Значение развития, совершенствования и характеристика физических качеств у дошкольников…………………………..………………
4


1.2. Возрастные особенности развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста …….
9
Глава 2. Особенности развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста….………………………………………..………
12


2.1. Особенности методики и основные направления в развитии физических качеств дошкольников………
12


2.2. Физические упражнения, как средство развития физических качеств дошкольников…………………...
16
Заключение …………………………………….……………………........
21
Список литературы ………………………………………….…...………
23
Приложения…………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ.doc

— 190.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

………………………………………………………………….

3

Глава 1. Физическое воспитание детей среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………………...

4

 

 

1.1.Значение развития, совершенствования и характеристика физических качеств у дошкольников…………………………..………………

4

 

 

1.2. Возрастные особенности развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста …….

9

Глава 2. Особенности развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста….………………………………………..………

12

 

 

2.1. Особенности методики и основные направления в развитии физических качеств дошкольников………

12

 

 

2.2. Физические упражнения, как средство развития физических качеств дошкольников…………………...

16

Заключение …………………………………….……………………........

21

Список литературы ………………………………………….…...………

23

Приложения……………………………………………………………….

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен использовать все возможные средства и методы воспитания.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

Объект исследования: процесс физического воспитания детей среднего дошкольного возраста в ДОУ

Предмет исследования: особенности методики развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста

Цель работы: изучить и исследовать методы развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.

              Цель исследования отражается в постановке следующих задач:

1.      Рассмотреть задачи развития и совершенствования физических качеств у дошкольников

2.      Дать характеристику основных физических качеств;

3.      Выявить возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста;

4.      Изучить методы развития основных физических качеств у детей среднего дошкольного возраста.

5.      Подобрать физические упражнения, для развития физических качеств дошкольников.

Глава 1. Физическое воспитание детей среднего дошкольного возраста

 

В первой главе рассмотрим  основные физические качества, такие как сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость их характеристики и значение развития, и совершенствование данных качеств, для дошкольников. А также изучим возрастные особенности развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста

 

1.1.           Значение развития, совершенствования и характеристика физических качеств у дошкольников

 

В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний.

Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей сравнительно легко. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни для передвижения, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Ребенок, научившись ползать, сам приближается к тем предметам, которые его интересуют, и знакомится с ними. Дети, умеющие передвигаться на лыжах, кататься на велосипеде, лучше узнают свойства снега, ветра. При плавании дети знакомятся со свойствами воды [1 с. 25].

Правильное выполнение физических упражнений положительно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костного аппарата. Например, ребенок, научившись правильно метать на дальность способом «из-за спины через плечо», выполняет замах и бросок с большей амплитудой движения туловища, ног, рук, что способствует лучшему развитию соответствующих мышц, связок и суставов.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества [1 с. 42].

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через ров в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

В процессе формирования навыков и умений у детей вырабатывается способность легко овладевать более сложными движениями и различными видами деятельности, включающими эти движения.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте [2 с. 28].

У детей с раннего возраста необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими физическими качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные физические качества.[2 c. 32]

Детям дошкольного возраста нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания. Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.). Полученные знания позволяют детям заниматься физическими упражнениями более осознанно и более полноценно, самостоятельно использовать средства физического воспитания в детском саду и в семье.[3 c. 54]

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества [3 c. 15]

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, гибкости, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.[3 c. 23]

Сила – степень напряжения мышц при их сокращении.

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.

Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов, дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно [4. c. 57]

Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья [4 c. 39]

Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки, во время которых упражнения чередуются с отдыхом. [4 c. 47]

Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются и это также способствует развитию выносливости [2 c. 57]

Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.

У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов.

Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем – глубокое приседание [4 c. 44]

Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Информация о работе Особенности методики развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста