Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:24, реферат
Здоровье, подобно, свободе и миру, существует до тех пор, пока прилагаются усилия для его сохранения, а это зависит исключительно от нас. Или мы наслаждаемся здоровьем и жизненной энергией до конца жизни, или же влачим жалкое существование с расстроенным здоровьем, что особенно характерно для стран с так называемым высоким уровнем жизни. Высокий уровень жизни вовсе не означает здорового образа жизни.
Большинство людей живут, совершенно не зная, что значит быть физически здоровым, ощущать необыкновенный прилив сил, никогда не чувствовать усталости. Они упускают возможность добиться величайшего богатства – здоровья!
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Общие положения, предпосылки методик и программ……………… 3
1.1. Краткая характеристика заболевания……………………………………… 3
1.2. Влияние заболевания на работоспособность……………………………….4
1.3. Медицинские противопоказания данного заболевания к
занятиям физической культурой……………………………………………….. .5
Глава II. Оздоровительная программа занятий физической культуры
При ВПС клапанного стеноза…………………………………………………….6
2.1. Основные условия и средства физкультуры в системе
здорового образа жизни…………………………………………………………..6
2.1.1.Общие положения здорового образа жизни (ЗОЖ)……………………. 10
2.1.2. Особенности утренней гигиенической гимнастики
(УГГ) при данном заболевании…………………………………………………15
2.1.3.ЛФК при ВПС и комплекс упражнений………………………………….17
2.1.4. Дополнительные средства оздоровления………………………………..18
Глава III. Самоконтроль физкультурника в системе здорового образа
жизни……………………………………………………………………………. 23
3.1.Общие положения самоконтроля.....……………………………………......23
3.2.Обзор субъективных показателей самоконтроля………………………….25
3.3.Обзор объективных показателей самоконтроля…………………………...25
3.4.Обзор субъективных и объективных показателей при
реализации программы самооздоровления…………………………………….26
Глава IV. Дневник самоконтроля за реализацией собственной
программы самооздоровления………………………………………………….27
4.1.Форма дневника……………………………………………………………...27
4.2. Содержание дневника.................…………………..……………………….27
4.2.1.Распорядок дня.............................................................................................27
Вывод......................................................................................................................28
Список использованной литературы…………………….…………….
При выборе пути следования в процессе обучения и воспитания руководствуются правилами «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от легкого к трудному». Вместе с тем эти правила выражают лишь некоторые, далеко не безусловные, моменты последовательности и потому нуждаются в конкретизации и существенных дополнениях.
Процесс физического воспитания всегда должен быть всесторонним. Речь
идет о последовательном акцентировании различных его сторон применительно к закономерностям возрастного развития.
Вполне логичен переход от широкого общего физического образования к
специализированным занятиям. Вначале осваивается то, что составляет
элементарную основу всевозможных видов деятельности и служит предпосылкой дальнейшего совершенствования.
Последовательность материала на каждом данном этапе физического
воспитания зависит от многих конкретных условий, но более всего — от
объективно существующих связей между намеченными видами двигательной
деятельности, от их преемственности и взаимодействий. Необходимо в каждом конкретном случае найти такую систему расположения материала, которая соответствовала бы оптимальным связям и взаимодействиям. Первостепенное значение при этом имеет использование закономерностей так называемого «переноса» двигательных навыков и физических качеств, который может быть как положительным, так и отрицательным.
Строя систему
занятий физическими
максимально использовать «положительный перенос» навыков и качеств и по возможности исключить тормозящее влияние «отрицательного переноса». Из этого, однако, не следует, что нужно вообще избегать упражнений, способных вызвать эффект «отрицательного переноса». Содержание физического воспитания определяется, в конечном счете, требованиями жизни, а в жизненной практике необходимы всесторонне развитые качества и самые разнообразные навыки, в том числе и такие, которые могут вступать друг с другом в отрицательные взаимодействия. По мере упрочения двигательных навыков и развития физических качеств появляется возможность успешно преодолевать отрицательные взаимодействия и добиваться общего прогресса. В связи с изложенным возникает проблема ограничения тормозящего действия «отрицательного переноса» и превращения его в положительный фактор. Эту проблему решают прежде всего путем распределения во времени отрицательно взаимодействующих упражнений и постепенного сближения их, а также путем изменения удельного веса соответствующих упражнений и порядка сочетания их на различных этапах физического воспитания. Что касается упражнений, которые с самого начала сопровождаются «положительным
переносом», то их целесообразно концентрировать во времени.
Существенное значение для выбора оптимальной последовательности
занятий и упражнений в пределах каждого отдельного занятия имеет учет
ближайшего последействия различных по характеру нагрузок. Последние же
оставляют фон, который в течение ряда часов может неблагоприятно сказываться на выполнении скоростных упражнений.
Последовательность занятий и упражнений зависит от многих конкретных
условий, в том числе от особенностей контингента занимающихся, от общей
направленности занятий на том или ином этапе физического воспитания, от
величины применяемых нагрузок и особенностей их динамики и т. д. Учесть всю совокупность этих условий и применительно к ним выбрать наиболее
целесообразный путь не просто. Со временем, несомненно, будет достигнуто
подлинно оптимальное программирование каждого отдельного занятия и системы занятий в целом.
ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ
(ДИНАМИЧНОСТИ)
Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к
занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в
постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном
нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок. Необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту
нагрузок. Физическое воспитание находится в постоянном движении, в развитии, изменяясь от занятия к занятию, от этапа к этапу. Характерная черта при этом — повышение сложности упражнений, нарастание силы и длительности их воздействия.
Переход в процессе физического воспитания от одних форм двигательной
деятельности к другим, все более сложным, необходим в первую очередь для
выполнения образовательных задач: не обновляя упражнения, нельзя приобрести достаточно широкий круг жизненно важных умений и навыков. Это необходимо вместе с тем и как условие дальнейшего совершенствования: по мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и навыков, благодаря чему легче осваивать новые формы двигательной деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.
Наряду с усложнением форм двигательной деятельности в процессе физического воспитания должны возрастать все компоненты физической нагрузки. Это более всего диктуется закономерностями развития таких физических качеств, как сила, быстрота и выносливость.
Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна объему и интенсивности нагрузок.
Если соблюдаются все необходимые условия — в том числе если нагрузки не
превышают меру, за которой начинается переутомление,—то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки; чем интенсивнее нагрузки, тем мощнее процессы восстановления и
«сверхвосстановления».
Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не
остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке
биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит
«экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций.
В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.
Но, как только нагрузка становится привычной и перестает вызывать
«избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором
положительных изменений в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее
повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически
обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.
Условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок. Основные условия повышения требований в процессе физического воспитания уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.
Следует подчеркнуть также значение прочности приобретаемых навыков и
адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств.
Переход к новым, более сложным и трудным, упражнениям должен происходить по мере закрепления формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.
Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно.
Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные
перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий, уровень
тренированности. При этом для различных функциональных и структурных
изменений требуются неодинаковые сроки.
Динамика нагрузок
должна характеризоваться
возможны различные формы постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания.
2.1.1. Особенности утренней гигиенической гимнастики (УГГ) при данном заболевании
При выполнении утренней гимнастики рекомендуется придерживаться определенной последовательности:
- медленный бег или ходьба (2-3 минуты);
- упражнение на «потягивание» с глубоким дыханием,
- упражнения на гибкость и подвижность для рук, шеи, туловища и ног (3-4 минуты);
- силовые упражнения
без отягощений или с
- различные наклоны и выпрямления, в положении стоя, сидя, лежа, приседания на одной и двух ногах и др.;
- медленный бег
и ходьба (2-3 минуты), упражнения на
расслабление с глубоким
Всего четверть часа понадобится для то го, чтобы утром, едва проснувшись, с помощью легкого комплекса физических упражнений стряхнуть с себя сонливость, вялость и быстро, «без раскачки», включиться в привычный трудовой ритм. Это следующие простые, известные с детства физические упражнения.
1. Ноги врозь, руки к плечам. Поднимаем руки вверх, хорошо потянувшись — вдох, опускаем к плечам — выдох.
2. Ноги вместе, руки перед грудью, пальцы рук соединены «в замок». Не разжимая пальцев, выпрямляем руки влево, поворачиваем их вправо ладонями кверху. Повторяем упражнение в другую сторону. Дыхание произвольное.
3. Ноги на ширине
плеч, руки в стороны. Начинаем
круговые движения выпрямленным
4. Пятки вместе, носки врозь, руки свободно опущены. Наклон вправо—правая рука скользит по бедру, левую руку заводим за голову — вдох, возвращаемся в исходное положение — вдох. Повторяем упражнение в другую сторону.
5. Ноги на ширине плеч, руки положили на спинку стула.
Делаем круговые движения нижней частью туловища, как будто вращаем обруч - сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание произвольное.
6. Стали прямо, руки на спинке стула. Левую выпрямленную ногу отводим в сторону на максимальную высоту, затем делаем то же упражнение для правой ноги. Дыхание произвольное.
7. Сели на коврик, руки за спиной. Поочередно поднимаем и опускаем выпрямленные ноги, дыхание произвольное.
8. Легли на коврик, руки вдоль туловища. Садимся, помогая себе руками, затем возвращаемся в исходное положение, дыхание произвольное.
Каждое упражнение нужно повторить 8—12 раз.
Заканчиваем разминку ходьбой, чередующейся с бегом на месте, темп постепенно замедляем, переходим на шаг. Теперь — прохладный душ, купание в реке, пруду или просто обливание холод ной водой.
2.1.2. ЛФК при ВПС и комплекс упражнений
Лечебная физкультура (ЛФК) - Совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. При их назначении врач учитывает особенности заболевания, характер, степень и стадию болезненного процесса в системах и органах.
В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго дозированные нагрузки применительно к больным и ослабленным. Различают общую тренировку - для укрепления и оздоровления организма в целом, и тренировки специальные - направленные на устранение нарушенных функций определенных систем и органов.
Назначает лечебную физкультуру лечащий врач, а врач-специалист по ЛФК определяет методику занятий. Процедуры проводит инструктор, в особо сложных случаях - врач по ЛФК. Применение лечебной физкультуры, повышая эффективность комплексной терапии больных, ускоряет сроки выздоровления и предупреждает дальнейшее прогрессирование заболевания.
Самостоятельно начинать занятия ЛФК не следует, так как это может привести к ухудшению состояния, методика занятий, назначенная врачом, должна строго соблюдаться.
Для данной работы был составлен комплекс упражнений ЛФК (см.
Приложение 1). При систематических тренировках уже через несколько месяцев прогнозируются улучшение самочувствия, а в дальней перспективе – укрепление сердца.
Список использованной литературы
Приложение №1
Информация о работе Особенности физической культуры при врожденном пороге сердца клапанного стеноза