Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 09:40, реферат

Краткое описание

В данном реферате сделана попытка раскрыть вопросы построения
тренировочного занятия, планирование и дозирование физической нагрузки и самоконтроля за состоянием организма занимающегося подростка.
Это должно помочь учащимся в их самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Оглавление

Введение
Методические рекомендации по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями
Правила самостоятельных занятий физической культурой
Основы методики занятий оздоровительным бегом
Программа оздоровительного бега для школьников, имеющих ослабленное здоровье и низкий уровень физической подготовленности
Самоконтроль во время самостоятельных занятий физическими упражнениями
Контроль за состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной системы, массоростовыми показателями, физической подготовленности
Правила проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями
Как построить тренировочное занятие
Использованная литература

Файлы: 1 файл

реферат по физической культуре.docx

— 38.77 Кб (Скачать)

9.  Скорость  и  продолжительность  бега  определяется   самостоятельно   по    самочувствию. Если бежать  нетрудно  – значит,  скорость  оптимальная и    бежать можно дальше. Бежать нужно трусцой,  а идти  с частотой  100-110    шагов в минуту.

10. Физическую  нагрузку  необходимо  контролировать  по  частоте  сердечных сокращений. Сразу после бега ребята  подсчитывают  в  течение  10  секунд частоту пульса. Если пульс после бега 25-28 ударов за 10 секунд – значит скорость и продолжительность бега выбраны  правильно.  Пульс  24  (за  10 секунд)  говорит  о  недостаточной  нагрузке.   Второй   подсчет   пульса производиться через 3 минуты после окончания бега. Величины 12-20  ударов за 10 секунд говорят о хорошем восстановлении и соответствии длительности и скорости бега состоянию подростка.

11. В процессе  тренировок могут появляться  боли в мышцах,  суставах,  правом подреберье. Это не страшно, со временем они исчезнут. Но  если  возникают боли в области сердца, тяжесть во  всем  теле,  головокружение  и  плохое самочувствие в течение дня, необходимо прекратить тренировки и обратиться к врачу.

12. Выходить  на беговую тренировку может  только здоровый человек.  Даже  при небольшом недомогании (простуда, расстройство желудка или головная  боль) следует переждать 1-2 дня для выяснения причины. Если ребенок заболел, то после  выздоровления   необходимо   разрешение   врача   на   продолжение тренировок.

13.  С   первых  дней  занятий  оздоровительным   бегом   необходимо   завести    спортивные дневники  и дневники  самоконтроля.  В них надо  записывать    краткое содержание и объем тренировочной нагрузки,  и данные  о своем    самочувствии.

 

 

Самоконтроль во время самостоятельных занятий физическими упражнениями

 

      Самоконтроль  –   это   систематические   самостоятельные   наблюдения

занимающегося физическими  упражнениями  и  спортом  за  изменениями  своего здоровья,  физического   развития   и   физической   подготовленности.   При самостоятельных занятиях оздоровительным бегом, упражнениями с  отягощением, атлетической гимнастикой, самоконтроль  необходим.  В  качестве  показателей самоконтроля    используются    субъективные    и    объективные    признаки функционального состояния организма под влиянием физических нагрузок.  Такие показатели самоконтроля как самочувствие, настроение,  неприятные  ощущения, аппетит, относятся к субъективным, а  частота  сердечных  сокращений  (ЧСС), масса тела, длина тела, функция кишечно-желудочного  тракта,  потоотделение, жизненная  емкость   легких   (Ж.Е.Л.),   сила   мышц,   динамика   развития двигательных   качеств,   спортивные   результаты    –    к    субъективным.

Контролировать  состояние своего организма  можно  по  внешним  и  внутренним признакам.

К внешним  признакам относятся  выделение  пота,  изменение  цвета кожи, нарушения координации и ритма дыхания. Если  нагрузка  очень  большая, то  наблюдается  обильное  потоотделение,   чрезмерное   покраснение   тела, посинение  кожи  вокруг  губ,  появляется  отдышка,  нарушается  координация движений. При появлении таких признаков надо прекратить выполнение упражнений  и отдохнуть. 

К  внутренним  признакам  утомления  относят  появление  болевых ощущений в мышцах, подташнивание и  даже  головокружений.  В  таких  случаях необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и на  этом  закончить тренировку. Если  после  занятий  физическими  упражнениями   самочувствие, настроение, аппетит, сон хорошие и есть желание заниматься  дальше,  то  это показывает  что  ваш  организм  справляется   с   нагрузками.  

В   процессе самостоятельных занятий физической  культурой  необходимо  регистрировать  в дневнике самоконтроля появление  во  время  тренировок  болей  в  мышцах,  в правом   и   левом   подреберье,   в   области   сердца,   головных   болей, головокружения.

Дополнительно в качестве  самоконтроля  можно  рекомендовать проведении пульсометрии (измерение ЧСС) до  занятий,  во  время  тренировок; тестов и физкультурных проб для определения  состояния  сердечно-сосудистой, дыхательной системы и динамики физической подготовленности  занимающихся  за определенный период. Кроме  самоконтроля  предусматривается  и  контроль  со стороны родителей, долг которых  активизировать  образ  жизни  своих  детей, сделать его более динамичным, используя ежедневные  самостоятельные  занятия физическими упражнениями. Родители должны следить за  тем,  чтобы  ежедневно выполняли домашние задания по физической  культуре,  в  нужном  объеме  и  с достаточной интенсивностью.

 

 

Контроль за состоянием сердечно-сосудистой, дыхательной системы, массо-ростовыми показателями, физической подготовленности

 

1) Для оценки  состояния тренированности  сердечно-сосудистой  системы  можно использовать функциональную пробу. Для этого необходимо измерять пульс  в состоянии покоя, а  затем  выполнить  20  приседаний  за  30  сек.  Время восстановления пульса к исходному уровню является  показателем  состояния сердечно-сосудистой    системы    и    тренированности     занимающегося.

   Восстановление  пульса по времени:

   а) менее 3 минут – хороший  результат;

   б) от 3 до 4 минут – средний  результат;

   в) более 4 минут – ниже среднего.

2) Для оценки  состояния дыхательной системы  можно  применять  функциональные   пробы Тенчи-Штанге.

       Проба Тенчи – испытуемый задерживает  дыхание  на  выдохе,  зажав   нос пальцами. У здоровых подростков время задержки дыхания равняется 12 – 15 секунд.

       Проба Штанге – испытуемый  задерживает дыхание на вдохе,  прижав  нос пальцами. У здоровых подростков время задержки дыхания равняется 30 – 40 секунд.

3) Массо-ростовый  индекс (Кетле) – это отношение  массы тела в граммах к   его длине в сантиметрах. В норме на один сантиметр длины тела приходится  200    – 300 грамм массы тела.

   М.  Р. П. =

Если частное  от деления выше 300 гр., то это  указывает  на                              избыточный вес испытуемого. 

Если  частное  от деления ниже  250  г,  на  недостаточный   вес                              испытуемого.

4) Существуют стимулирующие индексы, определяющие динамику       физической подготовленности занимающегося через                                определенный период времени.

 

№  Вид упражнений                 Формула расчета индекса

1  Бег на скорость                     Скоростной индекс

2  Прыжок в длину с места      Индекс прыгучести

3  Поднимание груза от пола    Силовой индекс

4  Метание на дальность           Метательный индекс

 

Уровень развития двигательных качеств: быстроты, ловкости,  гибкости,  силы, выносливости,  скоростно-силовых  качеств,  можно   определить   проведением тестов школьной учебной программы по физической культуре  и  «Президентскими тестами».

 

 

Правила проведения самостоятельных  занятий физическими упражнениями

 

1. Прежде  чем  начать  самостоятельные   занятия  физическими  упражнениями, выясните состояние своего здоровья,  физического  развития  и  определите уровень физической подготовленности.

2. Тренировку  обязательно начинайте с разминки, а по завершении  используйте восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна).

3. Помните,  что эффективность тренировки  будет  наиболее  высокой,  если  вы будете  использовать  физические  упражнения  совместно  с  закаливающими процедурами,  соблюдать  гигиенические  условия,  режим  для  правильного питания.

4. Старайтесь  соблюдать  физиологические   принципы  тренировки:  постепенное увеличение  трудности  упражнений,  объема  и  интенсивности   физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между  упражнениями  с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузки.

5. Помните,  что результаты тренировок зависят  от их  регулярности,  так   как    большие перерывы (4 – 5 дней и более)  между занятиями снижают эффект    предыдущих занятий.

6. Не стремитесь  к  достижению  высоких  результатов   в  кротчайшие  сроки. Спешка может привести к перегрузке организма и переутомлению.

7. Физические  нагрузки должны соответствовать   вашим  возможностям,  поэтому их сложность повышайте постепенно, контролируя реакцию организма на них.

8.  Составляя   план  тренировки,  включайте   упражнения  для  развития  всех

   двигательных  качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости,  скоростно-силовых и координационных  качеств). Это позволяет вам достичь   успехов  в   избранном виде спорта.

9. Если вы  почувствовали усталость, то на  следующих тренировках  нагрузку надо снизить.

10. Если вы  почувствовали недомогание или  какие-то  отклонения  в  состоянии здоровья, переутомление, прекратите тренировки посоветуйтесь  с  учителем физической культуры или врачом.

11.  Старайтесь  проводить  тренировки  на  свежем  воздухе,  привлекайте   к    тренировкам своих товарищей,  членов  семьи,  родственников,  братьев и    сестер.

 

 

Как построить тренировочное занятие

 

     Тренировочное  занятие  состоит   из  трех  частей:   подготовительной, основной и заключительной.

Основная  часть тренировки  составляет  70  –  80% всего времени  занятия.  Остальные  20  –  30%  деятельности  делятся  между разминкой  и  заключительной  частью,   во   время   которой   интенсивность выполнения физических упражнений последовательно снимается.

      Каждое занятие должно начинаться  с разминки и подготовке  организма   к предстоящей работе.  Увеличивать  нагрузку  следует  постепенно,  упражнения должны воздействовать на основные группы мышц рук, ног,  туловища.  Начинают занятия с  упражнений  требующих  точности  движений,  повышенной  скорости, ловкости и лишь затем приступают к упражнениям, которые требую  максимальной силы  и  выносливости.  В  конце  занятий  нужен   постепенный   переход   к относительно  спокойному  состоянию  организма.  Физические  упражнения   не должны вызывать значительного утомления.

      В  самостоятельные  занятия   необходимо   включать:   общеразвивающие упражнения  с  предметами  (скакалка,  обруч,   гири,   гантели,   резиновый эспандер); различные висы и упоры, акробатические упражнения:  бег,  прыжки, метание, толкание, бросание мяча; различные  подвижные  и  спортивные  игры: упражнения  на  различных  тренажерах,   катание   на   роликовых   коньках, скейтборде, велосипеде.

      Для правильного  дозирования   физической  нагрузки  в  начале  занятий

каждому  занимающемуся  необходимо  выполнить  то  или  иное  упражнение   с соревновательной интенсивностью,  чтобы  определить  максимальный  результат (М.  Т.).  Затем,  исходя  из  максимального теста (М.  Т.)  в   процентах определяют  величину  тренировочной  нагрузки.  Эти  режимы   рассчитаны   в процентах от максимального результата:  умеренный  –  30%;  средний  –  50%; большой – 70%; высокий – 90%.

После нескольких недель  тренировочной  работы снова проводится максимальный тест и если он даст результат  выше  прежнего, то расчет тренировочной нагрузки делается вторично.

      Для воспитания собственно силовых  способностей используется

 - упражнения отягощенные массой собственного тела (отжимания, приседания,  подтягивания);

Информация о работе Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями