Основы физической подготовки в хоккее с шайбой

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Элементарные формы быстроты, как правило, во время соревнований проявляются комплексно, однако, несмотря на комплексность проявления скоростных качеств, для эффективного их воспитания в тренировочном процессе необходимо избирательно воздействовать на каждый вид.
Хоккей один из наиболее любимых народом олимпийских видов спорта, широко культивируемый во многих странах мира. Его популярность и привлекательность связана с большой зрелищностью, с динамизмом борьбы противоборствующих команд, быстрой сменой эмоционально насыщенных игровых эпизодов и ситуаций, обилием и жесткостью контактных силовых единоборств, с демонстрацией хоккеистами большого арсенала сложных технико-тактических действий в атаке и обороне, в том числе в экстремальных условиях.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
3
1.
Физическая подготовка хоккеиста к сезону………………………..
5

1.1.
Круглогодичная подготовка хоккеиста…...……………….
5

1.2.
Оценка физической подготовленности хоккеиста…………
10

1.3.
Фазы подготовки к сезону……………………………………
11
2.
Развитие физических качеств у юных хоккеистов……………..…
17

2.1.
Методика развития силовых способностей………………....
17

2.2.
Методика развития скорости………………………………...
20

2.3.
Методика развития выносливости…………………………...
21

2.4.
Методика развития ловкости…………………………………
23

2.5.
Методика развития гибкости………………………………...
24
Заключение………………………………………………………………...
27
Список использованной литературы……………………………………..
28

Файлы: 1 файл

kursovaya_hockey.docx

— 109.55 Кб (Скачать)

- следует тренировать  мышцы спины, что снижает нагрузку  на позвоночник;

- при всех упражнениях  с отягощениями нужно следить  за тем, чтобы позвоночник был  прямой.

Тренировочные задания для силовой подготовки лучше использовать в конце занятия.

2.2. Методика развития  скорости

Хоккеист должен быстро стартовать, тормозить и маневрировать на коньках, вести, передавать, принимать, бросать шайбу и обводить соперника. Кроме того, он должен быстро реагировать на действия соперников и партнеров, быстро оценивать игровую ситуацию. Быстрота является комплексным двигательным качеством и определяется тремя относительно независимыми одна от другой формами: скрытым периодом двигательной реакции, скоростью одиночного сокращения и максимальной частотой движений. Элементарные формы быстроты, как правило, во время соревнований проявляются комплексно, однако, несмотря на комплексность проявления скоростных качеств, для эффективного их воспитания в тренировочном процессе необходимо избирательно воздействовать на каждый вид.

Наиболее благоприятные сроки для развития всех форм быстроты приходятся на возраст от 7 до 14 лет. Для воспитания скоростных качеств хоккеистов используются различные упражнения, которые можно выполнять с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим основным требованиям:

- техника этих упражнений  должна обеспечивать их выполнение  на предельной скорости;

- упражнения должны быть  настолько хорошо изучены и  освоены, чтобы во время их  выполнения усилия были направлены  не на способ, а на скорость  выполнения;

- продолжительность упражнения  должна быть такой, чтобы к  концу выполнения скорость не  снижалась вследствие утомления. Продолжительность упражнения для юных хоккеистов не должна превышать 10 сек;

- упражнения по своим  характеристикам должны соответствовать  соревновательному упражнению.

Основными методами скоростной подготовки хоккеистов являются:

  • игровой;
  • соревновательный;
  • повторный;
  • вариативный.

Повторный метод предполагает применение собственно скоростных и скоростно-силовых упражнений (метод динамических усилий). При выполнении упражнений повторным методом необходимо строго соблюдать временные режимы работы и отдыха. Интервал отдыха должен обеспечивать восстановление до пульса 100-110 уд/мин. В паузах выполняются различные упpaжнeния (активный отдых), не требующие больших усилий.

Вариативный метод предусматривает чередование выполнения скоростных упражнений в затрудненных, облегченных и обычных условиях.

В период начального обучения, когда хоккеисты еще недостаточно овладели техникой хоккея, развитием быстроты следует заниматься вне льда. По мере того, как хоккеисты освоят тот или иной технический прием (а это может быть один из приемов владения клюшкой), его уже можно использовать в качестве средства для развития скоростных способностей на льду. Воспитанием быстроты следует заниматься в начале занятия после соответствующей разминки.

2.3. Методика развития выносливости

Современный хоккеист должен играть в высоком темпе не только на протяжении одного матча, но и в ходе всего турнира. Он должен безболезненно переносить большие тренировочные нагрузки, восстанавливать свою работоспособность в течение непродолжительных интервалов отдыха непосредственно в ходе занятия, матча, а также между отдельными занятиями и играми. Следовательно, эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в современном хоккее во многом определяется уровнем развития выносливости спортсменов. Наиболее общими и важными факторами, определяющими выносливость хоккеиста, являются процессы энергообеспечения организма. Они бывают двух видов: аэробный (с участием кислорода) и анаэробный (без участия кислорода). В спортивной практике термин «аэробная работоспособность» рассматривается как синоним понятия «общая выносливость», а термин «анаэробная работоспособность» совпадает по своему значению с понятием так называемой «скоростной выносливостью».

Детский и подростковый возраст являются наиболее благоприятными для совершенствования общей выносливости основы для последующей тренировки в большом объеме с высокой интенсивностью. Поэтому в этот период возрастного развития (8-16 лет, особенно в период полового созревания - 13-16 лет) следует обращать особое внимание на развитие общей выносливости. Систематическое использование тренировочных заданий, предъявляющих значительные требования к скоростной выносливости, может быть оправдано в основном после завершения процессов полового созревания и при наличии хорошо развитой общей выносливости.

Сказанное не означает, что в тренировке хоккеистов более раннего возраста не должны присутствовать упражнения анаэробного характера. Важно, чтобы их объем был незначительным.

Для повышения общей выносливости лучше всего использовать циклическую работу с умеренной (частота сердечных сокращений находится в диапазоне 130-150 уд/мин) и средней интенсивностью (частота сердечныхсокращений - 150-160 уд/мин), выполняемую равномерным методом (обычно это бег на стадионе по дорожке, в лесу, по берегу реки, бег на коньках, бег на лыжах, плавание, езда на велосипеде). Продолжительность этих упражнений постепенно увеличивается в зависимости от возраста и подготовленности хоккеистов от 10 до 60 мин. Вместе с тем используется и переменный метод тренировки (сочетание бега с разной скоростью и ходьбы), особенно в подготовке детей 10-12 лет. На занятиях с детьми младшего школьного возраста (8-10 лет) в основном применяются подвижные игры с небольшой интенcивнocтью и высокой моторной плотностью.

Для повышения скоростной выносливости используются: бег на отрезках от 200 до 800 м, бег в гору, эстафеты, преодоление полосы препятствий, челночный бег на коньках, игровые упражнения. Упражнения характеризуются следующими чертами: интенсивность критическая (частота сердечных сокращений160-180 уд/мин) и субмаксимальная (частота сердечных сокращений 180 и выше уд/мин); продолжительность от 30 с до 2 мин; интервалы отдыха постоянные или сокращаются от 3-5 до 1 мин. между повторениями и до 10 мин. между сериями; отдых пассивный; число повторений в серии от 3 до 5 раз, число серий - 1-3.

Упражнения для развития выносливости целесообразно планировать на вторую половину тренировки.

2.4. Методика развития ловкости

Под ловкостью понимают способность, во-первых, овладевать сложными движениями; во-вторых, быстро обучаться; в-третьих, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Важной предпосылкой для развития ловкости является так называемый «запас движений».

Наиболее благоприятным для усвоения и заучивания различных форм и типов движений является возрастной период до полового созревания. Поэтому очень важно, чтобы именно в этом возрасте хоккеист получил, возможно, более всестороннюю тренировку. Чем больше форм движений в этот период юный спортсмен освоит, тем легче ему в дальнейшем научиться тонко, координировать и специальные технические действия.

Воспитание ловкости у хоккеистов должно идти, прежде всего, по пути обучения широкому кругу разнообразных двигательных действий, в том числе:

  • из основной и спортивной гимнастики, акробатики (кувырки, перевороты, кульбиты);
  • легкой атлетики (различные виды прыжков, метаний);
  • подвижных и спортивных игр, требующих умения быстро переходить от одних действий к другим.

Используются многие упражнения в равновесии.

Для наиболее полного проявления хоккеистами ловкости целесообразно регулярно обновлять и варьировать упражнения, проводить их в новых, более сложных условиях (например, ограничение коридора для приема или броска шайбы, прыжок на коньках с дополнительным поворотом перед приземлением, ведение шайбы с опусканием на одно или два колена, одновременное ведение баскетбольного мяча руками и футбольного ногами, ведение шайбы с закрытыми глазами и т.п.)

Развитие ловкости лучше всего проводить в начале основной части тренировочного занятия. Интервалы отдыха должны быть достаточными для относительно полного восстановления.

2.5. Методика развития гибкости

Гибкость (подвижность в суставах) - это способность игрока выполнять различные движения с большой амплитудой.

Недостаточно развитая подвижность в суставах является причиной того, что:

- приобретение определенных  технических приемов становится  невозможным или замедляется  темп их усвоения и совершенствования. Например, хоккеист, обладающий хорошей  гибкостью, при обводке может  убрать клюшкой шайбу дальше  от соперника и обыграть его, не теряя контроля над шайбой;

- у хоккеистов часто  возникают травмы (повреждение мышц, связок);

- повышение уровня других  физических качеств задерживается  или их развитие не может  быть использовано полностью;

- качество управления движeнием ухудшается. В частности, снижается его экономичность.

Наибольшие темпы прироста гибкости отмечаются в период до 13-14 лет. С возрастом показатели гибкости, а также способность к ее развитию уменьшаются. Поэтому в подготовке хоккеистов до 14 лет необходимо уделять большое внимание развитию гибкости. В более позднем возрасте гибкость нужно поддерживать на необходимом уровне. Подвижность в суставах по своему характеру специфична. Хорошая подвижность в каком-либо одном суставе в одном направлении совершенно не влияет на увеличение амплитуды в другом направлении и тем более в другом суставе. Поэтому необходимо выполнять упражнения на развитие подвижности в разных плоскостях и во всех суставах.

Для развития гибкости и ее поддержания применяются упражнения, выполняемые с максимально возможной амплитудой движения, - упражнения на растягивание. Эти упражнения могут быть активными (выполняются самостоятельно за счет активной работы мышц) и пассивными (выполняются за счет внешних отягощений, партнера).

К упражнениям, развивающим гибкость, относятся:

1) маховые движения отдельными  звеньями тела;

2) пружинящие движения;

3) статические упражнения, связанные с сохранением максимальной  амплитуды в течение нескольких  секунд.

Упражнения на гибкость выполняются повторным методом, сериями по 10-25 раз в каждом подходе. Количество серий - не менее 2-3 в каждом упражнении. Амплитуда движений постепенно увеличивается до максимальной. Темп выполнения упражнения средний и медленный. Каждый комплекс упражнений целесообразно выполнять длительное время для получения желаемого эффекта. Упражнения на растягивание можно выполнять до появления легкой боли, что является сигналом к прекращению работы.

Упражнения на развитие гибкости должны присутствовать в каждом занятии во время разминки. Их полезно выполнять между силовыми и скоростными заданиями. В заключительной части занятия следует выполнять упражнения для развития пассивной гибкости и статические задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подготовка юных хоккеистов – сложный, многогранный и длительный процесс. Некоторые вопросы, связанные с подготовкой юных хоккеистов, еще не изучены и требуют экспериментальных исследований.

Занятия хоккеем способствуют разностороннему комплексному воздействию на органы и системы. Игровой деятельности хоккеиста присуще разнообразие движений чрезмерной интенсивности, в которых задействовано большое количество мышечных групп, осуществляющих работу в различных режимах энергообеспечения. Игровая деятельность комплексно воздействует на органы и системы организма хоккеиста, укрепляя их, повышая общий уровень их функционирования, обеспечивает развитие физических качеств (силовых, скоростно-силовых, выносливости, ловкости и гибкости) и формированию двигательных навыков. Жесткость силовых единоборств и высокая эмоциональность соревновательной деятельности вызывают большие психические и физические напряжения. Постоянное внезапное изменение игровых ситуаций требует от игроков предельной собранности, обостренного внимания, умения быстро оценивать обстановку и принять рациональное решение.

Это способствует игровой деятельности хоккеиста, способствует воспитанию у него координационных качеств, распределенного внимания, периферического зрения, пространственной и временной ориентировки.

Таким образом, рассмотрены характерные черты игровой деятельности хоккеиста, и ее воздействие на организм человека свидетельствует о хоккее как о важном и эффективном средстве системы физического воспитания.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков. - Киев: Здоровье. 2001. - 140 с.

2. Ильин Е.П. Двигательная память и память на движения - синонимы // Вопросы психологии. - 2000. - №4. С. 27. 

3. Мартиросов Э.Г., Шустин Б.Н. Модельные характеристики морфологических особенностей спортсменов в основных группах видов спорта // Основы и методы спортивной ориентации и отбора в основных видах спорта. М., 2008. - С. 48 - 50.

4. Родионов А.В. Влияние психофизиологических факторов на спортивный результат. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 112 с. 

5. Савин В.П. Львов В.С. Силовая и скоростно-силовая подготовка в системе тренировки хоккеистов: Метод, разраб. для студентов, слушателей фак. усовер., повыш. квал в Высш. школе тренеров ГЦОЛИФКа. - М: 2000 г. – 26 с.

Информация о работе Основы физической подготовки в хоккее с шайбой