Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:44, реферат
Для того чтобы успешно готовить легкоатлетические резервы в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР необходимо в первую очередь организовать планомерный многолетний учебно-тренировочный и воспитательный процесс для детей и юношей (9 -19 лет), основанный на учёте закономерностей роста молодого организма, развития физических, морально-волевых качеств, овладения широким диапазоном двигательных навыков без форсирования подготовки. Такой процесс позволит уже к 18 - 19 годам наиболее одарённым спортсменам выйти на уровень достижений международного класса. Высокие спортивные достижения в таком возрасте в целом оправданы. Главная проблема заключается в том, каким путём они достигнуты.
Направленность тренировочного процесса в многоборьях у девушек и юношей одинакова, и они могут быть объединены в одну учебно-тренировочную группу. Однако с ростом мастерства юноши и девушки, как правило, делятся на разные группы в связи с разным составом видов лёгкой атлетики, входящих в классические многоборья.
Обычно в соревнованиях и
тренировочных занятиях многоборцев
используются такие же снаряды и
те же расстановка и высота барьеров,
как в соответствующих
В начальной подготовке юных многоборцев важно определить, с каких видов надо начинать подготовку. Существует два мнения. Первое - начальными видами являются спринтерский бег, прыжки в высоту и толкание ядра. Сторонники этого направления считают, что спринтерский бег определяет успех в 5 видах десятиборья, прыжок в высоту вырабатывает прыгучесть, необходимую для всех прыжков, а толкание ядра - силу. Сторонники второго направления рекомендуют начинать подготовку с технически сложных видов: барьерного бега, прыжков с шестом и метания копья.
Тренировка в многоборье, как и в других видах лёгкой атлетики, должна быть разносторонней, тем более, что сами многоборья состоят из различных видов. Она должна предусматривать более широкий круг упражнений, чем программы десятиборья и семиборья. Юному многоборцу рекомендуется использовать средства из других видов спорта, особенно игры, гимнастику, акробатику, лыжный спорт, плавание.
На первых этапах начальной специализации следует стремиться к росту спортивных достижений за счёт совершенствования техники видов многоборья, а не за счёт повышения физических качеств, особенно силы.
Соревновательная подготовка юных многоборцев должна включать участие как в многоборьях, так и в отдельных видах лёгкой атлетики и до 6 - 8 стартов в год. Из них 3 - 5 по многоборью, включающему 7 - 10 видов.
Тактика участия в соревнованиях по отдельным видам лёгкой атлетики должна предусматривать выступление в "благополучных " видах на крупных соревнованиях, с сильной конкуренцией, а в отстающих видах - в более мелких и при отсутствии сильной конкуренции. Это будет способствовать выработке правильной психологии спортсмена, его уверенности в своих силах.
Объёмы наиболее интенсивных средств значительно ниже , чем у специализирующихся в отдельных видах. На этапе начальной специализации параметры тренировочных нагрузок находятся на уровне 35 - 40% (1-й год) и 55 - 60% (4-й год), а на этапе углублённой специализации - в начале 65%, в конце до 85% от объёмов, выполняемых МСМК.
Ежегодное повышение объёмов наиболее интенсивных средств тренировки должно составлять до 10%. В то же время средства разносторонней физической подготовки ежегодно сокращаются.
Воспитательная работа с юными легкоатлетами
Условно можно выделить три стороны
воспитательного процесса: воспитание
общественной морали; воспитание волевых
качеств и психологическая
Тренер в процессе многолетней подготовки должен учитывать все эти факторы, действующие на учеников, и на их основе руководить воспитательным процессом. Постепенно, особенно с ростом спортивных результатов, влияние тренера на ученика становится всё больше, и в этот период он может решить самые сложные проблемы воспитания, с которыми не могут справиться школьный коллектив и семья.
Поэтому личностные качества тренера,
его идейная убеждённость, патриотизм,
честность и
Тренер - основная фигура в спортивной
школе, проводящая воспитательную работу
и психологическую подготовку. Воспитательная
работа с юными спортсменами должна
проводиться всегда до занятий, во время
занятий и после их окончания
в очень корректной и ненавязчивой
форме. Она начинается с установления
товарищеских отношений между всеми
занимающимися, налаживания взаимопомощи
при выполнении упражнений, обсуждения
планов и перспектив тренировочной
группы, организации досуга. На этапе
начальной подготовки следует постепенно
вводить юных легкоатлетов в мир
спорта, рассказывать о лучших легкоатлетах
мира, об успехах российского спорта,
что способствует воспитанию патриотизма.
В дальнейшем теоретические занятия
могут посвящаться разбору
Высококвалифицированные легкоатлеты
должны обладать очень большой
Большие успехи в лёгкой атлетике обычно связаны с достижением намеченного результата или победой над соперником. Победить слабого не сложно. Значительно труднее победить равного или более сильного соперника. Поэтому процесс тренировки постоянно связан с развитием волевых качеств спортсменов. Выработка воли начинается порой с самых обыденных вещей и прежде всего с отказа от многих вредных привычек, неорганизованности. Начинающий спортсмен должен иметь строгий распорядок дня: учёбы, отдыха, сна, тренировки; соблюдать определённый режим питания, а главное - несколько раз в неделю, затем ежедневно, а позднее 2 раза в день серьёзно тренироваться.
Стремление прославить свою Родину, город, желание подготовиться к труду и защите Родины, долг перед коллективом - это идейная основа, обеспечивающая целеустремлённость, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена.
Основными волевыми качествами легкоатлета являются дисциплинированность, настойчивость, упорство в преодолении трудностей, уверенность в себе, смелость, решительность, воля к победе, которые совершенствуются в процессе многолетней подготовки.
Дисциплинированность - это строгое соблюдение правил и законов на работе, в общежитии, на тренировке, чёткое выполнение составленного режима дня, творческое отношение к выполнению распоряжений старших товарищей и тренеров.
Без настойчивости и упорства невозможен путь к победе и достижениям, поэтому необходима ясно поставленная цель: пробежать нужное количество километров, выполнить норматив, попасть в сборную команду и т. д. Необходимо приучить ученика верить в достижение цели, даже несмотря на временные неудачи.
Тренер должен постоянно приучать
молодых легкоатлетов не обходить,
а преодолевать встречающиеся трудности,
с которыми всегда связаны тренировка
и соревнования. Чем быстрее бег,
выше планка, длиннее полёт снаряда,
чем сильнее конкуренция, тем
быстрее наступает утомление, с
которым надо активно бороться. Трудности
возникают и в связи с
Участвуя в соревнованиях
Воля к победе, её воспитание и проявление неразрывно связаны со всеми моральными и волевыми качествами. Важную роль в воспитании воли к победе играют соревнования. Однако воля к победе в связи с преодолением трудностей может воспитываться и в повседневной жизни. Волевые качества совершенствуются в борьбе с трудностями, создаваемыми внешней средой, в борьбе с самим собой. При этом главную роль играет самовоспитание: чтобы в нужной мере развивать свою волю, характер, необходимо большое самосознание; чтобы добиться высоких спортивных результатов в лёгкой атлетике - огромное желание тренироваться. Опыт показывает, что у спортсменов, добившихся высоких спортивных результатов, очень рано проявляются бойцовские качества и спортивный характер. Следовательно, для того чтобы спортсмен смог успешно проявить себя в соревнованиях любого, самого высокого ранга, необходимо чтобы уже в юношеском возрасте у него сформировались высокие морально-волевые качества.
Поведение спортсмена на соревнованиях является результатом того, что было заложено в процессе подготовки. Редко бывает, когда спортсмен, негативно проявляющий себя в ходе тренировочного процесса, положительно ведёт себя на соревнованиях. Недостатки, допущенные спортсменом в ходе подготовки, приводят к ошибкам в состязании. Именно в условиях острой спортивной борьбы, когда необходимо быстро и самостоятельно принять решение, выявляются те недоработки в воспитательном процессе, о которых тренеры, да и сами спортсмены, подчас и не подозревают.