Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:44, реферат

Краткое описание

Для того чтобы успешно готовить легкоатлетические резервы в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР необходимо в первую очередь организовать планомерный многолетний учебно-тренировочный и воспитательный процесс для детей и юношей (9 -19 лет), основанный на учёте закономерностей роста молодого организма, развития физических, морально-волевых качеств, овладения широким диапазоном двигательных навыков без форсирования подготовки. Такой процесс позволит уже к 18 - 19 годам наиболее одарённым спортсменам выйти на уровень достижений международного класса. Высокие спортивные достижения в таком возрасте в целом оправданы. Главная проблема заключается в том, каким путём они достигнуты.

Файлы: 1 файл

Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

Направленность тренировочного процесса в многоборьях у девушек и  юношей одинакова, и они могут  быть объединены в одну учебно-тренировочную  группу. Однако с ростом мастерства юноши и девушки, как правило, делятся на разные группы в связи  с разным составом видов лёгкой атлетики, входящих в классические многоборья.

Обычно в соревнованиях и  тренировочных занятиях многоборцев  используются такие же снаряды и  те же расстановка и высота барьеров, как в соответствующих возрастных группах юных метателей и барьеристов.

В начальной подготовке юных многоборцев  важно определить, с каких видов  надо начинать подготовку. Существует два мнения. Первое - начальными видами являются спринтерский бег, прыжки в  высоту и толкание ядра. Сторонники этого направления считают, что спринтерский бег определяет успех в 5 видах десятиборья, прыжок в высоту вырабатывает прыгучесть, необходимую для всех прыжков, а толкание ядра - силу. Сторонники второго направления рекомендуют начинать подготовку с технически сложных видов: барьерного бега, прыжков с шестом и метания копья.

Тренировка в многоборье, как  и в других видах лёгкой атлетики, должна быть разносторонней, тем более, что сами многоборья состоят из различных видов. Она должна предусматривать более широкий круг упражнений, чем программы десятиборья и семиборья. Юному многоборцу рекомендуется использовать средства из других видов спорта, особенно игры, гимнастику, акробатику, лыжный спорт, плавание.

На первых этапах начальной специализации  следует стремиться к росту спортивных достижений за счёт совершенствования  техники видов многоборья, а не за счёт повышения физических качеств, особенно силы.

Соревновательная подготовка юных многоборцев должна включать участие как в многоборьях, так и в отдельных видах лёгкой атлетики и до 6 - 8 стартов в год. Из них 3 - 5 по многоборью, включающему 7 - 10 видов.

Тактика участия в соревнованиях  по отдельным видам лёгкой атлетики должна предусматривать выступление  в "благополучных " видах на крупных  соревнованиях, с сильной конкуренцией, а в отстающих видах - в более  мелких и при отсутствии сильной  конкуренции. Это будет способствовать выработке правильной психологии спортсмена, его уверенности в своих силах.

Объёмы наиболее интенсивных средств  значительно ниже , чем у специализирующихся в отдельных видах. На этапе начальной специализации параметры тренировочных нагрузок находятся на уровне 35 - 40% (1-й год) и 55 - 60% (4-й год), а на этапе углублённой специализации - в начале 65%, в конце до 85% от объёмов, выполняемых МСМК.

Ежегодное повышение объёмов наиболее интенсивных средств тренировки должно составлять до 10%. В то же время средства разносторонней физической подготовки ежегодно сокращаются.

Воспитательная работа с юными  легкоатлетами

Условно можно выделить три стороны  воспитательного процесса: воспитание общественной морали; воспитание волевых  качеств и психологическая подготовка; воспитание специальных профессиональных навыков, необходимых для достижения высших спортивных результатов в  избранном виде лёгкой атлетики. Процесс воспитания юного легкоатлета осуществляется в семье, под влиянием родителей; в школе, с помощью учителей, в спортивной школе - тренера. Кроме того, на формирование общественной морали и других качеств у юношей и девушек большое влияние оказывают средства массовой информации: кино, телевидение, радио, газеты и журналы.

Тренер в процессе многолетней  подготовки должен учитывать все  эти факторы, действующие на учеников, и на их основе руководить воспитательным процессом. Постепенно, особенно с ростом спортивных результатов, влияние тренера  на ученика становится всё больше, и в этот период он может решить самые сложные проблемы воспитания, с которыми не могут справиться школьный коллектив и семья.

Поэтому личностные качества тренера, его идейная убеждённость, патриотизм, честность и дисциплинированность будут играть в формировании юного  спортсмена немаловажную роль.

Тренер - основная фигура в спортивной школе, проводящая воспитательную работу и психологическую подготовку. Воспитательная работа с юными спортсменами должна проводиться всегда до занятий, во время  занятий и после их окончания  в очень корректной и ненавязчивой форме. Она начинается с установления товарищеских отношений между всеми  занимающимися, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, обсуждения планов и перспектив тренировочной  группы, организации досуга. На этапе  начальной подготовки следует постепенно вводить юных легкоатлетов в мир  спорта, рассказывать о лучших легкоатлетах мира, об успехах российского спорта, что способствует воспитанию патриотизма. В дальнейшем теоретические занятия  могут посвящаться разбору соревнований и тренировочных уроков под девизами: "Обучаясь технике, я должен выполнять  всё правильно", " Я должен выполнять  задания полностью, как бы трудно мне ни было", "Я должен выполнить  контрольный норматив", "Я должен победить в соревнованиях своего соперника (равного по квалификации)" и т. д.

Высококвалифицированные легкоатлеты  должны обладать очень большой работоспособностью и, следовательно, громадным трудолюбием, которое следует воспитывать  в спортивных школах, на тренировочных  занятиях и в ходе специальных  мероприятий.

Большие успехи в лёгкой атлетике обычно связаны с достижением  намеченного результата или победой  над соперником. Победить слабого  не сложно. Значительно труднее победить равного или более сильного соперника. Поэтому процесс тренировки постоянно  связан с развитием волевых качеств спортсменов. Выработка воли начинается порой с самых обыденных вещей и прежде всего с отказа от многих вредных привычек, неорганизованности. Начинающий спортсмен должен иметь строгий распорядок дня: учёбы, отдыха, сна, тренировки; соблюдать определённый режим питания, а главное - несколько раз в неделю, затем ежедневно, а позднее 2 раза в день серьёзно тренироваться.

 

Стремление прославить свою Родину, город, желание подготовиться к  труду и защите Родины, долг перед  коллективом - это идейная основа, обеспечивающая целеустремлённость, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена.

Основными волевыми качествами легкоатлета  являются дисциплинированность, настойчивость, упорство в преодолении трудностей, уверенность в себе, смелость, решительность, воля к победе, которые совершенствуются в процессе многолетней подготовки.

Дисциплинированность - это строгое  соблюдение правил и законов на работе, в общежитии, на тренировке, чёткое выполнение составленного режима дня, творческое отношение к выполнению распоряжений старших товарищей  и тренеров.

Без настойчивости и упорства невозможен путь к победе и достижениям, поэтому  необходима ясно поставленная цель: пробежать  нужное количество километров, выполнить  норматив, попасть в сборную команду  и т. д. Необходимо приучить ученика  верить в достижение цели, даже несмотря на временные неудачи.

Тренер должен постоянно приучать молодых легкоатлетов не обходить, а преодолевать встречающиеся трудности, с которыми всегда связаны тренировка и соревнования. Чем быстрее бег, выше планка, длиннее полёт снаряда, чем сильнее конкуренция, тем  быстрее наступает утомление, с  которым надо активно бороться. Трудности  возникают и в связи с климатическими условиями: плохой погодой, сильным  ветром и т. д., которые юные спортсмены должны научиться преодолевать.

Участвуя в соревнованиях любого масштаба, спортсмены непременно волнуются: их беспокоит тактика противника, оценка зрителей, выполнение элементов  техники и т. д. Необходима уверенность  в своих силах, решительность, чтобы  преодолеть это волнение и достойно вести борьбу за победу, за высокий  результат. Необходимо научить воспитанников  самостоятельно решать сложные задачи, возникающие как в процессе подготовки так и на соревнованиях.

Воля к победе, её воспитание и  проявление неразрывно связаны со всеми моральными и волевыми качествами. Важную роль в воспитании воли к победе играют соревнования. Однако воля к победе в связи с преодолением трудностей может воспитываться и в повседневной жизни. Волевые качества совершенствуются в борьбе с трудностями, создаваемыми внешней средой, в борьбе с самим собой. При этом главную роль играет самовоспитание: чтобы в нужной мере развивать свою волю, характер, необходимо большое самосознание; чтобы добиться высоких спортивных результатов в лёгкой атлетике - огромное желание тренироваться. Опыт показывает, что у спортсменов, добившихся высоких спортивных результатов, очень рано проявляются бойцовские качества и спортивный характер. Следовательно, для того чтобы спортсмен смог успешно проявить себя в соревнованиях любого, самого высокого ранга, необходимо чтобы уже в юношеском возрасте у него сформировались высокие морально-волевые качества.

Поведение спортсмена на соревнованиях  является результатом того, что было заложено в процессе подготовки. Редко  бывает, когда спортсмен, негативно  проявляющий себя в ходе тренировочного процесса, положительно ведёт себя на соревнованиях. Недостатки, допущенные спортсменом в ходе подготовки, приводят к ошибкам в состязании. Именно в условиях острой спортивной борьбы, когда необходимо быстро и самостоятельно принять решение, выявляются те недоработки  в воспитательном процессе, о которых  тренеры, да и сами спортсмены, подчас и не подозревают.


Информация о работе Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах