Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:44, реферат
Для того чтобы успешно готовить легкоатлетические резервы в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР необходимо в первую очередь организовать планомерный многолетний учебно-тренировочный и воспитательный процесс для детей и юношей (9 -19 лет), основанный на учёте закономерностей роста молодого организма, развития физических, морально-волевых качеств, овладения широким диапазоном двигательных навыков без форсирования подготовки. Такой процесс позволит уже к 18 - 19 годам наиболее одарённым спортсменам выйти на уровень достижений международного класса. Высокие спортивные достижения в таком возрасте в целом оправданы. Главная проблема заключается в том, каким путём они достигнуты.
Способность к быстроте движений заложена
у человека генетически. К 12 - 13 годам
быстрота и подвижность нервных
процессов почти достигают
В группах начальной подготовки
важное значение приобретает развитие
ловкости движений, особенно в игровых
и кроссовых тренировочных
Важными компонентами ловкости являются
"чувство равновесия", "чувство
времени", "чувство снаряда",
что заставляет преподавателя уже
в первый период занятий лёгкой атлетикой
развивать эти способности
Параллельно с развитием ловкости
у детей необходимо развивать
гибкость. В 7 - 8-летнем возрасте дети обладают
хорошей гибкостью и
Особое значение на этапе начальной подготовки приобретает развитие выносливости. Именно в упражнениях на выносливость юные легкоатлеты сталкиваются с преодолением больших физических и психических нагрузок. Упражнения на выносливость повышают физическую работоспособность легкоатлетов, что в дальнейшем помогает им выполнять значительные объёмы тренировочных нагрузок в беге, прыжках, метаниях, многоборьях, спортивной ходьбе.
Важное значение приобретает развитие аэробных способностей детей, что приводит к повышению функций кислородно-транспортной системы (потребление кислорода, увеличение лёгочной вентиляции, повышение капиляризации мышц, утилизация кислорода, экономизация сердечной деятельности и укрепление сердечной мышцы).
Аэробный режим у детей 9 - 11 лет может быть определён по данным ЧСС в период продолжительного бега: у мальчиков до 170 - 175 и у девочек до 175 - 180 уд/мин. Эти показатели несколько выше, чем у взрослых спортсменов, так как пульсовые режимы детей превышают такие режимы взрослых.
Для развития общей выносливости (аэробных возможностей) на этапе начальной подготовки используются длительные кроссы, спортивные игры, лыжи, плавание, пробеги на шоссе, длительные туристские прогулки в горной местности.
Анаэробные возможности (специальная выносливость спринтеров, барьеристов, прыгунов, метателей, бегунов на средние дистанции) развиваются посредством соревновательных упражнений, серийного выполнения прыжковых, бросковых и других скоростно-силовых упражнений.
Большой ошибкой многих тренеров является увлечение в подготовке тренировочными средствами, развивающими анаэробные возможности, так как это приводит почти всегда к форсированию развития организма.
Календарь соревнований. Как уже
говорилось выше, дети идут заниматься
спортом для интересного
В группах начальной подготовки учебный год желательно начинать с 1 сентября.
Соревнования надо проводить в следующей последовательности: сентябрь - 2 - 3 старта по кроссу; декабрь - 2 - 3 старта по многоборьям; апрель - 2 - 3 старта по кроссу, 1 - 2 старта в отдельных видах; июнь и начало июля - 2 - 3 старта по многоборьям, 2 - 3 старта в отдельных видах.
Пробеги по шоссе и в лесу могут проводиться в ноябре и марте. В октябре, ноябре, феврале и марте необходимо сосредоточиться на целенаправленной тренировке.
Этап начальной специализации легкоатлетов начинается в 12 - 13 лет и продолжается до 15 - 16 лет. Юные легкоатлеты занимаются в этом возрасте в учебно-тренировочных группах ДЮСШ, СДЮШОР в УОР и спец классах. Этот период двигательного развития детей характеризуется наиболее ярко неравномерностью прироста показателей физической подготовленности, завершением полового созревания (у девочек в 12 - 13 лет, у мальчиков в 14 - 15 лет).
При переходе от этапа предварительной подготовки к этапу начальной специализации тренер должен учитывать уровень физического развития и подготовленности, паспортный и биологический возраст спортсмена, его способности к возрастающим тренировочным нагрузкам.
Цель занятий на данном этапе заключается в разносторонней подготовке спортсменов в группе видов лёгкой атлетики и постепенном переходе к избранной специализации. Основными задачами этапа начальной специализации являются разносторонняя техническая подготовленность в группе смежных видов лёгкой атлетики, воспитание морально-волевых качеств, овладение основами тактической подготовки и широким объёмом теоретических знаний.
Решая основные задачи этапа, тренер-преподаватель постепенно проводит дальнейший отбор для специализации в отдельных видах лёгкой атлетики, основным критерием которого начинают служить спортивные результаты, достигнутые юными спортсменами на соревнованиях в родственных видах лёгкой атлетики.
Основными средствами подготовки являются широкий круг упражнений из родственных видов лёгкой атлетики, упражнения из других групп лёгкой атлетики, упражнения для повышения эмоциональности занятий, узкоспециализированные средства из отдельных видов лёгкой атлетики, соревновательные упражнения в специализированных многоборьях, теоретические занятия.
В учебно-тренировочных группах 40% времени должно отводиться средствам СФП, 40% - ОФП и 20% - средствам, повышающим эмоциональность занятий.
Постепенно с ростом уровня подготовленности увеличивается число занятий в недельном цикле, их продолжительность:
1-й и 2-й годы - 6 - 8 раз в неделю по 1,5 - 2 часа (2 - 3 дня в неделю по 2 занятия и 2 дня отдыха); 3-й и 4-й годы - 9 - 10 раз в неделю по 1,5 - 2 часа (4 дня в неделю по 2 занятия при 1 или 2 днях отдыха).
Непременным условием должно оставаться подведение итогов после каждого занятия.
На этом этапе происходит переориентация
целевой установки занимающихся
на достижение высоких спортивных результатов.
Средства для повышения эмоциональности
занятий применяются ещё в
большем объёме и выносятся в
отдельные тренировочные
Исходя из спортивного опыта
и теоретических разработок, структуры
спортивной техники и методики тренировки,
можно выделить следующие комплексы
специализаций в учебно-
В отдельных случаях можно
На всём протяжении этапа начальной
специализации тренер-
На этом этапе юные легкоатлеты
продолжают совершенствовать технику,
но уже в родственных видах. Значительно
увеличивается объём
В этом возрасте следует продолжать работу по воспитанию естественности и непринуждённости всех движений юного легкоатлета. Особенно это касается его беговых движений.
На этапе начальной специализации продолжается дальнейшее развитие физических качеств, но для различных групп лёгкой атлетики оно уже имеет избирательное направление. В 14 -17 лет наступает период наиболее выраженного прироста силы, развития нервно-мышечного аппарата и выносливости, говорящей о созревании кардиореспираторной системы. В спринтерском и барьерном беге, прыжках, метаниях и многоборьях основная направленность занятий должна заключаться в развитии скоростно-силовых качеств, абсолютной силы, необходимых для выполнения соревновательного упражнения групп мышц: быстроты движений, ловкости при несколько меньшем объёме средств, развивающих общую и специальную выносливость.
В беге на средние, длинные, сверхдлинные
дистанции и в спортивной ходьбе
много времени отводится
Воспитанию скоростно-силовых
Почти в одинаковом объёме для всех групп видов лёгкой атлетики продолжается развитие гибкости и подвижности в суставах.
На этапе начальной спортивной
специализации происходит постепенное
увеличение всех параметров тренировочных
нагрузок: общего объёма, объёма интенсивных
тренировочных средств
Соревновательная подготовка - на этапе начальной специализации имеет три формы: для 12 - 14-летних детей общие многоборья, к которым относятся четырёхборья и пятиборья; специализированные двоеборья (14 - 15), состоящие из смежных видов лёгкой атлетики; выступления в отдельных видах лёгкой атлетики.
При этом с возрастом занимающихся
удельный вес общих многоборий постепенно
уменьшается, которые затем переходят
в специализированные двоеборья. К
концу этапа объём
Соревнования концентрируются на зимнем этапе подготовительного периода (январь - февраль) и летнем соревновательном периоде (май - август).
Необходимо стремиться к тому, чтобы октябрь, ноябрь, декабрь, март и апрель были месяцами напряжённой тренировки. В эти месяцы также возможно выступление в одном соревновании, но без специальной подготовки.
К 15 - 16 годам юных спортсменов этап
начальной специализации