Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:44, реферат

Краткое описание

Для того чтобы успешно готовить легкоатлетические резервы в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР необходимо в первую очередь организовать планомерный многолетний учебно-тренировочный и воспитательный процесс для детей и юношей (9 -19 лет), основанный на учёте закономерностей роста молодого организма, развития физических, морально-волевых качеств, овладения широким диапазоном двигательных навыков без форсирования подготовки. Такой процесс позволит уже к 18 - 19 годам наиболее одарённым спортсменам выйти на уровень достижений международного класса. Высокие спортивные достижения в таком возрасте в целом оправданы. Главная проблема заключается в том, каким путём они достигнуты.

Файлы: 1 файл

Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

Способность к быстроте движений заложена у человека генетически. К 12 - 13 годам  быстрота и подвижность нервных  процессов почти достигают уровня взрослого организма. Поэтому важным фактором реализации генетически заложенных возможностей в проявлении быстроты, а следовательно, и достижения спортивных результатов в соответствующих видах является совершенствование её составляющих. На ранних этапах - развитие частоты и темпа движений, затем в 14 - 16 лет - скоростно-силовых качеств и мышечной силы, в 15 - 17 лет - специальной выносливости спринтера. Наиболее эффективными средствами развития быстроты в группах начальной подготовки будут  подвижные и спортивные игры, быстрый бег на контролируемых скоростях, эстафеты, прыжки и прыжковые упражнения, метание камней и лёгких предметов. На этапе начальной подготовки важное значение имеет развитие силы и скоростно-силовых качеств. В 9 -11 лет можно с помощью общеразвивающих упражнений совершенствовать силовые качества детей. Такой универсализм заметен в первые полтора - два года. В последующие периоды сила и скоростно-силовые качества должны развиваться более специализированно. Упражнения, воспитывающие силу, должны выполняться с минимальными напряжениями, исключающими натуживание, а также максимальные мышечные напряжения. Для развития силы рекомендуются акробатические упражнения, гимнастические упражнения на снарядах, упражнения с отягощениями небольшой массы (от одной трети до половины массы собственного тела).

В группах начальной подготовки важное значение приобретает развитие ловкости движений, особенно в игровых  и кроссовых тренировочных упражнениях, а также в занятиях по обучению технике легкоатлетических видов  и её совершенствованию. Овладение  новыми способами выполнения упражнений повышает способность координировать движения, т. е. развивает ловкость. Для этого используют упражнения в необычных условиях, с измененным исходным положением, смену способа  выполнения (например, прыжки спиной вперёд, прыжки с неопределённого разбега, метание левой рукой, выполнение новых движений в полёте).

Важными компонентами ловкости являются "чувство равновесия", "чувство  времени", "чувство снаряда", что заставляет преподавателя уже  в первый период занятий лёгкой атлетикой  развивать эти способности детей.

Параллельно с развитием ловкости у детей необходимо развивать  гибкость. В 7 - 8-летнем возрасте дети обладают хорошей гибкостью и подвижностью в суставах, к 11 - 13 годам эти качества теряются, особенно у детей, обладающих повышенной силой. Для воспитания гибкости следует использовать в первую очередь  барьерный бег, добиваться выполнения большинства специальных и основных упражнений с большой амплитудой, в занятия , особенно в подготовительную часть, включать для повышения гибкости специальные упражнения с предметами, у гимнастической стенки, акробатические упражнения на растягивание (шпагаты, полу шпагаты, мостики, силовые упражнения в положении барьерного шага, раз-личные наклоны сидя и стоя). Упражнения для развития гибкости надо выполнять систематически и включать их как в утреннюю зарядку, так и в основную тренировку.

Особое значение на этапе начальной  подготовки приобретает развитие выносливости. Именно в упражнениях на выносливость юные легкоатлеты сталкиваются с  преодолением больших физических и  психических нагрузок. Упражнения на выносливость повышают физическую работоспособность  легкоатлетов, что в дальнейшем помогает им выполнять значительные объёмы тренировочных  нагрузок в беге, прыжках, метаниях, многоборьях, спортивной ходьбе.

Важное значение приобретает развитие аэробных способностей детей, что приводит к повышению функций кислородно-транспортной системы (потребление кислорода, увеличение лёгочной вентиляции, повышение капиляризации мышц, утилизация кислорода, экономизация сердечной деятельности и укрепление сердечной мышцы).

Аэробный режим у детей 9 - 11 лет  может быть определён по данным ЧСС  в период продолжительного бега: у  мальчиков до 170 - 175 и у девочек  до 175 - 180 уд/мин. Эти показатели несколько  выше, чем у взрослых спортсменов, так как пульсовые режимы детей  превышают такие режимы взрослых.

Для развития общей выносливости (аэробных возможностей) на этапе начальной  подготовки используются длительные кроссы, спортивные игры, лыжи, плавание, пробеги  на шоссе, длительные туристские прогулки в горной местности.

Анаэробные возможности (специальная  выносливость спринтеров, барьеристов, прыгунов, метателей, бегунов на средние  дистанции) развиваются посредством  соревновательных упражнений, серийного  выполнения прыжковых, бросковых и  других скоростно-силовых упражнений.

Большой ошибкой многих тренеров является увлечение в подготовке тренировочными средствами, развивающими анаэробные возможности, так как это приводит почти всегда к форсированию развития организма.

Календарь соревнований. Как уже  говорилось выше, дети идут заниматься спортом для интересного проведения времени, поэтому соревнования в  процессе подготовки легкоатлетов уже  на начальных этапах должны занимать большое место. Именно в процессе соревнований происходит переориентация интересов занимающихся от увлекательного досуга к целенаправленной тренировке, достижению высоких спортивных результатов.

В группах начальной подготовки учебный год желательно начинать с 1 сентября.

Соревнования надо проводить в  следующей последовательности: сентябрь - 2 - 3 старта по кроссу; декабрь - 2 - 3 старта по многоборьям; апрель - 2 - 3 старта по кроссу, 1 - 2 старта в отдельных видах; июнь и начало июля - 2 - 3 старта по многоборьям, 2 - 3 старта в отдельных видах.

Пробеги по шоссе и в лесу могут  проводиться в ноябре и марте. В октябре, ноябре, феврале и марте  необходимо сосредоточиться на целенаправленной тренировке.

  1. Этап начальной спортивной специализации

Этап начальной специализации  легкоатлетов начинается в 12 - 13 лет  и продолжается до 15 - 16 лет. Юные легкоатлеты  занимаются в этом возрасте в учебно-тренировочных  группах ДЮСШ, СДЮШОР в УОР и  спец классах. Этот период двигательного развития детей характеризуется наиболее ярко неравномерностью прироста показателей физической подготовленности, завершением полового созревания (у девочек в 12 - 13 лет, у мальчиков в 14 - 15 лет).

При переходе от этапа предварительной  подготовки к этапу начальной  специализации тренер должен учитывать  уровень физического развития и  подготовленности, паспортный и биологический  возраст спортсмена, его способности  к возрастающим тренировочным нагрузкам.

Цель занятий на данном этапе  заключается в разносторонней подготовке спортсменов в группе видов лёгкой атлетики и постепенном переходе к избранной специализации. Основными  задачами этапа начальной специализации  являются разносторонняя техническая  подготовленность в группе смежных  видов лёгкой атлетики, воспитание морально-волевых качеств, овладение  основами тактической подготовки и  широким объёмом теоретических  знаний.

Решая основные задачи этапа, тренер-преподаватель  постепенно проводит дальнейший отбор  для специализации в отдельных  видах лёгкой атлетики, основным критерием которого начинают служить спортивные результаты, достигнутые юными спортсменами на соревнованиях в родственных видах лёгкой атлетики.

Основными средствами подготовки являются широкий круг упражнений из родственных  видов лёгкой атлетики, упражнения из других групп лёгкой атлетики, упражнения для повышения эмоциональности  занятий, узкоспециализированные средства из отдельных видов лёгкой атлетики, соревновательные упражнения в специализированных многоборьях, теоретические занятия.

В учебно-тренировочных группах 40% времени должно отводиться средствам  СФП, 40% - ОФП и 20% - средствам, повышающим эмоциональность занятий.

Постепенно с ростом  уровня подготовленности увеличивается число  занятий в недельном цикле, их продолжительность:

1-й и 2-й годы - 6 - 8 раз в неделю  по 1,5 - 2 часа (2 - 3 дня в неделю по 2 занятия и 2 дня отдыха); 3-й  и 4-й годы - 9 - 10 раз в неделю по 1,5 - 2 часа (4 дня в неделю по 2 занятия при 1 или 2 днях отдыха).

Непременным условием должно оставаться подведение итогов после каждого  занятия.

На этом этапе происходит переориентация целевой установки занимающихся на достижение высоких спортивных результатов. Средства для повышения эмоциональности  занятий применяются ещё в  большем объёме и выносятся в  отдельные тренировочные занятия  в осенний период, в разгрузочные микроциклы и дни.

Исходя из спортивного опыта  и теоретических разработок, структуры  спортивной техники и методики тренировки, можно выделить следующие комплексы  специализаций в учебно-тренировочных  группах: спринтерский бег (100, 200, 400 м); барьерный бег (110/100 и 400 м); бег на выносливость (от 800 до 42 195 м); спортивная ходьба; прыжки - в длину, тройной, высоту; прыжки с шестом; толкание ядра, метание  молота и диска; метание копья; многоборья.

В отдельных случаях можно выделить в самостоятельную специализацию  прыжки в высоту, исходя из высокого роста юных прыгунов, а также метание  молота, исходя из среднего роста, массы  и большой быстроты  движений юных метателей.

На всём протяжении этапа начальной  специализации тренер-преподаватель  должен проводить специализированные тесты и контрольные упражнения 2 - 4 раза в год и анализировать  их динамику.

На этом этапе юные легкоатлеты  продолжают совершенствовать технику, но уже в родственных видах. Значительно  увеличивается объём специальных  упражнений, обращается внимание на отработку  отдельных ведущих элементов  техники упражнений. Более широко применяется метод расчленённого  обучения технике: основное соревновательное упражнение разделяется на элементы, на овладение которыми отводится  определённое время. Затем эти элементы соединяются в связки, а затем - в целостное движение. При использовании  расчленённого метода следует всегда помнить, что доводить до автоматизма  выполнение отдельных элементов  не следует. Их необходимо вовремя сводить  в крупные связки, а последние, в свою очередь - в целостное упражнение. В этом случае не будут нарушаться переходы элементов  из одного в  другой, что позволит вовремя сформировать временные и пространственные взаимосвязи  между элементами и связками в  целостном упражнении.

В этом возрасте следует продолжать работу по воспитанию естественности и непринуждённости всех движений юного  легкоатлета. Особенно это касается его беговых движений.

На этапе начальной  специализации  продолжается дальнейшее развитие физических качеств, но для различных групп  лёгкой  атлетики оно уже имеет  избирательное  направление. В 14 -17 лет  наступает период наиболее выраженного  прироста силы, развития нервно-мышечного  аппарата и выносливости, говорящей  о созревании кардиореспираторной  системы. В спринтерском и барьерном  беге, прыжках, метаниях и многоборьях  основная направленность занятий должна заключаться в развитии скоростно-силовых  качеств, абсолютной силы, необходимых  для выполнения соревновательного  упражнения групп мышц: быстроты движений, ловкости при несколько меньшем  объёме средств, развивающих  общую  и специальную выносливость.

В беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе много времени отводится развитию выносливости и преимущественно  аэробных возможностей в сочетании  с анаэробными.

Воспитанию скоростно-силовых качеств, быстроты, абсолютной силы и ловкости отводится меньше времени, но используется оно более целенаправленно, избирательно.

Почти в одинаковом объёме для всех групп видов лёгкой атлетики продолжается развитие гибкости и подвижности  в суставах.

На этапе начальной спортивной специализации происходит постепенное  увеличение всех параметров тренировочных  нагрузок: общего объёма, объёма интенсивных  тренировочных средств различной  направленности. Однако в этом возрасте на спортивные результаты оказывает  большое влияние прирост общего объёма тренировочной нагрузки, который  повышается за счёт увеличения числа  тренировочных занятий и объёма отдельных занятий. Примерный прирост  общего объёма тренировочных нагрузок из года в год составляет 10 - 15%. Повышение  интенсивности занятий происходит за счёт увеличения объёма специальных  упражнений, количества соревнований и средств скоростно-силовой подготовки. На этом этапе ещё очень осторожно  следует подходить к использованию  наиболее сильно действующих упражнений узкоспециализированной направленности: повторного и интервального бега на различных отрезках, прыжков с  полного разбега и на максимальной высоте, метаний тяжёлых снарядов "на результат".

Соревновательная подготовка - на этапе начальной специализации имеет три формы: для 12 - 14-летних детей общие многоборья, к которым относятся четырёхборья и пятиборья; специализированные двоеборья (14 - 15), состоящие из смежных видов лёгкой атлетики; выступления в отдельных видах лёгкой атлетики.

При этом с возрастом занимающихся удельный вес общих многоборий постепенно уменьшается, которые затем переходят  в специализированные двоеборья. К  концу этапа объём соревновательной подготовки в отдельных видах  лёгкой атлетики значительно повышается, достигая 10 -12 состязаний в год.

Соревнования концентрируются  на зимнем этапе подготовительного  периода (январь - февраль) и летнем соревновательном периоде (май - август).

Необходимо стремиться к тому, чтобы  октябрь, ноябрь, декабрь, март и апрель были месяцами напряжённой тренировки. В эти месяцы также возможно выступление  в одном соревновании, но без специальной  подготовки.

  1. Этап углублённой специализации

К 15 - 16 годам юных спортсменов этап начальной специализации постепенно переходит в этап углублённой  специализации. Это выражается в  увеличении числа стартов в соревнованиях  на основной дистанции, в основном виде прыжков и метаний, в классических многоборьях, в более углублённом  совершенствовании техники отдельных  видов лёгкой атлетики.

Информация о работе Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах