Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:44, реферат
Для того чтобы успешно готовить легкоатлетические резервы в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР необходимо в первую очередь организовать планомерный многолетний учебно-тренировочный и воспитательный процесс для детей и юношей (9 -19 лет), основанный на учёте закономерностей роста молодого организма, развития физических, морально-волевых качеств, овладения широким диапазоном двигательных навыков без форсирования подготовки. Такой процесс позволит уже к 18 - 19 годам наиболее одарённым спортсменам выйти на уровень достижений международного класса. Высокие спортивные достижения в таком возрасте в целом оправданы. Главная проблема заключается в том, каким путём они достигнуты.
Этап углублённой
Этот период двигательного развития
подростка характеризуется
При переходе от этапа начальной
специализации к этапу
Цель занятий на данном этапе - достижение высоких спортивных результатов (на уровне норматива мастера спорта России и кандидата в мастера спорта).
Основными задачами этого этапа являются углублённая специализация в 1 - 2 видах лёгкой атлетики с использованием всей совокупности средств и методов тренировки, совершенствование техники избранных видов лёгкой атлетики, продолжение разносторонней физической подготовки, совершенствование моральных и волевых качеств, психологическая, тактическая и теоретическая подготовка.
В отдельных случаях тренер по итогам соревнований и индивидуальным признакам может и на этом этапе поменять спортивную специализацию легкоатлета.
Основными средствами подготовки молодых
легкоатлетов на этом этапе являются
специальные тренировочные
В группах спортивного
Постепенно с ростом спортивных
достижений увеличивается и число
занятий в недельном цикле
до 11 -12, а иногда и до 15 (включая
утреннюю специализированную тренировку-зарядку).
При 12 занятиях схема недельного микроцикла
будет выглядеть следующим
Соревновательная подготовка проводится преимущественно в отдельных видах лёгкой атлетики, на строго выделенных для этого этапах годичного цикла.
Этап спортивного
Особенности подготовки юных легкоатлетов в беге, прыжках, метаниях, многоборьях
Многолетняя подготовка юных легкоатлетов в соответствии с формой и содержанием видов лёгкой атлетики как в России, так и в других странах ведётся по группам родственных видов: спринтерскому и барьерному бегу, бегу на выносливость и спортивной ходьбе, прыжкам, метаниям и многоборьям. В отдельных случаях по этим группам проводятся свои национальные и международные соревнования, такие как первенство мира по кроссу, спортивной ходьбе, чемпионаты Европы по многоборьям, соревнования по спринтерским эстафетам и т. д. Каждая из этих родственных групп имеет свои методические особенности подготовки.
Спринтерский и барьерный бег - две большие группы, объединяющие 14 видов олимпийской программы (7 у мужчин и 7 у женщин). По характеру методики тренировки на этапах углублённой специализации и высших достижений можно выделить четыре направления: бег на 100, 200 м и эстафета 4-100 м; бег 400 м и эстафета 4-400 м; бег на 110 м с/б и 100 м с/б у девушек; бег на 400 м с/б.
Однако на этапе начальной спортивной специализации должны быть выделены только две группы: спринтерского и барьерного бега.
На этапах начальной подготовки
и начальной спортивной специализации
в соревнованиях чаще всего используются
укороченные дистанции в
В "длинном" барьерном беге подготовка резервов начинается с 14 лет, так как считается, что барьерист на 400 м должен начинать свою подготовку с короткой дистанции. Большинство выдающихся барьеристов на 400 м имели высокие результаты в беге на 110 м с/б.
Как уже говорилось, тренировочный процесс спринтеров и барьеристов должен обеспечивать разностороннюю физическую подготовку, в том числе разностороннюю беговую. Поэтому на этапе начальной специализации в учебно-тренировочных группах подготовка спринтеров направлена на тренировку юных спортсменов на всех трёх дистанциях - 100, 200, 400 м, а барьеристов на двух - 100/110 и 400 м. Это обусловлено тем, что разносторонняя беговая подготовка расширяет функциональные возможности, совершенствует все физические качества, а главное, даёт возможность на этапах спортивного совершенствования и высшего мастерства значительно повысить объём бега с максимальными и около максимальными скоростями, что обеспечивает достижение спортивных результатов международного уровня.
Анализ спортивных биографий выдающихся спринтеров мира показывает, что разносторонняя беговая подготовленность, выраженная в высоких результатах на 2 - 3 дистанциях, является важнейшим компонентом достижения рекордных результатов в беге на отдельной спринтерской дистанции и в современной системе спортивной подготовки.
Несмотря на то, что существуют
определённые индивидуальные психологические,
морфологические, функциональные показатели
предрасположенности
Для наиболее перспективных бегунов
разработаны модельные
Таблица 2
Модельные характеристики
Юноши
Продолжение табл. 2.
Девушки
В качестве контрольных нормативов кроме модельных характеристик для бегунов на 100 и 200 м должен использоваться бег на 40 м с низкого старта; а также повторный бег 5-200 м с интервалом отдыха 5 мин. Важным упражнением для контроля за скоростно-силовыми качествами бегуна будут 10 приседаний с отягощением в 50% от собственного веса, выполняемых на время. Эти показатели для групп спортивного совершенствования должны иметь следующие величины: юноши - около 10,0 с, девушки - около 14,0 с, для бегунов на 400 м может быть использован результат в беге на 200 и 500 м. В коротком барьерном беге используется про бегание 11 барьеров на время, а для длинного барьерного бега – про бегание дистанции 500 м с восемью барьерами. Важным моментом является определение времени одного барьерного цикла (сход - сход), которое к концу этапа спортивного совершенствования должно достигать у юношей 3,9 - 4,2 с, у девушек - 4,6 - 4,8 с (для 400 м с/б), для короткого барьерного бега - 1,1 -1,2 с у юношей и девушек. Тренировочные нагрузки юных спринтеров и барьеристов должны постепенно повышаться из года в год. Важнейшим параметром нагрузки является бег с соревновательной и около соревновательной скоростью на различных отрезках. Объём интенсивных средств тренировки должен повышаться постепенно на протяжении 6 - 8 лет. На этапе начальной специализации в учебно-тренировочных группах эти объёмы должны составлять 35 - 60% от максимальных величин при постепенном ежегодном увеличении до 10%. Такая динамика тренировочных нагрузок обеспечивает плавный, постепенный переход от разносторонних физических нагрузок к остро специализированным и не допускает форсирования подготовки спринтеров и барьеристов, раннего истощения их нервной системы. Значительные объёмы бега с максимальной скоростью у юных спортсменов часто приводят к образованию так называемого скоростного барьера, являющегося значительным препятствием на пути повышения скорости при беге по дистанции. В целях избежания образования "скоростного барьера" юные спринтеры и барьеристы должны использовать в тренировке следующие методические приёмы: бег с изменением длины шагов (более короткими и более длинными), частоты шагов (бежать чаще или реже); быстрый бег по дорожке с изменяющимся рельефом: в гору, под гору, по виражу, зигзагами и т. д. Эти упражнения могут включаться в тренировку юных бегунов в значительных объёмах. Бег на средние, длинные, сверхдлинные дистанции и спортивная ходьба. Эта группа лёгкой атлетики объединяет 14 видов олимпийской программы: 8 у мужчин и 6 у женщин. По характеру и направленности методики тренировки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства можно выделить следующие группы: бег 800 и 1500 м; бег 5000 и 10 000 м; марафонский бег; бег 3000 м с/п; спортивная ходьба. С самого начала занятий лёгкой атлетикой и особенно на этапе начальной специализации в беге на выносливость тренеры должны работать с учениками над совершенствованием техники бега и ходьбы. Главным критерием техники в упражнениях на выносливость является экономичность, в то время как в спринтерском и барьерном беге - мощность беговых движений. В беге на средние и длинные дистанции во всём мире наблюдается самый незначительный переход сильнейших юношей и девушек в группу взрослых спортсменов. Это связано с тем, что многие талантливые бегуны слишком рано и в больших объёмах начинают применять остро специализированные средства тренировки на выносливость: темповый кроссовый бег, интервальный и повторный бег на отрезках. Специализированная тренировка
должна начинаться после того, как
у юного бегуна заложен фундамент
разносторонней физической и технической
подготовленности. Поэтому на этапе
начальной специализации Ранняя специализация в беге (11-14 лет), хотя частично и определяет рост результатов в детском и юношеском возрасте, не обеспечивает достижений мирового класса в последующем. Поэтому подготовка на этапе начальной специализации должна быть направлена на развитие функциональных систем (сердце, лёгкие, кровь), укрепление мышечно-связочного аппарата, так как именно непереносимость нагрузок (кости, связки, мышцы) становится впоследствии фактором, ограничивающим работоспособность бегунов и скороходов. В настоящее время в
подготовке используются четыре группы
упражнений, выделенных по характеру
энергообеспечения и 1. Аэробной направленности. Бег в диапазоне ЧСС у юных бегунов до 160 уд/мин, (накопление лак тата в крови до 40 мг%) с двумя зонами нагрузки, восстановительной и поддерживающей тренированности. 2. Смешанной аэробно-анаэробной направленности. Бег в диапазоне ЧСС 160 - 190 уд/мин. Концентрация лак тата в крови до 80 мг%. 3. Преимущественно анаэробной направленности (концентрация лак тата в крови свыше 80 мг%) с двумя зонами нагрузки – субмаксимальной и максимальной. ЧСС при этом режиме энергообеспечения не является информативным показателем. 4. Скоростно-силовые упражнения, которые по своей физиологической направленности могут относиться ко всем зонам нагрузки, в зависимости от характера усилий. Общий объём бега на этапе
начальной специализации должен
составлять не более 35 - 40% в первый
год и повышаться до 60% к 3 - 4-му. На
этапе углублённой Легкоатлетические прыжки. Эта группа видов лёгкой атлетики объединяет 7 видов лёгкой атлетики олимпийской программы (4 у мужчин и 3 у женщин). На этапе начальной специализации (12 - 15 лет) в учебно- тренировочных группах спортивных школ целесообразно выделить три группы: прыжки в длину и тройным; с шестом; в высоту. Возможно объединение прыгунов в высоту, длину и тройным в одну группу, так как требования к скоростно-силовой подготовке прыгунов, применяющих способ "Флоп", во многом идентичны требованиям, предъявляемым к прыгунам в длину и тройным. Выделение групп, специализирующихся
в прыжках с шестом, уже на этапе
начальной специализации (в 12 лет) оправдано
тем, что сама подготовка юных шестовиков
по своей сути и характеру разносторонняя.
Для успеха в прыжках с шестом
необходимо научить спортсмена быстро
бегать, хорошо прыгать в длину, иметь
гимнастическую и акробатическую подготовку,
а также силу и выносливость на
достаточном уровне, так как соревнования
по прыжкам с шестом проводятся по
4 - 8 часов подряд. Юные прыгуны с
шестом должны овладеть также большим
объёмом различных технически сложных
движений. Таким образом, разносторонняя
физическая и техническая подготовка
юных прыгунов обеспечивается сочетанием
в занятиях различных видов спорта
и легкоатлетических Поэтому при ранней специализации прыгунов с шестом почти невозможна форсированная подготовка. В то же время уже в 11 - 14 лет создаются очень хорошие условия для овладения сложной техникой прыжка с шестом. В процессе многолетней тренировки
прыгунов на этапах начальной и углублённой
специализации особое внимание в
технической подготовке должно быть
уделено обучению разбегу, отталкиванию
и особенно элементам перехода от
разбега к отталкиванию, т. е. последним
3 - 5 шагам разбега, постановке ноги
и непосредственно В учебно-тренировочных группах важное значение приобретают упражнения для развития "прыжковой ловкости", т. е. выполнение различных прыжков со сложными движениями руками и ногами в полётной фазе. Для повышения двигательных возможностей прыгунов можно использовать в тренировке различные способы прыжков в длину: "согнув ноги", "прогнувшись", "ножницы" - и в высоту: "перешагивание", "перекат", "волна", "перекидной" и "флоп". Соревновательная подготовка юных прыгунов на этапе начальной специализации должна предусматривать старты в спринтерском, барьерном беге и в различных прыжковых дисциплинах. Уже в учебно-тренировочных группах основное место должны занимать обще прыжковые упражнения, акробатические упражнения, специальная силовая гимнастика для мышц ног, рук, туловища с использованием малых отягощений (до 30% от собственного веса). Постепенно объём упражнений со штангой увеличивается: только по достижении спортсменами 18 - 19 лет он составляет до 80% от используемого взрослыми спортсменами. Постепенно увеличивается и степень отягощения. Около максимальные веса штанги в основных тренировочных упражнениях (толчок, рывок, приседание со штангой на плечах, выход на прямую толчковую ногу, поставленную на гимнастическую скамейку, со штангой на плечах) можно использовать только после 4 - 5 лет целенаправленной подготовки прыгунов. Во избежание форсирования подготовки объёмы наиболее интенсивных средств тренировки на начальных этапах должны повышаться плавно. На первом году занятий в учебно-тренировочных группах объём этих упражнений должен находиться на уровне 35 - 40% от объёмов, выполняемых взрослыми спортсменами. Ежегодное повышение объёма этих средств подготовки должно составлять 5 - 10% Следует обратить внимание на объём выполнения такого важного скоростно-силового упражнения, как спрыгивание и напрыгивание на возвышение. Высококвалифицированные прыгуны выполняют в этом упражнении 1500 - 2000 отталкиваний в год. В тренировке юных спортсменов следует регулировать не только их объём, но и высоту возвышения, начиная спрыгивания на две ноги с высоты 0,3 м и доводя до 0,8 - 1 м; прыгуны постепенно переходят к упражнениям со спрыгиванием на одну ногу, а затем на одну ногу с последующим отталкиванием вверх и вперёд. Высота спрыгивания в этих случаях должна регулироваться ещё более точно - в пределах 0,2 - 0,6 м Легкоатлетические метания. Эта группа объединяет 7 видов олимпийской программы (4 у мужчин и 3 у женщин). По характеру двигательного действия, методике подготовки на этапах углублённой специализации и высшего мастерства все метания делят на четыре группы: толкание ядра, метание диска, метание молота, метание копья. На этапе начальной
специализации будущие Таблица 3 |
Соревновательные снаряды для легкоатлетов различных возрастов
Вес | |||||||||
Возраст, |
Ядро, кг |
Диск, кг |
Копьё, г |
Молот, кг |
Мяч, г | ||||
лет |
юн. |
дев. |
юн. |
дев. |
юн. |
дев. |
юн. |
дев. |
юн., дев. |
12 - 13 |
4,000 |
3,000 |
1,000 |
0,700 |
- |
- |
4,000 |
3,000 |
150 |
13 |
- |
- |
- |
- |
600 |
400 |
- |
- |
150 |
14 - 15 |
5,000 |
3,000 |
1,500 |
1,000 |
600 |
400 |
5,000 |
3.000 |
- |
16-17 |
6,000 |
4,000 |
1,500 |
1,000 |
800 |
600 |
6,000 |
4,000 |
- |
Правила соревнований разрешают проводить
все виды метаний подросткам, начиная
с 12 лет, а метание копья с 13 лет.
Использование облегчённых
На этапе начальной
В тренировку юных метателей должны включаться разнообразные упражнения: спринтерский бег на дистанции 20 - 60 м, прыжки с места и с разбега (длина, высота, тройной) и медленный бег до 11,5 - 2 км для развития аэробных возможностей.
Метания представляют собой упражнения со сложно координационной структурой. При этом специфика выполнения разбега, как прямолинейного , так и вращательного, требует основательной подготовки вестибулярного аппарата, устойчивости организма к воздействию вестибулярных раздражителей и физическому утомлению.
Поэтому для метателей необходим подбор разнообразных упражнений, выполняемых на фоне раздражения вестибулярного аппарата. Это обеспечит необходимую устойчивость к такому виду утомления и сохранит необходимую ориентацию движений.
Параметры тренировочных нагрузок
на протяжении этапа начальной и
углублённой специализации
В учебно-тренировочных группах, специализирующихся в толкании ядра и метании диска, бросковая работа выполняется в соотношении 60% упражнений в толкании ядра и 40% в метании диска.
Легкоатлетические многоборья. В олимпийскую программу включены 2 вида из этой группы упражнений (десятиборье у мужчин и семиборье у женщин).
В тренировочных целях, особенно на ранних этапах спортивного совершенствования, используются самые различные многоборья, включающие от 2 до 9 видов лёгкой атлетики.