Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:44, реферат

Краткое описание

Для того чтобы успешно готовить легкоатлетические резервы в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР необходимо в первую очередь организовать планомерный многолетний учебно-тренировочный и воспитательный процесс для детей и юношей (9 -19 лет), основанный на учёте закономерностей роста молодого организма, развития физических, морально-волевых качеств, овладения широким диапазоном двигательных навыков без форсирования подготовки. Такой процесс позволит уже к 18 - 19 годам наиболее одарённым спортсменам выйти на уровень достижений международного класса. Высокие спортивные достижения в таком возрасте в целом оправданы. Главная проблема заключается в том, каким путём они достигнуты.

Файлы: 1 файл

Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах.docx

— 65.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени И. П. ШАМЯКИНА"

 

 

 

 

Реферат на тему: «Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Студент 3-курса 3-группы

Факультета  физической культуры

Колесник  Владимир Иванович

 

 

 

Мозырь, 2013г

Подготовка  юных легкоатлетов в спортивных школах

Подготовка резервов в лёгкой атлетике является важнейшей задачей всех физкультурных и спортивных организаций. Эта подготовка, в основном, производится в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮШОР), училищах олимпийского резерва (УОР), спортивных классах общеобразовательных школ.

Опыт подготовки многих выдающихся легкоатлетов показывает, что в процессе планомерной многолетней подготовки, начавшейся в 9 - 11 лет, можно достигнуть высоких результатов уже в юношеском возрасте (16 - 17 лет).

Для того чтобы успешно готовить легкоатлетические резервы в  ДЮСШ, СДЮШОР, УОР необходимо в первую очередь организовать планомерный  многолетний учебно-тренировочный  и воспитательный процесс для  детей и юношей (9 -19 лет), основанный на учёте закономерностей роста  молодого организма, развития физических, морально-волевых качеств, овладения  широким диапазоном двигательных навыков  без форсирования подготовки. Такой  процесс позволит уже к 18 - 19 годам  наиболее одарённым спортсменам  выйти на уровень достижений международного класса. Высокие спортивные достижения в таком возрасте в целом оправданы. Главная проблема заключается в  том, каким путём  они достигнуты.

Наиболее активная успешная деятельность спортсмена в лёгкой атлетике составляет 10 -15 лет.

Организационные основы многолетней  подготовки

Многолетний процесс подготовки делится  на этапы: предварительной подготовки (группы начальной подготовки ДЮСШ - 9 -11 лет), начальной специализации (учебно-тренировочные группы - 12 - 15 лет), углублённой специализации (группы спортивного совершенствования - 16 - 18 лет), спортивного мастерства (группы высшего спортивного мастерства - 19 лет и старше).

Возрастные границы этих этапов, задачи, средства и методы подготовки для различных групп видов  лёгкой атлетики имеют незначительные различия и поэтому могут быть взяты за основу планирования и построения многолетней подготовки спортсменов разных специализаций.

Первые три этапа подготовки соответствуют возрасту занимающихся в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Четвёртый этап относится в большей мере к  взрослым спортсменам, хотя ряд его  задач и средств уже используются в работе со спортсменами старшего юношеского и юниорского возраста. Добиться на практике точного соблюдения возрастного состава учебных  групп довольно трудно, что объясняется  разной природной одарённостью спортсменов  и их физической подготовленностью, а также биологическим (не паспортным) возрастом. Для достижения высших результатов  необходимо затратить не менее 7 - 9 лет. Только очень талантливым ученикам удаётся пройти процесс обучения в сокращённые сроки. Однако имеется  немало примеров быстрого увядания талантов из-за форсированного, неправильно  построенного тренировочного процесса.

Широко известные факты достижения выдающихся результатов в раннем возрасте (победы на олимпийских играх, установление мировых рекордов) являются всё же больше исключением из правил и связаны с большим талантом отдельных легкоатлетов, а не общими закономерностями развития видов лёгкой атлетики.

Таблица 1

Классификация возрастных групп

 

Классификация

Возраст, лет

6-7

8-10

11-12

13-14

15-17

18-19

20

Педагогическая

Младший школьный

 

Средний школьный

Старший школьный

Физиологическая:

Девочки

мальчики

Первое

детство

Второе

детство

Подростки

 

Юношеский возраст

По правилам

соревнований по лёгкой атлетике

Подростки

Младшие

юноши

Старшие

юноши

Юниоры

Взрослые

По группам: ДЮСШ, СДЮШОР

Начальной подготовки

Учебно-тренировочные

Спортивного совершенствования 

По этапам многолетней подготовки

Предварительная подготовка

Начальная специализация

Углубленная специализация

Этап высших достижений


Начальная возрастная граница для  занятий лёгкой атлетикой может  быть определена в 9 -11 лет, Однако это  не значит, что до этого времени  ребёнок не связан с физкультурой и спортом. Занятия по физическому  воспитанию в детском саду, школе, семье, внеклассные занятия и  игры способствуют созданию необходимого фундамента разносторонней подготовки.

В процессе многолетней подготовки юноши и девушки проходят через  ряд возрастных ступеней. Большинство периодизаций (табл. 1) предусматривает деление на три группы. Так, классификация, используемая в педагогике и возрастной психологии, разделяет школьников на группы исходя из психолого-педагогических особенностей подрастающего поколения. Физиологическая периодизация исходит из строения, развития и становления функций систем организма. Деление на возрастные группы, предусмотренные правилами соревнований по лёгкой атлетике, этапы подготовки и учебные группы спортивных школ отражают эмпирически сложившуюся и в определённой мере оправдавшую себя на практике систему тренировочного и соревновательного процесса.

Существуют значительные различия в определении возрастных зон  наиболее эффективного естественного  развития выносливости, гибкости, быстроты, силы. Суммируя данные различных исследований, можно наиболее эффективными по темпам прироста физических качеств считать  следующие возрастные периоды спортсменов.

Для развития выносливости: аэробные возможности (общая выносливость) - с 10 до 12 лет и в 17 - 18 лет; специальная  выносливость (спринтерская) - с 14 до 16 лет; анаэробные возможности (специальная  выносливость бегунов на средние  и длинные дистанции) - с 15 до 19 лет;

-быстроты: показатель темпа движений - с 9 до 12 и в 14 - 16 лет; скорость одиночного движения - с 9 до 13 лет; двигательной реакции - с 9 до 19 лет;

-скоростно-силовые качества - с 9 до 10 и в 14 - 17 лет;

-абсолютная сила - с 14 до 17 лет;

-гибкость - с 7 до 10 и в 13 - 14 лет;

-ловкость - с 7 до 10 и в 16 - 17 лет.

Такая динамика обусловливает в  определённой мере задачи отдельных  этапов многолетней подготовки и  является залогом создания специального фундамента физической подготовленности, обеспечивающего достижение высоких  результатов и сохранение их на протяжении нескольких лет активной спортивной деятельности.

Этапы многолетней подготовки:

  1. Этап предварительной подготовки

Этап предварительной подготовки легкоатлетов начинается в 9 - 10 лет и заканчивается к 11 - 12 годам. Этот период двигательного развития детей характеризуется ростом результатов при выполнении физических упражнений, требующих обучения и комплексного проявления физических качеств.

Основными задачами в группах начальной  подготовки являются: укрепление здоровья, улучшение разносторонней двигательной подготовленности (РДП), овладение основными  двигательными навыками спортивной ходьбы, гладкого и барьерного бега, прыжков с места и с разбега, всех видов метаний (преимущественно  с места, за исключением метания  мяча и копья); воспитание морально-волевых  качеств.

На базе РДП и овладения основами легкоатлетических движений возможен отбор детей для занятий в  пяти основных группах лёгкой атлетики: спринтерском и барьерном беге, беге на выносливость и спортивной ходьбе, прыжках, метаниях, многоборьях.

Таким образом, главной задачей  этапа является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей  на основе видов легкоатлетического спорта, а затем отбор их для  специализации по группам видов. Исключения могут составить лишь прыжки с шестом, спортивная ходьба и метание копья, для которых  уже в этом возрасте следует определить довольно точно специфические способности  детей.

Специализация должна быть узкой только по своей цели и широкой по использованию  средств; это позволит избежать форсирования подготовки, которое приводит вначале  к быстрому, а затем к постепенному застою спортивных достижений (уже  к 18 - 19 годам).

Данный этап должен обеспечивать разностороннюю физическую и техническую подготовленность занимающихся с широким использованием легкоатлетических видов. Основными  средствами подготовки юных легкоатлетов на данном этапе являются легкоатлетические  упражнения; упражнения из других видов  спорта, решающие задачи разносторонней физической  подготовки (РФП), волевой  подготовки и упражнения, повышающие эмоциональность занятий (подвижные игры, гимнастика, акробатика и т. д.); соревновательные упражнения преимущественно по программе многоборья, а также теоретическая подготовка.

Дети приходят заниматься в этом возрасте, как правило, не с целью  стать чемпионами или добиться победы, а главное – получить удовольствие от тренировки или соревнований. Значительный отсев из групп начальной подготовки часто связан с монотонностью и однообразием занятий. Поэтому в группах начальной подготовки упражнения для повышения эмоциональности - подвижные и спортивные игры, гимнастические и акробатические упражнения - должны занимать до 20% от общего объёма тренировки (по времени). Эти упражнения параллельно будут решать и задачи РФП. Объём средств ОФП и обучения технике должен составлять примерно 60%. Остальные 20% отводятся СФП, участию в соревнованиях, тестированию и контрольным упражнениям, выполнению основных легкоатлетических упражнений с тренировочными целями. На первом году в группах начальной подготовки рекомендуется заниматься 3 раза в неделю по 90 мин, на втором - 3 раза в неделю по 100 мин, а на третьем - 4 раза в неделю по 100 - 120 мин.

В этом возрасте необходимо уже приучать детей к выполнению комплекса  утренней специализированной легкоатлетической  зарядки, в которую необходимо вводить  бег.

В процессе занятий тренер обязан систематически проводить тестирование и контрольные упражнения, которые  на этапе начальной подготовки достаточно разнообразны. Динамика тестовых показателей будет являться одним из критериев отбора спортсменов для занятий отдельными видами лёгкой атлетики. Тестирование следует проводить 2 - 4 раза в год. Исходное - в начале подготовительного периода - в сентябре - октябре, второе - в середине декабря, третье - в мае, перед началом летней серии стартов, четвёртое - в конце соревновательного периода (июль - начало августа).

Важной задачей занятий в  группах начальной подготовки является обучение юных легкоатлетов умению переносить значительные физические и психические  нагрузки. Это достигается через  систему соревнований и особенно через использование комплекса круговой тренировки. Другая важнейшая задача - обучение основам рациональной техники легкоатлетических видов, создание хорошей школы движений. При этом обучение должно быть всегда групповым, без излишней индивидуализации.

В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладеть техникой сложных движений. Они хорошо воспринимают новые упражнения, однако чаще всего  выделяют наиболее запоминающиеся детали. Дети с трудом анализируют свои движения. Новые условные связи образуются у них быстро, но труднее дифференцируются. Поэтому при обучении технике  легкоатлетических видов предпочтительнее использовать целостный метод обучения. Это позволит юным легкоатлетам усвоить  главное в содержании упражнения. Внимание детей 9 - 12 лет развито очень слабо. Устойчивый интерес к упражнению, которое не может быть выполнено сразу, возникает только в том случае, если обучение проходит эмоционально, подкрепляется наглядными пособиями и оценивается преподавателем-тренером.

Контроль за техникой выполнения упражнений необходимо осуществлять с разминки и общеразвивающих упражнений. Предметом наблюдений должна являться осанка спортсмена - свободное положение плеч и предплечий, постановка стопы на грунт движением сверху вниз и строго в продольном направлении, без разворота.

Особое значение приобретают ускорения, выполняемые в конце разминки. В процессе их выполнения необходимо следить за свободой и непринуждённостью  движений, осанкой и постановкой  стопы на грунт.

При выполнении основных упражнений юным спортсменам необходимо обращать внимание в первую очередь на овладение  основными - ведущими - элементами движений. В процессе спортивного совершенствования  с ростом уровня подготовленности техника  изменяется в сторону большей  индивидуализации. Поэтому необходимо обучать юных спортсменов правильным основам техники, на базе которых  впоследствии можно продолжать совершенствование  техники.

Большую роль в технической подготовке спортсменов играет способность  выполнять движения свободно, расслабленно. Тренеры, особенно на этапе начальной  подготовки, должны учить детей умению расслабляться - в состоянии стоя, сидя и лёжа, а затем в движении при выполнении бега, прыжков, метаний, ходьбы.

У детей до 9 - 11 лет имеются более  благоприятные возможности для  воспитания скорости, особенно частоты  движений и темпа бега, чем у  детей 12 - 13 лет. Поэтому в ходе занятий  необходимо воспитывать именно эти  компоненты быстроты - частоту движений и темп бега.

Информация о работе Организация и методика многолетней подготовки юных легкоатлетов в спортивных школах