Не традиционные методы оздоровления организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:31, реферат

Краткое описание

В современном мире существует множество нетрадиционных методов оздоровления организма. Одним из таких является лечебная физкультура или ЛФК. Профилактический и лечебный эффект при дозированной тренировке возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности, регулярности, длительности, дозировании нагрузок, индивидуализации.
В зависимости от состояния здоровья пациент использует "различные средства физической культуры и спорта.

Оглавление

Введение 3
Лечебная физкультура (ЛФК) 4
Особенности занятий физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонении в состоянии здоровья 7
Заболевания сердечно-сосудистой системы 9
Функциональные нарушения осанки и сколиозы 9
Заболевания органов пищеварения 10
Болезни почек и мочевых путей 12
Болезни суставов 12
Заключени 14
Список используемой литературы 15

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию и науки  РФ

ГОУ ВПО  «РГТЭУ»

Кафедра социально-гуманитарных наук 
 

Реферат 

по дисциплине:

«Физическая культура»

по теме:

«Не традиционные методы оздоровления организма» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Подготовила: студентка Мд-108

 Мальцева А. А.

                                                                Проверил: Ильин М. А. 
 
 

Воронеж 2008г. 
 
 

Содержание: 

Введение                                                                                                       3

Лечебная  физкультура (ЛФК)                                                                    4

Особенности занятий  физическими упражнениями со студентами,    имеющими отклонении в состоянии  здоровья                                         7

Заболевания сердечно-сосудистой системы                                             9

Функциональные  нарушения осанки и сколиозы                                    9

Заболевания органов  пищеварения                                                          10

Болезни почек  и мочевых путей                                                               12

Болезни суставов                                                                                        12

Заключени 14

Список  используемой литературы                                                           15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

         В современном мире существует множество нетрадиционных методов оздоровления организма. Одним из таких является лечебная физкультура или ЛФК. Профилактический и лечебный эффект при дозированной тренировке возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности, регулярности, длительности, дозировании нагрузок, индивидуализации.

     В зависимости от состояния здоровья пациент использует "различные средства физической культуры и спорта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Лечебная  физкультура (ЛФК)

     Лечебная  физкультура (ЛФК) — метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. ЛФК обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

     На  отдельных этапах курса лечения  ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.

     Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

     Особенностью  метода ЛФК является также его естественно-биологическое содержание, так как в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму, — функция движения. Последняя представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма. Любой комплекс лечебной физкультуры включает больного в активное участие в лечебном процессе — в противоположность другим лечебным методам, когда больной обычно пассивен и лечебные процедуры выполняет медицинский персонал (например, физиотерапевт).

     ЛФК является также методом функциональной терапии. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного. Но одновременно необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль ЛФК рамками функциональных влияний. ЛФК надо считать методом патогенетической терапии. Физические упражнения, влияя на реактивность больного, изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление. Тренировку больного следует рассматривать как процесс систематического и дозированного применения физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функции того или другого органа, нарушенной болезненным процессом, развития, образования и закрепления моторных (двигательных) навыков и волевых качеств.

     Стимуляционное  воздействие на организм физических упражнений осуществляется через нейрогуморальные механизмы.

     При выполнении физических упражнений в  тканях усиливается метаболизм.

     Для большинства больных характерно снижение жизненного тонуса. Оно неизбежно в условиях постельного режима из-за уменьшения двигательной активности. При этом резко сокращается поток проприоцептивных раздражителей, что ведет к снижению лабильности нервной системы на всех ее уровнях, интенсивности протекания вегетативных процессов и тонуса мускулатуры. При длительном постельном режиме, особенно в сочетании с иммобилизацией, происходит извращение нервно-соматических и вегетативных реакций.

     Физические  упражнения действуют тонизирующе, стимулируя моторно-висцеральные рефлексы, они способствуют ускорению процессов метаболизма в тканях, активизации гуморальных процессов. При соответствующем подборе упражнений можно избирательно воздействовать на моторно-сосудистые, моторно-кардиальные, моторно-пульмональные, моторно-желудочно-кишечные и другие рефлексы, что позволяет повышать преимущественно тонус тех систем и органов, у которых он снижен.

     Физические упражнения способствуют нормализации кислотно-щелочного равновесия, сосудистого тонуса, гомеостаза, метаболизма травмированных тканей, а также сна. Они содействуют мобилизации защитных сил организма больного и репаративной регенерации поврежденных тканей.

     Применение  физических упражнений больными —  основное средство активного вмешательства в процесс формирования компенсаций.

     Самопроизвольная  компенсация формируется в виде исправления дыхательной функции оперированных больных с помощью дыхательных упражнений, удлинения выдоха, диафрагмального дыхания и др.

     Формирование  компенсаций нарушенных вегетативных функций. Применение физических упражнений в данном случае основано на том, что нет ни одной вегетативной функции, которая по механизму моторно-висцеральных рефлексов не подчинялась бы в той или иной мере влиянию со стороны мышечно-суставного аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ  УПРАЖНЕНИЯМИ СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

 

     Студенты  колледжей, вузов, университетов в  зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, как правило — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах.

     Комплектование  групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в  специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень  физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы — другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения — третью; имеющие отклонения со стороны ЦНС (неврозы и пр.) — четвертую.

     Перед руководителями специальных медицинских  групп студентов стоят следующие  задачи: улучшение функционального  состояния и предупреждение прогрессирования болезни; повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам; снятие утомления и повышение адаптационных возможностей; воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой.

     Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и относительные.

     Уроки физкультуры в специальных медицинских  группах проводятся при следующих  заболеваниях: болезни органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни почек и мочевых путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОР-органов; кожные болезни.

     Система реабилитации включает уроки физкультуры, желательно на свежем воздухе, занятия  ЛФК, терренкур, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и т.д. Предпочтительнее циклические виды спорта, особенно при заболеваниях сердца, легких, ожирении и т.п.

     При проведении занятий со студентами, имеющими изменения (заболевания) опорно-двигательного аппарата, важны профилактические мероприятия, направленные в первую очередь на придание студенту правильной осанки и на нормализацию функций ОДА, профилактика контрактур. Не следует допускать чрезмерных нагрузок (особенно в положении стоя, подъеме тяжестей, выполнении упражнений на тренажерах и др.). Упражнения с гантелями, мячами и на тренажерах должны выполняться только в щадящем для позвоночника режиме, лежа и с включением в конце занятий упражнений на растягивание и на релаксацию.

     Неотъемлемой  частью физического воспитания является врачебный контроль, который проводится в соответствии с «Положением  о врачебном контроле за физическим воспитанием населения» (утверждено приказом Минздрава СССР № 986 от 1977 г.). Прежде всего, это ежегодные углубленные медицинские обследования (УМО) студентов. В медицинскую комиссию включаются врачи разных специальностей: терапевт, травматолог-хирург, окулист, невропатолог, гинеколог, отоларинголог и другие специалисты. Проводятся антропометрические и морфологические исследования (обследования всех студентов), флюорография (или рентгенография легких и сердца), электрокардиография (ЭКГ), клинический анализ крови, мочи и тестирование. Кроме того, ежегодно (поквартально или по семестрам) проводятся профилактические осмотры студентов всех курсов.

     Существует  много форм физической культуры, которые  используются для нормализации функционального  состояния и осанки студентов, а  также для профилактики заболеваний.

Заболевания сердечно-сосудистой системы

 

     Для студентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы показан групповой метод занятий, желательно на улице, в парке или в сквере, то есть физкультура в сочетании с закаливанием. Занятие строится так, чтобы преобладали циклические движения (различные виды ходьбы и бега, их сочетание, лыжные прогулки, катание на коньках, дыхательные упражнения). В зимнее время нужно следить, чтобы студенты дышали через нос. Показаны упражнения на расслабление. Исключаются упражнения с задержкой дыхания, натуживанием и т.п.

     В процессе занятий необходим контроль за пульсом, дыханием, цветом кожи и общим состоянием студента. Очень важны утренняя гимнастика и закаливание. В осенне-весенний период — витаминизация (особенно показан прием витаминов С и Е). Если есть возможность, то рекомендуется проводить УФО.

Функциональные  нарушения осанки и сколиозы

 

     Функциональные  нарушения осанки — это мышечный дисбаланс. Они связаны с функциональными  изменениями ОДА (слабостью мышц, связок и пр.) при гиподинамии (ограничении  движений), неправильной рабочей позе и др. Нарушение осанки проявляется в уменьшении или увеличении физиологической кривизны позвоночного столба.

     Для предупреждения дефектов осанки и ее нормализации необходимы ежедневные занятия  физкультурой (УГГ, упражнения с резиновыми бинтами, гимнастической палкой, набивными мячами, с гантелями в положении лежа, занятия на тренажерах с малыми напряжениями в положении лежа, полулежа, плавание, специальные упражнения у гимнастической стенки и др.). Исключаются упражнения с гантелями в исходном положении стоя, прыжки и подскоки с гантелями. В занятие включают подвижные игры (или элементы спортивных игр), дыхательные и общеразвивающие упражнения, ходьбу, ходьбу в приседе, прогулки на лыжах, езду на велосипеде и др. Большое место должны занимать плавание и гидрокинезотерапия. При регулярных занятиях (3—5 раз в неделю по 35—45 мин) удается ликвидировать функциональные нарушения осанки. Сколиоз — прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризуется его искривлением. Деформация позвоночника ведет к многочисленным нарушениям деятельности внутренних органов. Одна из важных задач физкультуры — приостановление прогрессирования болезни.

Информация о работе Не традиционные методы оздоровления организма