Методы исследования опорно-двигательной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:31, доклад

Краткое описание

Диагностика заболеваний костей и суставов основывается на клини-ческих, рентгенологических и морфологических данных. Однако каждый из этих методов имеет свои пределы и возможности. При распознавании патологических изменений в аппарате движения именно рентгенологический метод, как наиболее объективный и достоверный, позволяет заглянуть внутрь живого организма, приобретает решающее значение.

Файлы: 1 файл

Физическая культура.docx

— 47.61 Кб (Скачать)

1. Изучить  и проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме оптимизации  двигательной активности и развития  психомоторных и познавательных  способностей. 

2. Подобрать  и модифицировать экспресс-методики для диагностики развития психомоторных и познавательных способностей школьников. 

3. Исследовать  уровень и динамику развития  основных блоков и компонентов  психомоторных и познавательных  способностей школьников, обучающихся  в общеобразовательных и спортивных  классах. 

4. Разработать  анкетные методики для исследования  объема и интенсивности основной  и дополнительной двигательной  активности учащихся классов  различной специализации. 

5. Исследовать  взаимосвязь различных форм двигательной  активности и уровня развития  психомоторных и познавательных  способностей учащихся. 

6. Разработать  практические рекомендации по  организации учебно-воспитательного  и спортивно-тренировочного процесса  для психологов, педагогов и тренеров, работающих с учащимися общеобразовательных  и спортивных классов. 

Для решения  поставленных задач использовался  следующий комплекс методов: 

- теоретический  анализ научной психолого-педагогической  литературы; 

- психолого-педагогический  эксперимент; 

- тестирование; 

- анкетирование; 

- методы  первичной и вторичной математико-статистической  обработки данных. 

Методологической  основой исследования являются концепции  целостного и системного подхода  к психическому развитию человека (Б.Г. Ананьев, Б.Б. Коссов), комплексный подход к изучению способностей (Б.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Б.Б. Коссов, В.П. Озеров); принципы развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский), активности личности в процессе жизнедеятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.П. Зинченко), детерминизма как зависимости психических явлений от порождающих их факторов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). 

Научная новизна исследования заключается в  следующем: 

1. В  работе впервые предложена комплексная  система психодиагностических тестов, обнаруживающая особенности развития  психомоторных и познавательных  способностей школьников разного  возраста с целью выявления  динамики психического развития  на модели спортивных и общеобразовательных  классов. 

2. Изучена  структура и особенности развития  когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных компонентов у учащихся, занимающихся в классах различной специализации: общеобразовательных и спортивных. 

3. Впервые  изучены особенности развития  основных компонентов познавательных  способностей учащихся, занимающихся  в спортивных секциях, таким  широким аппаратом диагностических  методик, что вносит вклад не  только в педагогическую, но и  спортивную психологию. 
 

4. Разработана  специализированная анкета, с помощью  которой можно определить уровень  и объем двигательной нагрузки  за день, неделю, месяц, год, выраженный  в минутах в одной шкале. 

Теоретическая значимость состоит в том, что  в результате проведенного диссертационного исследования выявлено влияние различных  видов двигательной активности на динамику и особенности процесса развития психомоторных и познавательных способностей школьников; получены новые  конкретные сведения в области педагогической психологии и психологии развития по оптимизации двигательных и интеллектуальных нагрузок, что повышает эффективность  решения основной валео-психологической задачи средней школы - укрепление здоровья детей. 

Практическая  значимость исследования заключается  в том, что содержащиеся теоретические  положения и экспериментально обоснованные выводы могут быть использованы для  совершенствования учебно-воспитательного  и спортивно-тренировочного процесса в школе со специализированными  спортивными классами: 

1. Апробированные  и модифицированные в проведенном  диссертационном исследовании психомоторные  методы диагностики могут быть  использованы в практике работы  ДЮСШ и общеобразовательной школе  для повышения эффективности  психолого-педагогического отбора  учащихся и юных спортсменов  с целью более правильного  научного комплектования детских  специализированных спортивных  классов. 

2. Использование  предложенного набора познавательных  тестов в работе с юными  спортсменами позволит педагогу  и тренеру контролировать не  только спортивные достижения  и психомоторное развитие ребенка,  но и учитывать, как влияет  данный процесс на гармонизацию  психического развития учащихся. 

3. Разработанные  и апробированные анкетные методики  для исследования основных форм  регулярной и дополнительной  двигательной активности, а также  академических и спортивных интересов  и склонностей учащихся могут  использоваться педагогами и  тренерами в общеобразовательных  и спортивных классах. 

4. По  результатам исследования разработаны  практические рекомендации, внедрение  которых в учебно-воспитательный  и спортивно-тренировочный процесс  может способствовать повышению  успешности деятельности учащихся как в общеобразовательных, так и в спортивных классах. 

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается достаточным объемом  выборки испытуемых; использованием комплекса методов, адекватных его целям и задачам; . применением надежных и апробированных методик диагностики; 

осуществлением  математикс-статистической обработки и анализа полученных данных. 

Основные  положения, выносимые на защиту: 1. Комплексный  подход в исследовании психомоторных  и познавательных способностей учащихся с разной двигательной активностью  позволяет более точно изучить  особенности их развития и определить пути и методы их совершенствования  и оптимизации. 

2. Использование  экспресс-методик диагностики психомоторных и познавательных способностей школьников, разработанных и апробированных в Северо-Кавказской лаборатории диагностики и формирования способностей учащейся молодежи, позволяет в короткий период времени исследовать большие группы школьников с разной двигательной активностью и вскрыть уровень и особенности их развития. 

3. Исследование  уровня и динамики развития  психомоторных и познавательных  способностей учащихся младшего, старшего подросткового и юношеского  возраста выявляет основные возрастные  особенности и уточняет региональную  кривую1 психического развития школьников. 
 

4. Сверстники, имеющие различный объем двигательной 

активности  и занимающиеся в общеобразовательных  и спортивных i классах, имеют существенные различия в уровне и особенностях 

развития  как психомоторных, так и познавательных способностей. 

5. Существует  положительная взаимосвязь между  различными формами регулярной  и дополнительной двигательной  и физической активности учащихся  и уровнем их психомоторного  и познавательного развития. 

Апробация и внедрение результатов  исследования. 

Основные  положения данного исследования освещались в докладах на научно-методических семинарах кафедры практической психологии СГУ (1998 - 2001 г.); на учебно-методических и педагогических советах МОУ  СОШ № 42 г. Ставрополя; на научно-практических конференциях: - «Личность: культура и  образование», г. Ставрополь, апрель 1999 г. 

- международной  конференции «Когнитивная парадигма», г. Пятигорск, апрель 2000 г. 

- «Современные  проблемы образования: опыт и  перспективы», г. Ставрополь, апрель 2000 г. 

- международной  научно-практической конференции  «Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования», г. Москва, май 2001 г. 

- межрегиональной  научно-методической конференции  «Проблемы физической культуры  и спорта в высших учебных  заведениях», г. Ростов-на-Дону, июнь 2001 г. 

- Всероссийской  научной конференции «Теоретические  и прикладные проблемы психологии»,  г. Ставрополь, октябрь 2001 г. 

Результаты  исследований и содержание научной  работы опубликованы в 6 тезисах. 

Экспериментальной базой исследования явилась средняя  общеобразовательная школа № 42 г. Ставрополя со специализированными  спортивными классами. 

  Теоретические аспекты  исследования влияния  двигательной активности  на психомоторное  и познавательное  развитие человека. 

Проблема  оптимизации двигательной активности и развития подрастающего поколения. 

Научно-технический  прогресс породил изменение ритма  жизни современного человека, заметно  уменьшил долю физического труда  в быту, обострил противоречия между  интеллектуальным, эмоциональным и  психическим напряжением в деятельности. Это привело к гиподинамии, которая  пагубно отражается на жизнедеятельности  человека на всех этапах возрастного  развития, что особенно прослеживается на развитии подрастающего поколения. 

Анализ  результатов медико-биологических, педагогических, психологических исследований, практика обучения и воспитания в  образовательных учреждениях свидетельствуют  о том, что для довольно значительной части детей характерны отклонения в состоянии здоровья и физической подготовленности, низкий уровень двигательной активности, отсутствие навыков самостоятельных  занятий физическими упражнениями (Лебедева Н.Т., Куинджи Н.Н., Аракелян О.Г., Богина Т.Л., Сендек Г.В., Страковская В.Л. и др.). Используемые в практике формы занятий не в полной мере соответствуют интересам и потребностям детей дошкольного и школьного возраста. Недостаточно высокая нагрузка организованных форм двигательной активности, скудный набор физических упражнений, однообразие методических приемов, слабая развивающая направленность занятий приводят к потере интереса к движениям, снижают двигательную активность, отрицательно сказываясь на уровне физического и психического здоровья подрастающего поколения. 
 
 
 
 

Литература 

1. Агеевец В.У., Выдрин В.М. В кн.: Спорт в современном обществе. /Под ред. В.М. Выдрина. М., 1980, с. 110-124. 

2. Антропова  М.В. и др. Режим дня, работоспособность  и состояние здоровья школьников. М., 1974. 

3. Борисов  А.Л. "Вопросы питания", 1961, т. 20, №1, с. 21-24. 

4. Дударова  Е.В. Дисс., Л., 1987. 

5. Горбунов  Т.Д. Дисс., Л., 1967. 

6. Горбунов  Г.Д., Стамбулова Н.Б., Кольман Л.В. //Теор. и практ. физ. культ., 1984, №4, с. 24-25. 

7. Данилина  Л.Н. //Теор. и практ. физ. культ., 1966, № 9, с. 28-30. 

8. Ильин  Е.П. Психология физического воспитания. М., 1987, с. 268-270. 

9. Лебедева  Н.Т. Автореф. докт. дисс., Минск, 1973. 

10. Научные  основы гигиенического нормирования  физических нагрузок для детей  и подростков. /Под ред. Г.Н.  Сердюковской, Л.И. Абросимовой. М., 1980. 

11. Пономарев  Н.И. В кн.: Спорт в современном  обществе. /Под ред. В.М. Выдрина.  М., 1980, с. 46-63. 

12. Силла Р.В. //Теор. и практ. физ. культ., 1963, № 1, с. 49-51. 

13. Стамбулова А.В. Дисс., Л., 1981. 

14. Стамбулова Н.Б. Дисс., Л., 1978. 

Информация о работе Методы исследования опорно-двигательной системы