Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:31, доклад
Диагностика заболеваний костей и суставов основывается на клини-ческих, рентгенологических и морфологических данных. Однако каждый из этих методов имеет свои пределы и возможности. При распознавании патологических изменений в аппарате движения именно рентгенологический метод, как наиболее объективный и достоверный, позволяет заглянуть внутрь живого организма, приобретает решающее значение.
1. Простые
открытые или закрытые вопросы,
2. Полузакрытые
вопросы с набором ответов
в форме перечня видов занятий
(активности). По подробности ответов
эти вопросы, в свою очередь,
можно разделить на три группы:
а) где
требовалось отметить условным значком
лишь факт занятий тем или иным
видом активности (обычно это касалось
очень легких видов двигательной
активности);
б) где
требовалось отметить не только факт
занятий, но и "чистое" время (в
часах, минутах), затраченное на каждое
из них (это касалось легких видов
двигательной активности);
в) где
требовалось отметить не только факт
занятий и время, но и оценить
интенсивность, выбрав один из вариантов
ответов: "да" или "нет" (для
средних, тяжелых и очень тяжелых
видов двигательной активности). Для
самооценки интенсивности испытуемым
предлагался следующий
"Считается,
что человек двигается
Для повышения
эффективности методики разработаны
следующие требования к процедуре
опроса, которые были полностью соблюдены
в данном исследовании:
- с каждым
испытуемым экспериментатор
- испытуемым
предлагается охарактеризовать
не любой и даже не типичный
будний или выходной день, а
всегда - вчерашний день, т.е. заполнение
карты 1 возможно во вторник,
среду, четверг или пятницу,
а карты 2 - только в понедельник;
- испытуемые
должны заполнять карты
- данные
испытуемых, которые не справляются
с оценкой времени,
В процессе
создания русскоязычного варианта методики
модификации подверглись только
карты самоотчета. Были внесены изменения
в перечень видов занятий (активности)
подростков (некоторые виды спорта,
популярные в Великобритании, но пока
не развитые в России: сквош, гольф,
нетбол, регби заменены видами более типичными
для российских подростков, включая восточные
единоборства, бокс, греблю, аэробику и
др.). Структура карт самоотчета была выстроена
в соответствии с типичной структурой
дня российских школьников. Что же касается
процедуры проведения исследования, обработки
и интерпретации полученных данных, то
они соответствуют оригинальному варианту
методики.
Алгоритм
обработки данных.
1. Данные
самоотчета испытуемого за
2. Время,
затраченное на каждую из
Проследим
это на конкретном примере:
Категории активности: | Время (час)
|
MET | Энерготраты |
Фоновая (сон) | 9.0 | 1,0 | 9,0 |
Очень легкая | 12,0 | 1,5 | 18,0 |
Легкая | 1.5 | 2,5 | 3,75 |
Средняя | 1,0 | 4,0 | 4,0 |
Тяжелая | 0,5 | 6,0 | 3,0 |
Очень тяжелая | 0 | 10 | 0 |
Итого: | 24.0 | - | 37,75 |
ккал/кг |
3. Вычислялось
среднеарифметическое суточных энерготрат
за четверо исследованных суток. Полученная
величина сравнивалась с нормативной
шкалой (табл. 1).
Таблица
1. Нормативная шкала оценки уровня двигательной
активности подростков по величине суточных
энерготрат (L. Cale, 1994)
Средние
энерготраты
(в ккал/кг в сутки) |
Уровни двигательной активности |
< 33 | очень низкая |
от 33 до 36,99 | низкая |
от 37 до 39,99 | средняя |
40 и больше | высокая |
Результаты
исследования рассматривались в
следующих трех направлениях: а) средние
суточные энерготраты; б) распределение
испытуемых по уровням двигательной активности;
в) сравнительный анализ среднего суточного
времени, затраченного подростками на
среднюю и тяжелую/очень тяжелую двигательную
активность. Во всех случаях учитывались
половые различия.
Средняя
величина суточных энерготрат подростков
составила 40,84 ккал/кг (= 4,48). У мальчиков
эта величина выше, чем у девочек: 42,95 ккал/кг
в день (= 4,92) против 39,07 (= 3,15) соответственно.
Различия статистически достоверны (t
= 5,39; р < 0,05).
Результаты
распределения испытуемых по уровням
двигательной активности даны в табл.
2.
Таблица 2. Распределение испытуемых по уровням двигательной
активности (в %)
Уровни двигательной активности | Вся выборка (n=136) | Мальчики (n=62) | Девочки (n=74) |
ВЫСОКИЙ (высокоактивные) | 54,4 | 71,0 | 40,5 |
СРЕДНИЙ (среднеактивные) | 26,5 | 19,3 | 32,5 |
НИЗКИЙ (низкоактивные) | 19,1 | 9,7 | 27,0 |
ОЧЕНЬ НИЗКИЙ (пассивные) | 0 | 0 | 0 |
В (соответствии
с представленной выше нормативной
шкалой оценки уровня двигательной активности
по величине средних суточных энерготрат
более половины испытуемых попали в группу
высокоактивных и ни один из испытуемых
не оказался в группе пассивных. Около
одной трети обследованных подростков,
по данным анализа двигательной активности
за 4 суток, продемонстрировали средний
уровень активности и около одной пятой
испытуемых - низкий уровень.
Как видно
из табл. 2, весьма выраженными оказались
половые различия, демонстрирующие
в среднем более высокий
Сравнительный
анализ среднего суточного времени,
затраченного испытуемыми на среднюю
и тяжелую/очень тяжелую (по интенсивности)
двигательную активность, представлен
в табл. 3.
Анализ
данных табл. 3 показывает, что для
всей выборки время, затраченное
на среднюю двигательную активность,
в 5 раз больше времени, затраченного
на тяжелую/очень тяжелую
Таким
образом, в структуре суточной двигательной
активности подростков виды занятий
и физических упражнений средней
интенсивности явно преобладают
над тяжелой/очень тяжелой
Таблица
3. Среднее суточное время, затраченное
подростками на среднюю и тяжелую/очень
тяжелую двигательную активность (в
мин)
Уровни двигательной активности | Вся выборка (n=136) | Мальчики (n=62) | Девочки
(n=74) |
СРЕДНЯЯ двигательная активность | 117,66
(=55,60) |
121,45
(= 59,28) |
114,40
(= 52,52) |
ТЯЖЕЛАЯ/ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛАЯ двигательная активность | 23,86
(= 29,87) |
41,65
(= 34,62) |
8,96
(= 12,43) |
Обсуждение
результатов
Поскольку
испытуемые специально не отбирались,
а школа, на базе которой проведено
исследование, не является спортивной
и не имеет спортивных классов, то
можно полагать, что данная выборка
репрезентативна в смысле оценки
уровня двигательной активности российских
подростков, проживающих в городе.
В соответствии с нормами, разработанными
на материале изучения английских школьников,
российские подростки в целом
демонстрируют высокий уровень
двигательной активности, о чем прежде
всего свидетельствует распределение
испытуемых по уровням активности: наибольший
процент как мальчиков, так и девочек оказался
в группе высокоактивных (в целом - более
половины всей выборки), наименьший - в
группе низкоактивных (около одной пятой
выборки) и ни один из испытуемых не попал
в группу пассивных. Эти данные существенно
контрастируют с результатами исследования
двигательной активности подростков в
Великобритании, США, Австралии, Канаде
и других странах [18-20, 25, 27, 29], где отмечается
гораздо более высокий процент низкоактивных
подростков.
Относительно
половых различий двигательной активности
получены данные, подтверждающие многочисленные
отечественные и зарубежные исследования
[18-20, 24, 28] о более высокой активности
мальчиков-подростков по сравнению
с девочками.
В Великобритании
по инициативе правительства в последние
годы начата реализация программы "Здоровье
нации", где поставлены следующие
задачи, касающиеся двигательной активности
населения [22]:
- уменьшить
число людей, ведущих сидячий
образ жизни;
- увеличить
число людей, практикующих
- увеличить
число людей, занимающихся
В связи
с этим интересно отметить, что
только 4% наших испытуемых имели
в среднем за день менее 30 минут
двигательной активности средней интенсивности;
соответственно 96% имели 30 минут и
больше, а 86% - один час и больше. Что
же касается различных видов тяжелой/
очень тяжелой двигательной активности,
то в среднем менее 20 минут в
день их практикуют 80% девочек и 31% мальчиков,
а менее 30 минут в день - 91 и 47% соответственно.
Информация о работе Методы исследования опорно-двигательной системы