Методы исследования опорно-двигательной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:31, доклад

Краткое описание

Диагностика заболеваний костей и суставов основывается на клини-ческих, рентгенологических и морфологических данных. Однако каждый из этих методов имеет свои пределы и возможности. При распознавании патологических изменений в аппарате движения именно рентгенологический метод, как наиболее объективный и достоверный, позволяет заглянуть внутрь живого организма, приобретает решающее значение.

Файлы: 1 файл

Физическая культура.docx

— 47.61 Кб (Скачать)

1. Простые  открытые или закрытые вопросы,  где нужно вписать время (например, "Во сколько ты встал вчера  утром?"), выбрать ответ "да" или "нет" ("Это был типичный  будний день для тебя?) или дать  ответ в форме словесного комментария  ("Бели это был нетипичный  день, объясни, почему"). 

2. Полузакрытые  вопросы с набором ответов  в форме перечня видов занятий  (активности). По подробности ответов  эти вопросы, в свою очередь,  можно разделить на три группы: 

а) где  требовалось отметить условным значком  лишь факт занятий тем или иным видом активности (обычно это касалось очень легких видов двигательной активности); 

б) где  требовалось отметить не только факт занятий, но и "чистое" время (в  часах, минутах), затраченное на каждое из них (это касалось легких видов  двигательной активности); 

в) где  требовалось отметить не только факт занятий и время, но и оценить  интенсивность, выбрав один из вариантов  ответов: "да" или "нет" (для  средних, тяжелых и очень тяжелых  видов двигательной активности). Для  самооценки интенсивности испытуемым предлагался следующий критерий: 

"Считается,  что человек двигается интенсивно, если у него учащаются пульс  и дыхание, если он чувствует,  что запыхался или вспотел". 

Для повышения  эффективности методики разработаны  следующие требования к процедуре  опроса, которые были полностью соблюдены  в данном исследовании: 

- с каждым  испытуемым экспериментатор встречается  четыре раза: два раза зимой  (для характеристики одного буднего  и одного выходного дня) и  соответственно два раза летом  (варианты: поздней весной или  ранней осенью); 

- испытуемым  предлагается охарактеризовать  не любой и даже не типичный  будний или выходной день, а  всегда - вчерашний день, т.е. заполнение  карты 1 возможно во вторник,  среду, четверг или пятницу,  а карты 2 - только в понедельник; 

- испытуемые  должны заполнять карты самоотчета  в присутствии экспериментатора, получая в случае необходимости  дополнительные разъяснения и  помощь; 

- данные  испытуемых, которые не справляются  с оценкой времени, затраченного  на те или иные виды двигательной активности (таких, по нашим данным, около 10%), или же тех, которые прошли менее четырех обследований, не могут использоваться для дальнейшего подсчета средних суточных энерготрат и определения уровня двигательной активности. 

В процессе создания русскоязычного варианта методики модификации подверглись только карты самоотчета. Были внесены изменения  в перечень видов занятий (активности) подростков (некоторые виды спорта, популярные в Великобритании, но пока не развитые в России: сквош, гольф, нетбол, регби заменены видами более типичными для российских подростков, включая восточные единоборства, бокс, греблю, аэробику и др.). Структура карт самоотчета была выстроена в соответствии с типичной структурой дня российских школьников. Что же касается процедуры проведения исследования, обработки и интерпретации полученных данных, то они соответствуют оригинальному варианту методики. 

Алгоритм  обработки данных. 

1. Данные  самоотчета испытуемого за каждый  из четырех дней заносились  в сводный протокол, где содержался  перечень не конкретных видов,  а категорий двигательной активности  от очень легкой до очень тяжелой. Подсчитывалось суммарное время, затраченное испытуемым на каждую из категорий активности. 

2. Время,  затраченное на каждую из категорий  двигательной активности, умножалось  на соответствующий коэффициент  (MET), в результате чего получались показатели суточных энерготрат на каждую из категорий активности. Эти парциальные показатели складывались, и получался суммарный показатель суточных энерготрат в ккал/кг. 
 
 
 

Проследим это на конкретном примере: 

    Категории активности: Время (час)

                     

    MET Энерготраты
    Фоновая (сон)   9.0 1,0 9,0
    Очень легкая   12,0 1,5 18,0
    Легкая    1.5 2,5 3,75
    Средняя    1,0 4,0 4,0
    Тяжелая   0,5 6,0 3,0
    Очень тяжелая   0 10 0
    Итого:  24.0 - 37,75
      ккал/кг    
 

3. Вычислялось  среднеарифметическое суточных энерготрат за четверо исследованных суток. Полученная величина сравнивалась с нормативной шкалой (табл. 1). 

Таблица 1. Нормативная шкала оценки уровня двигательной активности подростков по величине суточных энерготрат (L. Cale, 1994) 

        Средние энерготраты

        (в ккал/кг в сутки)

        Уровни двигательной активности
        < 33 очень низкая
        от 33 до 36,99 низкая
        от 37 до 39,99 средняя
        40 и  больше высокая
 

Результаты  исследования рассматривались в  следующих трех направлениях: а) средние  суточные энерготраты; б) распределение испытуемых по уровням двигательной активности; в) сравнительный анализ среднего суточного времени, затраченного подростками на среднюю и тяжелую/очень тяжелую двигательную активность. Во всех случаях учитывались половые различия. 

Средняя величина суточных энерготрат подростков составила 40,84 ккал/кг (= 4,48). У мальчиков эта величина выше, чем у девочек: 42,95 ккал/кг в день (= 4,92) против 39,07 (= 3,15) соответственно. Различия статистически достоверны (t = 5,39; р < 0,05). 
 
 
 
 
 
 
 

Результаты  распределения испытуемых по уровням  двигательной активности даны в табл. 2.  
 

Таблица 2. Распределение испытуемых по уровням  двигательной

активности (в %)

Уровни  двигательной активности Вся выборка (n=136) Мальчики (n=62) Девочки (n=74)
ВЫСОКИЙ (высокоактивные) 54,4 71,0 40,5
СРЕДНИЙ (среднеактивные) 26,5 19,3 32,5
НИЗКИЙ (низкоактивные) 19,1 9,7 27,0
ОЧЕНЬ НИЗКИЙ (пассивные) 0 0 0
 
 

В (соответствии с представленной выше нормативной  шкалой оценки уровня двигательной активности по величине средних суточных энерготрат более половины испытуемых попали в группу высокоактивных и ни один из испытуемых не оказался в группе пассивных. Около одной трети обследованных подростков, по данным анализа двигательной активности за 4 суток, продемонстрировали средний уровень активности и около одной пятой испытуемых - низкий уровень. 

Как видно  из табл. 2, весьма выраженными оказались  половые различия, демонстрирующие  в среднем более высокий уровень  двигательной активности мальчиков  по сравнению с девочками. Среди  девочек в 1,75 раза меньше высокоактивных и почти в 3 раза больше низкоактивных, чем среди мальчиков. Вместе с тем у девочек более многочисленной является группа среднеактивных (32,5% против 19,3%); для них характерно и более равномерное распределение выборки по трем основным уровням двигательной активности. 

Сравнительный анализ среднего суточного времени, затраченного испытуемыми на среднюю  и тяжелую/очень тяжелую (по интенсивности) двигательную активность, представлен  в табл. 3. 

Анализ  данных табл. 3 показывает, что для  всей выборки время, затраченное  на среднюю двигательную активность, в 5 раз больше времени, затраченного на тяжелую/очень тяжелую двигательную активность. При этом у мальчиков  данное соотношение составляет 3:1, а  у девочек - 13:1.  

Таким образом, в структуре суточной двигательной активности подростков виды занятий  и физических упражнений средней  интенсивности явно преобладают  над тяжелой/очень тяжелой двигательной активностью. По данным анализа карт самоотчета, наиболее типичными для  подростков видами занятий и физических упражнений средней интенсивности являются подвижные игры на улице, прогулки быстрым шагом, кроме того, зимой - катание на лыжах и коньках, летом - катание на велосипеде, волейбол, бадминтон, работа в саду или огороде. Среди видов занятий, относящихся к категории тяжелой/очень тяжелой двигательной активности, мальчики чаще практикуют футбол, хоккей, баскетбол, кроссы, атлетическую гимнастику, девочки - аэробику, баскетбол, дзюдо. 

Таблица 3. Среднее суточное время, затраченное  подростками на среднюю и тяжелую/очень  тяжелую двигательную активность (в мин) 
 

    Уровни  двигательной активности Вся выборка (n=136) Мальчики (n=62) Девочки

    (n=74)

    СРЕДНЯЯ двигательная активность 117,66

    (=55,60)

    121,45

    (= 59,28)

    114,40

    (= 52,52)

    ТЯЖЕЛАЯ/ОЧЕНЬ  ТЯЖЕЛАЯ двигательная активность 23,86

    (= 29,87)

    41,65

    (= 34,62)

    8,96

    (= 12,43)

 
 

Обсуждение  результатов 

Поскольку испытуемые специально не отбирались, а школа, на базе которой проведено  исследование, не является спортивной и не имеет спортивных классов, то можно полагать, что данная выборка  репрезентативна в смысле оценки уровня двигательной активности российских подростков, проживающих в городе. В соответствии с нормами, разработанными на материале изучения английских школьников, российские подростки в целом  демонстрируют высокий уровень  двигательной активности, о чем прежде всего свидетельствует распределение испытуемых по уровням активности: наибольший процент как мальчиков, так и девочек оказался в группе высокоактивных (в целом - более половины всей выборки), наименьший - в группе низкоактивных (около одной пятой выборки) и ни один из испытуемых не попал в группу пассивных. Эти данные существенно контрастируют с результатами исследования двигательной активности подростков в Великобритании, США, Австралии, Канаде и других странах [18-20, 25, 27, 29], где отмечается гораздо более высокий процент низкоактивных подростков. 

Относительно  половых различий двигательной активности получены данные, подтверждающие многочисленные отечественные и зарубежные исследования [18-20, 24, 28] о более высокой активности мальчиков-подростков по сравнению  с девочками. 

В Великобритании по инициативе правительства в последние  годы начата реализация программы "Здоровье нации", где поставлены следующие  задачи, касающиеся двигательной активности населения [22]: 

- уменьшить  число людей, ведущих сидячий  образ жизни; 

- увеличить  число людей, практикующих двигательную  активность средней интенсивности  до 30 минут в день; 

- увеличить  число людей, занимающихся физическими  упражнениями высокой интенсивности  не менее трех раз в неделю  по 20 минут и более. 

В связи  с этим интересно отметить, что  только 4% наших испытуемых имели  в среднем за день менее 30 минут  двигательной активности средней интенсивности; соответственно 96% имели 30 минут и  больше, а 86% - один час и больше. Что  же касается различных видов тяжелой/ очень тяжелой двигательной активности, то в среднем менее 20 минут в  день их практикуют 80% девочек и 31% мальчиков, а менее 30 минут в день - 91 и 47% соответственно. 

Информация о работе Методы исследования опорно-двигательной системы