Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:31, доклад
Диагностика заболеваний костей и суставов основывается на клини-ческих, рентгенологических и морфологических данных. Однако каждый из этих методов имеет свои пределы и возможности. При распознавании патологических изменений в аппарате движения именно рентгенологический метод, как наиболее объективный и достоверный, позволяет заглянуть внутрь живого организма, приобретает решающее значение.
Д
О К Л А Д
НА ТЕМУ
:
«
Методы исследования
опорно-двигательной
системы »
Опорно-двигательная система одна из сложнейших систем человеческого организма. Ее повреждение ( например, перелом какой-либо кости) приводит к длительной потере трудоспособности человеком.
Заболевания опорно-двигательного аппарата представляют собой слож-ную диагностическую проблему, требуют различных видов комплексного лечения и привлечения специалистов различного профиля.
Диагностика
заболеваний костей и суставов основывается
на клини-ческих, рентгенологических
и морфологических данных. Однако каждый
из этих методов имеет свои пределы и возможности.
При распознавании патологических изменений
в аппарате движения именно рентгенологический
метод, как наиболее объективный и достоверный,
позволяет заглянуть внутрь живого организма,
приобретает решающее значение. С помощью
рентгенологического метода исследования
возможно динамическое наблю-дение, объективная
документальность, выяснение вопросов
патогенеза и особенностей течения различных
заболеваний.
Рентгенологический
метод исследования
Простейшая
рентгеновская установка
Рентгеновская трубка - электровакуумный высоковольтный прибор, пред-назначенный для генерирования рентгеновского излучения путём бомбар-дировки анода пучком электронов, ускоренных приложенным к электродам трубки напряжения.
Источником электронов служит катод с нитью из вольфрамовой прово-локи в рентгеновских трубках с термоэлектронной эмиссией или холодный катод специальной конструкции в импульсных рентгеновских трубках с автоэлектронной эмиссией.
Простейшая
рентгеновская трубка состоит из
запаянного стеклянного или керамического
баллона с разряжением 10-6 -
5 . 10-7 миллиметров
ртутного столба, с закрепленными внутри
баллона на фиксированном расстоянии
друг от друга катодным и анодным узлами.
Баллон одновременно является корпусом
рентгеновской трубки. В рентгеновских
трубках с накаливаемым катодом последний
изготавливается в виде спирали из вольфрамовой
проволоки, размещенным в специальном
фокусирующем цилиндре. Анод представляет
собой массивный медный стержень с напаянной
на него пластиной из тугоплавкого металла.
Пластина является мишенью. На части её
поверхности - действительном фокусном
пятне - тормозятся разогнанные в электрическом
поле электроны, испускаемые
нагретым до температуры
2200 - 25000 С катодом.
При резком торможении
При бомбардировке фокуса рентгеновской трубки пучком электронов, часть первичных электронов отражается от поверхности анода под различными углами, с различными скоростями.
Электроны, отраженные и выбитые из атомов вещества анода, называют-ся вторичными электронами и образуют вторичную электронную эмиссию в рентгеновской трубке, которая оказывает вредное влияние на нормальную работу трубки.
Вторичные электроны, тормозимые электрическим полем, изменяют тра-екторию и большинство возвращаются в анод, вызывая афокальное излучение, т.е. рентгеновское излучение, возбужденное вне фокуса рентгеновской трубки.
Афокальное
излучение ухудшает качество рентгеновского
изображения уменьшая резкость изображения
исследуемого объекта. Основными методами
борьбы является применение баллона с
оптимальной геометрией из высококачественного
тугоплавкого стекла ( обычно этот метод
используют отечественные производители
рентгеновских трубок ), применение баллонов
с металлической средней частью ( попадание
вторичных электронов на оболочку трубки
не вызывает вредных последствий ; используют
иностранные произ-водители - Philips ( Нидерланды
) и General Electric ( США ) ), а так же возможна
установка чехлов на анод.
Для регистрации рентгеновского излучения используется несколько методов. В промышленности можно использовать для этих целей счетчики элементарных частиц, регистрирующих поступившее излучение.
Более удобным средством является фотографическая регистрация, которая и используется в медицине. Для фотографической регистрации рент-геновских лучей применяют специальные рентгеновские пленки. Обычно эти пленки делают двухслойными. Двойной слой фотоэмульсии, а также существен-но большее содержание бромистого серебра обеспечивает значительную чувствительность этих пленок к рентгеновским лучам. Фотографическое действие рентгеновских лучей производит лишь та их доля, которая поглотилась в фотоэмульсии.
Наиболее
быстрым и удобным является телевизионный
метод регистрации излучения, т.е.
полученная картина непосредственно
передается на экран телевизора. Телевизионные
системы визуализации подразделяются
на две группы : непосредственно преобразующие
рентгеновское изображение в телевизионную
картину и системы, которые видимое изображение
с выхода преобразуют в картину на телевизионном
экране с помощью чувствительных передающих
телевизионных трубок.
Последним достижением
в этой области можно считать
рентгеновскую томографию - это новое
направление в
ОЦЕНКА
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ПОДРОСТКОВ МЕТОДОМ
ФОРМАЛИЗОВАННОГО САМООТЧЕТА
Исследования
двигательной активности детей и
подростков ведутся во многих странах
мира. Интерес к различным аспектам
этой проблемы обусловлен взаимосвязью
двигательной активности и здоровья
человека, что особенно ярко обнаруживается
в периоды роста и созревания
организма.
В отечественной
науке основная масса исследований
по проблеме двигательной активности
различных возрастных групп населения
относится к 60-80-м годам [2,9,10,12,15-17].
Е.В. Дудорова [4] с точки зрения врача-гигиениста
выделяет в специальном обзоре три основных
направления исследований двигательной
активности детей и подростков: а) изучение
функциональных изменений в организме
детей и подростков под влиянием двигательной
активности; б) определение норм двигательной
активности для детей и молодежи разных
возрастных групп; в) изучение энергетических
характеристик двигательной активности.
В эти же годы отмечается и наибольший
интерес к проблеме двигательной активности
в психологии и социологии [1,5-8,11,13,14], где
разрабатывались следующие направления:
а) изучение влияния двигательной активности
на психические процессы, психические
состояния и умственную работоспособность
детей и подростков; б) исследование двигательной
активности как компонента образа жизни;
в) изучение факторов мак-ро- и микросреды,
а также особенностей личности, определяющих
тот или иной характер и уровень двигательной
активности человека. Вместе с тем в первой
половине 90-х годов отмечается некоторое
снижение интереса к данной проблеме.
В зарубежной
литературе [18-32] можно отметить примерно
те же направления исследований. Авторами
ведется активный поиск методов
изучения двигательной активности детей
и подростков, которые позволяли
бы оценивать уровень их двигательной
активности, а по нему, в свою очередь,
наличие или отсутствие факторов
риска для здоровья детей. Исследования
привычной двигательной активности
детей и подростков, проведенные
в разных странах [18-20,24-28], свидетельствуют
о том, что в среднем этот уровень
недостаточен для поддержания их
здоровья и противостояния нарастающей
волне сердечно-сосудистых заболеваний.
Все большее
распространение в рамках этой проблемы
получают кросскультурные исследования,
эффективность которых в огромной мере
определяется единством используемых
методов измерения и оценки двигательной
активности.
Наиболее
распространенными методами изучения
двигательной активности детей и
подростков являются наблюдение в сочетании
с хронометрированием;
шагометрия;
суточньй мониторинг частоты сердечных
сокращений (ЧСС) и различные варианты
опросов. Эффективность последних в детском
возрасте невелика, поэтому опросные методики
используются начиная с подросткового
возраста и при их конструировании, как
правило, предпринимаются специальные
меры для повышения достоверности ответов
испытуемых.
Уровень
двигательной активности детей и
молодежи полидетерминирован. На него
оказывают влияние многие факторы, в том
числе такие факторы макросреды, как уровень
развития производительных сил в стране,
экологическая обстановка в месте проживания,
особенности питания населения, национальные
и культурные традиции, развитость сферы
спортивных и оздоровительных услуг, популярность
спорта в стране, и др. Поскольку выраженность
этих факторов в разных странах неодинакова,
можно прогнозировать наличие кросскультурных
различий и особенностей двигательной
активности подростков. Интересен вопрос
о том, характерны ли выявленные в других
странах тенденции к низкой двигательной
активности подростков для юных россиян.
Чтобы произвести сравнение, нужно использовать
те же методы, которыми пользовались зарубежные
коллеги, но не просто перевести их на
русский язык, а соответствующим образом
адаптировать для российских школьников.
Цель
данного исследования - оценка суточных
энерготрат и уровня двигательной активности
российских школьников 10-14 лет с помощью
карт формализованного самоотчета, разработанных
в Великобритании (L. Cale, 1994).
Исследование проведено с января по май 1994 г. на базе 588-й школы Колпинского района Санкт-Петербурга*. В нем приняли участие 136 школьников 10-14 лет (62 мальчика и 74 девочки).
Общее
описание методики
Данная
методика позволяет по самооценке времени,
затраченного в сутки на различные
(по интенсивности) категории двигательной
активности, определить средние суточные
энерготраты испытуемого и затем по их
величине дать оценку уровня двигательной
активности как конкретного испытуемого,
так и группы в целом.
Методика
представляет собой две карты
формализованного (т.е. направляемого
специальными вопросами) самоотчета испытуемых
об их занятиях (активности) в течение
дня. Карта 1 предназначена для
При конструировании
этих карт была проделана следующая
предварительная работа:
- проанализированы
виды занятий (активности) подростков
и составлен перечень из 45 типичных
видов активности;
- на
основании анализа ранее
- базируясь
на энергетической стоимости
конкретных видов двигательной
активности, последние были разделены
на пять категорий: очень
4,0; 6,0 и
10 соответственно. МЕТы в данном случае
выступают как коэффициенты, на которые
умножается суммарное время, затраченное
испытуемым на каждую из названных категорий
двигательной активности в течение суток;
- была
выбрана отправная точка
В ходе
апробации методики на большом контингенте
английских школьников 11-14 лет [23] были
отработаны процедура проведения опросов,
алгоритм обработки сырых данных
и нормативная шкала оценки уровня
двигательной активности подростков по
величине средних суточных энерготрат.
Валидность
данной методики подтверждена высокими
коэффициентами корреляции ее результатов
с данными суточного мониторинга ЧСС (r
= 61; p < 0,01) и с данными метода наблюдения
(r = 0,79; p < 0,01). Надежность методики по
процедуре тест-ретест (r = 0,62; р < 0,05) также
может быть признана удовлетворительной.
Карты
самоотчета и процедура проведения
опросов. Обе карты самоотчета построены
в соответствии с типичной структурой
(режимом) буднего или выходного
дня подростков и относительно каждой
части дня включают две категории
вопросов.
Информация о работе Методы исследования опорно-двигательной системы