Методы исследования опорно-двигательной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:31, доклад

Краткое описание

Диагностика заболеваний костей и суставов основывается на клини-ческих, рентгенологических и морфологических данных. Однако каждый из этих методов имеет свои пределы и возможности. При распознавании патологических изменений в аппарате движения именно рентгенологический метод, как наиболее объективный и достоверный, позволяет заглянуть внутрь живого организма, приобретает решающее значение.

Файлы: 1 файл

Физическая культура.docx

— 47.61 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Д О К Л А Д 

НА ТЕМУ : 

« Методы исследования опорно-двигательной системы » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Опорно-двигательная система одна из сложнейших систем человеческого организма. Ее повреждение  ( например, перелом какой-либо кости) приводит к длительной потере трудоспособности человеком.

      Заболевания опорно-двигательного аппарата представляют собой слож-ную диагностическую проблему, требуют различных видов комплексного лечения и привлечения специалистов различного профиля.

      Диагностика заболеваний костей и суставов основывается на клини-ческих,   рентгенологических и морфологических данных. Однако каждый из этих методов имеет свои пределы и возможности. При распознавании патологических изменений в аппарате движения именно рентгенологический метод, как наиболее объективный и достоверный, позволяет заглянуть внутрь живого организма, приобретает решающее значение. С помощью рентгенологического метода исследования возможно динамическое наблю-дение, объективная документальность, выяснение вопросов патогенеза и особенностей течения различных заболеваний. 
 

Рентгенологический  метод исследования 

      Простейшая  рентгеновская установка состоит  из излучателя и приёмника рентгеновского излучения. Источник этих лучей - рентгеновская  трубка.

      Рентгеновская трубка - электровакуумный высоковольтный прибор, пред-назначенный для генерирования рентгеновского излучения путём бомбар-дировки анода пучком электронов, ускоренных приложенным к электродам трубки напряжения.

      Источником  электронов служит катод с нитью  из вольфрамовой прово-локи в рентгеновских трубках с термоэлектронной эмиссией или холодный катод специальной конструкции в импульсных рентгеновских трубках с автоэлектронной эмиссией.

      Простейшая  рентгеновская трубка состоит из запаянного стеклянного или керамического  баллона с разряжением 10-6 - 5 . 10-7 миллиметров ртутного столба, с закрепленными внутри баллона на фиксированном расстоянии друг от друга катодным и анодным узлами. Баллон одновременно является корпусом рентгеновской трубки. В рентгеновских трубках с накаливаемым катодом последний изготавливается в виде спирали из вольфрамовой проволоки, размещенным в специальном фокусирующем цилиндре. Анод представляет собой массивный медный стержень с напаянной на него пластиной из тугоплавкого металла. Пластина является мишенью. На части её поверхности - действительном фокусном пятне - тормозятся разогнанные в электрическом поле   электроны,   испускаемые   нагретым   до   температуры   2200  -  25000   С  катодом. 

           При резком торможении электронов  возникает рентгеновское излучение.

      При бомбардировке фокуса рентгеновской  трубки пучком электронов, часть первичных  электронов отражается от поверхности  анода под различными углами, с  различными скоростями.

      Электроны, отраженные и выбитые из атомов вещества анода, называют-ся вторичными электронами и образуют вторичную электронную эмиссию в рентгеновской трубке, которая оказывает вредное влияние на нормальную работу трубки.

      Вторичные электроны, тормозимые электрическим  полем, изменяют тра-екторию и большинство возвращаются в анод, вызывая афокальное излучение, т.е. рентгеновское излучение, возбужденное вне фокуса рентгеновской трубки.

      Афокальное излучение ухудшает качество рентгеновского изображения уменьшая резкость изображения исследуемого объекта. Основными методами борьбы является применение баллона с оптимальной геометрией из высококачественного тугоплавкого стекла ( обычно этот метод используют отечественные производители рентгеновских трубок ), применение баллонов с металлической средней частью ( попадание вторичных электронов на оболочку трубки не вызывает вредных последствий ; используют иностранные произ-водители - Philips ( Нидерланды ) и General Electric ( США ) ), а так же возможна установка чехлов на анод. 

      Для регистрации рентгеновского излучения  используется несколько методов. В  промышленности можно использовать для этих целей счетчики элементарных частиц, регистрирующих поступившее  излучение.

      Более удобным средством является фотографическая  регистрация, которая и используется в медицине. Для фотографической  регистрации рент-геновских лучей применяют специальные рентгеновские пленки. Обычно эти пленки делают двухслойными. Двойной слой фотоэмульсии, а также существен-но большее содержание бромистого серебра обеспечивает значительную чувствительность этих пленок к рентгеновским лучам. Фотографическое действие рентгеновских лучей производит лишь та их доля, которая поглотилась в фотоэмульсии.

      Наиболее  быстрым и удобным является телевизионный  метод регистрации излучения, т.е. полученная картина непосредственно  передается на экран телевизора. Телевизионные  системы визуализации подразделяются на две группы : непосредственно преобразующие рентгеновское изображение в телевизионную картину и системы, которые видимое изображение с выхода преобразуют в картину на телевизионном экране с помощью чувствительных передающих телевизионных трубок. 

            Последним достижением  в этой области можно считать  рентгеновскую томографию - это новое  направление в рентгенодиагностической  технике. Оно основано на оригинальном принципе получения изображения, заключающееся  в послойном поперечном сканировании объекта коллиминированным рентгеновским пучком ; измерении излучения за объектом детекторами с линейной характеристикой ; синтезе полутонового изображения по совокупности измеренных данных, относящихся к просканированному слою, и в построении этого изображения на экране дисплея. 
 
 
 
 
 

ОЦЕНКА  ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ МЕТОДОМ  ФОРМАЛИЗОВАННОГО САМООТЧЕТА 
 

Исследования  двигательной активности детей и  подростков ведутся во многих странах  мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в периоды роста и созревания организма. 

В отечественной  науке основная масса исследований по проблеме двигательной активности различных возрастных групп населения  относится к 60-80-м годам [2,9,10,12,15-17]. Е.В. Дудорова [4] с точки зрения врача-гигиениста выделяет в специальном обзоре три основных направления исследований двигательной активности детей и подростков: а) изучение функциональных изменений в организме детей и подростков под влиянием двигательной активности; б) определение норм двигательной активности для детей и молодежи разных возрастных групп; в) изучение энергетических характеристик двигательной активности. В эти же годы отмечается и наибольший интерес к проблеме двигательной активности в психологии и социологии [1,5-8,11,13,14], где разрабатывались следующие направления: а) изучение влияния двигательной активности на психические процессы, психические состояния и умственную работоспособность детей и подростков; б) исследование двигательной активности как компонента образа жизни; в) изучение факторов мак-ро- и микросреды, а также особенностей личности, определяющих тот или иной характер и уровень двигательной активности человека. Вместе с тем в первой половине 90-х годов отмечается некоторое снижение интереса к данной проблеме. 

В зарубежной литературе [18-32] можно отметить примерно те же направления исследований. Авторами ведется активный поиск методов  изучения двигательной активности детей  и подростков, которые позволяли  бы оценивать уровень их двигательной активности, а по нему, в свою очередь, наличие или отсутствие факторов риска для здоровья детей. Исследования привычной двигательной активности детей и подростков, проведенные  в разных странах [18-20,24-28], свидетельствуют  о том, что в среднем этот уровень  недостаточен для поддержания их здоровья и противостояния нарастающей  волне сердечно-сосудистых заболеваний. 

Все большее  распространение в рамках этой проблемы получают кросскультурные исследования, эффективность которых в огромной мере определяется единством используемых методов измерения и оценки двигательной активности. 

Наиболее  распространенными методами изучения двигательной активности детей и  подростков являются наблюдение в сочетании  с хронометрированием; 

шагометрия; суточньй мониторинг частоты сердечных сокращений (ЧСС) и различные варианты опросов. Эффективность последних в детском возрасте невелика, поэтому опросные методики используются начиная с подросткового возраста и при их конструировании, как правило, предпринимаются специальные меры для повышения достоверности ответов испытуемых. 

Уровень двигательной активности детей и  молодежи полидетерминирован. На него оказывают влияние многие факторы, в том числе такие факторы макросреды, как уровень развития производительных сил в стране, экологическая обстановка в месте проживания, особенности питания населения, национальные и культурные традиции, развитость сферы спортивных и оздоровительных услуг, популярность спорта в стране, и др. Поскольку выраженность этих факторов в разных странах неодинакова, можно прогнозировать наличие кросскультурных различий и особенностей двигательной активности подростков. Интересен вопрос о том, характерны ли выявленные в других странах тенденции к низкой двигательной активности подростков для юных россиян. Чтобы произвести сравнение, нужно использовать те же методы, которыми пользовались зарубежные коллеги, но не просто перевести их на русский язык, а соответствующим образом адаптировать для российских школьников. 

Цель  данного исследования - оценка суточных энерготрат и уровня двигательной активности российских школьников 10-14 лет с помощью карт формализованного самоотчета, разработанных в Великобритании (L. Cale, 1994). 

Исследование  проведено с января по май 1994 г. на базе 588-й школы Колпинского района Санкт-Петербурга*. В нем приняли участие 136 школьников 10-14 лет (62 мальчика и 74 девочки).

Общее описание методики 

Данная  методика позволяет по самооценке времени, затраченного в сутки на различные (по интенсивности) категории двигательной активности, определить средние суточные энерготраты испытуемого и затем по их величине дать оценку уровня двигательной активности как конкретного испытуемого, так и группы в целом. 

Методика  представляет собой две карты  формализованного (т.е. направляемого  специальными вопросами) самоотчета испытуемых об их занятиях (активности) в течение  дня. Карта 1 предназначена для характеристики буднего дня ("Мой будний день"); карта 2 - для описания выходного  дня ("Мой выходной день"). 

При конструировании  этих карт была проделана следующая  предварительная работа: 

- проанализированы  виды занятий (активности) подростков  и составлен перечень из 45 типичных  видов активности; 

- на  основании анализа ранее опубликованных  фундаментальных исследований определена  энергетическая стоимость каждого  из видов активности подростков  в условных единицах - МЕТах (отношение энерготрат в процессе работы к энерготратам в покое); 

- базируясь  на энергетической стоимости  конкретных видов двигательной  активности, последние были разделены  на пять категорий: очень легкая, легкая, средняя, тяжелая и очень  тяжелая, которые получили следующую  "ценность" в МЕТах: 1,5; 2,5; 

4,0; 6,0 и  10 соответственно. МЕТы в данном случае выступают как коэффициенты, на которые умножается суммарное время, затраченное испытуемым на каждую из названных категорий двигательной активности в течение суток; 

- была  выбрана отправная точка конструирования  нормативной шкалы для оценки  уровня двигательной активности  подростков по величине суточных  энерготрат. Ею послужили данные S. Blair [21], согласно которым подростки, ведущие активный образ жизни, имеют энерготраты не менее 40 ккал/ кг в день, а неактивные - менее 30 ккал/кг в день. 

В ходе апробации методики на большом контингенте  английских школьников 11-14 лет [23] были отработаны процедура проведения опросов, алгоритм обработки сырых данных и нормативная шкала оценки уровня двигательной активности подростков по величине средних суточных энерготрат. 

Валидность данной методики подтверждена высокими коэффициентами корреляции ее результатов с данными суточного мониторинга ЧСС (r = 61; p < 0,01) и с данными метода наблюдения (r = 0,79; p < 0,01). Надежность методики по процедуре тест-ретест (r = 0,62; р < 0,05) также может быть признана удовлетворительной. 

Карты самоотчета и процедура проведения опросов. Обе карты самоотчета построены  в соответствии с типичной структурой (режимом) буднего или выходного  дня подростков и относительно каждой части дня включают две категории  вопросов. 

Информация о работе Методы исследования опорно-двигательной системы