Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:31, доклад
Диагностика заболеваний костей и суставов основывается на клини-ческих, рентгенологических и морфологических данных. Однако каждый из этих методов имеет свои пределы и возможности. При распознавании патологических изменений в аппарате движения именно рентгенологический метод, как наиболее объективный и достоверный, позволяет заглянуть внутрь живого организма, приобретает решающее значение.
2. Мальчики-подростки
существенно более активны,
3. В
структуре активности
4. Полученные
результаты демонстрируют
Одной
из особенностей современного общества
является затянувшееся реформирование
его общественно-
Усложнение
школьных программ обучения привело
к существенному ограничению
двигательной активности учащихся, к
снижению уровня их здоровья, работоспособности
и росту заболеваемости. Одной из
доминирующих в современных исследованиях
как отечественных (Лебедева Н.Т., Фомин
Н.А., Вавилов Ю.Н., Филин В.П., Куинджи Н.Н.,
Сухарев А.Г., Антропова М.В., Бондаревский
Е.Я., Тертычный А.В., Кадетова А.В., Скребец
В.А. и др.), так и зарубежных специалистов,
остается проблема гипокинезии учащейся
молодежи.
Современная
учебная деятельность характеризуется
ростом объема информации, с одной
стороны, и, при этом, низким уровнем
двигательной активности, однообразием
рабочей позы. В связи с этим
многими учеными и практиками
принимаются попытки решения
вопроса о том, что необходимо
сбалансировать повышенные нагрузки в
умственной деятельности и оптимальную
двигательную активность.
В современных
условиях развития общества внимание
ученых обращено на поиск наиболее
оптимальных доз двигательной активности.
Выявление лишь верхней и нижней
границ двигательной активности не является
достаточным для большинства
групп населения, тем более для
занимающихся какой-либо спортивной деятельностью.
Нижняя граница -«минимум» - позволяет
только компенсировать силы, затраченные
в жизнедеятельности. Верхняя граница
- «максимум» - ведет к перенапряжению
и повышению утомляемости организма. Важно
определить «оптимальную» дозу двигательной
активности, которая компенсировала бы
силы, затраченные
человеком в жизнедеятельности
и способствовала бы дальнейшему совершенствованию
личности (173).
Интерес
к проблеме влияния различных
видов двигательной и физической
активности на психическое развитие
человека возник давно, отражая стремление
ученых к целостному познанию человека
в единстве его физического и
умственного развития. Основы научных
теоретических и практических исследований
в этой области проблемы были заложены
в трудах таких основоположников
отечественной науки, как И.М. Сеченов,
П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др.
И.М. Сеченов
впервые связал двигательные функции
с функциями высших отделов центральной
нервной системы. Он отмечал, что "...Все
бесконечное разнообразие внешних
проявлений мозговой деятельности сводится
окончательно к одному лишь явлению
- мышечному движению". (147,102).
Своими
психологическими исследованиями П.Ф.
Лесгафт доказал, что в процессе
овладения физическими
В современных
психолого-педагогических исследованиях
также отмечается, что подбор и
применение упражнений, сопровождающихся
разнообразием и повышенной двигательной
активностью, обеспечивает единство умственного
и физического развития ребенка
(27). Имеются данные, что эффективность
этих процессов повышается в случае
одновременного
выполнения специально подобранных
упражнений и решения ряда интеллектуальных
задач (Валлон А., Голощекина МП., Агеевец
В.У., Выдрин В.М., Карпов Ю.В., Венгер Л.А.
и др.).
В зарубежных
исследованиях также изучалось
влияние различных программ физического
воспитания на психическое развитие
дошкольников и младших школьников
(Klanderman J., Turner Е., Eason E., David R., Hirst С, Fischer Т.,
Lipton E., Schlungs M. и др.).
Следует
отметить, что большинство из вышеперечисленных
работ посвящены изучению самой
возможности влияния различных
форм физического воспитания и организованной
двигательной активности на психическое
развитие ребенка в дошкольном и
младшем школьном возрасте, поиску
целенаправленных методов, средств
и различных приемов такого влияния.
Кроме этого, основной акцент традиционно
ставится на рассмотрение положительного
воздействия двигательной и физической
активности на развитие ребенка, не учитывая
того фактора, что повышенные или
чрезмерные физические и двигательные
нагрузки также играют отрицательную
роль в гармоничном психическом
и физическом развитии ребенка. Еще
менее изученной является проблема
оптимизации двигательной активности
в условиях современного образовательного
процесса, в том числе в школе,
где учащиеся уже находятся в
различных режимах двигательных
нагрузок, например, в общеобразовательной
школе со специализированными
Недостаточный
учет психологических знаний по организации
образовательного процесса и физической
деятельности школьников, пренебрежение
валеопсихологическими принципами физического
воспитания, недооценка роли и значения
двигательной активности наносит серьезный
ущерб физическому и психическому развитию
ребенка, приводит к неправильному пониманию
целей и задач образования и воспитания
подрастающего поколения.
Необходимость
оптимизации содержания, форм и методов
образовательного процесса и физического
воспитания школьников, занимающихся
спортивной деятельностью и физической
культурой, определяется повышением интереса
практических работников и ученых к
рассматриваемой проблеме, что получило
свое отражение в увеличении научных
и диссертационных психолого-
Ряд исследований
посвящен изучению эффективности использования
учебных задач для способов совершенствования
у детей общих качеств их двигательной
сферы (Абызов М.М., 1981), определению психологических
условий формирования двигательных способностей
у учащихся старших классов (Живоглядов
Ю.А., 1988), выявлению психологических условий
эффективного формирования у младших
школьников произвольного управления
своими движениями на уроках физической
культуры (Озернюк А.Т., 1994), обоснованы
методические основы развития координационных
и интеллектуальных способностей школьников
младших классов на основе возрастных
закономерностей организации движений
(Федякина Л.К., 1998).
В работах
Г.М. Касаткиной (1982) выявлены закономерности
возрастной динамики и структуры
моторного и психического развития
дошкольников, определены пути и средства
физического воспитания, способствующие
не только моторному, но и психическому
развитию детей дошкольного возраста;
Н.А. Фоминой (1996) изучалось организованное
воздействие средств ритмической гимнастики
сюжетно-ролевой направленности на сенсорные
и двигательные системы детей дошкольного
возраста с целью ускоренного и интегративного
развития их двигательных, интеллектуальных
и психомоторных способностей; Л.Е. Симошиной
(1996) сформулирована концепция системы
комплексной подготовки, гармонизирующей
моторную и сенсорную организацию двигательной
активности детей дошкольного возраста
посредством физкультурных
занятий
на открытом воздухе, направленных на
совершенствование их физической подготовленности,
творческих двигательных способностей,
на снижение простудной заболеваемости.
В исследованиях
А.А. Антонова (1997) обоснована оригинальная
методика применения элементов подвижных
игр на физкультурных занятиях детей
старшего дошкольного возраста для
взаимного воздействия и
В целом
анализ изученных нами работ можно
систематизировать следующим
Во-вторых, достаточно часто встречаются работы, посвященные изучению влияния физической активности и спорта на психомоторику человека (Данилина Л.Н., Оя СМ., Пуни А.Ц., Семенов М.И., Губман Л.Б., Коссов Б.Б., Озеров В.П.), но данные исследования в основном связаны с контингентом юных или высококвалифицированных спортсменов.
В-третьих,
гораздо меньше работ, в которых
говорится о влиянии
В-четвертых,
исследования, в которых изучалось
влияние двигательной активности на
интеллектуальную сферу, на развитие познавательных
способностей детей, встречаются довольно
редко (Гужаловский А.А., Силла Р.В., Рубан
В.Н., Милерян В.Е. и др.), анализ взаимодействия
или соотношения этих компонентов практически
отсутствует, а в ряде случаев данные исследования
несут в себе противоречивые оценки. Отмечается,
что при очень большой активности и интенсивности
нагрузок они могут не оказывать позитивное
влияние на развитие как физической, так
и психической сферы человека, особенно
подрастающего поколения.
Таким
образом, можно отметить, что на сегодняшний
день проблема оптимизации двигательной
активности и гармоничного развития
когнитивно-моторной и когнитивно-интеллектуальной
сферы ребенка полностью не решена.
Существует
ряд исследований, в основном в
области медицины, говорящих, что
в целом оптимальные физические
и спортивные нагрузки положительно
влияют на сохранение и укрепление
здоровья, несколько меньше говорится
об их влиянии на психомоторику, и
менее всего изучено влияние
двигательной активности на познавательное
развитие учащихся. Нами не обнаружено
систематических комплексных
На основе
вышеизложенного нами определена цель
исследования: изучение влияния двигательной
активности на развитие психомоторных
и познавательных способностей школьников
разного возраста.
Объект
исследования: психомоторные
и познавательные
способности учащихся.
Предметом
исследования является процесс развития
психомоторных и познавательных
способностей учащихся общеобразовательных
и специализированных спортивных классов
подросткового и юношеского возраста.
Гипотеза:
оптимальная двигательная нагрузка
способствует гармоничному развитию психомоторных
и познавательных способностей школьников.
В соответствии
с целью, объектом, предметом и
гипотезой исследования определены
следующие задачи:
Информация о работе Методы исследования опорно-двигательной системы