Методы исследования опорно-двигательной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2011 в 21:31, доклад

Краткое описание

Диагностика заболеваний костей и суставов основывается на клини-ческих, рентгенологических и морфологических данных. Однако каждый из этих методов имеет свои пределы и возможности. При распознавании патологических изменений в аппарате движения именно рентгенологический метод, как наиболее объективный и достоверный, позволяет заглянуть внутрь живого организма, приобретает решающее значение.

Файлы: 1 файл

Физическая культура.docx

— 47.61 Кб (Скачать)
y">Выводы. 1. В соответствии с нормативной  шкалой, разработанной в Великобритании, российские подростки 10-14 лет характеризуются  высоким уровнем двигательной активности при средних суточных энерготратах 40,86 ккал/кг. 

2. Мальчики-подростки  существенно более активны, чем  девочки, что обнаружилось как  при анализе суточных энерготрат и распределения испытуемых по уровням двигательной активности, так и при сравнении средне суточного времени, затраченного на различные виды средней и тяжелой/очень тяжелой двигательной активности. 

3. В  структуре активности подростков  в течение дня средняя по  интенсивности двигательная активность  существенно преобладает над тяжелой и очень тяжелой. Наиболее отчетливо "непопулярность" последней обнаруживается у девочек при ее временном соотношении со средней двигательной активностью как 1:13. 

4. Полученные  результаты демонстрируют перспективность  данного направления исследований  и вместе с тем необходимость  их расширения (разные контингенты  подростков, различные регионы страны, учет не только половых различий, но и возрастной динамики и  т.п.), что позволит получить более  точные данные об уровне двигательной  активности российских подростков. 

Одной из особенностей современного общества является затянувшееся реформирование его общественно-производственной сферы, которое глубоко и не всегда позитивно меняет весь образ жизни, труда и быта человека, особенно учащейся молодежи. 

Усложнение  школьных программ обучения привело  к существенному ограничению  двигательной активности учащихся, к  снижению уровня их здоровья, работоспособности  и росту заболеваемости. Одной из доминирующих в современных исследованиях как отечественных (Лебедева Н.Т., Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н., Филин В.П., Куинджи Н.Н., Сухарев А.Г., Антропова М.В., Бондаревский Е.Я., Тертычный А.В., Кадетова А.В., Скребец В.А. и др.), так и зарубежных специалистов, остается проблема гипокинезии учащейся молодежи. 

Современная учебная деятельность характеризуется  ростом объема информации, с одной  стороны, и, при этом, низким уровнем  двигательной активности, однообразием рабочей позы. В связи с этим многими учеными и практиками принимаются попытки решения  вопроса о том, что необходимо сбалансировать повышенные нагрузки в  умственной деятельности и оптимальную  двигательную активность. 

В современных  условиях развития общества внимание ученых обращено на поиск наиболее оптимальных доз двигательной активности. Выявление лишь верхней и нижней границ двигательной активности не является достаточным для большинства  групп населения, тем более для занимающихся какой-либо спортивной деятельностью. Нижняя граница -«минимум» - позволяет только компенсировать силы, затраченные в жизнедеятельности. Верхняя граница - «максимум» - ведет к перенапряжению и повышению утомляемости организма. Важно определить «оптимальную» дозу двигательной активности, которая компенсировала бы 

силы, затраченные  человеком в жизнедеятельности  и способствовала бы дальнейшему совершенствованию личности (173). 

Интерес к проблеме влияния различных  видов двигательной и физической активности на психическое развитие человека возник давно, отражая стремление ученых к целостному познанию человека в единстве его физического и  умственного развития. Основы научных  теоретических и практических исследований в этой области проблемы были заложены в трудах таких основоположников отечественной науки, как И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, Б.Г. Ананьев и др. 

И.М. Сеченов  впервые связал двигательные функции  с функциями высших отделов центральной  нервной системы. Он отмечал, что "...Все  бесконечное разнообразие внешних  проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению". (147,102). 

Своими  психологическими исследованиями П.Ф. Лесгафт доказал, что в процессе овладения физическими упражнениями ребенок учится не только управлять  своими движениями, основываясь на мышечных ощущениях, но также учится анализировать свои впечатления  и ощущения, сравнивать их и объединять в единые представления и понятия (97). Физическое и психическое развитие человека неразрывно связаны между  собой в едином процессе развития личности, начиная с рождения и  внутриутробного развития ребенка. В свою очередь гармония физических и психических качеств достигается  достаточной двигательной активностью, свойственной здоровым, физически развитым детям. 

В современных  психолого-педагогических исследованиях  также отмечается, что подбор и  применение упражнений, сопровождающихся разнообразием и повышенной двигательной активностью, обеспечивает единство умственного  и физического развития ребенка (27). Имеются данные, что эффективность этих процессов повышается в случае 

одновременного  выполнения специально подобранных  упражнений и решения ряда интеллектуальных задач (Валлон А., Голощекина МП., Агеевец В.У., Выдрин В.М., Карпов Ю.В., Венгер Л.А. и др.). 

В зарубежных исследованиях также изучалось  влияние различных программ физического  воспитания на психическое развитие дошкольников и младших школьников (Klanderman J., Turner Е., Eason E., David R., Hirst С, Fischer Т., Lipton E., Schlungs M. и др.). 

Следует отметить, что большинство из вышеперечисленных  работ посвящены изучению самой  возможности влияния различных  форм физического воспитания и организованной двигательной активности на психическое  развитие ребенка в дошкольном и  младшем школьном возрасте, поиску целенаправленных методов, средств  и различных приемов такого влияния. Кроме этого, основной акцент традиционно  ставится на рассмотрение положительного воздействия двигательной и физической активности на развитие ребенка, не учитывая того фактора, что повышенные или  чрезмерные физические и двигательные нагрузки также играют отрицательную  роль в гармоничном психическом  и физическом развитии ребенка. Еще  менее изученной является проблема оптимизации двигательной активности в условиях современного образовательного процесса, в том числе в школе, где учащиеся уже находятся в  различных режимах двигательных нагрузок, например, в общеобразовательной  школе со специализированными спортивными  классами. 

Недостаточный учет психологических знаний по организации  образовательного процесса и физической деятельности школьников, пренебрежение  валеопсихологическими принципами физического воспитания, недооценка роли и значения двигательной активности наносит серьезный ущерб физическому и психическому развитию ребенка, приводит к неправильному пониманию целей и задач образования и воспитания подрастающего поколения. 

Необходимость оптимизации содержания, форм и методов  образовательного процесса и физического  воспитания школьников, занимающихся спортивной деятельностью и физической культурой, определяется повышением интереса практических работников и ученых к  рассматриваемой проблеме, что получило свое отражение в увеличении научных  и диссертационных психолого-педагогических исследований в данном направлении. 

Ряд исследований посвящен изучению эффективности использования  учебных задач для способов совершенствования  у детей общих качеств их двигательной сферы (Абызов М.М., 1981), определению психологических условий формирования двигательных способностей у учащихся старших классов (Живоглядов Ю.А., 1988), выявлению психологических условий эффективного формирования у младших школьников произвольного управления своими движениями на уроках физической культуры (Озернюк А.Т., 1994), обоснованы методические основы развития координационных и интеллектуальных способностей школьников младших классов на основе возрастных закономерностей организации движений (Федякина Л.К., 1998). 

В работах  Г.М. Касаткиной (1982) выявлены закономерности возрастной динамики и структуры  моторного и психического развития дошкольников, определены пути и средства физического воспитания, способствующие не только моторному, но и психическому развитию детей дошкольного возраста; Н.А. Фоминой (1996) изучалось организованное воздействие средств ритмической гимнастики сюжетно-ролевой направленности на сенсорные и двигательные системы детей дошкольного возраста с целью ускоренного и интегративного развития их двигательных, интеллектуальных и психомоторных способностей; Л.Е. Симошиной (1996) сформулирована концепция системы комплексной подготовки, гармонизирующей моторную и сенсорную организацию двигательной активности детей дошкольного возраста посредством физкультурных 

занятий на открытом воздухе, направленных на совершенствование их физической подготовленности, творческих двигательных способностей, на снижение простудной заболеваемости. 

В исследованиях  А.А. Антонова (1997) обоснована оригинальная методика применения элементов подвижных  игр на физкультурных занятиях детей  старшего дошкольного возраста для  взаимного воздействия и повышения  уровня познавательной деятельности и  уровня физического развития; А.Б. Лагутиным (1997) доказано, что повышение двигательной активности детей старшего дошкольного  возраста за счет комплексного использования  доступных средств основной гимнастики позволяет существенно улучшить их физическое состояние и развить  способность к овладению новыми формами движений; А.Н. Лотаревым (1998) разработана и экспериментально обоснована программа по физической подготовке студенток вуза в сочетании  с дополнительными упражнениями для обеспечения возможно полной компенсации у них дефицита двигательной активности. 

В целом  анализ изученных нами работ можно  систематизировать следующим образом: во-первых, выделяется большое количество исследований, в основном в области  спорта и педагогических наук, посвященных  физической активности, в которых  доказывается, что чем выше физическая активность, чем больше спортивные нагрузки, тем выше их взаимосвязь  с физическим и психическим развитием  человека, что в целом подтверждает идею о физической культуре и спорте как основных факторах укрепления здоровья. 

Во-вторых, достаточно часто встречаются работы, посвященные изучению влияния физической активности и спорта на психомоторику  человека (Данилина Л.Н., Оя СМ., Пуни А.Ц., Семенов М.И., Губман Л.Б., Коссов Б.Б., Озеров В.П.), но данные исследования в основном связаны с контингентом юных или высококвалифицированных спортсменов.

В-третьих, гораздо меньше работ, в которых  говорится о влиянии двигательной или физической активности на психомоторные  способности детей, не занимающихся спортом (Коссов Б.Б., Озеров В.П., Скребец В.А., Ярмицкий Ю.Д. и др.). 

В-четвертых, исследования, в которых изучалось  влияние двигательной активности на интеллектуальную сферу, на развитие познавательных способностей детей, встречаются довольно редко (Гужаловский А.А., Силла Р.В., Рубан В.Н., Милерян В.Е. и др.), анализ взаимодействия или соотношения этих компонентов практически отсутствует, а в ряде случаев данные исследования несут в себе противоречивые оценки. Отмечается, что при очень большой активности и интенсивности нагрузок они могут не оказывать позитивное влияние на развитие как физической, так и психической сферы человека, особенно подрастающего поколения. 

Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний  день проблема оптимизации двигательной активности и гармоничного развития когнитивно-моторной и когнитивно-интеллектуальной сферы ребенка полностью не решена. 

Существует  ряд исследований, в основном в  области медицины, говорящих, что  в целом оптимальные физические и спортивные нагрузки положительно влияют на сохранение и укрепление здоровья, несколько меньше говорится  об их влиянии на психомоторику, и  менее всего изучено влияние  двигательной активности на познавательное развитие учащихся. Нами не обнаружено систематических комплексных исследований влияния различных форм двигательной активности на все основные психомоторные  и познавательные психические процессы учащихся. 

На основе вышеизложенного нами определена цель исследования: изучение влияния двигательной активности на развитие психомоторных  и познавательных способностей школьников разного возраста. 

Объект  исследования: психомоторные  и познавательные способности учащихся. 

Предметом исследования является процесс развития психомоторных и познавательных способностей учащихся общеобразовательных  и специализированных спортивных классов  подросткового и юношеского возраста. 

Гипотеза: оптимальная двигательная нагрузка способствует гармоничному развитию психомоторных  и познавательных способностей школьников. 

В соответствии с целью, объектом, предметом и  гипотезой исследования определены следующие задачи: 

Информация о работе Методы исследования опорно-двигательной системы