ЛФК (формы, средства и методы) при сотрясениях головного мозга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 08:23, реферат

Краткое описание

Применение лечебной физической культуры основано на разумном использовании естественной биологической функции организма- движении. Выполнение физических упражнений вызывает ответные реакции всего организма, способствует тренировке и повышению функций всех его систем, оказывает общеукрепляющее влияние, поэтому лечебную физкультуру можно считать методом активной функциональной терапии. Лечебная физкультура у подавляющего большинства больных при соответствующем выборе физических упражнений является методом патогенетической терапии, так как оказывает непосредственное влияние на реактивность всего организма- может изменять развитие и исход патологического процесса.

Оглавление

1. Лечебная физкультура…………………………………………..стр. 3
2. Питание……………………………………………………………..стр.10
3. Двигательная активность………………………………………..стр.10
4. Вредные привычки………………………………………………..стр.11
5. Народные средства………………………………………………...стр.12
6. Используемая литература………………………………………...стр.13

Файлы: 1 файл

ЛФК.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Восстановительные мероприятия имеют ряд особенностей. Так, при выполнении дыхательных упражнений не допускается гипервентиляция, которая может провоцировать эпилептоидные приступы и усиливать опасность возникновения поздних эпилептических припадков. При стабилизации кровообращения и ликвороциркуляции значительно увеличивают общую физическую нагрузку. Выявление чёткой клинической картины посттравматических нарушений движений, чувствительности и высших корковых функций позволяет применять активные упражнения, направленные на восстановление временно нарушенных функций или на перестройку и компенсацию утраченных функций.

В компенсаторной активизации больных после черепно-мозговой травмы эффективны занятия на специальном столе, конструкция которого позволяет изменять угол наклона его плоскости к горизонтали. Постепенно увеличивая во время занятий угол наклона стола и меняя место приложения фиксирующих ремней (на уровне крупных суставов ног, поясничного и грудного отделов позвоночника), можно дозировать нагрузку на опорно-двигательную, сердечно-сосудистую и вестибулярные системы больного, функции которых страдают при сотрясении мозга.

Осторожная ортостатическая нагрузка способствует адекватной тренировке сердечной мышцы, нормализует центральный и периферический сосудистый тонус. Постепенное увеличение нагрузки ( по мере перехода к вертикальному положению) на нижние конечности и позвоночник повышает их готовность к предстоящей деятельности – вставанию и ходьбе. Изменяющийся темп (резкий или плавный) подъёма плоскости улучшает адаптационные свойства вестибулярного аппарата, особенно у больных с травматическим очагом в височной области или задней черепной ямке. Постепенная тренировка в переходе к вертикальному положению благотворно влияет на ликвоциркуляцию. В зависимости от состояния больного и степени его тренированности увеличивается продолжительность занятий в положениях, приближающихся к вертикальному.

Если продолжить говорить о специальных активных упражнениях в позднем восстановительном периоде, то необходимо отметить, что они должны быть строго дозированными, целенаправленными и адекватными локальному неврологическому статусу. Характер, число и очередность упражнений подбирают для больного строго индивидуально. При вялых парезах и параличах подобный выбор упражнений облегчается предварительной оценкой мышечной системы больного по общепринятой пятибалльной системе.

Особенно важны специальные активные упражнения, направленные на дифференцированное овладение всей гаммой мышечной деятельности. Сюда относится обучение минимальным мышечным напряжениям, восстановление умения дозировать мышечное напряжение, скорость движения, амплитуду движения, время переключения и другие физические величины движения. Большое внимание уделяют активному зрительному, проприоцептивному,

Слуховому и другим видам контроля со стороны больного.

В комплекс упражнений включают также обучение целенаправленным двигательным актам. Каждое действие проводят вначале  пассивно, под зрительным контролем больного, затем активно 3-4 раза на здоровой конечности. Далее активное движение выполняют одновременно в обеих конечностях с коррекцией движения в пораженной конечности. После этого заданное движение совершают только пораженной конечностью. В ряде случаев легче делать движения не одновременно в обеих конечностях, а попеременно в здоровой и пораженной. Легкие действия чередуют с более сложными. При невозможности выполнить сразу весь двигательный акт больного обучают отдельным элементам этого действия, затем « связкам» между элементами и всему акту. Если выполнение какого-либо действия затруднено из-за непреодолимых очаговых поражений мозга, то больному предлагают движения и действия компенсаторного типа, направленно замещающие утраченный двигательный акт.

В позднем периоде черепно-мозговой травмы большое внимание уделяют предупреждению и устранению непроизвольных содружественных движений, которые часто возникают у больных. Борьбу с этим дефектом ведут с помощью фиксации (пассивной) неработающей конечности, активным волевым противодействием со стороны больного, специальными противосодружественными движениями в разных исходных положениях и, наконец, воссозданием нормальных содружественных движений.

Особое место в комплексе лечебно-восстановительных мероприятий занимает обучение стоянию и ходьбе. Проведение лечебно-тренировочных занятий на специальном вращающемся столе – первый этап восстановления функции статики и походки. Непосредственно после этих занятий  (в разные сроки – от 3 недель и позже) начинают обучение больного вставанию и передвижению. Восстанавливается биомеханический рисунок акта вставания – наклон корпуса вперед с одновременным напряжением четырехглавых мышц, разгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, движение рук вперёд и т.д. В положении стоя больной обучается равномерному распределению массы тела на обе ноги, затем переносу тяжести тела с одной ноги на другую, равновесию в шаге, непосредственно элементам шага и соединению их в ходьбу, координированным движениям рук и ног при ходьбе. Обучение ходьбе – сложный процесс, успешность которого во многом зависит от правильного поэтапного подбора упражнений, строго специфичных для клинической двигательной картины у больного.

Помимо вышеуказанных упражнений, применяют специальные упражнения для ликвидации нарушений координации движений. К ним относятся тренировка сочетанных действий в различных суставах рук, ног, туловища при выполнении таких важных двигательных актов, как ходьба, повороты на месте и в движении, передвижение по пересеченной плоскости (неровность опоры, спуск и подъём по лестнице, уменьшенная плоскость опоры и т.д.), выполнение бытовых и трудовых целенаправленных действий и др. Используют упражнения для восстановления и укрепления функций равновесия, специальную вестибулярную гимнастику, тренировку устойчивости к различным «сбивающим» функциям влияния.

Вестибулярную гимнастику, рефлекторные упражнения ( с использованием нормальных синергий) и специальные упражнения применяют в промежуточном и начале позднего периода. Вестибулярная гимнастика включает в себя глазодвигательные упражнения в сочетании с поворотами и наклонами головы, задания на ориентировку в определении скорости, размеров и направления движущихся предметов. Рефлекторные упражнения строятся на основе содружественного включения различных мышечных групп в определенный двигательный акт. Противоатактические упражнения заключаются в тренировке на выполнение одной и той же двигательной задачи различными методами ( так называемое увеличение вариативности решения задачи). Вырабатываются такие качества, как точность и меткость. Интенционный тремор  снижается и вестибулярная гимнастика сочетаются с другими видами лечебной физической культуры, входя в общий комплекс лечебно-восстановительных мероприятий в позднем периоде травматической болезни.

 

 В резидуальном периоде – проводятся лечебно-восстановительные мероприятия, начатые в предыдущий период. Кроме того, осуществляется направленная компенсация утраченных двигательных функций с целью обучения необходимым бытовым и трудовым навыкам, самообслуживанию и передвижению, трудовым процессам и тем самым социальной реабилитации больного.

 

    Эффективность занятий лечебной гимнастикой может быть повышена специальными занятиями, трудотерапией, которая в сочетании с перечисленными методами ЛФК активно способствует физической, бытовой и социальной реабилитации больного после черепно-мозговой травмы.

Особого подхода требуют больные, перенёсшие тяжёлую черепно-мозговую травму с нарушением жизненно важных функций. Сложность двигательных дефектов при подобных травмах обуславливается комбинированным поражением пирамидных, экстрапирамидных и мозжечковых систем в различных сочетаниях и проявлениях. Комплекс восстановительно- компенсаторных мероприятий проводится с учётом сочетанного поражения и включает различные методы реабилитации.

Так, лечение положением предусматривает устранение мышечной дистонии -  сочетания мышечной гипертонии с гипотонией ( как следствие подкорково-стволовых поражений). К этим тоническим нарушениям нередко присоединяются паркинсоподобные симптомы – общая ригидность, скованность, тремор, каталептоидность. Всё это требует частого чередования статического лечения положением ( чаще лонгетами ) и пассивных редрессирующих движений.

При восстановительном лечении следует учитывать состояние психики больных.

Длительно сниженная психическая активность, малая контактность или неконтактность больных, быстрая истощаемость вынуждают применять пассивные и полуактивные методы лечения, искать обходные пути при восстановительной терапии. Применяют упражнения с использованием шейно-тонических и реципрокных рефлекторных связей, сочетающиеся с пассивными и полупассивными движениями, лечение положением.

Постепенное восстановление психической и психологической активности позволяет увеличить объём и разнообразить лечебную нагрузку. Особых приёмов восстановительного обучения и переобучения требуют нарушения высших корковых функций – апраксия, афферентные парезы, акинезия и др. Специфическим является и сочетание приёмов, которые применяют для лечения как спастических, так и вялых парезов.

В более поздние периоды при обучении стоянию и ходьбе применяют комбинированные методы, необходимые для лечения и компенсации пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой недостаточности. Обучение попеременному напряжению мышц-антогонистов и восстановление правильного рисунка шага при пирамидной патологии, изменение темпа и ритма ходьбы, восстановление естественных синкинезий   и динамическая поддержка головы петлей Глиссона  при экстрапирамидальной патологии, вестибулярная и противоатактическая гимнастика при мозжечковой патологии – все эти методы восстановительно-компенсаторного лечения используют в различных сочетаниях, объёме и последовательности.

    Настойчивое и непрерывное занятие с использованием различных средств лечебной физической культуры даёт положительный эффект даже при самых тяжёлых формах черепно-мозговой травмы и способствует возвращению пострадавших к активной социальной жизни.

Многообразие двигательных дефектов при черепно-мозговой травме не позволяет привести конкретных комплексов ЛФК при каждой форме, поэтому специалисту следует ориентироваться на средства лечебной физической культуры, используемые при черепно-мозговой травме, с последующим применением специальных упражнений.

Таким образом, можно дополнить, что система лечебно-восстановительных упражнений при поражениях головного мозга зависит в первую очередь от состояния больного. Вначале больные выполняют элементарные, лёгкие упражнения, а по мере улучшения состояния переходят к сложным и в последующем к тренировочным упражнениям.

д).Комплекс упражнений утренней гимнастики.

  Как правило, каждая процедура утренней гимнастики состоит из трех разделов: вводного, основного  и  заключительного. Вводный раздел, длительностью 10—20% от общего вре­мени занятий, состоит преимущественно из элементар­ных  упражнений  и призван  постепенно подготовить организм больного к возрастающей нагрузке. В основном разделе, составляющем 60-80% времени занятий, осуществляется общее и специальное тренирующее воздей­ствие на  организм. Соотношение  общеразвивающих упражнений со специальными  определяется индивиду­ально, в зависимости от стадии патологического про­цесса и режима двигательной активности. На данном этапе физиологическая нагрузка должна быть наиболь­шей. В заключительном разделе (10—20% общего време­ни) путем простейших гимнастических и дыхательных упражнений нагрузка постепенно снижается.

 

Комплекс утренней гимнастики:

 

1.        Вращение головой. Исходное  положение   (И.  п.) — стоя, руки на пояс. На счет 1—4 — круговое движение головой вправо. То же  в другую сторону. 10—-20— 30 раз.

2.        Повороты головы. И.  п.— стоя, руки  на пояс.  На счет 1—2 — поворот головы вправо; 3—4  — и. п. То же в другую сто­рону. 6—-8—10  раз в каждую сто­рону.

3.        Поднимание плеч. Может  выполняться  с гантелями. И. п.—стоя.  На  счет 1—2—под­нять оба плеча вверх; 3—4 — и. п. 10—20—30   раз.

4.        Отведение локтей назад. И. п.— стоя, руки на пояс. На   счет  1—2—   отвести  локти назад, стараясь соединить их за спи­ной,  вдох; 3—4  — и. п., выдох. 8—12—16   раз. 

5.        Соединение рук за спиной. И. п.— стоя, руки за спину (на пояснице), кисти переплетены. На счет 1—2 — вытянуть  руки вниз за спиной,  отводя  плечи  назад, выдох; 3—4 —  и. п„ вдох. 8—12— 16 раз.

6.        Наклоны тулови­ща  вперед и назад.  И. п.— стоя. руки — на пояс. На счет 1 — наклон вперед; 2—и. п.: 3— наклон назад: 4—и.   п. Движения  выполняются медленно и плавно. 10—20—30  раз.

7.        Наклоны тулови­ща в сторону. И. п.— стоя, руки —на  пояс. На  счет 1 --2 — наклон туловища  вправо: 3—4  - и. п.; то же —  в другую сторону.   Упражнение   выполняется  мед­ленно, без рывков. 20—30—40 раз.

8.        Повороты туло­вища. И. п.— стоя. руки — на пояс. На  счет 1—2—поворот    туловища вправо; 3—4 —  и. п.  То  же — в другую сторону.   При выполнении  поворотов ноги остаются   неподвижными,   спина прямая. 10—20—30   раз.

9.        Вращение туло­вища. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—4 —  круговое движение ту­ловища  вправо: 5—8 —  то же — в другую  сторону. Движение  начи­нается от тазобедренных суставов. 8—16—30   раз.

10.    Поднимание ног в сторону. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1—2—  отвести правую ногу в сторону; 3—4 — и. п. То же другой ногой.  Упражнение   выполняется с возможно  большей   амплитудой. 6—10—18   раз.

11.    Сгибание и раз­гибание ноги вперед. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — поднять согнутую  ногу   коленом   вверх: 2 — не опуская ноги, выпрямить ее вперед; 3 — вернуться в положение счета 1: 4—и.  п. То же —  другой ногой. 6—8—10   раз каждой ногой.  

12.    Сгибание и раз­гибание  ноги назад. И, п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — согнуть ногу  как  можно    выше   назад; 2 — не опуская ноги, выпрямить ее назад; 3 — вернуться в положение счета 1; 4—и.  п. То же —  другой ногой. 10—12—16   раз каждой  но­гой.

13.    Сгибание и разги­бание стопы. И.  п.— стоя, правая нога вперед — вниз, руки на пояс. На счет 1 — согнуть стопу на себя; 2—и.   п. То  же — другой  ногой.   То же  с круговыми движениями стопой. 20—30—40   раз каждой но­гой.

14.    Махи ногами впе­ред и назад. Вначале упражнение выполняется  у опоры,  затем без нее. И. п.— стоя, руки на пояс. На счет 1 — мах  ногой вперед, носок на себя; 2 —  вернувшись в и. п., мах  ногой назад, носок на  себя. 8—16—24   раза каждой ногой. 

Информация о работе ЛФК (формы, средства и методы) при сотрясениях головного мозга