Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:27, курсовая работа
Цель: разработать систему подвижных игр для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, которые бы помогли преодолеть недостаточность движений у таких детей.
Данная цель определяет постановку следующих задач:
• Показать особенности физического развития и двигательных функций у дошкольников с нарушениями зрения;
• Показать значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения;
• Показать результаты использования системы подвижных игр на уроках физической культуры.
Глава 1. Состояние проблемы овладения движениями у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрением
Введение…………………………………………………………………….3
Общая характеристика двигательной системы………………................5
Понятие о двигательном механизме……………………………….........6
Биомеханические характеристики и структура движений…………….9
Актуальные проблемы физического воспитания и развития детей
с нарушением зрения. Физическое развитие детей дошкольного
возраста…………………………………………………………………...10
Особенности коррекции недостатков физического развития
и психомоторики детей с нарушениями развития……………………..15
Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с нарушениями зрения……………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………40
Решение коррекционных задач связано с преодолением некоторых особенностей, обусловленных снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата, возникшим в результате тяжелых заболеваний перенесенных детьми. Коррекция отклонений в моторном развитии предполагает тренировку функции равновесия, формирование правильной осанки, коррекцию и профилактику плоскостопия, развитие дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания неслышащих и слабослышащих детей является развитие их ориентировки в пространстве. Правильно организованное физическое воспитание развивает активность детей, повышает работоспособность, что позволяет успешно проводить воспитательную и коррекционно-образовательную работу.
Для более эффективной работы по преодолению недостатков двигательного развития и по формированию звукопроизношения у слабослышащих детей в системе коррекционной работы используют фонетическую ритмику. Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики; способствовать формированию у слабослышащих детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной; развивать слуховое восприятие учащихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков. Содержание и цели работы над произносительной стороной речи слабослышащих учащихся с использованием метода фонетической ритмики рассмотрены в работах Власовой Т. М. и Пфафенродт А.Н. (1996). Авторы разработали систему, включающую несколько разделов: музыкально-ритмические стимуляции (только движения, без проговаривания), направленные на нормализацию дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений; работа над звуками речи и их сочетаниями; ритмом и темпом; речевым дыханием и слитностью; голосом и интонацией. Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно взаимосвязаны между собой.
У детей с церебральным параличом (ДЦП) встречаются наиболее тяжелые отклонения в развитии всех двигательных функций. В силу двигательных нарушений у этих детей статические и локомоторные функции не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи. Поэтому физическое воспитание детей с церебральным параличом занимает важное место в системе коррекционно-педагогической работы.
Вопросы физического воспитания этих детей рассмотрены в исследованиях М. В. Ипполитовой, Р. Д. Бабенковой, В. А. Бубновой, Е. М. Мастюковой и др. В работе И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» обобщены основные подходы к физическому воспитанию детей с церебральным параличом.
Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Физическое воспитание детей с церебральным параличом отличается своеобразием. Оно ставит перед собой те же цели и задачи, что и физическое воспитание здоровых детей, однако специфические особенности развития моторики детей с ДЦП требуют применения особых методов и приемов. Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. В связи с этим физическое воспитание детей с двигательными нарушениями должно начинаться с первых месяцев жизни. Моторное развитие при ДЦП не просто замедленно, но и качественно нарушено на каждом этапе. Поэтому в основе физического воспитания этих детей лежит онтогенетически последовательная стимуляция моторного развития, с учетом качественно специфических нарушений, характерных для разных клинических форм заболеваний. Развитие общих движений проводится поэтапно в ходе специальных упражнений, с учетом степени сформированности основных двигательных функций.
Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играют лечебная физкультура (ЛФК) и массаж. Для каждого ребенка подбирается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры и массажа, в зависимости от формы заболевания и возраста. Основными задачами лечебной физкультуры являются торможение патологической тонической рефлекторной активности, нормализация на этой основе мышечного тонуса и облегчение произвольных движений, тренировка последовательного развития двигательных навыков ребенка. Наряду с ЛФК широко применяется лечебный и точечный массаж. Это способствует расслаблению спастичных мышц и укрепляет, стимулирует функционирование ослабленных мышц.
Важной задачей физического
воспитания при ДЦП является
укрепление общего здоровья
Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук - еще одна из важнейших задач, тесно связанная с формированием общей моторики. Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. В свою очередь, формирование движений кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений. При лечебно-педагогической работе учитываются функциональные этапы становления моторики кисти и пальцев рук.
Принципы физкультурно-оздоровительной и лечебной работы с детьми, страдающими церебральными параличами, рассмотренные в книге И. Ю. Левченко и О. Г. Приходько, являются универсальными и широко используются в коррекционной работе с другими категориями детей, имеющими отклонения в развитии. Это объясняется тем, что при любом отклонении в развитии у детей встречаются те или иные двигательные нарушения. Поэтому, учитывая место двигательных нарушений в структуре дефекта, необходимо проводить все описанные выше мероприятия для нормализации и развития не только моторных, но и всех психических функций ребенка.
В системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи также большое значение придается моторному развитию ребенка. Поскольку группа детей с нарушениями речи очень неоднородна по своему составу, то и двигательное и психомоторное развитие детей этой категории варьируется в достаточно широких рамках. Так, у детей с дислалией, как правило, не наблюдается серьезных нарушений общей моторики, отмечаются лишь незначительные нарушения тонкой моторики рук и пальцев. При ринолалии наблюдаются значительные нарушения общей, тонкой произвольной, лицевой и речевой моторики. У этих детей отмечается астенизация организма, вялость, сниженный мышечный тонус, нарушения координации, плавности движений. У детей с дизартрией встречаются разной степени выраженности нарушения мышечного тонуса, гиперкинезы, стертые парезы, приводящие к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. При разных формах заикания отмечается разное состояние моторной функции. У части заикающихся наблюдается опережение моторного развития, у других - отставание в развитии моторных функций. Движения этих детей характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью; выявляются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства, слабое развитие чувства ритма, нарушения одновременности движений, страдает выразительность движений, быстрота двигательной реакции; имеют место неточность, суетливость при выполнении мелких движений, патологические движения, синкинезии (Г. А. Волкова, 1985).
Дети с речевой патологией, имеющей органическую природу нарушения, обычно различаются по состоянию двигательной сферы на возбудимых с явлениями отвлекаемости, нетерпеливости, неустойчивости и заторможенных с явлениями вялости, адинамичности,
Во всех коррекционных программах обучения и воспитания детей с нарушениями речи обязательно выделяется работа по разделу «моторное развитие». В нем предусматривается формирование полноценных двигательных навыков, овладение точно координированными и специализированными движениями рук. В процессе правильно организованных занятий устраняются некоординорованные, скованные, недостаточно ритмичные движения, дети обучаются дифференцированным навыкам. Коррекция особенностей моторного развития осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координации, необходимых для полноценного становления навыков письма. Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1991).
При различных нарушениях речи в коррекционной работе широко используются занятия логопедической ритмикой, подробно рассмотренные Г. А. Волковой (1985) . Логопедическая ритмика - это одна из форм своеобразной активной терапии, ее понимание основано на использовании слова, музыки, движения в реабилитационных целях. Занятия логоритмикой укрепляют мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, фацию движений, силу, выносливость, координацию движений, силу и тембр голоса. В логоритмике можно выделить два основных звена. Первое - развитие и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией. Второе - развитие речи и коррекция речевых нарушений, воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха. Основной принцип всех видов работы - тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала. В упражнениях большое внимание уделяется слову. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным режимом, а режимом в стихотворной форме, позволяющим сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. Обязательным условием проведения логоритмики является включение большого количества речевых заданий, Музыкальное сопровождение выполняет не только «ритмическую» функцию, но и создает определенное эмоциональное настроение, помогает ощутить всю красоту произведения. Здесь важен как четкий ритмический рисунок, так и художественное содержание. Логопедическая ритмика строится в зависимости от логопедического коррекционного курса.
У детей с задержкой психического развития, как правило, не наблюдается тяжелых двигательных расстройств. Однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность двигательных качеств, несовершенство мелкой моторики рук. Поэтому практически во всех научных работах, посвященных проблеме задержки психического развития, в программах обучения и воспитания детей с ЗГТР, методических рекомендациях к проведению коррекционной работы с этими детьми, - везде указывается на необходимость проводить специальные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья, коррекцию и развитие общей и мелкой моторики, развитие зрительно - моторной координации, графомоторных навыков детей с ЗПР. Однако ни в одной публикации нет описания сколько ни будь стройной, последовательной системы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с данной категорией детей, особенно дошкольного возраста.
Так в системе коррекционной работы с детьми данной категории, предложенной Э. Я. Пекелис (1972), определенное внимание, наряду с другими сторонами, было направлено на совершенствование моторики детей. В результате двух-трехлетнего посещения детьми групповых занятий с одновременным обучением в школе заметно организовалось их поведение, улучшилось внимание, целенаправленность деятельности, появилось чувство ответственности, сформировались школьные интересы.
В своих исследованиях У. В. Ульенкова (1980,1994) говорит о том, что в системе коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с ЗПР значительная роль принадлежит физкультурным занятиям, корригирующей гимнастике, занятиям ритмикой, лечебной физкультурой. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Такая система работы в большинстве случаев способствует значительному продвижению детей.
Н. Ю. Борякова (2000) в учебно-методическом пособии «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» указывает на необходимость совершенствования двигательных функций детей с ЗПР, начиная с раннего возраста. Поскольку дети, поступающие в специализированные группы детского сада, отличаются целым рядом особенностей. Как правило, это соматически ослабленные дети, отстающие не только в психическом, но и в физическом развитии. В анамнезе отмечается задержка в формировании статических и локомоторных функций, при обследовании выявляется несформированность всех компонентов двигательного статуса (физического развития, техники движений, двигательных качеств) по отношению к возрастным возможностям. Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики обуславливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, в процессе одевания и др.
В связи с вышеперечисленными особенностями в программу коррекционной работы с детьми раннего возраста с ЗПР, названной «Ступеньки развития», включен раздел «Развитие общей и мелкой моторики. Формирование элементарных графомоториых навыков». Построение программы осуществляется по спирали: на каждом следующем этапе усложняются этапы работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются. Однако в этой работе представлены лишь общие подходы к физическому развитию ребенка с ЗПР, но организационные аспекты и содержание коррекционной работы по физическому воспитанию не раскрываются.
Н. Г. Любушкина (1976) описывает приемы работы, которые использовались для развития мелких движений руки и точности координации в процессе экспериментального обучения, направленного на подготовку детей с ЗПР в школу. Детей обучали рисованию карандашом, лепке, аппликации, конструированию. Большое внимание уделялось изображению мелких деталей рисунков. Данные занятия способствовали развитию точности и направленности движений.
И. Ф. Марковская и Е. А. Екжанова (1988) представили свою систему развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, применения которой в начальных классах школ для детей с ЗПР, а также в подготовительных группах специальных детских садов дала положительные результаты.
Р. Д. Тригер (1981, 2000) разработала систему работы по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР, в которую входит развитие мелкой моторики пальцев рук и развитие зрительно - моторной координации. Это подготавливает детей к овладению навыком письма и чтения. На необходимость развития зрительно-моторной и слухо-моторной координации у детей с ЗПР в период подготовки к обучению чтению указывает Н. А. Цыпина (1994).