Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:27, курсовая работа
Цель: разработать систему подвижных игр для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, которые бы помогли преодолеть недостаточность движений у таких детей.
Данная цель определяет постановку следующих задач:
• Показать особенности физического развития и двигательных функций у дошкольников с нарушениями зрения;
• Показать значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения;
• Показать результаты использования системы подвижных игр на уроках физической культуры.
Глава 1. Состояние проблемы овладения движениями у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрением
Введение…………………………………………………………………….3
Общая характеристика двигательной системы………………................5
Понятие о двигательном механизме……………………………….........6
Биомеханические характеристики и структура движений…………….9
Актуальные проблемы физического воспитания и развития детей
с нарушением зрения. Физическое развитие детей дошкольного
возраста…………………………………………………………………...10
Особенности коррекции недостатков физического развития
и психомоторики детей с нарушениями развития……………………..15
Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с нарушениями зрения……………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………40
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
Дефектологический факультет
Кафедра олигофренопедагогики
Коррекционная направленность занятий физической культурой на преодоление недостаточности движений у дошкольников с нарушением зрения
Работу выполнила
студентка II курса, 215 группы
Редькина Ольга
Научный руководитель:
профессор
Плаксина Л.И.
Москва, 2013.
Содержание
Глава 1. Состояние проблемы овладения движениями у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрением
Введение…………………………………………………………
Общая характеристика двигательной системы………………................5
Понятие о двигательном механизме……………………………….........
Биомеханические характеристики и структура движений…………….9
Актуальные проблемы физического воспитания и развития детей
с нарушением зрения. Физическое развитие детей дошкольного
возраста…………………………………………………………
Особенности коррекции недостатков физического развития
и психомоторики детей с нарушениями развития……………………..15
Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с нарушениями зрения……………………………………………..33
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Современный кризис, охвативший все сферы жизни в Российской Федерации, представляет собой серьезную проблему для нормального развития человека. По статистическим данным, в стране лишь 12% здоровых детей, 33% - больных и 55% - с различными отклонениями в состоянии здоровья. По данной Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается более 35 млн. незрячих, в России – 260 тысяч. Исследования последних лет показывают значительное увеличение числа детей с нарушениями зрения.
Это обстоятельство требует создания условий для максимально возможной коррекции нарушения развития детей. Одним из таких условий является создание здоровья сберегающей среды, которая обеспечит оптимальный уровень двигательной активности у учащихся с нарушениями зрения. Двигательная активность может быть достигнута благодаря комплексу подвижных игр.
Проблема: что способствует преодолению недостаточности движений у дошкольников с нарушением зрения.
Цель: разработать систему подвижных игр для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, которые бы помогли преодолеть недостаточность движений у таких детей.
Данная цель определяет постановку следующих задач:
Объект исследования: процесс развития.
Предмет исследования: подвижные игры как средство преодоления физической недостаточности у дошкольников с нарушением зрения.
Гипотеза: мы предполагаем, что реализация системы подвижных игр повысит уровень физического развития у дошкольников с нарушениями зрения и поможет преодолеть недостаточность движений на занятиях физической культурой..
Методы исследования: изучение научной литературы.
Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Состояние проблемы овладения движениями у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрение
Общая характеристика двигательной системы
Органы опоры и движения человека составляют его двигательную систему. Форма и строение двигательной системы соответствуют её функции, которая в свою очередь влияет на форму и строение органов, формирует и совершенствует их. Двигательная система человека имеет твердую основу (кости), подвижные соединения (суставы, сращения, сухожилия, связки), мышцы, нейроны и чувствительные нервные окончания. Твердую основу каждой части тела составляет её костный осевой скелет. Все кости соединяются в скелет посредством суставов и сращений. Подвижные соединения костей определяют возможные направления и размах движений частей тела. Мышцы, прикрепленные к костям, изменяя свое напряжение и силу тяги, обусловливают движения человека. В упрощенном понимании основной аппарат (орган) движения образует биологическую модель, которая называется единой системой сустава.
В действительности сотни нейронов иннервируют каждую мышцу, обеспечивая как двигательные команды, так и сенсорную информацию о характере движения. А вокруг каждого суставного сочленения находятся группы мышц, каждая из которых осуществляет контроль движения в ограниченном количестве направлений. Поскольку форма и функция органов движения человека очень разнообразны, понять их сложность позволяют знания биомеханических особенностей структуры (морфологии) и функции двигательной системы.
Понятие о двигательном механизме
Двигательный механизм в биомеханике – это кинематические цепи двигательного аппарата, в которых выполняются различные заранее определенные движения. Кинематические цепи с множеством разнообразных возможностей движения становятся двигательным механизмов в результате сложной по структуре работы мышц.
Подробный анализ движений показывает, что биомеханическая схема двигательного механизма нуждается в уточнении. Во-первых, движения человека могут начинаться не только за счет активной тяги мышц, а также под действием внешних сил при уступающей работе мышц- антагонистов (пассивные движения). Во-вторых, в активных движениях при преодолевающей работе синергистов их антагонистические составляющие регулируют направление движения. В-третьих, мышцы-антагонисты не выключаются полностью на всё время движения; они своей уступающей работой регулируют скорость движения. Вместе с тем, в группе антагонистов данного движения мышцы чаще всего имеют различное направление тяги, под углом. Поэтому они противодействуют не только синергистам данного движения, но и друг другу, этим также регулируя направление движения. Причем, чем больше мышц участвует в работе, тем сложнее согласованность их тяги. Двигательный механизм обеспечивается не только силами мышц, выполняющих движущую, тормозящую и направляющую роль. Мышцы обусловливают перемещения частей тела, совершая динамическую (преодолевающую и уступающую) работу. Они осуществляют так называемые рабочие напряжения, участвуют в выполнении механической работы. Во время движения одних частей тела многие другие остаются относительно неподвижными, создавая опору для движущихся частей тела. Нередки случаи, когда почти все части тела находятся в движении относительно друг друга. Но гораздо чаще наблюдаются случаи, когда многие мышцы своими опорными напряжениями закрепляют неподвижно одни части тела и этим обеспечивают возможность быстрых сильных точных движений других частей тела. Опорные напряжения в физиологическом отношении менее благоприятны, чем рабочие. Длительные статические усилия вызывают более быстрое утомление двигательных нервных центров. Статические напряжения мышцы вследствие сдавливания кровеносных и лимфатических сосудов имеют худшие условия для крово- и лимфообращения. Однако из этого не следует, что статические напряжения всегда неблагоприятны. Они обеспечивают возможность уступающей и преодолевающей динамической работы других мышц, создавая им опору. В ряде случаев увеличение статических напряжений способствует, благодаря иррадиации возбуждения в нервных центрах, большему напряжению динамически работающих мышц. Чем быстрее движения, тем значительнее возникающие напряжения мышц.
Увеличение рабочих напряжений требует и больших опорных напряжений, чтобы создавалась опора для динамически работающих мышц. На величину опорных напряжений влияет как масса движущихся частей тела, так и их ускорение. Движения с внешним отягощением также вызывают соответствующие опорные напряжения.
Статические напряжения бывают необходимы и для фиксации отдельных суставов движущихся конечностей или туловища. По назначению статические напряжения мышц можно разделить условно на три группы. Когда мышцы действуют своим моментом тяги против момента силы тяжести (рычаг), тогда говорят об удерживающей работе. Например, удержание груза рукой, согнутой в локтевом суставе. Если сила тяжести действует на сустав по вертикали, вдоль оси части тела, и мышцы испытывают действие на разрыв, то своим напряжением они осуществляют в этом случае укрепляющую работу. Так происходит удержание груза (гири) в положении «рука вниз». Во многих случаях одни мышцы совершают опорные напряжения против действия других мышц-антагонистов совместно с ними; такая работа называется фиксирующей. Это можно наблюдать при удержании груза (гири) рукой, поднятой вверх. Наиболее активное напряжение мышц может быть при удерживающей работе. При укрепляющей работе значительную помощь мышце оказывают соединительно-тканные элементы самой мышцы, а также связки, укрепляющие сустав. По величине напряжения фиксирующая работа может быть наименьшей. Однако для фиксации сустава нередко бывает необходимо точное согласование напряжений мышц-антагонистов. Например, при стойке на кистях, это труднее осуществить, особенно в условиях нарастающего напряжения мышц при удерживающей работе.
Таким образом, двигательный механизм обеспечивается согласованной динамической и статической работой мышц, которые осуществляют в суставах движущую, регулирующую и опорную функцию. Эта работа мышц выполняется посредством ЦНС человека, обусловливающей его взаимодействие с внешней средой.
Биомеханические
Как известно, движения человека различаются по ряду особенностей. Эти отличительные свойства движений называются их характеристиками. К основным свойствам движений в биомеханике относят: кинематические и динамические характеристики.
Кинематические (двигательные) характеристики включают в себя длину, время и их производные -скорость и ускорение. Динамические (силовые) характеристики раскрывают причины различия видов движения. К ним относятся: масса, сила и их производные, которые образуются с участием и кинематических характеристик (момент силы, работа силы, энергия тела и другие).
Сложность двигательного акта в биомеханике раскрывается в понятии о структуре движения. Структура (строение, устройство) движений – это внутренние связи между отдельными элементами (частями) движений, а также их характеристиками. Изучая это связи, мы понимаем движение человека не как механическую сумму отдельных частей, сторон, особенностей и характеристик, а как единое целое, обусловленное механизмами управления движением.
Актуальные проблемы физического воспитания и развития детей на современном этапе. Физическое развитие детей дошкольного возраста
В последнее время, наряду с другими проблемами, является особенно актуальной физическое воспитание детей. Возросшие за последние годы требования школьной программы, изменившиеся условия жизни способствуют гипокинезии – пониженной двигательной активности. Гипокинезия приводит к слабости мышц, связок, костного аппарата, плохому физическому развитию, нарушению функций нервной системы. Единственно верный путь противодействия этому влиянию – правильная организация физического воспитания с раннего детства.
Основное средство изучения физической культуры - освоение ребенком базовых ее основ, то есть объективно необходимого и обязательного для каждого человека уровня физической культуры, без которого невозможно эффективное осуществление жизнедеятельности вне зависимости от того, чем бы ни хотел ребенок заниматься в будущем.
К сожалению, статистика свидетельствует, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Сегодня в среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20–27 % детей относится к категории часто и длительно болеющих. Количество детей, страдающих ожирением, возрастает на 1 % ежегодно. По данным прогнозов, 85 % этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50 % детей нуждаются в психокоррекции, что характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом.
Выполняя общие задачи всестороннего развития личности, физическое воспитание имеет и свое особое назначение. Его задачи сложны и многообразны.
1. Укрепление здоровья и
Успешному решению задачи способствует систематический врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, за динамикой физического развития, а также учет возрастных, индивидуальных и половых особенностей учащихся.
2. Формирование и