Коррекционная направленность занятий физической культурой на преодоление недостаточности движений у дошкольников с нарушением зрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 15:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель: разработать систему подвижных игр для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, которые бы помогли преодолеть недостаточность движений у таких детей.
Данная цель определяет постановку следующих задач:
• Показать особенности физического развития и двигательных функций у дошкольников с нарушениями зрения;
• Показать значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения;
• Показать результаты использования системы подвижных игр на уроках физической культуры.

Оглавление

Глава 1. Состояние проблемы овладения движениями у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным зрением
Введение…………………………………………………………………….3
Общая характеристика двигательной системы………………................5
Понятие о двигательном механизме……………………………….........6
Биомеханические характеристики и структура движений…………….9
Актуальные проблемы физического воспитания и развития детей
с нарушением зрения. Физическое развитие детей дошкольного
возраста…………………………………………………………………...10
Особенности коррекции недостатков физического развития
и психомоторики детей с нарушениями развития……………………..15
Особенности физического развития и двигательных нарушений у детей с нарушениями зрения……………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………...39
Список литературы………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

kursovaya_ispravlennaya.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

3. Развитие основных двигательных  качеств. Осуществление человеком  многих практических действий  связано с проявлением физических  способностей. К качествам двигательным относятся такие, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость.

4. Формирование привычки и устойчивого  интереса к систематическим занятиям  физическими упражнениями. Значение  этой задачи определяется тем, что положительное воздействие физических упражнений достигается только тогда, когда они выполняются регулярно. Важно добиться интереса учеников к регулярным занятиям, посредством внешкольной и внеклассной работы, однако чтобы этот интерес приобрел активные формы, вызвал потребность в самостоятельных, каждодневных занятиях.

5. Воспитание гигиенических навыков, сообщение знаний в области  физических упражнений и закаливания.

6. Формирование организаторских  навыков, подготовка общественного  физкультурного актива, т.е. включение в активную физкультурную и спортивную деятельность. Необходимо привлекать учащихся к общественной работе по физической культуре: к организации соревнований, игр, походов.

В стране необходимо создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, а также модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования. Кроме того, дальнейшему развитию физической культуры в стране будет способствовать развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

Сегодня в стране реализуются национальные проекты в системе здравоохранения, образования, науке, ЖКХ и т.д. Люди стали жить несколько лучше, постепенно восстанавливается связь и доверие между народом и властью. Что незамедлительно сказалось и на развитии физической культуры и спорта. Суть этих положительных изменений заключается в том, что в федеральную целевую программу на 2006-2015 годы только в Ростовской области внесены дополнительно еще 36 объектов строительства спортсооружений на 2008-2010 годы на общую сумму около 1,7 млрд. рублей! Активное строительство спортсооружений развернулось в Краснодарском, Ставропольском и т.д. краях. И, действительно, Правительством Российской Федерации в стране проводятся масштабные социально-экономические и организационные мероприятия в рамках исполнения федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» – с целью сохранения и укрепления здоровья россиян средствами физической культуры и спорта, где главной своей задачей государство считает поддержание физической и социальной активности каждого гражданина России, укрепление здоровья людей, улучшение демографической ситуации в стране. В соответствии с этой Федеральной целевой программой уже к 2010 году в России будет завершено масштабное строительство и реконструкция ещё 196 новых современных спортивных объектов, и это: физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), ледовые арены, бассейны, многофункциональные спортивные залы. Профессор, д.п.н. Лукьяненко В.П. (г. Ставрополь) посвятил свой доклад проблемам дальнейшего совершенствования физкультурной образованности учащейся и студенческой молодежи. По мнению В.П. Лукьяненко, сегодня в российских школах, да и в вузах, в основном, всё сводится к физической подготовке. Это в лучшем случае и очень мало внимания преподавателями уделяется физкультурному образованию Личности. А между тем, чтобы молодежь была здоровой – её этому надо учить, поэтому физическую культуру молодежи невозможно формировать без интеллектуального компонента.

 В.П. Лукьяненко считает, что  в занятиях по физической культуре, кроме образовательной составляющей, должна присутствовать и оздоровительная направленность, и тренировочный подход. Поэтому занятия по физической культуре должны быть: отдельно-теоретическими, отдельно - практико-методическими, и отдельно-практическими. По мнению докладчика, девизом дня, для специалистов физической культуры, сегодня должен стать лозунг: « От физического воспитания к физкультурному образованию».

Современные дети, к сожалению, больше времени проводят за компьютером и телевизором. Спортивные залы и активный отдых забыты, а ведь именно они гармонично развивают не только позвоночник, но и организм в целом. Из-за отсутствия физической активности наши дети предрасположены к лени. Им, как это ни печально, не интересно на улице, не хочется двигаться, они считают, что тяжелый физический труд и любое движение, кроме ходьбы, вообще излишне. В 70% случаев кифозы и сколиозы обусловлены именно отсутствием адекватной и правильной, равносторонней нагрузки на мышцы спины. Фиксация позвоночника несовершенна, что связано с развитием мышц, и легко приводит к изменениям осанки. При неправильном положении тела, когда позвоночный столб изогнут, нагрузка на телa позвонков увеличивается и смещается. При статической нагрузке без движения начинает страдать кровоснабжение и питание мышц и суставов. Мышцы теряют эластичность и замещаются грубой соединительной тканью. Межпозвонковые суставы дегенерируют, развивается артроз. Снижается упругость дисков, страдает их амортизирующая функция. Теряют эластичность связки позвоночника. В результате, мы видим сгорбленных девочек, мальчиков с впалой грудью, которые могли бы быть очень красивыми.

 

 

 

 

 

 

 

 Особенности коррекции  недостатков физического развития  и психомоторики детей с нарушениями  развития

                  Необходимость коррекции недостатков моторной сферы детей с нарушениями развития и положительное влияние такой работы на формирование психики детей отмечалось многими исследователями.

При организации коррекционной работы с детьми, имеющими различные нарушения развития, огромное значение имеет целенаправленное преодоление недостатков моторики, развитие движений, охрана и укрепление здоровья детей. Конечно же, подходы к организации физического воспитания детей с разными отклонениями в развитии неодинаковы. Они учитывают структуру дефекта, степень выраженности нарушений, состояние здоровья детей и многое другое. Однако всегда физическое воспитание является важной частью общей системы обучения, воспитания и лечения детей с нарушениями развития.

Рассмотрим, как вопросы физического воспитания решаются в системе обучения и воспитания умственно отсталых детей.

Еще Э.Сеген в своем труде «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей» (1903) одним из центральных принципов работы с умственно отсталыми детьми провозгласил активность через физическое движение.

В настоящее время имеется достаточно большое количество научных исследований, посвященных изучению различных сторон моторного развития умственно отсталых детей и определению путей коррекции недостатков развития. Изучены особенности двигательного развития умственно отсталых детей (Азбукин Д. И., 1943; Козленке Н. А., 1963; Плешаков А. Н., 1975; Бабенкова Р. Д., 1963), особенности психомоторики умственно отсталых детей (Вайзман Н. П., 1976, 1997), пути формирования двигательных навыков у умственно отсталых детей (Самыличев А. С, 1985; Юровский С. Ю., 1971), общие вопросы физического воспитания и педагогические основы коррекции двигательных нарушений умственно отсталых детей в процессе физического воспитания (Дмитриев А. А., 1987; Черник Е. С., 1997; Мозговой В. М., 2001;).

На основе этих исследований разработаны программы физического воспитания умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста, учебно-методические материалы для проведения занятий по физическому воспитанию умственно отсталых детей, даны рекомендации по их оздоровлению средствами физической культуры (Мозговой В. М., Юровский С. Ю., Захарин Б. И., Дмитриев А. А., Черник Е. С, Сермеев Б. В, Катаева А. А., Стребелева Е. А., Мастюкова Е. М., Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д.  и др.).

Наиболее полно современный подход к физическому воспитанию умственно отсталых детей представлен в работе В. М. Мозгового «Развитие двигательных возможностей учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания» (2001). Физическое воспитание рассматривается им как решающий фактор повышения двигательных возможностей детей с нарушениями интеллекта, исправления нарушений моторики и физического развития, формирования двигательных умений и навыков и как результат всего этого - развития личностных качеств и познавательной деятельности ребенка. Коррекционная направленность физического воспитания обеспечивается за счет учета следующих факторов:

– уровня развития интеллекта каждого ребенка;

– клинической картины слабоумия;

– состояния моторных функций, уровня развития двигательных возможностей;

– наличия у ученика сопутствующих дефектов развития, соматических заболеваний;

– уровня физического развития и подготовленности;

– индивидуальных и возрастных показателей при выполнении упражнений различного характера (циклические, ациклические).

Такой подход к физическому воспитанию помогает выбрать самые эффективные средства развития и коррекции психофизических недостатков учащихся вспомогательной школы, подготовить их к практической деятельности.

Автор говорит о необходимости изучения моторики учащихся вспомогательной школы с учетом того, что каждое спортивное упражнение есть произвольное движение и именно в произвольных движениях проявляется взаимосвязь между внутренней и внешней деятельностью, что способствует развитию психических функций и накоплению двигательного опыта.

Также подчеркивается огромное значение теории уровневой организации движений Н. А. Бернштейна для теории и практики физического воспитания детей с нарушениями интеллекта, в особенности вывода о том, что низшие уровни управления движениями осознаются недостаточно и неполно. В данной работе даны подробные характеристики физического развития, состояния моторных функций и двигательной подготовленности детей с нарушениями интеллекта 11-16 лет, а также методы их измерения. Рассмотрена методика и организация определения динамических и кинематических характеристик движений. Определены задачи физического воспитания учащихся с нарушениями интеллекта: образовательные, воспитательные, коррекционно-компенсаторные, лечебно-оздоровительные. Описаны различные средства физического воспитания с целью развития двигательных возможностей, даны методические рекомендации к проведению конкретных форм занятий по физкультуре. Рассмотрены основные типы уроков физкультуры, организация и методика их проведения.

Несомненная ценность работы В. М. Мозгового состоит в том, что раскрыты патогенные механизмы формирования двигательных нарушений у умственно отсталых детей и показаны конкретные пути их преодоления. Впервые представлена целостная система физического воспитания и оздоровления учащихся с нарушениями интеллекта, показана коррекционная направленность физкультурных занятий в специальной школе. Основные принципы, разработанные В. М. Мозговым, могут быть положены в основу физкультурно-оздоровительной работы любого типа специального учебного заведения для детей с отклонениями в развитии.

Вопросы преодоления недостатков моторного развития и физического воспитания детей с нарушениями зрения освещены в работах таких исследователей, как Р. Н. Азарян, В. П. Ермаков, Г. А. Якунин, А. И. Сизова, Г. И. Бредис, Б. В. Сермеев, Э. М. Стернина, Л. С. Сековец и др.

Физическое воспитание незрячих и слабовидящих детей является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса специальных учебных заведений для данной категории детей. Оно направлено на всестороннее развитие детей, подготовку их к жизни и труду, формирование двигательных умений и навыков, достижение высокого уровня физической подготовленности, повышение работоспособности. Одной из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения. У незрячих и слабовидящих детей отмечаются отставание в физическом развитии, нарушения осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей - силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. У многих детей страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве. Отклонения в физическом развитии и недостатки моторики требуют проведения направленной коррекционно-воспитательной работы по их предупреждению и преодолению. Поэтому физическое воспитание незрячих и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья, формирование двигательных качеств. Это достигается путем организации коррекционно-направленных физкультурных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц.

Большую роль в преодолении недостатков моторного, психомоторного и физического развития детей с нарушениями зрения играют специальные коррекционные занятия: ритмика и лечебная физкультура (ЛФК). Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий, во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке. Они придают движениям целесообразность, стройность, уверенность.

Лечебная физкультура применяется для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий средствами физической культуры. Занятия ЛФК направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов. У детей с нарушениями зрения существуют особенности психофизического развития: нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение функционального состояния физиологических систем организма. Вследствие систематического дефицита движений снижаются все жизненно важные функции организма - ухудшается общее и местное кровообращение, нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению зрительных функций и работоспособности детей. Поэтому занятия ЛФК имеют свою специфику. Они направлены на коррекцию различных недостатков физического развития, моторики и двигательных способностей. На занятиях ЛФК наряду с физическими упражнениями с коррекционной направленностью, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться, что очень важно для незрячих и слабовидящих детей.

Таким образом, в системе обучения и воспитания детей с нарушениями зрения достаточно глубоко и всесторонне решаются вопросы коррекции недостатков двигательного развития детей. Под влиянием направленного физического воспитания и применения системы коррекционных занятий происходит перестройка в двигательном анализаторе, улучшается мышечная работоспособность, нормализуется деятельность сердечко -сосудистой и дыхательной систем и, что не менее важно, улучшается функциональное состояние зрения у детей. На примере физического воспитания незрячих и слабовидящих детей можно проследить положительное влияние средств физической культуры на коррекцию и компенсацию недостатков физического и психического развития ребенка, если имеется стройная и продуманная система организации физкультурно-оздоровительной и компенсаторно-профилактической работы.

Вопросы физического воспитания детей с нарушениями слуха рассмотрены в работах Трофимовой Г. В., Коржовой А. А., Власовой Т. М. и Пфафенродт А. Н. В системе обучения и воспитания детей с нарушениями слуха важное значение придается физическому воспитанию, направленному на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, развитие потребности в двигательной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического развития.

Информация о работе Коррекционная направленность занятий физической культурой на преодоление недостаточности движений у дошкольников с нарушением зрения